Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСПЕКТОРОВ ПО БАНКОВСКОМУ НАДЗОРУ И ВНЕШНИХ АУДИТОРОВ

Требования к взаимодействию внешних аудиторов и органов, контролирующих работу банков, установлены ПМАП 1004 «Взаимо­действие инспекторов по банковскому надзору и внешних аудиторов», не имеющим российского аналога. В ПМАП отмечено, что во многих аспектах интересы инспектора и аудитора аналогичны, хотя объекты их внимания могут различаться. Инспектор, которого в первую оче­редь должна интересовать стабильность банка с точки зрения защиты интересов вкладчиков, проверяет его настоящую и будущую жизнеспо­собность, используя финансовую отчетность для оценки развития его деятельности. Аудитора же в первую очередь интересует отчетность о финансовом положении банка и результатах его операций, поэтому аудитор также рассматривает способность банка вести непрерывную деятельность для подтверждения допущения о непрерывной деятель­ности, на основе которого подготавливается финансовая отчетность.

В разделе «Обязанности руководства банка» сказано, что основ­ные обязанности по ведению бизнеса в банке возложены на совет дирек­торов и руководство, назначенное им. В эти обязанности входит обеспе­чение:

  профессиональной компетентности тех, кто решает стоящие перед банком задачи, и наличия специалистов с соответствующим опы­том, занимающих ключевые позиции;

  наличия и функционирования надлежащих систем контроля;

  надлежащей осмотрительности при проведении операций бан­ка, в том числе создания достаточных резервов для покрытия убытков соблюдения законодательных и нормативных актов, включая дирек­тивы, касающиеся платежеспособности и ликвидности;

  необходимой защиты не только акционеров, но и вкладчиков и других кредиторов.

Ответственность за подготовку финансовой отчетности согласно местному законодательству несет руководство банка, которое также должно обеспечить аудитора, проверяющего эту отчетность и состав­ляющего отчет по ней, всей необходимой информацией, которая может существенно влиять на финансовую отчетность и, следовательно, на мнение аудитора. Руководство обычно несет ответственность за орга­низацию и эффективную работу подразделения внутреннего аудита в банке, определяемого его размерами и характером операций, а также за принятие своевременных и надлежащих мер по исправлению недо­статков, обнаруженных сотрудниками этого подразделения. Надзор за деятельностью банков, осуществляемый центральными банками или другими официальными органами, и поведение аудита банковской финансовой отчетности независимыми аудиторами ни в коей мере не уменьшают ответственность руководства.

В разделе «Функции инспектора по банковскому надзору» гово­рится, что законодательно определенной функцией обычно является защита интересов банковских вкладчиков. Наряду с этими функция­ми инспектор выполняет более широкие обязанности по обеспечению устойчивости и стабильности банковской системы, а в некоторых стра­нах надзор также может вестись для обеспечения соблюдения моне­тарной и валютной политики. Наиболее важными полномочиями боль­шинства органов надзора являются право выдать разрешение или лицензию субъекту на ведение банковской деятельности и право ото звать подобную лицензию. Для того чтобы получить и сохранить лицен­зию на ведение банковской деятельности, субъекты должны соблюдать определенные потенциальные требования. Приведем основные общие требования для большинства систем:

  лица, осуществляющие контроль и управляющие деятельно­стью банка, должны быть честными и заслуживать доверия, а также должны обладать соответствующей квалификацией и опытом;

   банк должен иметь достаточный капитал, чтобы обеспечивать покрытие рисков, присущих данному бизнесу вследствие его характе­ра и размера;

  банк должен иметь достаточную ликвидность на случай оттока денежных средств.

Цель этих требований состоит в создании условий, обеспечива­ющих надлежащее ведение бизнеса руководством банка и создание им достаточных финансовых ресурсов для преодоления неблагоприят­ных обстоятельств и защиты вкладчиков от потерь. Несоблюдение бан­ком различных условий и требований дает инспектору основание рас­смотреть вопрос об отзыве лицензии, но следствием отзыва лицензии может стать не только прекращение деятельности, но и процедура банк­ротства, т.е. отзыв лицензии обычно является крайней мерой, к кото­рой прибегают тогда, когда становится ясно, что нет другой возможно­сти исправить положение.

Инспектор тоже стремится взять под контроль и ограничить сфе­ры возникновения банковских рисков, таких, как риск ликвидности, риск, связанный с привлечением средств, процентный риск, инвести­ционный риск, риск, связанный с курсом валюты, и риск по внебалан­совым статьям. Инспектор придает большое значение хорошо проду­манной организационной структуре банков и работе эффективных информационных систем и систем контроля в целях управления рис­ком. Задачей инспектора является также обеспечение наличия бухгал­терских записей, ведущихся надлежащим образом, и соблюдения стан­дартных бухгалтерских процедур в целях: эффективного осуществления всей банковской деятельности; наличия у руководства необходимой базы данных для проведения мониторинга, контроля и планирования различных потенциальных рисков; снижения вероятности мошенни­чества со стороны работников, руководства и клиентов. Системы над­зора используют в основном такие методы, как проверки на местах, сбор и анализ регулярных отчетов и прочих статистических данных.

В разделе «Роль внешнего аудитора банка» указано, что основ­ная цель проведения аудита банка внешним аудитором — выражение им мнения о том, отражает ли опубликованная финансовая отчетность банка «достоверно объективно» (или «представлена ли она объектив­но») финансовое положение банка и результаты его деятельности за отчетный период. Для того чтобы обеспечить достаточную уверен­ность в том, что информация, содержащаяся в исходных бухгалтерских записях, и данные из других источников являются надежной и доста­точной основой для подготовки финансовой отчетности, а также в том, что соответствующая информация представлена должным образом в финансовой отчетности, аудитор изучает и оценивает системы бух­галтерского учета и внутреннего контроля, на данные которых он будет полагаться; тестирует работу систем контроля в целях определения характера, объема и сроков других аудиторских процедур; проводит такие тесты, запросы и другие проверочные процедуры учетных опера­ций и сальдо счетов, которые он считает уместными в данных обстоя­тельствах.

При проведении аудита банка независимый аудитор признает, что в связи с некоторыми аспектами деятельности у банка могут воз­никнуть особые проблемы, например:

  банк хранит значительные денежные средства, включая налич­ные средства и обращающиеся финансовые инструменты, физическая безопасность которых должна быть обеспечена. Это относится к хране­нию и переводу денег, что делает банк уязвимым с точки зрения неза­конного присвоения средств или мошенничества. Таким образом, бан­ку нужно разработать формальные операционные процедуры, жесткую систему внутреннего контроля и четко ограничить полномочия отдель­ных лиц;

  банк осуществляет большое число разнообразных операций, отличающихся в том числе по объему обрабатываемых сумм. Это обстоя­тельство требует сложных систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также широкого использования электронной обработки данных;

  во многих странах банки обычно ведут деятельность через сеть филиалов и отделений с широкой географией местонахождения. Это обязательно влечет за собой значительную децентрализацию руковод­ства и рассредоточение функций учета и контроля, что в свою очередь затрудняет применение единых операционных приемов и учетных систем, в частности когда сеть филиалов простирается за пределы националь­ных границ;

  банки часто берут на себя значительные обязательства, не свя­занные с непосредственным переводом денежных средств. Такие опе­рации, которые обычно называются внебалансовыми, могут не потре­бовать непосредственных бухгалтерских проводок, и, следовательно, неотражение их в учете трудно обнаружить;

  деятельность банков регулируется государственными органа­ми, и требования, определяющие деятельность банков, часто оказыва­ют влияние на общепринятую бухгалтерскую и аудиторскую практику в отрасли. Несоблюдение требований законодательства, например, в отношении специальных правил оценки нестандартных активов может влиять на финансовую отчетность банка.

Когда аудитор обнаруживает ошибку, которая является суще­ственной для финансовой отчетности (в том числе применение несо­ответствующей учетной политики, оценку актива, с которой аудитор не согласен, или нераскрытие существенной информации), он требует корректировки финансовой отчетности для исправления ошибки. Если руководство отказывается сделать исправление, то аудитор выражает условно положительное или отрицательное мнение о финансовой отчет­ности. Подобное заключение может оказать серьезное влияние на сте­пень доверия банку и даже стабильность банка, поэтому обычно руко­водство предпринимает необходимые меры, чтобы избежать этого. В свою очередь аудитор не выразит безусловно положительного мнения в слу­чае непредставления ему всей необходимой информации и пояснений.

В качестве дополнительной, но не обязательной части своей рабо­ты аудитор часто составляет для руководства традиционный письмен­ный отчет. В некоторых странах аудитор также представляет руко­водству или надзорным органам в соответствии с требованиями зако­нодательства либо договором развернутый отчет по определенным вопросам, таким, как расшифровки сальдо счетов или состав кредит­ного портфеля, показатели ликвидности и прибыль, нормативы, адек­ватность систем внутреннего контроля, анализ банковских рисков или соблюдение законодательства и требований надзорных органов. В разделе «Взаимоотношения инспектора и аудитора» подчер­кивается, что во многих областях результаты работы инспектора и ауди­тора могут быть эффективно использованы обеими сторонами. Письма руководству и развернутые отчеты, представленные аудиторами, могут позволить инспекторам получить глубокое представление о различных аспектах деятельности банка. Во многих странах принято представлять такие отчеты инспекторам. Аналогичным образом аудиторы могут почерп­нуть полезную информацию от органа надзора.

В ходе контактов с руководством инспекторы и аудиторы долж­ны осознавать преимущества для обеих сторон, которые могут быть получены в результате осведомленности о вопросах, обсуждавшихся в ходе таких контактов. Следовательно, целесообразно фиксировать результаты контактов такого характера в письменном виде, чтобы они составляли часть документации банка, к которой может иметь доступ другая сторона.

Могут сложиться обстоятельства, при которых аудитору или инспектору станет известна важная информация, которая, по их мне­нию, неизвестна другой стороне, но должна быть доведена до ее сведе­ния. Подобные обстоятельства, например, могут возникнуть: если ауди­тор узнает о фактах, которые ставят под угрозу существование банка; если аудитор или инспектор обнаруживает признаки мошенничества, совершенного руководством; если аудитор собирается отказаться от про­ведения аудита в ходе работы; если мнение аудитора не совпадает с мне­нием руководства по существенному аспекту финансовой отчетности, в результате чего аудитор собирается составить аудиторское заключе­ние, которое не является безусловно положительным; если инспектор владеет информацией, которая может существенно повлиять на финан­совую отчетность или аудиторской отчет; если, по мнению аудитора, определенная информация должна быть доведена до сведения инспек­тора, а руководство не выполнило соответствующее требование о пре­доставлении информации.

Инспектор заинтересован в обеспечении высоких стандартов аудита банка, соответственно он будет стремиться поддерживать тес­ные контакты с профессиональными аудиторскими организациями. Законодательством некоторых стран предусмотрены такие полно­мочия инспектора в отношении назначения аудиторов, как право на их утверждение или отстранение, а также право принимать реше­ние о проведении независимого аудита. Названные полномочия пре­доставляются для того, чтобы обеспечить назначение банком аудито­ров, имеющих опыт, ресурсы и квалификацию, необходимые в данных обстоятельствах. Когда нет явной причины для смены аудитора, инспек торы обычно проводят расследование обстоятельств, при которых банк отказался от услуг аудитора, осуществлявшего поверку ранее.

 

Разделом «Условия возможного расширения функций аудитора в сфере надзора» установлены следующие критерии выполнения ауди­тором определенных надзорных функций:

  во-первых, основную ответственность за предоставление пол­ной и точной информации инспектору должно нести руководство бан­ка. Роль аудитора заключается в проверке этой информации и повы­шении доверия к ней. Он не берет на себя какие-либо обязанности инспектора, но содействует инспектору в формировании его суждения на более эффективной основе;

  во-вторых, между аудитором и его клиентом должны обеспе­чиваться обычные отношения. Таким образом, должна существовать основа для работы, предусмотренная либо законом, либо договором между банком и надзорным органом. Если иное не закреплено законо­дательством и договором, то поток информации между инспекторами и аудиторами должен проходить через банк, кроме исключительных случаев;

  в-третьих, прежде чем заключать какие-либо соглашения с инспектором, аудитор должен учесть возможность возникновения конфликта интересов. Если такая вероятность существует, то необхо­димо решить эту проблему до начала работы, обычно получив предва­рительное согласие руководства банка на выполнение работы;

  в-четвертых, требования органов надзора в отношении необ­ходимой информации должны быть конкретными и четко сформулиро­ванными. Насколько это возможно, между инспекторами и аудитора­ми должно быть достигнуто соглашение в отношении понятия суще­ственности;

  в-пятых, задачи, выполняемые аудитором по просьбе инспек­тора, должны входить в сферу компетенции аудитора, как технической, так и практической. К нему могут, например, обратиться с просьбой оценить степень потенциального риска банка по отдельному заемщику или стране, но он не сможет без четкого и конкретного критерия оце­нить, насколько велик риск в каждом конкретном случае;

  в-шестых, задание аудитора, выполняемое для инспектора, должно иметь рациональную основу. Это означает, что за исключени­ем особых обстоятельств задание должно носить вспомогательный характер по отношению к основной работе по аудиту и может быть выполнено аудитором более экономично или быстро, чем инспектором, потому что аудитор обладает необходимой квалификацией либо пото­му, что тем самым исключается дублирование. Необходимо принять меры по соблюдению конфиденциальности информации, полученной аудитором в ходе его профессиональных кон­тактов с другими клиентами и не известной банку или общественности.

В разделе «Особые направления расширения функций аудито­ра» говорится, что возможности расширения функций аудитора зави­сят от характера надзора в конкретной стране. Например, если инспек­тор применяет активный подход с проведением частых и тщательных инспекций, то обычно от аудитора может потребоваться минимальное содействие. Если же проводится менее тщательный надзор, основан­ный главным образом на анализе отчетов, предоставленных руковод­ством банка, или если возможности надзорных органов ограничены, мнение аудитора о достоверности предоставленной информации может оказаться весьма полезным для инспектора.

В разделе «Необходимость постоянного диалога между надзор­ными органами и аудиторами» отмечено, что если инспекторы намере­ны использовать результаты работы аудиторов на постоянной основе, то они должны доверять аудиторам в целом в вопросах, вызывающих в настоящее время интерес у органов надзора. Наиболее эффективно этого можно достичь, проводя периодические консультации на нацио­нальном уровне между органами надзора и профессиональными орга­низациями бухгалтеров.

Обсуждения, проводимые органами надзора и профессиональ­ными организациями бухгалтеров, могут также охватывать основные вопросы аудита и актуальные проблемы бухгалтерского учета, напри­мер, надлежащие методы учета новых инструментов и другие аспекты нововведений в области финансов и секьюритизации. Надзорные орга­ны и специалисты в области бухгалтерского учета заинтересованы в применении разными банками единообразной учетной политики. Надзорные органы часто могут оказывать влияние на решения банков о применении единой политики, поскольку они обладают соответству­ющими полномочиями, установленными законодательством, в то вре­мя как аудиторы имеют больше возможностей для контроля за приме­нением подобной политики на практике. Взаимодействие надзорных органов и аудиторов, осуществляемое на постоянной основе, может таким образом внести значительный вклад в дело гармонизации стан­дартов финансовой отчетности на национальном уровне.



{SHOW_TEXT}

ИССЛЕДОВАНИЕ ОЖИДАЕМОЙ ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ЗАДАНИЯ ПО ОБЗОРНОЙ ПРОВЕРКЕ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЗАДАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ СОГЛАСОВАННЫХ ПРОЦЕДУР В ОТНОШЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ЗАДАНИЯ ПО КОМПИАЯЦИИ ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРОЦЕДУРЫ МЕЖБАНКОВСКОГО ПОДТВЕРЖДЕНИЯ АУДИТ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ПО КОМПЬЮТЕРНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ АУДИТА ОСОБЕННОСТИ АУДИТОРСКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ПРИ АУДИТЕ В КОМПЬЮТЕРНОЙ СРЕДЕ УЧЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ ПРИ АУДИТЕ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОСОБЕННОСТИ АУДИТА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ