Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

ЗАДАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ СОГЛАСОВАННЫХ ПРОЦЕДУР В ОТНОШЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Рекомендации в отношении профессиональных обязательств аудитора в случае задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации, а также формы и содержания  отчета (заключения), который аудитор предоставляет в связи с выпол­нением такого задания, устанавливает МСА 920 «Задания по выполне­нию согласованных процедур в отношении финансовой информации».

В разделе «Цель задания о согласованных процедурах» сказано, что цель задания о согласованных процедурах заключается в выполне­нии аудитором процедур аудиторского характера, которые были согласо­ваны между аудитором, субъектом и любым соответствующим третьим лицом, а также в предоставлении отчета (заключения) об отмеченных фактах.

В этом разделе также говорится, что, поскольку аудитор просто предоставляет указанный отчет (заключение), аудитор не выражает уверенность. Пользователи отчета (заключения) сами оценивают про­цедуры и факты, сообщенные аудитором, и делают свои собственные заключения, основываясь на его работе. Отчет (заключение) рекомен­дуется предоставлять только тем сторонам, которые дали свое согла­сие на проведение названных процедур, так как другие стороны, не зна­ющие причин проведения этих процедур, могут неверно истолковать результаты.

В разделе «Общие принципы задания о согласованных процеду­рах» говорится, что аудитор при выполнения задания должен соблю­дать Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, изданный МФБ. Отмечается, что независимость не относится к обязательным требова­ниям для задания о согласованных процедурах, однако если аудитор не является независимым, то требуется, чтобы этот факт был отмечен в отчете (заключении) об отмеченных фактах.

В соответствии с разделом «Определение условий задания» ауди­тор обязан удостовериться в том, что представители субъекта и другие стороны, которым будет предоставлен отчет (заключение) об отмечен­ных фактах, четко понимают согласованные процедуры и условия зада­ния. Согласования требуют следующие вопросы:

  характер задания, включая тот факт, что выполняемые процеду­ры не будут являться аудиторской проверкой или обзорной проверкой и что аудитор не будет выражать уверенность; ,

   цель задания;

  описание финансовой, информации, в отношении которой будут проводиться согласованные процедуры;

  характер, сроки и объем проводимых процедур;

   предполагаемая форма отчета (заключения) об отмеченных фактах;

   ограничения в отношении распространения отчета (заключе­ния) об отмеченных фактах (если это ограничение будет противоре чить требованиям законодательства, аудитор не должен принимать на себя выполнение данной работы).

Аудитору рекомендуется направить клиенту письмо о задании с изложением основных условий выполнения работы, включающее: перечень процедур, которые будут выполнены по согласованию сто­рон; заявление о том, что распространение отчета (заключения) об отме­ченных фактах будет ограничено определенными сторонами, согласо­вавшими выполнение процедур. Аудитор может приложить к письму о задании также проект предоставляемого отчета (заключения) об отме­ченных фактах.

В силу раздела «Планирование» аудитор должен составить план работы с целью эффективного ее выполнения.

Раздел «Документация» содержит требование относительно доку­ментального отражения аудитором вопросов, которые важны для пред­ставления доказательств в обоснование отчета (заключения) об отме­ченных фактах и того, что задание было выполнено в соответствии с данным МСА и условиями задания.

В разделе «Процедуры и доказательства» говорится о необходи­мости выполнения аудитором согласованных процедур и использова­ния полученных доказательств в качестве основы для отчета (заключе­ния) об отмеченных фактах. Отмечено, что к процедурам, используемым в задании о выполнении согласованных процедур, могут относиться: запросы и анализ; проверка расчетов, сравнение и другие проверки точности записей; наблюдение; инспектирование; получение подтверж­дений.

В разделе «Подготовка отчета (заключения)» говорится, что отчет (заключение) по заданию о согласованных процедурах должен содер­жать описание цели согласованных процедур, выполняемых в ходе зада­ния, для того чтобы дать читателю возможность понять характер и объем выполняемых работ. Отмечено, что отчет (заключение) об отмеченных фактах должен включать в себя:

  название;

  адресата (обычно клиент, нанявший аудитора для выполнения согласованных процедур);

  описание конкретной финансовой или нефинансовой инфор­мации, в отношении которой проводятся согласованные процедуры;

  заявление о том, что выполненные процедуры были согласо­ваны с получателем отчета (заключения);

  заявление о том, что работа была выполнена в соответствии с МСА, применимым к выполнению согласованных процедур, или уме­стными национальными стандартами или практикой;

  заявление о том, что аудптор не является независимым по отно­шению к субъекту, если это необходимо;

  определение цели выполнения согласованных процедур;

  перечень конкретных выполненных процедур;

  описание отмеченных аудитором фактов, включая подробное описание необнаруженных ошибок и исключений;

  заявление о том, что выполненные процедуры не являются аудитом или обзорной проверкой, поэтому аудитор не выражает уве­ренность;

  заявление о том, что если бы аудитор провел дополнительные процедуры, аудит или обзорную проверку, он мог бы обнаружить и дру­гие проблемы, требующие освещения в отчете (заключении);

  заявление о том, что распространение отчета (заключения) ограничено сторонами, согласовавшими выполнение процедур;

  заявление (при необходимости) о том, что отчет (заключение) имеет отношение только к определенным элементам, счетам, статьям или финансовой и нефинансовой информации и что он не распростра­няется на финансовую отчетность субъекта в целом;

  дату составления отчета (заключения);

  адрес аудитора;

  подпись аудитора.

В разделе «Перспективы государственного сектора» рассмотре­ны особенности подготовки заданий по выполнению согласованных процедур в государственном секторе; отмечено, что задания в государ­ственном секторе достаточно разнообразны и поэтому аудитору следу­ет уметь проводить разграничения между заданиями, которые действи­тельно представляют собой согласованные процедуры, и заданиями, которые рассматриваются как аудит финансовой информации (напри­мер, отчеты о результатах деятельности). Указано, что распростране­ние отчета (заключения) по заданию в государственном секторе может не ограничиваться только теми сторонами, которые согласовали выпол­нение процедур; отчет (заключение) также может представляться дру­гим юридическим и физическим лицам.

В конце данного МСА приводятся приложения «Образец письма для задания о согласованных процедурах» и «Образец отчета (заклю­чения) об отмеченных фактах по кредиторской задолженности».

Вопросы, касающиеся сопутствующих аудиту услуг, рассматри­ваются в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности», в ПСАД «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъяв­ляемые к ним».

Для целей Федерального закона под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и инди­видуальными аудиторами следующих услуг:

   постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

  налоговое консультирование;

 анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

  управленческое консультирование, в том числе связанное с ре­структуризацией организаций;

   правовое консультирование, а также представительство в судеб­ных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

  автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информаци­онных технологий;

  оценка стоимости имущества, оценка предприятий как иму­щественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

  разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

  проведение маркетинговых исследований;

  проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распрост­ранение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носи­телях;

  обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;

  оказание других услуг, связанных с аудиторской деятель­ностью.

Целью правила (стандарта) является установление видов, пра­вил и условий оказания услуг, которые могут выполнять аудиторские организации и аудиторы, работающие самостоятельно в качестве инди­видуальных предпринимателей, кроме аудиторских проверок с выда­чей аудиторского заключения в соответствии с ПСАД «Порядок состав­ления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности»1.

Требования рассматриваемого ПСАД являются обязательными для всех аудиторских организаций при оказании сопутствующих аудиту услуг, перечень которых представлен в этом стандарте, за исключени­ем тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендатель­ный характер.

Требования данного стандарта носят рекомендательный харак­тер для всех аудиторских организаций при оказании сопутствующих аудиту услуг, не определенных этим стандартом.

Под оказанием сопутствующих аудиту услуг понимается пред­принимательская деятельность, осуществляемая аудиторскими орга­низациями помимо проведения аудиторских проверок.

Оказание таких услуг требует от исполнителей соблюдения в установленных случаях независимости, а также профессиональной компетентности в областях аудита, бухгалтерского учета, налогообло­жения, хозяйственного права, экономического анализа, других разде­лов экономики.

Сопутствующие аудиту услуги можно классифицировать следу­ющим образом:

  услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки;

  услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки.

К услугам, совместимым с проведением у экономического субъек­та обязательной аудиторской проверки, в том числе относятся:

  постановка бухгалтерского учета;

   контроль ведения учета и составление отчетности;

   контроль начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей;

  анализ хозяйственной и финансовой деятельности;

  оценка экономических и инвестиционных проектов, экономи­ческой безопасности систем бухгалтерского учета и внутреннего конт­роля экономического субъекта;

   представление интересов экономического субъекта по доверен­ности перед третьими лицами;

   проведение семинаров, повышение квалификации и обучение персонала экономических субъектов, и в частности аудиторских орга­низаций;

  научная разработка, издание методических пособий и рекомен­даций по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу финансово-хозяйственной деятельности, аудиту, хозяйственному праву и т.д.;

 компьютеризация бухгалтерского учета, составления отчетно­сти, расчетов по налогообложению, анализа хозяйственной деятельно­сти, аудита и т.д.;

  консультационные услуги по вопросам финансового, налого­вого, банковского и иного хозяйственного законодательства, инвести­ционной деятельности, менеджменту, маркетингу, оптимизации налого­обложения, регистрации, реорганизации и ликвидации предприятий;

  информационное обслуживание;

  экспертное обслуживание;

  подбор и тестирование бухгалтерского персонала экономиче­ского субъекта.

Услугами, несовместимыми с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, считаются:

  ведение бухгалтерского учета;

  восстановление бухгалтерского учета;

  составление налоговых деклараций;

  составление бухгалтерской отчетности.

Сопутствующие аудиту услуги подразделяются на услуги дей­ствия; услуги контроля; информационные услуги.

Услугами действия признаются услуги по созданию документов, состав которых установлен в договоре с экономическим субъектом, ранее экономическим субъектом не созданных.

Услуги контроля — это услуги по проверке документов на пред­мет их соответствия критериям, согласованным аудиторской органи­зацией с экономическим субъектом; контроль ведения учета и состав­ления отчетности; контроль начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; тестирование бухгалтерского персонала эко­номического субъекта.

К информационным услугам относятся услуги по подготовке устных и письменных консультаций по различным вопросам; проведе­ние обучения, семинаров, «круглых столов»; информационное обслу­живание; издание методических рекомендаций и т.д.

Примерный перечень сопутствующих аудиту услуг дан в клас­сификаторе, приведенном в приложении 1 к рассматриваемому стан­дарту. Этот перечень не является обязательным и исчерпывающим и может дополняться новыми видами сопутствующих услуг. Его глав­ная задача — помочь аудиторским организациям в понимании характе­ра и видов, сопутствующих аудиту услуг.

Сопутствующие аудиту услуги должны быть оказаны аудитор­ской организацией экономическому субъекту с добросовестностью и тщательностью. При оказании сопутствующих аудиту услуг, где это возможно, аудиторская организация должна соблюдать порядок нахож­дения уровня существенности на основе системы базовых показателей.

Профессиональные сотрудники аудиторских организаций, которые принимают участие в выполнении работ или оказании услуг, сопут­ствующих аудиту, должны отвечать следующим профессиональным тре­бованиям: честность; объективность; профессиональная компетентность и прилежание; следование правилам профессионального поведения; выполнение правил (стандартов) аудиторской деятельности; соблюдение принципа конфиденциальности информации, ставшей известной сотруд­никам в ходе выполнения ими своих профессиональных обязанностей.

Требование независимости специалиста аудиторской организа­ции от экономического субъекта является обязательным при оказании сопутствующих аудиту услуг, несовместимых с проведением аудитор­ской проверки, а также в случаях, предусмотренных нормативными документами аудиторской деятельности и договорами с заказчиками таких услуг.

Ответственность за соблюдение принципа независимости возло­жена на аудиторскую организацию. Методы проверки независимости своих специалистов аудиторская организация разрабатывает самостоя­тельно.

Аудиторская организация может разрабатывать внутрифирмен­ные стандарты сопутствующих работ и услуг на каждый их вид.

Оказание услуг, сопутствующих аудиту, требует от аудиторских организаций выполнения следующих положений:

  действовать в соответствии с заданием, выполнения которого ждет от них заказчик, сформулированного в письменном виде (в фор­ме договора, контракта, технического задания, письма-обязательства, письменного запроса и т.п.);

  планировать порядок выполнения работ или оказания услуг;

  документировать ход выполнения работ или оказания услуг;

  при выполнении части задания сторонними организациями или сотрудниками, не входящими в штат аудиторской организации, четко разграничивать ответственность и функции исполнителей.

Кроме того, по наиболее часто выполняемым видам работ или услуг рекомендуется подготовить типовые формы отчетности и при­менять их на постоянной основе, а в крупных аудиторских организа­циях рекомендуется иметь систему контроля качества выполненных работ или оказанных услуг, сопутствующих аудиту.

По итогам выполнения работ или оказания услуг должен быть подготовлен документ, отражающий результаты выполнения задания и выводы аудиторской организации.

Специалисты, оказывающие сопутствующие аудиту услуги, долж­ны обладать необходимым опытом работы и квалификацией.

В процессе оказания сопутствующих аудиту услуг аудиторская организация вправе привлекать к оказанию таких услуг экспертов в соответствии с ПСАД «Использование работы эксперта». Использо­вание работы эксперта не снимает ответственности с аудиторской орга­низации за качество оказываемых сопутствующих аудиту услуг.

Для выполнения сопутствующих аудиту работ и оказания услуг аудиторская организация должна иметь: лицензии на те виды дея­тельности (по выполнению работ и услуг), которые по законодатель­ству подлежат лицензированию; материально-технические и методи­ческие возможности для качественного выполнения работ и оказания услуг.

Аудиторская организация несет ответственность за качество и сроки оказания сопутствующих аудиту услуг согласно действующе­му законодательству, а также условиям договора, заключаемого между аудиторской организацией и экономическим субъектом.

При оказании аудиторами сопутствующих услуг экономический субъект несет ответственность за соблюдение действующего законода­тельства, за полноту и юридическое оформление представляемых документов, точность и достоверность предоставляемой информации, за своевременность предоставления документов, информации, сведе­ний, а также за любые ограничения возможности осуществления ауди­торской организацией своих обязательств.

Аудиторская организация полностью или частично освобожда­ется от ответственности за качество оказываемых сопутствующих ауди­ту услуг и сроки их выполнения в случае предоставления ложной или неполной информации, а также за задержки в ее предоставлении со сто­роны экономического субъекта.

Сопутствующие аудиту услуги действия, оказание которых эко­номический субъект возлагает на аудиторскую организацию, оформ­ляются договором. К договору может прилагаться задание на выполне­ние работ и оказание услуг.

Задание должно содержать:

  перечень вопросов, ответы на которые экономический субъект желает получить от аудиторской организации;

  перечень источников данных (первичных документов), пред­ставляемых аудиторской организации для обработки;

  перечень документов, которые должны быть созданы аудитор­ской организацией в результате обработки источников данных с указа­нием носителя данных (например, бумажный, машинный).

Результатом оказания сопутствующих аудиту услуг являются документально оформленные результаты (например, расчеты, консуль­тации) и документы (первичные документы, регистры учета, отчет­ность, справки).

Аудиторская организация может оформить дополнительно письмен­ную информацию руководству и (или) собственнику экономического субъекта по результатам оказания сопутствующих аудиту услуг. При этом следует действовать в соответствии с ПСАД «Письменная инфор­мация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита».

Подытоживая параграф, отметим, что в перспективе представля­ется целесообразным разработка отдельных специальных федеральных стандартов аудиторской деятельности по конкретным сопутствующим аудиту услугам. До тех пор, пока не будут приняты соответствующие стандарты на федеральном уровне, аудиторским организациям следу­ет разработать свои внутрифирменные стандарты по сопутствующим аудиту услугам.

Приведем примерный перечень сопутствующих аудиту услуг (перечень дается в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004—93, принятым и введенным в действие постановлением Госстандарта Рос­сии от 6 августа 1993 г. № 17).

7412000   Услуги в области составления счетов, бухгалтерского учета, ревизий и налогообложения

7412010   Услуги в области составления счетов

7412011   Услуги по составлению баланса

7412012   Услуги по проверке счетов

7412019   Услуги по составлению счетов прочие

7412020   Услуги по проведению финансовых ревизий 7412030   Услуги в области бухгалтерского учета, кроме налого­вых деклараций

7412040   Услуги в области налогообложения, включая услуги аудиторских служб

7412041    Консультативные услуги в области налогообложения

7412042   Услуги по планированию корпоративного налога

7412043   Услуги по подготовке и обзору корпоративного налога

7412044   Услуги по планированию индивидуального налога

7412045   Услуги по подготовке индивидуального налога

7412046   Услуги по заполнению налоговых деклараций 7412090   Услуги, связанные с налогообложением, прочие

7414000   Консультативные услуги по вопросам управления

коммерческой деятельностью 7414010   Консультативные услуги по общим вопросам управ­ления 7414020   Консультативные услуги по вопросам финансового

управления, кроме корпоративного налога 7414030   Консультативные услуги по вопросам управления маркетингом

7414040   Консультативные услуги по вопросам управления тру­довыми ресурсами

7414050   Консультативные услуги по вопросам управления про­изводством

7414060   Консультативные услуги по связи с общественными организациями

7414070   Услуги по арбитражу и примирению

7414080 Услуги по руководству проектами, кроме услуг по руко­водству строительными проектами

7414090 Услуги в области управления коммерческой деятель­ностью прочие, не включенные в другие группировки

8000000   Услуги в области образования

8040000 Услуги в области непрерывного образования для взрослых

8040020.   Услуги курсов по повышению квалификации

8040030   Услуги курсов по профессиональной переориентации

8040055 Услуги курсов по программированию и обучению работе на электронно-вычислительных машинах

8040059 Услуги по повышению профессионального мастерства прочие

8090000   Услуги в области образования прочие

8090010 Обучение в частных специализированных платных учебных заведениях и семинарах

8090020   Обучение на курсах, в платных кружках

7200000 Услуги, связанные с деятельностью по использованию компьютеров

7210010 Консультативные услуги по устройствам подготовки данных, ввода данных и управления работой компью­тера

7210060 Консультационные услуги по включению компьюте­ров в информационные сети и работе в информацион­ных сетях

7210070 Консультационные услуги по техническим комплек­сам на базе компьютеров, таким как настольные редакционно-издательские системы

7210090 Консультативные услуги по использованию компью­теров и связанных с ними технических средств, про­чие

7220000 Консультационные услуги по программному обеспе­чению

7220025   Консультационные услуги по программным средствам организации вычислительного процесса

7220026   Консультационные услуги по сервисным программам 7220030   Консультационные услуги по прикладному программ­ному обеспечению

7220035 Консультационные услуги по прикладным програм­мам для обучения

7230000 Консультационные услуги по информационному обе­спечению и обработке данных; услуги по подготовке и вводу данных

7230010 Консультационные услуги по организации информа­ционного обеспечения (системам сбора информации, входные и выходные формы, нормативно-техническое и правовое обеспечение)

7230030 Консультационные услуги по структуре построения баз данных и языкам запросов

7230040   Услуги по подготовке данных

7230050   Услуги по вводу данных

7230060 Услуги по организации загрузки данных и использо­ванию машинного времени

 



{SHOW_TEXT}

СОПОСТАВИМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПРОЧАЯ ИНФОРМАЦИЯ В ДОКУМЕНТАХ, СОДЕРЖАЩИХ ПРОАУДИРОВАННУЮ ФИНАНСОВУЮ ОТЧЕТНОСТЬ АУДИТОРСКИЙ ОТЧЕТ (ЗАКЛЮЧЕНИЕ) ПО АУДИТОРСКИМ ЗАДАНИЯМ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ ИССЛЕДОВАНИЕ ОЖИДАЕМОЙ ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ЗАДАНИЯ ПО ОБЗОРНОЙ ПРОВЕРКЕ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЗАДАНИЯ ПО КОМПИАЯЦИИ ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРОЦЕДУРЫ МЕЖБАНКОВСКОГО ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСПЕКТОРОВ ПО БАНКОВСКОМУ НАДЗОРУ И ВНЕШНИХ АУДИТОРОВ АУДИТ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ПО КОМПЬЮТЕРНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ АУДИТА