Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

ЗАЯВЛЕНИЯ РУКОВОДСТВА

Основным руководством по использованию в ходе аудиторской проверки информации о финансовой отчетности, представленной руко­водством хозяйствующего субъекта, для аудитора является МСА 580 «Заявления руководства», которым предусмотрена обязанность ауди­тора получать соответствующие заявления от руководства субъекта. В этом стандарте определены случаи, когда такая информация особен­но важна и когда ее следует получать в письменной форме.

В разделе «Признание руководством своей ответственности за финансовую отчетность», в частности, отмечено, что аудитор дол­жен получить доказательство того, что руководство признает свою  ответственность за достоверное представление финансовой отчетности в соответствии с установленными основными принципами составле­ния финансовой отчетности, а также того, что данная финансовая отчетность была утверждена руководством.

В разделе «Заявления руководства в качестве аудиторских дока­зательств» говорится о необходимости получения аудитором письмен­ных заявлений от руководства по вопросам, существенным для финансовой отчетности, если предполагается, что получить достаточ­ные и уместные аудиторские доказательства другим путем невозмож­но. Под заявлениями руководства понимаются сведения, предоставля­емые руководством аудитору в ходе проверки по собственной инициативе или в ответ на конкретные запросы.

Указывается, что в ходе аудиторской проверки руководство по своей инициативе или в ответ на конкретный запрос представляет аудитору множество заявлений. В тех случаях, когда они касаются воп­росов, существенных для финансовой отчетности, аудитору следует:

  получить аудиторские доказательства, подтверждающие заяв­ления руководства, из источников внутри или вне предприятия;

   оценить, являются ли заявления, сделанные руководством, объективными и соответствуют ли они прочей информации, получен­ной в ходе аудита, включая другие заявления, сделанные руководством;

   определить степень информированности лиц, представивших заявления по конкретным вопросам.

Аудитор может попросить руководство заявить, в частности:

  о признании своей ответственности за составление и представ­ление финансовой отчетности;

   об отсутствии нарушений в учете и искажений в отчетности;

  о полноте представленных аудитору документации и инфор­мации;

  о существовании связанных сторон;

   об убытках по различным операциям;

  о планах и намерениях относительно активов;

  о праве собственности на активы;

   о порядке определения оценочных значений;

  об оценке уместности допущения непрерывности деятель­ности;

   о раскрытии условных обязательств и гарантий;

   о последующих событиях.

Отмечено, что заявления, сделанные руководством, не могут заменить другие аудиторские доказательства, которые предположитель­но будут доступны аудитору. Если аудитор не может получить достаточные и уместные аудиторские доказательства относительно факта, существенного для финансовой отчетности, в то время как они пред­положительно должны существовать и быть доступны, то это рассмат­ривается как ограничение объема аудита, даже если руководство сде­лало соответствующие заявления по данному вопросу. Если заявления руководства противоречат другим аудиторским доказательствам, ауди­тору рекомендуется изучить обстоятельства и в случае необходимости заново проанализировать вопрос о достоверности других заявлений руководства.

Если аудитор считает, что другие доказательства существуют и доступны, но он не может их получить, то это расценивается как огра­ничение объема аудита, несмотря на информацию, имеющуюся в заяв­лениях руководства. Однако в некоторых случаях доказательства могут быть получены исключительно из заявлений руководства (например, информация о намерениях исполнительного органа относительно сохранения на балансе каких-либо активов).

Согласно разделу «Документальное оформление заявлений, сде­ланных руководством» доказательства, подтверждающие факт получе­ния аудитором заявлений от руководства, должны найти отражение в рабочей документации в форме краткого изложения бесед с руковод­ством или заявлений, предоставленных руководству в письменном виде.

В связи с тем что письменные заявления являются сравнитель­но лучшим аудиторским доказательством, нежели устные, нужен серь­езный подход к их оформлению и включению в состав рабочей докумен­тации в качестве аудиторских доказательств. Такие заявления могут быть документально оформлены в виде: письма-заявления от руковод­ства; письма аудитора, в котором излагается его понимание заявлений руководства и которое затем подтверждается руководством; соответ­ствующих протоколов заседаний совета директоров или аналогичного органа либо подписанного руководством экземпляра финансовой отчет­ности.

Письмо-заявление обычно датируется тем же числом, что и ауди­торское заключение. Однако при определенных обстоятельствах отдель­ное письмо-заявление относительно конкретных операций или собы­тий может быть получено в ходе аудиторской проверки либо после даты аудиторского заключения, например на дату публичного размещения. Письмо-заявление обычно подписывают должностные лица, несущие ответственность за деятельность субъекта и ее финансовые аспекты (генеральный и финансовый директора).

Международный стандарт аудита завершается разделом «Дей­ствия в случае отказа руководства предоставить заявления», в котором отмечено, что если руководство отказывается предоставить заявления, которые аудитор считает необходимыми, это рассматривается как огра­ничение объема аудиторской проверки. В таком случае аудитор дол­жен выразить мнение с оговоркой или отказаться от выражения мне­ния в отношении финансовой отчетности. Аудитору рекомендуется также оценить, насколько важны другие заявления, сделанные руко­водством в ходе аудиторской проверки, и проанализировать, может ли такой отказ оказать какое-либо дополнительное влияние на ауди­торское заключение.

В приложении к данному МСА приведен образец письма-заяв­ления руководства (с оговоркой, что этот образец не является стан­дартным).

Российским аналогом МСА 580 является ПСАД «Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъ­екта».

Российским стандартом, как и международным, предусмотрено, что перед обращением к руководству проверяемого экономического субъекта с целью получения официального разъяснения аудитор должен иметь письменное доказательство понимания руководством экономического субъекта того факта, что оно несет ответственность за представление бухгалтерской отчетности, подготовленной с учетом требований нормативных документов, а также подтверждение осведом­ленности субъекта о своей ответственности за предоставление аудито­ру всей необходимой для аудита точной, полной, относящейся к делу информации.

ПСАД включает в себя следующие разделы, содержание кото­рых идентично содержанию соответствующих разделов МСА 580: «Общие положения»; «Порядок обращения аудитора за получением официальных разъяснений от руководства проверяемого экономиче­ского субъекта»; «Использование разъяснений проверяемого экономиче­ского субъекта для получения аудиторских доказательств»; «Докумен­тирование разъяснений руководства проверяемого экономического субъекта». Отечественный стандарт содержит три приложения: «Реко­мендуемая форма письма аудитору от руководства экономического субъекта»; «Рекомендуемая форма рабочего документа аудитора, содер­жащего информацию о полученных устных разъяснениях», «Рекомен­дуемая форма письма аудитора с запросом на подтверждение опреде­ленной точки зрения».

Особое место в национальном стандарте аудита отведено вопро­сам документирования. В частности, говорится, что в рабочих докумен­тах должно быть раскрыто использование примененных аудитором  процедур и должны содержаться сведения о результатах, полученных как следствие применения данных процедур. Рабочие документы должны содержать следующую информацию:

  вопрос, с которым аудитор обратился за разъяснениями;

  краткое содержание полученных разъяснений;

  оценку аудитором убедительности доказательств, содержащих­ся в разъяснениях, в том числе с использованием подтверждений, полу­ченных альтернативным способом;

  собственные выводы аудитора по поставленному вопросу с учетом полученных разъяснений.

Порядок передачи официального письма аудитору определяет­ся соглашением между аудитором и руководством проверяемого эко­номического субъекта и может быть прописан в договоре на аудит. Если такой порядок не предусмотрен, он остается на усмотрение руковод­ства проверяемого экономического субъекта. В любом случае при полу­чении официального письма аудитор должен документально подтвер­дить факт его получения для руководства проверяемого экономического субъекта.



{SHOW_TEXT}

АУДИТОРСКАЯ ВЫБОРКА И ДРУГИЕ ПРОЦЕДУРЫ ВЫБОРОЧНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ АУДИТ ОЦЕНОЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ СВЯЗАННЫЕ СТОРОНЫ ПОСЛЕДУЮЩИЕ СОБЫТИЯ НЕПРЕРЫВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБОТЫ ДРУГОГО АУДИТОРА РАССМОТРЕНИЕ РАБОТЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБОТЫ ЭКСПЕРТА АУДИТОРСКИЙ ОТЧЕТ (ЗАКЛЮЧЕНИЕ) ПО ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ СОПОСТАВИМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ