Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

КОНТАКТЫ С РУКОВОДСТВОМ КЛИЕНТА

Порядок общения аудиторов с руководством клиента до июня 2001 г. регламентировался ПМАП 1007 «Контакты с руководством клиента». В данном Положении по международной аудиторской прак­тике в краткой форме освещались отношения аудитора с руководством клиента, описанные в МСА, и предоставлялись дополнительные реко­мендации.

В контексте ПМАП 1007 под понятие «руководство» подпадали должностные лица и другие лица, которые также выполняли высшие управленческие функции. Под руководством понимались директора и аудиторский комитет только в тех случаях, когда таковые выполня­ли указанные функции.

Раздел «Юридические и профессиональные требования» содер­жал подразделы «Этические соображения», «Условия договоренности об аудите», «Заявления руководства».

Подразделом «Этические соображения» предусматривалось, что в ходе аудита финансовой отчетности необходимо установить конструк­тивные рабочие отношения с руководством в целях проведения эффек­тивного аудита. Для этого нужно соблюдать определенные этические принципы, установленные профессиональными стандартами, которые содержатся в Кодексе этики профессиональных бухгалтеров (незави­симость, порядочность, объективность, профессиональная компетент­ность и надлежащая тщательность, конфиденциальность, профессио­нальное поведение, технические стандарты).

В подразделе «Условия договоренности об аудите» для аудито­ров давались дополнительные рекомендации к МСА 210 «Условия ауди­торских заданий» (тогда этот стандарт назывался «Условия догово­ренностей об аудите»). Подчеркивалось, что письмо-обязательство помогает избежать недопонимания условий договоренности и представ­ляет собой основу отношений между аудитором и клиентом. Перечисля­лись главные элементы, которые должны найти отражение в письме-обязательстве: цель аудита финансовой отчетности; ответственность руководства за финансовую отчетность; объем аудита, включая ссыл­ку на применимые законы, нормативные акты или положения профес­сиональных организаций, которые должен соблюдать аудитор; форма отчетов и других сообщений о результатах работы; тот факт, что вслед­ствие выборочного характера тестирования и других имманентных огра­ничений аудита, а также ограничений систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, существует неизбежный риск необнаружения некоторых существенных искажений; доступ к записям, документации и прочей информации, запрашиваемых в связи с аудитом.

Подраздел «Заявления руководства» содержал дополнения к одно­именному МСА 580, которым закреплены рекомендации, касающиеся заявлений руководства. В названном подразделе отмечалось, что письмо с заявлениями руководства может обеспечивать:

  доказательство того, что руководство подтверждает свою ответственность за достоверное представление финансовой отчетности согласно соответствующим основам финансовой отчетности и утвер­дило такую финансовую отчетность;

  письменное подтверждение руководством важных заявлений, сделанных во время аудита, что снижает вероятность недопонимания в случаях устных заявлений в адрес аудитора;

  письменное аудиторское доказательство в случае, если заяв­ление руководства является единственным доказательством, которое аудитор может получить (например, для подтверждения того, что руко­водство не собирается реализовывать определенные инвестиции в ожи­дании роста их стоимости в долгосрочной перспективе).

Далее в соответствующих разделах ПМАП 1007 рассматривались особенности контактов аудитора с руководством на различных стади­ях аудита, которые в обязательном порядке подлежат документирова­нию в рабочих документах аудитора (например, объяснения и заявле­ния, касающиеся существенных операций, и устные сообщения, сделанные во время аудита).

В разделе «Контакты с руководством во время аудита» перечисля­лись основные вопросы, которые аудитору желательно обсудить при посещениях клиента:

  понимание бизнеса;

  план аудита;

  влияние новых законов или профессиональных стандартов на аудит;

  информация, необходимая для оценки аудиторского риска;

  объяснения, доказательства и заявления руководства или работников более низкого организационного уровня;

  наблюдения и предложения, возникшие при проверке таких вопросов, как операционная и административная эффективность, стра­тегии бизнеса и прочие значимые вопросы;

  непроверенная информация, которую руководство собирает­ся опубликовать вместе с проверенной финансовой отчетностью и кото­рую аудитор считает непоследовательной или вводящей в заблуждение.

Если аудитор проводит обсуждения с целью получения аудитор­ских доказательств, то ему необходимо определить наиболее подходя­щее лицо, от которого можно получить аудиторское доказательство.

В разделе «Контакты с руководством клиента в конце аудита» указывалось на необходимость обсуждения с руководством таких воп­росов, как:

   практические трудности во время аудита;

  разногласия с руководством, касающиеся финансовой отчет­ности;

  значительные аудиторские корректировки, отраженные или не отраженные в финансовой отчетности;

  значительные проблемы, которые связаны с учетной полити­кой и раскрытием статей в финансовой отчетности и могут привести к модификации аудиторского заключения;

   выявленные аудитором нарушения или подозреваемое несоб­людение законов и положений;

  значительные риски, создающие для субъекта угрозу с точки зрения непрерывности его деятельности;

  рекомендации (например, касающиеся вопросов внутреннего контроля), которые аудитор хочет дать в результате проведения аудита.

Аудитору рекомендовалось сообщить о подобных вопросах руко­водству соответствующего уровня в устном или письменном виде, а так­же провести специальную встречу с советом директоров, аудиторским комитетом или другим старшим руководством.

Раздел «Контакты по вопросам внутреннего контроля» содержал дополнительные рекомендации, касающиеся внутреннего контроля. В этом разделе говорилось, что такие рекомендации не являются основ­ной целью аудита, однако все равно должны представлять ценность для клиента. Поэтому от аудитора требовалось своевременно уведомить руководство о существенных недостатках в структуре или работе систем бухгалтерского учета либо внутреннего контроля, которые аудитор заметил. Целесообразно, чтобы в письменном сообщении аудитора по вопросам внутреннего контроля:

   не было формулировок, которые могут противоречить мнению, выраженному в аудиторском заключении;

  отмечалось, что системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля рассматривались только в той степени, которая необходима для определения надлежащих аудиторских процедур в отношении финансовой отчетности, а не для определения достаточности внутрен­него контроля для управленческих целей или для гарантий в отноше­нии систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

  указывалось, что сообщение охватывает только те недостатки внутреннего контроля, которые аудитор заметил в результате аудита, и что могут существовать другие недостатки внутреннего контроля;

  содержалось заявление о том, что сообщение предназначено только для использования руководством (или другой указанной сто­роной).

В этом же разделе говорилось, что значение выявленных фактов, касающихся систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, может измениться с течением времени, а предложения предыдущих лет, которые не были приняты, обычно повторяются, или на них делают ссылку. ПМАП 1007 было предусмотрено, что контакты с руководством по поводу внутреннего контроля или по любому другому вопросу не освобождают аудитора от необходимости учитывать возможное воз­действие таких вопросов на финансовую отчетность или аудит.

На основе ПМАП 1007 было разработано ПСАД «Общение с руководством экономического субъекта», определяющее принципы деловых отношений аудиторской организации (аудитора) с руковод­ством экономического субъекта, в отношении бухгалтерской отчетно­сти которого проводится аудит.

При общении с руководством экономического субъекта (лица­ми, входящими в исполнительные органы или ответственными за веде­ние дел экономического субъекта) аудиторской организации следует придерживаться общепринятых моральных норм, а также руководство­ваться принципами профессиональной этики.

Аудиторская организация должна рассматривать полученную от руководства экономического субъекта информацию с точки зрения ее уместности, надежности и достаточности, а также полномочий и ком­петентности лица, ее предоставившего.

Целью общения с руководством экономического субъекта до начала аудита являются оценка возможности проведения аудита и заключение договора на оказание аудиторских и (или) сопутству­ющих аудиту услуг. Общение с руководством экономического субъек­та до начала аудита включает в себя общение на стадии предваритель­ного планирования аудита и общение на стадии переговоров.

На стадии переговоров с руководством экономического субъек­та должны быть определены и согласованы существенные условия пред­стоящего договора. Аудиторской организации рекомендуется разра­ботать с учетом требований законодательства типовые договоры на оказание аудиторских и (или) сопутствующих аудиту услуг. Эти договоры должны применяться на постоянной основе.

Подписанию договора на оказание аудиторских и (или) сопут­ствующих аудиту услуг может предшествовать подготовка письма-обя­зательства. Оно направляется руководству экономического субъекта до заключения договора на оказание аудиторских услуг во избежание неправильного понимания субъектом условий предстоящего договора.

Цель общения с руководством экономического субъекта во вре­мя аудита — оптимизация аудиторских процедур и обеспечение дости­жения целей аудита с максимально возможной эффективностью. Во время аудита с руководством экономического субъекта могут обсуж­даться вопросы: планирования аудита; получения аудиторских доказа­тельств; оценки аудиторского риска и уровня существенности; изуче­ния и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля; использования работы экспертов; связанные с организацией аудита; связанные с подготовкой и проведением аудита.

На заключительной стадии аудита цель общения с руководством экономического субъекта состоит в обсуждении выявленных в ходе аудита проблем и согласовании предлагаемых аудиторской организа­цией поправок к бухгалтерской отчетности экономического субъекта. На заключительной стадии аудита с руководством экономического субъекта могут обсуждаться:

   проблемы, с которыми столкнулась аудиторская организация в ходе аудита;

   вопросы ведения бухгалтерского учета и составления бухгал­терской отчетности, по которым у экономического субъекта и аудитор­ской организации возникли разногласия;

   поправки к бухгалтерской отчетности, предложенные аудитор­ской организацией, вне зависимости от того, сделаны ли они в этой отчетности;

  нарушения установленного законодательством Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчет­ности, влияющие или способные повлиять на ее достоверность;

   выявленные в ходе аудита особенности внешней или внутрен­ней среды, существенно влияющие либо способные повлиять на непре­рывность деятельности экономического субъекта;

   существенные события, произошедшие после даты подписа­ния аудиторского заключения;

  другие вопросы, связанные с завершением аудита. Аудиторская организация изучает и оценивает системы бухгал­терского учета и внутреннего контроля экономического субъекта и при необходимости подготавливает рекомендации по их совершенствова­нию. Это делается исключительно для того, чтобы определить объем работ, необходимых для формирования аудиторского заключения о бух­галтерской отчетности.

По результатам оценки систем бухгалтерского учета и внутрен­него контроля аудиторская организация готовит отчет, в который вклю­чает предложения по устранению отмеченных недостатков, повыше­нию надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля и возможностей по выявлению ошибок и недочетов.

При необходимости рекомендации по улучшению систем бухгал­терского учета и внутреннего контроля могут быть обсуждены с руко­водством экономического субъекта с целью их последующей реализа­ции экономическим субъектом. Аудиторская организация может предложить экономическому субъекту содействие в выполнении этих рекомендаций.

Аудиторская организация должна получить информацию, сви­детельствующую о готовности руководства экономического субъекта принять меры по улучшению систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Если руководство экономического субъекта сообщило аудитор­ской организации о своем несогласии с предложенными рекомендациями, аудиторская организация должна провести совещание с руководством экономического субъекта для выяснения причин разногласий.

В российском стандарте аудита также уделяется большое вни­мание вопросам документирования рабочей документации аудитора.



{SHOW_TEXT}

ВНЕДРЕНИЕ СТАНДАРТОВ АУДИТА В РОССИИ РОЛЬ АУДИТОРСКИХ ПРОВЕРОК В ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОСТОВЕРНОСТИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ СВЯЗЬ СТАНДАРТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТА КОДЕКС ЭТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БУХГАЛТЕРОВ ЦЕЛИ И ОБШИЕ ПРИНЦИПЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ АУДИТ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ УСЛОВИЯ АУДИТОРСКИХ ЗАДАНИЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА РАБОТЫ В АУДИТЕ ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АУДИТОРА ПО РАССМОТРЕНИЮ МОШЕННИЧЕСТВА И ОШИБОК В ХОДЕ АУДИТА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ УЧЕТ ЗАКОНОВ И НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПРИ АУДИТЕ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ