Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

ПРОЧАЯ ИНФОРМАЦИЯ В ДОКУМЕНТАХ, СОДЕРЖАЩИХ ПРОАУДИРОВАННУЮ ФИНАНСОВУЮ ОТЧЕТНОСТЬ

Аудитор должен ознакомиться с прочей информацией для выяв­ления существенных несоответствий с проаудированной финансовой отчетностью. Прочая информация — это информация финансового и нефинансового характера, содержащаяся вместе с финансовой отчет­ностью в публикуемом документе (например, включенные в годовой отчет данные о должностных лицах, занятости, планируемых капиталь­ных расходах, аналитические коэффициенты). Рекомендации по рассмот­рению аудитором прочей информации, по которой аудитор не обязан составлять аудиторское заключение и которая содержится в докумен­тах, включающих проверенную финансовую отчетность, приведены  в MCA 720 «Прочая информация в документах, содержащих проауди­рованную финансовую отчетность». Этот стандарт состоит из следу­ющих разделов: «Доступ к прочей информации», «Рассмотрение про­чей информации», «Существенные несоответствия», «Существенное искажение фактов», «Доступность прочей информации после даты аудиторского отчета (заключения)», «Перспективы государственного сектора». Данный МСА может применяться не только в отношении годо­вого отчета, но и в отношении других документов, например исполь­зуемых при выпуске ценных бумаг.

Согласно стандарту аудитор должен ознакомиться с прочей информацией для выявления существенных несоответствий с проауди­рованной финансовой отчетностью. Говорится, что «существенное несоответствие» имеет место, когда прочая информация противоречит сведениям, содержащимся в проверенной финансовой отчетности. Существенное несоответствие может поставить под сомнение аудитор­ские выводы, сделанные на основе ранее полученных аудиторских дока­зательств, и, возможно, основания для аудиторского мнения по поводу финансовой отчетности.

Отмечается, что обычно субъект ежегодно публикует годовой отчет, включающий в себя проверенную финансовую отчетность вме­сте с аудиторским отчетом (заключением). Кроме того, субъект может включить в годовой отчет прочую информацию, как финансового, так и нефинансового характера, называемую «прочей информацией». В качестве примеров прочей информации названы отчет руководства или совета директоров о деятельности субъектов, финансовый обзор или финансовые показатели, данные о занятости, планируемые капи­тальные расходы, аналитические коэффициенты, имена должностных лиц и директоров, а также выборочные квартальные данные.

Сказано, что в одних случаях аудитор имеет предусмотренные законом или договором обязательства по представлению особого отчета (заключения) по прочей информации. В других случаях аудитор не име­ет такого обязательства. Тем не менее аудитору следует рассмотреть прочую информацию при составлении отчета (заключения) по финан­совой отчетности, поскольку достоверность проверенной финансовой отчетности может быть поставлена под сомнение в результате наличия несоответствий между проаудированной финансовой отчетностью и прочей информацией.

В соответствии с требованиями раздела «Доступ к прочей инфор­мации» для того чтобы аудитор мог ознакомиться с прочей информа­цией, содержащейся в годовом отчете, необходим своевременный доступ к подобной информации. Поэтому аудитор должен договориться с субъектом о получении такой информации до даты аудиторского отчета (заключения).

Разделом «Рассмотрение прочей информации» предусмотрено, что цель и объем аудиторской проверки финансовой отчетности фор­мулируются исходя из условия, согласно которому обязанности аудито­ра ограничены информацией, указанной в аудиторском отчете (заклю­чении).

В разделе «Существенные несоответствия» аудитору рекомен­дуется следующее:

  если при ознакомлении с прочей информацией аудитор выяв­ляет существенные несоответствия, он должен определить, нужно ли вносить поправки в проаудированную финансовую отчетность или в прочую информацию;

  если необходимо вносить поправки в проаудированную отчет­ность, но субъект отказывается это делать, то аудитор должен выра­зить мнение с оговоркой или отрицательное мнение;

  если нужно внести поправки в прочую информацию, но субъ­ект отказывается, то аудитор должен рассмотреть необходимость вклю­чения в аудиторский отчет (заключение) абзац, привлекающий внима­ние к аспекту и содержащий описание существенного несоответствия, либо предпринять другие меры.

В разделе «Существенное искажение фактов» уточняется, что существенное искажение фактов в прочей информации имеет место тогда, когда подобная информация, не относящаяся к содержанию про­аудированной финансовой отчетности, изложена или представлена неверно. Если аудитор обнаружит, что прочая информация содержит существенные искажения фактов, он должен поставить руководство экономического субъекта в известность об этом и обсудить с ним этот вопрос. Если в прочей информации, по мнению аудитора, содержится явное существенное искажение фактов, но руководство отказывается устранить его, аудитор должен подумать о принятии дальнейших соот­ветствующих мер. Принимаемые меры могут включать в себя уведом­ление лиц, ответственных за общее руководство субъектом, посредством составления документа, в котором излагаются сомнения аудитора отно­сительно прочей информации, и получение юридической помощи.

В разделе «Доступность прочей информации после даты ауди­торского отчета (заключения)» говорится, что если аудитор не имеет доступа ко всей прочей информации до даты составления аудитор­ского заключения, то аудитор должен ознакомиться с ней при первой возможности, чтобы впоследствии выявить существенные несоответ­ствия. При этом аудитор обязан определить целесообразность пере смотра проаудированной финансовой отчетности или прочей инфор­мации.

Если аудитор примет решение пересмотреть проаудированнную финансовую отчетность, ему следует руководствоваться положениями МСА 560 «Последующие события». Если пересмотр прочей информа­ции необходим, а руководство отказывается от его проведения, ауди­тор должен подумать о принятии соответствующих дальнейших мер, например, уведомить лиц, ответственных за общее руководство эконо­мическим субъектом, посредством составления документа с изложени­ем сомнений аудитора относительно прочей информации и получить юридическую помощь.

Согласно разделу «Перспективы государственного сектора» рас­сматриваемый МСА применяется в контексте аудиторской проверки финансовой отчетности. Процедуры, изложенные в этом МСА, не удов­летворяют законодательным или другим аудиторским требованиям, например, в отношении выражения мнения по поводу достоверности показателей деятельности или прочей информации, содержащейся в годовом отчете. Подчеркивается неуместность применения МСА 720 в тех случаях, когда аудитор обязан выразить мнение по поводу упомя­нутой информации. При отсутствии особых аудиторских требований в отношении прочей информации рекомендуется применять общие принципы, содержащиеся в данном МСА.

Таким образом, в указанном стандарте описаны подходы к опре­делению той части информации, которую аудитор не обязан освещать в своем отчете, и действия аудитора в случае выявления существенных искажений информации или непоследовательного ее представления.

На основе МСА 720 разработано ПСАД «Прочая информация в документах, содержащих проаудированную бухгалтерскую отчетность», которым определены действия аудиторской организации или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринима­теля, в отношении прочей информации, включенной в документ, содер­жащий бухгалтерскую отчетность, аудит которой проводит (провела) дан­ная аудиторская организация.

Разделом «Действия аудиторской организации в отношении про­чей информации» установлена ответственность аудиторской органи­зации в отношении прочей информации: аудиторская организация должна рассмотреть прочую информацию в качестве части документа, содержащего проаудированную бухгалтерскую отчетность, на предмет непротиворечивости во всех существенных аспектах.

Под документом, содержащим проаудированную бухгалтерскую отчетность, понимается предусмотренный законодательством или ины ми нормативными актами либо подготовленный по инициативе эконо­мического субъекта для представления заинтересованным пользовате­лям документ (кроме документов в электронной форме), в состав которого включается проаудированная бухгалтерская отчетность эконо­мического субъекта. Документом, содержащим проаудированную бух­галтерскую отчетность, может быть, в частности, годовой отчет акцио­нерного общества (общества с ограниченной ответственностью) или проспект эмиссии.

В данном правиле (стандарте) под прочей информацией пони­маются любые включенные в документ, содержащий проаудированную бухгалтерскую отчетность, данные (сведения), отличные от бухгал­терской отчетности экономического субъекта, содержащейся в этом же документе. В приложении 1 к этому стандарту приведены примеры прочей информации в документах, содержащих проаудированную бух­галтерскую отчетность.

При проведении аудита, целью которого является выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта, аудиторская организация не не­сет ответственности за достоверность прочей информации, включен­ной в документ, содержащий проаудированную бухгалтерскую отчет­ность.

Рассмотрение аудиторской организацией прочей информации, включенной в документ, содержащий проаудированную бухгалтерскую отчетность, не может и не должно трактоваться экономическим субъек­том, а также заинтересованными пользователями (в том числе уполномо­ченными государственными органами) аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности и документа, содержащего проаудированную бухгалтерскую отчетность, как мнение аудиторской организации о достоверности прочей информации или документа в целом.

Аудиторская организация должна заблаговременно сообщить руководству экономического субъекта о необходимости своевременно предоставить ей прочую информацию для рассмотрения.

Прочая информация подлежит рассмотрению аудиторской орга­низацией, как правило, до даты подписания аудиторского заключе­ния о достоверности бухгалтерской отчетности. Если же прочая инфор­мация не может быть получена аудиторской организацией до даты подписания аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности, эта информация подлежит рассмотрению сразу после полу­чения ее от экономического субъекта.

Руководство экономического субъекта, в отношении бухгалтер­ской отчетности которого аудиторская организация проводит (проводила) аудит, обязано создавать аудиторской организации условия для своевременного и полного рассмотрения прочей информации. Если руководство экономического субъекта отказывается предоставить ауди­торской организации прочую информацию и документ, содержащий проаудированную бухгалтерскую отчетность, для рассмотрения в соот­ветствии с данным правилом (стандартом), то, аудиторская организа­ция должна решить вопрос о включении в аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности специального поясняюще­го параграфа или предпринять иные соответствующие меры.

Аудиторская организация обязана документировать рассмотре­ние прочей информации.

При необходимости вопросы, связанные с рассмотрением прочей информации, аудиторская организация включает в письменную инфор­мацию аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.

Аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчет­ности не должно содержать указаний на рассмотрение аудиторской организацией прочей информации, кроме случаев, предусмотренных данным правилом (стандартом).

Документ, содержащий проаудированную бухгалтерскую отчет­ность, должен включать в себя аудиторское заключение о достоверно­сти этой отчетности, если иное не установлено законодательством и иными нормативными актами.

В случаях, предусмотренных законодательством и иными нор­мативными актами, аудиторская организация делает соответствующую отметку на документе, содержащем проаудированную бухгалтерскую отчетность. Отметка аудиторской организации на таком документе делается в форме, определенной законодательством и иными норма­тивными актами (подпись уполномоченного лица аудиторской орга­низации, оттиск печати аудиторской организации и т.п.).

Сделанная в любой форме и выраженная любым способом отмет­ка аудиторской организации на названном документе означает, что ауди­торская организация рассмотрела прочую информацию на предмет ее непротиворечивости (во всех существенных аспектах) проаудиро­ванной бухгалтерской отчетности. Когда документ содержит проауди­рованную бухгалтерскую отчетность экономического субъекта за неско­лько отчетных периодов (в том числе отчетность, аудит которой проводила другая аудиторская организация), аудиторская организация должна рассмотреть прочую информацию на предмет ее непротиворе­чивости (во всех существенных аспектах) такой отчетности за каждый отчетный период. Если документ содержит бухгалтерскую отчетность за несколь­ко отчетных периодов, аудит которой проводили разные аудиторские организации, то обязанность рассмотреть прочую информацию на предмет ее непротиворечивости (во всех существенных аспектах) указанной отчетности за каждый отчетный период лежит на аудитор­ской организации, которая проводит (провела) аудит бухгалтерской отчетности за последний по времени отчетный период, кроме случа­ев, когда между экономическим субъектом и аудиторскими организа­циями имеется соглашение о том, что каждая аудиторская организа­ция самостоятельно рассматривает прочую информацию на предмет ее непротиворечивости (во всех существенных аспектах) проауди­рованной бухгалтерской отчетности за соответствующий отчетный период.

Рассмотрение аудиторской организацией прочей информации на предмет ее непротиворечивости (во всех существенных аспектах) бухгалтерской отчетности, аудит которой проводила другая аудитор­ская организация, не может и не должно трактоваться экономическим субъектом, заинтересованными пользователями и другой аудиторской организацией как выражение мнения аудиторской организации о бух­галтерской отчетности экономического субъекта, аудит которой про­водила другая аудиторская организация, равно как о работе другой аудиторской организации.

Если законодательством или иными нормативными актами пред­усмотрена отметка на документе, содержащем проаудированную бух­галтерскую отчетность, то такая отметка должна быть сделана аудитор­ской организацией, которая проводит (провела) аудит бухгалтерской отчетности за последний по времени отчетный период.

Если по соглашению между экономическим субъектом и ауди­торскими организациями, проводившими аудит бухгалтерской отчет­ности, включенной в документ, каждая аудиторская организация рас­сматривает прочую информацию, то отметка на документе делается каждой аудиторской организацией либо аудиторской организацией, которая проводит (провела) аудит бухгалтерской отчетности за послед­ний по времени отчетный период. В последнем случае каждая аудитор­ская организация должна письменно уполномочить аудиторскую орга­низацию, которая проводит (провела) аудит бухгалтерской отчетности за последний по времени отчетный период, сделать отметку на докумен­те. Примерная форма такого письменного уполномочия приведена в приложении 2 к рассматриваемому правилу (стандарту).

В разделе «Установление непротиворечивости прочей информа­ции проаудированной бухгалтерской отчетности» определены действия аудиторской организации при выявлении противоречий между проауди­рованной бухгалтерской отчетностью и прочей информацией.

Указывается, что прочая информация считается не противоре­чащей во всех существенных аспектах проаудированной бухгалтерской отчетности, если в этой информации отсутствуют существенные дан­ные (сведения), прямо или косвенно противоречащие данным, содер­жащимся в проаудированной бухгалтерской отчетности или вытека­ющим из нее.

Рассмотрение аудиторской организацией прочей информации подразумевает ознакомление с ее содержанием, сравнение данных (све­дений), проверку сделанных экономическим субъектом на основе про­аудированной бухгалтерской отчетности расчетов, результаты которых отражены в прочей информации, и другие необходимые действия.

Рассмотрение аудиторской организацией прочей информации не является аудиторской процедурой, в результате которой могут быть получены аудиторские доказательства в смысле ПСАД № 5 «Аудитор­ские доказательства».

Если при рассмотрении прочей информации обнаруживается существенное противоречие между прочей информацией и проауди­рованной бухгалтерской отчетностью, то аудиторская организация:

  определяет, должна ли быть скорректирована прочая инфор­мация или проаудированная бухгалтерская отчетность;

  уведомляет руководство экономического субъекта о необхо­димых корректировках.

Если корректировке подлежит проаудированная бухгалтерская отчетность, но руководство экономического субъекта отказывается от такой корректировки, то аудиторская организация должна рассмот­реть вопрос о выражении мнения с оговоркой или об отказе от выраже­ния мнения.

Когда корректировке подлежит прочая информация, но руковод­ство экономического субъекта отказывается от такой корректировки, аудиторская организация должна рассмотреть вопрос о включении в аудиторское заключение специальной поясняющей части или пред­принять иные соответствующие меры.

В такой части должны раскрываться все существенные противо­речия между прочей информацией и проаудированной бухгалтерской отчетностью. В аудиторском заключении эту часть помещают после части с выражением мнения. Примерная форма указанной части при­ведена в приложении 3 к данному правилу (стандарту).

Иные меры, которые аудиторская организация может предпри­нять, определяются конкретной ситуацией, характером и существен ностью противоречия. Они могут заключаться, в частности, в задержке предоставления экономическому субъекту аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности, решении вопроса о растор­жении договора об оказании аудиторских услуг, передаче вопроса для юридического анализа.

Если при рассмотрении прочей информации в ней обнаружива­ется существенное искажение какого-то факта (неверное отражение либо представление в прочей информации данных (сведений), не свя­занных прямо или косвенно с проаудированной бухгалтерской отчет­ностью экономического субъекта), то аудиторская организация долж­на обсудить это с руководством экономического субъекта.

При наличии разногласий между руководством экономического субъекта и аудиторской организацией по поводу обнаруженного в про­чей информации существенного искажения факта аудиторская орга­низация должна предложить руководству экономического субъекта передать данный вопрос на рассмотрение независимому эксперту (например, юридическому консультанту экономического субъекта) или соответствующему третьему лицу и принять во внимание результаты такого рассмотрения.

Когда, по мнению аудиторской организации, прочая информа­ция подлежит корректировке в связи с существенным искажением фак­та, но руководство экономического субъекта отказывается от такой корректировки, аудиторская организация должна рассмотреть вопрос о принятии дальнейших соответствующих мер. Они могут заключать­ся, в частности, в письменном уведомлении органа (должностных лиц) экономического субъекта, осуществляющего общее-руководство дея­тельностью этого субъекта, о сложившейся ситуации, в получении соот­ветствующей юридической консультации.

Если аудиторская организация рассматривает прочую информа­цию после даты подписания аудиторского заключения о достоверно­сти бухгалтерской отчетности и обнаруживает существенное противо­речие между прочей информацией и проаудированной бухгалтерской отчетностью или существенное искажение в прочей информации како­го-либо факта, то аудиторская организация определяет, должна ли быть скорректирована прочая информация либо проаудированная бухгалтер­ская отчетность.

При необходимости скорректировать проаудированную бухгалтер­скую отчетность аудиторская организация руководствуется ПСАД № 10 «События после отчетной даты».

При корректировке прочей информации аудиторская организа­ция должна предпринять меры, обеспечивающие достаточную уверен ность в том, что руководство экономического субъекта внесло необхо­димые исправления и заинтересованные пользователи документа, со­держащего проаудированную бухгалтерскую отчетность, уведомлены об этом.

Если, по мнению аудиторской организации, прочая информация подлежит корректировке, но руководство экономического субъекта отказывается от такой корректировки, то аудиторская организация должна рассмотреть вопрос о принятии дальнейших соответствующих мер. Они могут заключаться, в частности, в письменном уведомлении орга­на (должностных лиц) экономического субъекта, осуществляющего общее руководство деятельностью этого субъекта, о сложившейся ситуации, в получении соответствующей юридической консультации.



{SHOW_TEXT}

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБОТЫ ДРУГОГО АУДИТОРА РАССМОТРЕНИЕ РАБОТЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБОТЫ ЭКСПЕРТА АУДИТОРСКИЙ ОТЧЕТ (ЗАКЛЮЧЕНИЕ) ПО ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ СОПОСТАВИМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ АУДИТОРСКИЙ ОТЧЕТ (ЗАКЛЮЧЕНИЕ) ПО АУДИТОРСКИМ ЗАДАНИЯМ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ ИССЛЕДОВАНИЕ ОЖИДАЕМОЙ ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ЗАДАНИЯ ПО ОБЗОРНОЙ ПРОВЕРКЕ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЗАДАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ СОГЛАСОВАННЫХ ПРОЦЕДУР В ОТНОШЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ЗАДАНИЯ ПО КОМПИАЯЦИИ ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ