Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ОЖИДАЕМОЙ ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Рекомендации в отношении заданий, связанных с проверкой и составлением отчета (заключения) по ожидаемой финансовой инфор­мации, включая процедуры допущений, основанных на наиболее точ­ных оценках, и гипотетических допущений, приведены в МСА 810 «Исследование ожидаемой финансовой информации».

Согласно этому стандарту при выполнении задания по исследо­ванию ожидаемой финансовой информации аудитор должен получить достаточные надлежащие доказательства того, что:

  допущения руководства, основанные на наиболее точных оцен­ках, на которых базируется ожидаемая финансовая информация, нельзя не считать разумными, а в случае гипотетических допущений таковые согласуются с назначением информации;

  ожидаемая финансовая информация надлежащим образом подготовлена на основании допущений;

  ожидаемая финансовая информация представлена надлежа­щим образом и все существенные допущения раскрыты в адекватной мере, с четким указанием того, являются ли допущения основанными на наиболее точных оценках или гипотетическими допущениями;

  ожидаемая финансовая информация подготовлена на той же основе, что и финансовая отчетность за предыдущие годы, в соот­ветствии с надлежащими принципами бухгалтерского учета.

Понятие «ожидаемая финансовая информация» определено как финансовая информация, основанная на допущениях относительно событий, которые могут произойти в будущем, и возможных действий субъекта, понятие «прогноз» — как ожидаемая финансовая информа­ция, подготавливаемая на основании допущений относительно буду­щих событий, наступления которых ожидает руководство, и действий, которые руководство предполагает предпринять на момент подготов­ки информации (допущения, основанные на наиболее точных оценках).

В контексте данного международного стандарта под «предсказа­нием» следует понимать ожидаемую финансовую информацию, под­готовленную на основании:

  гипотетических допущений относительно будущих событий и действий руководства, которые необязательно будут иметь место;

  сочетания допущений, основанных на наиболее точных оцен­ках, и гипотетических допущений.

Говорится, что ожидаемая финансовая информация может вклю­чать в себя финансовую отчетность либо один или несколько элемен­тов финансовой отчетности и может быть подготовлена:

  как инструмент внутреннего управления, например, для оцен­ки возможных капиталовложений;

  для предоставления третьим лицам, к примеру, в форме:

— проспекта с целью предоставления потенциальным инвесто­рам информации о прогнозных результатах,

— годового отчета с целью предоставления информации акцио­нерам, органам регулирования и прочим заинтересованным лицам,

— документа, содержащего информацию для кредиторов, кото­рый может включать, к примеру, прогноз движения денежных средств.

В разделе «Уверенность аудитора в отношении ожидаемой фи­нансовой информации» содержится информация о том, что ожидаемая финансовая информация относится к событиям или действиям, кото­рые еще не имели места и могут не произойти, в связи с чем аудитор не в состоянии выразить мнения по поводу того, будут ли достигнуты результаты, указанные в ожидаемой финансовой информации. Кроме того, с учетом доказательств, доступных при оценке допущений, на кото­рых основывается ожидаемая финансовая информация, аудитору воз­можно будет трудно обеспечить уверенность, достаточную для поло­жительного выражения мнения о том, что допущения не содержат существенных искажений. Следовательно, при составлении отчета (заключения) по поводу обоснованности допущений руководства ауди­тор обеспечивает только среднюю степень уверенности.

Раздел «Принятие задания» обязывает аудитора при проверке прогнозной информации помимо прочего принять во внимание: пред­полагаемое использование информации; предназначена ли информа­ция для общего или ограниченного распространения; характер допуще­ний (т.е. это допущения, основанные на наиболее точных оценках, или гипотетические допущения); элементы, включаемые в информацию; период, охватываемый информацией. Кроме того, указано, что ауди­тор не должен принимать задание или должен отказаться от его выпол­нения в случае, если допущения с очевидностью нереалистичны или если он считает, что ожидаемая финансовая информация не будет соот­ветствовать предназначенной цели. Во избежание недоразумений ауди­тор должен направить клиенту письмо о задании, которое должно включать в себя вопросы, позволяющие устанавливать ответственность руко­водства за допущения и предоставление аудитору всей уместной инфор­мации и первичных данных, использованных при выработке допу­щений.

В разделе «Знание бизнеса» подчеркивается, что аудитор дол­жен иметь достаточные знания о бизнесе клиента, чтобы быть в состоя­нии определить, все ли важные допущения, необходимые для подго­товки ожидаемой финансовой информации, были выявлены. Аудитор также должен получить представление о процессе подготовки ожида­емой финансовой информации субъекта, например, посредством анализа:

  средства внутреннего контроля за системой, используемой при подготовке этой информации, а также опыта и компетентности лиц, готовящих прогнозную финансовую информацию;

  характера подготовленной субъектом документации, подтверж­дающей допущения руководства;

  степени использования статистических, математических мето­дов и применения компьютерных средств;

 методов, используемых при разработке и применении допу­щений;

  точности ожидаемой информации, подготовленной в преды­дущие периоды, и причин существенных расхождений.

Аудитор должен определить то, насколько оправданно можно опереться на историческую финансовую информацию субъекта. Для этого аудитору необходимо знание исторической финансовой инфор­мации, чтобы определить, подготовлена ли ожидаемая финансовая информация на той же основе, что и историческая информация, и уста­новить историческую «точку отсчета» для рассмотрения допущений руководства (например, нужно выяснить, подвергалась ли аудиту или обзорной проверке соответствующая историческая информация и при­менялись ли приемлемые принципы бухгалтерского учета при ее под­готовке). Если аудиторское заключение по результатам аудита или обзорной проверки исторической информации было отлично от немодифицированного, или если субъект только начнет свою деятельность, аудитор должен принять во внимание эти сопутствующие факты и влия­ние, оказываемое ими на проверку ожидаемой финансовой инфор­мации.

Согласно разделу «Охватываемый период» аудитор должен рас­смотреть период времени, охватываемый ожидаемой финансовой информацией. В этом разделе говорится, что допущения становятся тем ненадежнее, чем длиннее охватываемый период, и чем он продолжи­тельнее, тем ниже возможность руководства сделать допущения, основанные на наиболее точных оценках, т.е. период не должен выходить за временные рамки, позволяющие руководству иметь разумную осно­ву для оценки. Приведены основные факторы, которые аудитору сле­дует принять во внимание при рассмотрении периода, охватываемого ожидаемой финансовой информацией: операционный цикл (например, в случае капитального строительства время, необходимое для завер­шения строительства, может определять охватываемый ожидаемый период); степень надежности допущений (например, если субъект вне­дряет новый продукт, то охватываемый ожидаемый период может быть коротким и разделенным на небольшие сегменты — недели или меся­цы); потребности пользователей (например, ожидаемая финансовая информация может быть подготовлена в связи с подачей заявки на полу­чение займа на определенный период, необходимый для получения средств для его возврата).

В разделе «Процедуры исследования» аудитору рекомендуется при определении характера, сроков и объема процедур принимать во внимание: вероятность существенных искажений; знания, получен­ные при выполнении любых предыдущих заданий; компетентность руководства в части подготовки ожидаемой финансовой информации; степень влияния суждений руководства на ожидаемую финансовую информацию; адекватность и достоверность исходных данных. Ауди­тор должен оценить источник и надежность доказательств, подтверж­дающих допущения руководства, основанные на наиболее точных оцен­ках. Хотя доказательств, подтверждающих гипотетические допущения, не требуется, аудитор должен убедиться в том, что они отвечают целям ожидаемой финансовой информации и нет оснований полагать, что они являются безусловно нереалистичными.

В тех случаях, когда целью задания является проверка одного или нескольких элементов ожидаемой информации, например отдель­ного финансового отчета, важно, чтобы аудитор рассмотрел взаимосвязь с другими компонентами финансовой отчетности. Если в ожидаемую информацию включены данные за какой-либо истекший отрезок теку­щего периода, то аудитор должен проанализировать, в какой мере необ­ходимо провести процедуры по отношению к исторической информа­ции. Процедуры будут меняться в зависимости от обстоятельств, например, в зависимости от того, сколько времени из прогнозного пери­ода уже прошло. Аудитор должен получить письменные заявления руко­водства относительно предполагаемого использования ожидаемой финансовой информации, полноты существенных допущений руковод­ства и признания ответственности последнего за ожидаемую финансо­вую информацию. В разделе «Представление и раскрытие информации» говорит­ся, что, оценивая представление и раскрытие ожидаемой финансовой информации помимо конкретных требований соответствующих зако­нов, нормативных актов и профессиональных стандартов, аудитор дол­жен рассмотреть:

  носит ли представление ожидаемой финансовой информации информативный характер и не вводит ли оно в заблуждение;

  четко ли раскрыта учетная политика в примечаниях к ожида­емой финансовой информации;

  адекватно ли раскрыты допущения в примечаниях к ожида­емой финансовой информации;

  указана ли дата подготовки ожидаемой финансовой инфор­мации;

  ясно ли указана основа для расположения пунктов в ряду и не является ли выбор ряда необъективным или вводящим в заблуж­дение в том случае, если результаты, указанные в ожидаемой финансо­вой информации, выражены в зависимости от их места в ряду;

   отмечены ли любые изменения в учетной политике, произо­шедшие после даты составления последней по времени исторической финансовой отчетности, причины этих изменений и их влияние на ожи­даемую финансовую информацию.

Согласно разделу «Отчет (заключение) об исследовании ожида­емой финансовой информации» отчет (заключение) аудитора об иссле­довании ожидаемой финансовой информации должен содержать следу­ющие элементы: название; адресата; описание ожидаемой финансовой информации; ссылку на МСА или соответствующие национальные стандарты аудита или практику, применимые к исследованию ожида­емой финансовой информации; заявление о том, что руководство несет ответственность за ожидаемую финансовую информацию, в том числе за допущения, на которых она основана; если применимо — ссылку на цель и (или) ограниченное распространение ожидаемой финансо­вой информации; заявление о негативной уверенности относительно того, дают ли допущения приемлемую основу для ожидаемой финан­совой информации; мнение по поводу того, подготовлена ли ожида­емая финансовая информация надлежащим образом на основании допущений и представлена ли она в соответствии с предусмотренны­ми основными принципами финансовой отчетности; соответствующие предостережения относительно возможности достижения результатов, указанных в ожидаемой финансовой информации; дату отчета (заклю­чения), которая является датой завершения процедур; адрес аудитора; подпись.

В таком отчете (заключении) аудитор:

  указывает, выявил ли он, основываясь на изучении доказа­тельств, подтверждающих допущения, что-либо, что могло бы приве­сти его к выводу, согласно которому допущения не являются приемле­мым основанием для ожидаемой финансовой информации;

  выражает мнение по поводу того, подготовлена ли ожидаемая финансовая информация надлежащим образом на основании допуще­ний и представлена ли она в соответствии с предусмотренными основ­ными принципами финансовой отчетности;

  отмечает, что:

— фактические результаты, вероятно, будут отличаться от ожи­даемой финансовой информации, поскольку предполагаемые события часто не происходят, и различия могут быть существенными. Подоб­ным же образом, когда ожидаемая финансовая информация выражена в каких-либо пределах, в отчете указывается, что не может быть ника­кой уверенности относительно того, что фактические результаты ока­жутся в этих пределах,

  в случае предсказаний ожидаемая финансовая информация была подготовлена для (таких-то целей) использования допущений, которые включают гипотетические допущения относительно будущих событий и действий руководства, которые необязательно будут иметь место. Следовательно, читатели предупреждены о том, что ожидаемая финансовая информация не должна использоваться в других, отлич­ных от описанных, целях.

В тех случаях, когда на исследование оказывают влияние усло­вия, препятствующие выполнению одной или нескольких процедур, необходимых в данных обстоятельствах, аудитор должен либо отказать­ся от задания, либо отказаться от выражения мнения и описать ограни­чение объема аудита в отчете (заключении) по ожидаемой финансовой информации.

На основе данного МСА разработано ПСАД «Проверка прогноз­ной финансовой информации», которым регламентируются проверки аудиторской организацией или аудитором, работающим самостоятель­но в качестве индивидуального предпринимателя, прогнозной финан­совой информации экономического субъекта.

Российским стандартом установлены принципы проверки про­гнозной финансовой информации. Дано более подробное, чем в МСА 810, определение понятия «прогнозная финансовая информация», под кото­рой понимается информация о будущем финансовом положении, буду­щих финансовых результатах деятельности, будущем движении денеж­ных средств экономического субъекта либо отдельных сторонах его финансово-хозяйственной деятельности в будущем, подготовленная исходя из допущения, что определенные события произойдут и опре­деленные действия будут предприняты руководством экономического субъекта.

Проверка прогнозной финансовой информации экономическо­го субъекта является сопутствующей аудиту услугой и может оказы­ваться аудиторской организацией наряду с проведением аудита бух­галтерской отчетности данного экономического субъекта. На эту проверку распространяются все положения ПСАД «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним».

Проверку прогнозной финансовой информации не может про­водить аудиторская организация, оказывавшая экономическому субъек­ту сопутствующие услуги по подготовке данной прогнозной финансо­вой информации, а именно услуги по сбору, обработке, обобщению информации, а также в случае если аудиторская организация выбирала допущения, лежащие в основе данной прогнозной финансовой инфор­мации.

Прогнозная финансовая информация может быть подготовлена в виде одно- или многовариантного прогноза. В основе одновариантного прогноза лежат допущения, что определенные события произойдут и определенные действия будут предприняты руководством экономи­ческого субъекта; в основе многовариантного прогноза — допущения о различных возможных будущих событиях и действиях руководства экономического субъекта для получения различных путей развития экономического субъекта.

Прогнозная финансовая информация может быть подготовлена для внутренних управленческих нужд (например, для оценки величи­ны необходимых финансовых вложений) или предоставления третьим лицам (например, потенциальным инвесторам, кредиторам).

В зависимости от целей подготовки прогнозная финансовая информация может быть представлена в виде отдельных показателей или на основе типовых форм бухгалтерской отчетности.

Ответственность за содержание прогнозной финансовой инфор­мации несет руководство экономического субъекта, ответственность за выражение мнения — аудиторская организация.

Аудиторская организация проводит проверку прогнозной финан­совой информации для того, чтобы установить применимость приня­тых при ее подготовке допущений (т.е. их надежность, реалистичность и возможность использования для подготовки данной прогнозной финансовой информации), правильность ее подготовки на основе при­нятых допущений и адекватность ее представления.

В связи с тем что в основу прогнозной финансовой информации заложены события и действия, которые могут произойти в будущем, в задачи аудиторской организации не входит выражение мнения о том, будут ли достигнуты прогнозируемые результаты. Если аудиторская организация считает, что она достаточно компетентна в данном вопро­се, такое мнение может быть выражено.

Исходя из характера и сложности прогнозной финансовой информации, подлежащей проверке, аудиторская организация может использовать работу эксперта в соответствии с ПСАД «Использова­ние работы эксперта».

Аудиторская организация должна отказаться от проверки про­гнозной финансовой информации, если существует серьезное сомне­ние в применимости принятых допущений или возможности исполь­зования прогнозной финансовой информации в предполагаемых экономическим субъектом целях.

В стандарте определен круг процедур по проверке прогнозной финансовой информации; установлены требования к форме, содержа­нию и порядку подготовки отчета аудиторской организации о резуль­татах проверки прогнозной финансовой информации; указывается, что проверка прогнозной финансовой информации включает в себя оцен­ку допущений, лежащих в основе прогнозной финансовой информа­ции, правильности подготовки прогнозной финансовой информации, формы представления прогнозной финансовой информации.

При выборе процедур проверки прогнозной финансовой информа­ции и определении их объема аудиторская организация должна опирать­ся на свое профессиональное суждение.

Характер и объем процедур, проводимых аудиторской организа­цией, как правило, определяются:

  вероятностью наличия в прогнозной финансовой информации существенных искажений;

  знанием аудиторской организацией финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, например полученным при оказании ему каких-либо услуг в предыдущие периоды;

  степенью использования профессионального суждения при подготовке прогнозной финансовой информации;

  другими факторами.

При определении вероятности наличия в прогнозной финансо­вой информации существенных искажений аудиторской организации следует рассмотреть:

  особенности процесса подготовки прогнозной финансовой информации;

   наличие оговорок в аудиторском заключении о бухгалтерской отчетности экономического субъекта за предыдущий период;

   возможность использования данных бухгалтерской отчетно­сти экономического субъекта за предыдущий период, аудит которой не проводился;

  другие обстоятельства.

При изучении особенностей процесса подготовки прогнозной финансовой информации аудиторская организация должна обратить внимание на квалификацию лиц, ответственных за подготовку прогноз­ной финансовой информации; систему внутреннего контроля за под­готовкой прогнозной финансовой информации; рабочую документа­цию, составленную в процессе подготовки прогнозной финансовой информации; методы подготовки прогнозной финансовой информации (математические, компьютерные); методы оценки и отбора допущений; наличие и причины отклонений фактических данных о деятельности экономического субъекта от данных прогнозной финансовой инфор­мации, подготовленной в предыдущие периоды; другие сведения о под­готовке прогнозной финансовой информации.

Аудиторская организация должна убедиться, что принятые допу­щения отвечают целям подготовки прогнозной финансовой информа­ции и, следовательно, потребностям ее потенциальных пользователей.

При оценке применимости допущений аудиторская организация должна опираться на фактическую информацию о деятельности эко­номического субъекта, рассматриваемой с точки зрения экономической ситуации в стране (регионе) в целом и ее отраслевых особенностей.

Аудиторская организация должна учитывать, что чем больший период охватывает прогнозная финансовая информация, тем меньше применимость допущений, принятых при ее подготовке, и тем больше вероятность возникновения искажений в расчетах.

При проверке правильности подготовки прогнозной финансовой информации аудиторская организация использует следующие процеду­ры: выборочные расчеты прогнозируемых показателей, оценку непро­тиворечивости данных, в основе расчета которых лежат одни и те же допущения, и др.

При выявлении существенных искажений в расчетах аудитор­ская организация должна оценить влияние этих искажений на правиль­ность прогнозируемых результатов. Аудиторская организация должна учитывать взаимосвязь отдельных показателей прогнозной финансо­вой информации.

Если фактическая информация приведена как часть прогнозной финансовой информации, аудиторская организация, основываясь на профессиональном суждении, должна определить, в какой степени факти­ческая информация должна быть проверена и какие процедуры в отно­шении нее должны быть проведены.

Аудиторская организация должна получить от руководства эко­номического субъекта письменные разъяснения в отношении целей использования прогнозной финансовой информации и применимости допущений, лежащих в основе прогнозной финансовой информации. Письменные разъяснения руководства экономического субъекта долж­ны подтверждать ответственность руководства экономического субъек­та за содержание прогнозной финансовой информации.

Прогнозная финансовая информация представлена адекватно, если:

  она изложена ясно и непредвзято;

  допущения и их реалистичность раскрыты в пояснениях к про­гнозной финансовой информации;

  учетная политика экономического субъекта в части, относя­щейся к прогнозируемым показателям, раскрыта в пояснениях к про­гнозной финансовой информации;

  изменения учетной политики в части, относящейся к прогно­зируемым показателям, по сравнению с последним отчетным перио­дом и причины этих изменений, а также их влияние на данные про­гнозной финансовой информации раскрыты в пояснениях к учетной политике;

  прогнозная финансовая информация содержит дату ее подго­товки, а письменные разъяснения руководства экономического субъекта подтверждают применимость допущений на эту дату.

Если результат прогноза представлен диапазоном значений, ауди­торская организация должна убедиться, что в прогнозной финансовой информации раскрыто обоснование границ диапазона и прогноз, сде­ланный исходя из этих границ, не вводит в заблуждение потенциаль­ных пользователей.

Отчет о результатах проверки прогнозной финансовой инфор­мации должен содержать мнение аудиторской организации о приме­нимости допущений, правильности подготовки информации на основе принятых допущений и адекватности ее представления. В отчете о результатах проверки прогнозной финансовой информации должна содержаться следующая информация: название документа — «Отчет о результатах проверки прогнозной финансовой информации»; адрес и телефоны аудиторской организации; дата отчета; адресат отчета; ука­зание на то, что проверка прогнозной финансовой информации прово­дилась в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности; указание на ответственность руководства экономического субъекта за содержание прогнозной финансовой информации; указа­ние на отсутствие или наличие фактов, свидетельствующих о непри­менимости допущений, принятых при подготовке прогнозной финан­совой информации; указание на то, что фактические результаты могут существенно отличаться от прогнозируемых; мнение аудиторской орга­низаций в отношении правильности подготовки прогнозной финан­совой информации на основе принятых допущений и адекватности ее представления; подпись аудиторской организации, проверявшей про­гнозную финансовую информацию.

Аудиторская организация может включить в отчет мнение о воз­можности использования прогнозной финансовой информации в опре­деленных экономическим субъектом целях, а также рекомендации по ограниченному использованию и распространению прогнозной финансовой информации. Возможно включение в отчет и иной инфор­мации, имеющей отношение к работе, проведенной аудиторской орга­низацией. Если аудиторская организация установила, что допущения, принятые при подготовке прогнозной финансовой информации, непри­менимы, прогнозная финансовая информация неверно подготовлена на основе принятых допущений или представлена неадекватно, то в отче­те о результатах проверки прогнозной финансовой информации долж­ны быть изложены обстоятельства, обусловившие мнение аудиторской организации. Если по каким-либо причинам аудиторская организация не в состоянии провести необходимые процедуры, она должна отка­заться от выражения своего мнения в отчете о результатах проверки прогнозной финансовой информации и изложить в нем обстоятельства, вызвавшие ограничение объема работ.

Стандарт имеет приложение «Примерная форма отчета о резуль­татах проверки прогнозной финансовой информации».



{SHOW_TEXT}

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБОТЫ ЭКСПЕРТА АУДИТОРСКИЙ ОТЧЕТ (ЗАКЛЮЧЕНИЕ) ПО ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ СОПОСТАВИМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПРОЧАЯ ИНФОРМАЦИЯ В ДОКУМЕНТАХ, СОДЕРЖАЩИХ ПРОАУДИРОВАННУЮ ФИНАНСОВУЮ ОТЧЕТНОСТЬ АУДИТОРСКИЙ ОТЧЕТ (ЗАКЛЮЧЕНИЕ) ПО АУДИТОРСКИМ ЗАДАНИЯМ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ ЗАДАНИЯ ПО ОБЗОРНОЙ ПРОВЕРКЕ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЗАДАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ СОГЛАСОВАННЫХ ПРОЦЕДУР В ОТНОШЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ЗАДАНИЯ ПО КОМПИАЯЦИИ ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРОЦЕДУРЫ МЕЖБАНКОВСКОГО ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСПЕКТОРОВ ПО БАНКОВСКОМУ НАДЗОРУ И ВНЕШНИХ АУДИТОРОВ