Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

ВВОДНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ

Общие положения аудиторской деятельности отражены во ввод­ных международных стандартах аудита, в состав которых входят пре­дисловие к международным стандартам аудита и сопутствующих услуг, глоссарий, МСА 100 «Задания, обеспечивающие уверенность», МСА 120 «Основные принципы Международных стандартов аудита».

Юридический статус международных стандартов аудита и поря­док их принятия определены Комитетом по международной аудитор­ской практике — КМАП (International Auditing Practices Committee — FAPC) в предисловии к международным стандартам аудита и сопут­ствующих услуг и МСА 100 «Задания, обеспечивающие уверенность».

Миссия Международной федерации бухгалтеров заключается но всемерном развитии и усилении позиций бухгалтерской профессии. Для осуществления данной миссии МФБ создала Совет МФБ, кото­рый в свою очередь основал КМАП.

КМАП — постоянный комитет Совета МФБ. Члены этого коми­тета назначаются организациями — членами МФБ в странах, выбран­ных Советом МФБ. Представители, входящие в состав КМАП, долж­ны быть членами одной из организаций — членов МФБ, хотя для обеспечения разнообразия во взглядах в подкомитетах КМАП могут работать лица из стран, не представленных в КМАП. К задачам КМАП относятся разработка и опубликование стандартов и положений в отно­шении аудита и сопутствующих услуг от имени Совета МФБ.

В предисловии к международным стандартам аудита и сопутст­вующих услуг определено, что МСА предназначены для применения при аудите финансовой отчетности, а также при аудите иной финансо­вой информации и предоставлении сопутствующих аудиту услуг. Ауди­тор может отходить от требований МСА, но только обязательно аргументируя причины такого отхода. МСА следует применять только к вопросам, имеющим существенное значение.

Наряду со стандартами КМАП выпускает Положения о между­народной аудиторской практике (ПМАП). Эти документы детализи­руют положения международных стандартов аудита и не имеют силы стандартов, хотя для обозначения совокупности собственно МСА и соответствующих ПМАП, образующих единую систему, обычно употребляется выражение «система документов МСА». МСА 100 «Задания, обеспечивающие уверенность» предусмот­рены общие принципы заданий, обеспечивающих уверенность высо­кого уровня. Однако МСА 100 не заменяет существующих стандартов, например, он не применяется к аудиту или обязательной проверке финансовой отчетности.

Более 100 терминов, применяемых в МСА, нашли отражение в документе под названием «Глоссарий». На основе этого документа для регламентации аудиторской деятельности в России Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ был утвержден Пере­чень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности.

Цель Перечня — изложение основных терминов и определений, употребляемых при осуществлении аудиторской деятельности, в том числе для обеспечения единства трактовки терминов во всех правилах (стандартах) аудиторской деятельности.

Перечень не имеет самостоятельного значения и выполняет вспомогательную функцию. Кроме того, этот документ составлен в соот­ветствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Россий­ской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263, и российскими нормативными актами, регулирующи­ми бухгалтерский учет, и поэтому объективно не тождествен глосса­рию из МСА. Значение глоссария и терминологии заключается в том, что они способствуют развитию и интеграции аудиторской деятельно­сти на международном уровне. С приближением же российских подхо­дов к аудиту к международным, а российских правил бухгалтерского учета — к МСФО, дефиниции данных двух перечней будут прибли­жаться друг к другу. В настоящее время российский Перечень содер­жит большее количество понятий, чем глоссарий МСА, поскольку такие понятия, как «честность», «объективность», «профессиональное сужде­ние аудитора», «профессиональный скептицизм аудитора»,— очевид­ные для западных аудиторов,— на начальной стадии развитии аудита отечественным специалистам было необходимо разъяснить. Некоторые же термины, например «утверждения (предпосылки подготовки) бух­галтерской отчетности», по отмеченным причинам еще ждут того, что­бы занять положенное место в российском аудите.

На современном этапе развития аудита происходит постепенное совершенствование терминологии, применяемой российскими аудито­рами. Так, постановлением Правительства РФ от 7 октября 2004 г. № 532 «О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правитель­ства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696» внесен ряд соответствующих изменений. Например, в абз. 4 подп. «в» п. 9 правила (стандарта) № 3 «Планирование аудита» слово «мошеннические» заме­нено словом «недобросовестные», а п. 12 в правиле (стандарте) № 5 «Аудиторские доказательства» после слов «аудиторских процедур» дополнен словами «по существу».

Таким образом, практика показывает, что настало время пере­смотреть и привести в соответствие с международными требованиями не только ранее принятые правила (стандарты) аудиторской деятель­ности, но и российский аналог глоссария. В конечном счете это приведет к совершенствованию аудиторской профессиональной терминологии, что, несомненно, отразится на улучшении взаимопонимания не только между аудиторами, но и между аудиторами и пользователями их услуг.

Базовым международным стандартом, разработанным с целью описания концептуальной основы, в рамках которой выпускаются меж­дународные стандарты аудита по отношению к услугам, которые могут предоставляться аудиторами, является МСА 120 «Основные принци­пы Международных стандартов аудита». В этом стандарте отражены предназначение, порядок составления и представления финансовой отчетности экономических субъектов, а также проведено разграниче­ние между аудитом и сопутствующими услугами. В МСА 120 отмеча­ется, что к сопутствующим услугам относятся обзорные проверки, согласованные процедуры и компиляции (подготовка информации по которым не предполагает, что аудитор должен будет выразить уве­ренность).

В контексте МСА 120 уверенность рассматривается как убеж­денность аудитора в отношении надежности предпосылок, представ­ленных одной стороной и предназначенных для использования другой стороной. Подчеркивается, что:

  в случае аудиторского задания аудитор обеспечивает высокий, но не абсолютный уровень уверенности в том, что информация, явля­ющаяся предметом аудита, свободна от существенных искажений. В аудиторском отчете (заключении) это выражается позитивным обра­зом в виде разумной уверенности;

   в случае задания об обзорной проверке аудитор обеспечивает средний уровень уверенности в том, что информация, подлежащая обзорной проверке, не содержит существенных искажений. Это выра­жается в виде негативной уверенности;

  в случае задания о согласованных процедурах аудитор предо­ставляет только отчет об отмеченных фактах без выражения уверенно­сти. Пользователям отчета предоставляется возможность самим оце­нить проведенные процедуры и факты, приведенные в отчете, и сделать собственные выводы по данным работы аудитора;

  в случае задания о компиляции, хотя пользователи скомпили­рованной информации и получают определенные преимущества от уча­стия в работе бухгалтера, в отчете (заключении) не выражается ника­кой уверенности.

Согласно МСА 120 аудит финансовой отчетности призван дать аудиторской организации и индивидуальному аудитору (далее — ауди­тор) возможность выразить мнение о том, составлена ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах, в соответствии с установ­ленными основами финансовой отчетности. Отмечено, что мнение ауди­тора должно базироваться на собранных им в ходе аудита достаточных и уместных аудиторских доказательствах.

Рассматривается вопрос о причастности аудитора к финансовой информации в том случае, если к ней прилагается его отчет или если аудитор выражает согласие на использование его имени в связи с про­фессиональной деятельностью.

Указывается, что аудитор должен потребовать от руководства субъекта прекращения неправомерных действий, если аудитору стано­вятся известны факты ненадлежащего использования субъектом име­ни аудитора в связи с финансовой информацией. Отмечено, что ауди­тор может также проинформировать любые известные третьи стороны о том, что его имя использовалось ненадлежащим образом в связи с указанной информацией.

В соответствующем разделе МСА 120 говорится, что в конце каж­дого международного стандарта приводится раздел «Перспективы госу­дарственного сектора», в котором раскрываются характерные случаи, требующие пояснения или дополнения. Международный стандарт, в котором такого раздела нет, применяется к аудиту финансовой отчет­ности в государственном секторе во всех существенных аспектах.

 



{SHOW_TEXT}

АУДИТ УЧЕТА ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ И ОПЕРАЦИЙ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ АУДИТ УЧЕТА КРЕДИТОВ И ЗАЙМОВ АУДИТ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО, ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ ПРОДАЖИ АУДИТ УЧЕТА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА (теоретические основы) ВНЕДРЕНИЕ СТАНДАРТОВ АУДИТА В РОССИИ РОЛЬ АУДИТОРСКИХ ПРОВЕРОК В ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОСТОВЕРНОСТИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ СВЯЗЬ СТАНДАРТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТА КОДЕКС ЭТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БУХГАЛТЕРОВ ЦЕЛИ И ОБШИЕ ПРИНЦИПЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ АУДИТ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ