Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

СВЯЗАННЫЕ СТОРОНЫ

Определение связанной стороны дано в международном стандар­те финансовой отчетности 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах»: стороны считаются связанными, если при принятии финан­совых и оперативных решений одна сторона может контролировать другую или оказывать на нее значительное влияние.

Рекомендации в отношении обязанностей аудитора и аудитор­ских процедур, применяемых по отношению к связанным сторонам (родственным или зависимым организациям) и операциям с такими сторонами, представлены МСА 550 «Связанные стороны». Под опера­циями между связанными сторонами подразумевают передачу ресур­сов или обязательств между связанными сторонами вне зависимости от того, взимается ли за такую передачу плата.

Данный стандарт требует от аудиторов выполнения аудиторских процедур для получения достаточных и уместных аудиторских доказа­тельств относительно установления связанных сторон и раскрытия информации о них, а также влияния существенных операций со свя­занными сторонами на финансовую отчетность. Обязывает аудитора при наличии какого-либо признака, указывающего на существование связанных сторон, выполнить изменения, расширенные или дополни­тельные процедуры, целесообразные в данных условиях.

Указывается, что за определение связанных сторон и операций с ними, а также раскрытие соответствующей информации отвечает руководство экономического субъекта, в обязанности которого входит внедрение соответствующих систем бухгалтерского учета и внутрен­него контроля для обеспечения надлежащего отражения в учете и рас­крытия в финансовой отчетности операций со связанными сторонами.

Необходимость обладания аудитором информацией о связанных сторонах объясняется тем, что:

  основными правилами финансовой отчетности может пред­усматриваться раскрытие в финансовой отчетности определенных взаимоотношений и операций со связанными сторонами, указанных в МСФО 24;

  существование связанных сторон или операций со связанны­ми сторонами может повлиять на финансовую отчетность;

  источник аудиторского доказательства оказывает влияние на аудиторскую оценку его достоверности. Аудиторские доказательства, полученные от несвязанных третьих сторон или подготовленные ими, обладают большей убедительностью;

  операции со связанными сторонами могут мотивироваться не только обычными деловыми соображениями, но и, например, рас­пределением прибыли или даже мошенничеством.

Данное требование предполагает наличие у аудитора знаний о бизнесе субъекта и отрасли в целом.

Согласно разделу «Существование связанных сторон и раскры­тие информации о них» для выявления наличия связанных сторон и раскрытия информации о них аудитор должен рассмотреть инфор­мацию, предоставленную директорами и руководством и представля­ющую собой перечень всех известных связанных сторон, а также выпол­нить соответствующие процедуры для проверки полноты данной информации:

  изучить рабочие документы за предыдущий год на предмет формирования списка известных связанных сторон;

  изучить порядок определения субъектом связанных сторон;

  запросить у директоров и руководства информацию об их аффи­лированности с другими предприятиями;

  запросить других аудиторов, участвующих в данный момент в проведении аудита, или предыдущих аудиторов о том, знают ли они о существовании каких-либо дополнительных связанных сторон, и т.п.

Если, по мнению аудитора, риск необнаружения связанных сто­рон, имеющих большое влияние, невысок, то перечисленные процеду­ры могут быть изменены соответствующим образом.

Если основными принципами финансовой отчетности пред­усматривается раскрытие информации о взаимоотношениях со связан­ными сторонами, аудитор должен убедиться в том, что такое раскры­тие является адекватным.

Согласно разделу «Операции со связанными сторонами» ауди­тор должен проанализировать информацию об операциях со связан­ными сторонами, предоставленную директорами и руководством, а так­же обратить внимание на другие существенные операции со связанными сторонами. При изучении систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также при предварительной оценке риска системы контро­ля аудитор должен проанализировать адекватность процедур контро­ля за авторизацией и учетом операций со связанными сторонами.

В ходе аудита аудитору необходимо обратить внимание на опе­рации, которые выглядят необычно в данных обстоятельствах и могут  указывать на существование ранее не выявленных связанных сторон, например:

  операции с нетипичными условиями (нестандартными цена­ми, процентными ставками, гарантиями и условиями погашения);

  операции, проведенные без видимой логической причины;

  операции, содержание которых отличается от их формы;

  операции, обработанные необычным образом;

  крупные по объему или значительные операции с отдельны­ми потребителями или поставщиками (в сравнении с другими потре­бителями (поставщиками));

  неучтенные операции, такие, как безвозмездное получение или предоставление управленческих услуг.

К процедурам, позволяющим аудитору в ходе аудита выявить наличие операций со связанными сторонами, относятся:

  проведение детальных тестов в отношении операций и сальдо счетов;

  изучение протоколов собраний акционеров и заседаний сове­та директоров;

  изучение учетных записей для обнаружения крупных или нетипичных операций либо сальдо счетов, при этом особое внимание уделяется операциям, отраженным в ходе или незадолго до окончания отчетного периода;

  изучение подтверждений по выданным и полученным креди­там, а также банковских подтверждений. Такая проверка может обна­ружить существование гарантийных обязательств и других операций со связанными сторонами;

  изучение инвестиционных сделок, например приобретение либо реализация доли участия в совместном или ином предприятии.

В соответствии с разделом «Проверка выявленных операций со связанными сторонами» при проверке выявленных операций со свя­занными сторонами аудитор должен получить достаточные и умест­ные доказательства того, что эти операции были надлежащим образом учтены и раскрыты. В тех случаях, когда доказательство операции со связанной стороной является ограниченным (например, доказа­тельство, подтверждающее наличие товарно-материальных запасов, находящихся у связанной стороны на консигнации), аудитор должен рас­смотреть необходимость выполнения таких процедур, как подтверждение условий и суммы операций со связанной стороной; изучение доказа­тельств, имеющихся у связанной стороны; подтверждение или обсуж­дение информации с лицами, имеющими отношение к данной опера­ции, например, с банками, юристами, гарантами и агентами. В разделе «Заявления руководства» говорится о том, что ответ­ственность за определение связанных сторон и операций с ними и рас­крытие соответствующей информации несет руководство экономиче­ского субъекта, которое обязано внедрить соответствующие системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля для обеспечения надле­жащего отражения в учете и раскрытия в финансовой отчетности опе­раций со связанными сторонами. Поэтому аудитор должен получить заявления руководства в письменном виде относительно полноты пред­ставленной информации, касающейся определения круга связанных сторон, и адекватности раскрытия информации о связанных сторонах в финансовой отчетности.

В разделе «Аудиторские выводы и подготовка отчета (заключе­ния)» сказано, что если аудитор не может получить достаточных и уме­стных аудиторских доказательств относительно связанных сторон и операций с ними или приходит к выводу о том, что информация о них раскрыта в финансовой отчетности неадекватно, то он должен соот­ветствующим образом модифицировать аудиторское заключение.

В разделе «Перспективы государственного сектора» отмечено, что при аудите государственного сектора необходимо делать ссылки на требования соответствующих законодательств. Такие законодатель­ные акты могут содержать запрет государственным предприятиям и работникам заключать сделки со связанными сторонами. Кроме того, может быть предусмотрено, что работники государственных предприя­тий должны декларировать свою долю участия в предприятиях, с кото­рыми они заключают сделки на профессиональной и (или) коммерче­ской основе. Если существует такое законодательное требование, аудиторские процедуры необходимо расширить так, чтобы можно было выявить случаи несоблюдения этих требований.

В то же время следует отметить, что определение связанных сто­рон, включенное в МСФО 24, не требует раскрытия информации об операциях между предприятиями, контролируемыми государством. В определениях связанных сторон, приведенных в МСФО 24 и в МСА 550, не учитываются все обстоятельства, имеющие отноше­ние к предприятиям государственного сектора. Например, в целях применения МСА 550 не рассматривается статус взаимоотношений между государственными министерствами и ведомствами, государ­ственными ведомствами и другими законными государственными орга­нами или агентствами.

На основе данного МСА разработано ПСАД № 9 «Аффилиро­ванные лица», которым установлены единые требования в отношении выявления и изучения в процессе осуществления аудиторской деятельности хозяйственных операций с хозяйствующими субъектами, явля­ющимися аффилированными лицами аудируемого лица.

Для целей ПСАД № 9 под аффилированными лицами понима­ются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществля­ющих предпринимательскую деятельность, признаваемые таковыми в соответствии с Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О кон­куренции и ограничении монополистической деятельности на товар­ных рынках». Операцией между аудируемым лицом и аффилирован­ным лицом считается любая осуществляемая между ними операция по передаче каких-либо активов или обязательств.

Аудитор должен выполнять аудиторские процедуры для полу­чения достаточных надлежащих аудиторских доказательств, касающих­ся аффилированных лиц и раскрытия информации о них, а также влия­ния операций между аудируемым лицом и аффилированным лицом на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица. Тем не ме­нее не следует ожидать, что в результате аудита будут выявлены все операции с аффилированными лицами.

Вследствие неопределенности, присущей предпосылкам подго­товки финансовой (бухгалтерской) отчетности относительно полноты информации об аффилированных лицах, процедуры, предусмотренные ПСАД № 9, предоставят достаточные надлежащие аудиторские дока­зательства в отношении таких предпосылок при отсутствии каких-либо выявленных аудитором обстоятельств, которые повышают риск искаже­ния отчетности сверх ожидаемого уровня или указывают на то, что имело место существенное искажение информации об аффилирован­ных лицах.

При наличии признака, указывающего на существование таких обстоятельств, аудитор должен выполнить модифицированные, расши­ренные или дополнительные процедуры, необходимые в данных усло­виях.

Руководство аудируемого лица несет ответственность за опре­деление аффилированности сторон и операций с ними, а также раскры­тие соответствующей информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности. В связи с этим от руководства аудируемого лица требуется ведение соответствующего бухгалтерского учета и организация систе­мы внутреннего контроля для обеспечения достоверного отражения и раскрытия в финансовой (бухгалтерской) отчетности операций с аффи­лированными лицами.

Аудитору необходимо обладать знаниями о деятельности ауди­руемого лица и отрасли в целом, позволяющими ему выявлять события, операции и имеющуюся практику, которые могут оказать суще­ственное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Нали­чие аффилированных лиц и операций с ними считается обычным в деловой практике, однако аудитор должен быть осведомлен о них по следующим причинам:

  применяемый порядок подготовки финансовой (бухгалтер­ской) отчетности может предполагать раскрытие в финансовой (бух­галтерской) отчетности определенных взаимоотношений и операций с аффилированными лицами;

  наличие аффилированных лиц или операций с ними может повлиять на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц;

  источник получения аудиторского доказательства оказывает влияние на аудиторскую оценку его достоверности. Аудиторские доказательства, полученные от неаффилированных третьих сторон или подготовленные ими, обладают большей степенью убедитель­ности;

  операции с аффилированными лицами могут мотивироваться не только обычными деловыми отношениями, но и, например, распре­делением прибыли с целью ухода от налогообложения или мошенни­чеством.

Аудитор должен изучить информацию, предоставленную руко­водством аудируемого лица в отношении аффилированных лиц, а так­же выполнить следующие процедуры для проверки достоверности полученной информации и полноты ее раскрытия:

  изучить рабочие документы за предыдущий год на предмет определения списка известных аффилированных лиц;

  проверить выполнение предпринимаемых аудируемым лицом мер по выявлению аффилированных лиц;

  запросить у должностных лиц аудируемого лица информацию об их аффилированности в отношении других хозяйствующих субъе­ктов;

  изучить списки акционеров с целью определения крупных акционеров или в случае необходимости получить список крупных акционеров из реестра акционеров;

  изучить протоколы собраний акционеров и заседаний совета директоров, а также другие предусмотренные законодательством документы, в том числе реестр акционеров;

  запросить других аудиторов, участвующих в данный момент или участвовавших ранее в проведении аудита, о том, знают ли они о существовании каких-либо дополнительных аффилированных лиц;

  запросить информацию И документы (договоры, деловую переписку, отчеты о переговорах) о наиболее крупных дебиторах и кре­диторах аудируемого лица и сравнить их данные с результатами пре­дыдущих процедур;

  проверить информацию, представляемую аудируемым лицом в налоговые и иные органы.

Если, по мнению аудитора, риск необнаружения аффилирован­ных лиц, имеющих значительное влияние, невысок, указанные про­цедуры следует модифицировать.

Если действующим порядком подготовки финансовой (бухгал­терской) отчетности предусмотрено раскрытие информации об аффи­лированных лицах и отношениях с ними, аудитор должен убедиться в том, что такое раскрытие является достоверным и полным.

Аудитор должен детально изучить информацию об операциях с аффилированными лицами, представленную руководством аудиру­емого лица, а также быть готовым обнаружить другие существенные операции с аффилированными лицами.

При изучении систем бухгалтерского учета и внутреннего контро­ля, а также при предварительной оценке риска средств контроля аудитор должен проанализировать достоверность процедур контроля учета опе­раций с аффилированными лицами и формирования информации о них.

В ходе аудиторской проверки аудитору необходимо обратить внимание на нетипичные операции и на операции, которые могут ука­зывать на существование ранее не выявленных аффилированных лиц, в том числе:

  операции, предполагающие нетипичные ситуации и условия, например нестандартные цены, процентные ставки, поручитель­ства и условия погашения;

  операции, осуществленные без видимой причины с точки зре­ния логики бизнеса;

  операции, содержание которых отличается от их формы;

  операции, отраженные в документах и бухгалтерском учете необычным образом;

  большой объем операций или значительные по сумме опера­ции с отдельными потребителями или поставщиками (по сравнению с другими);

  неучтенные операции, в том числе безвозмездное получение или предоставление управленческих услуг.

В ходе аудиторской проверки аудитор проводит процедуры, с помощью которых можно выявить наличие операций с аффилирован­ными лицами.

К подобным процедурам относятся:

  детальные процедуры в отношении операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;

  анализ протоколов собраний акционеров и заседаний совета директоров;

  анализ регистров бухгалтерского учета с целью обнаружения крупных или нетипичных операций либо остатков по счетам бухгал­терского учета, при этом особое внимание уделяется операциям, отра­женным в бухгалтерском учете в конце или незадолго до окончания отчетного периода;

  анализ документов по выданным и полученным кредитам, а также банковских поручительств. Такая проверка может выявить существование гарантийных обязательств и других операций с аффи­лированными лицами;

  анализ инвестиционных сделок, например приобретение (реали­зация) доли участия в совместной либо иной деятельности.

При проверке операций с аффилированными лицами аудитор должен получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства того, что эти операции были надлежащим образом учтены и раскрыты.

С учетом характера взаимоотношений с аффилированными лица­ми доказательство проведения операций с ними может быть ограни­ченным (например, в отношении того, что основное общество дало инструкции дочернему обществу по учету лицензионных платежей). Из-за ограниченной возможности получения надлежащих доказательств, подтверждающих подобные операции, аудитор должен решить, нужно ли выполнить следующие процедуры:

  подтверждение условий и суммы денежных средств, затрачен­ных на операцию с аффилированным лицом;

  изучение доказательств, имеющихся у аффилированного лица;

  подтверждение или обсуждение информации с лицами, име­ющими отношение к данной операции, например с банками, гаранта­ми, агентами и соответствующими специалистами, в том числе юри­стами.

Аудитор должен получить письменное заявление руководства аудируемого лица, касающееся:

  полноты представленной информации относительно опреде­ления круга аффилированных лиц;

  достоверности раскрытия информации об аффилированных лицах в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Если аудитор не может получить достаточных надлежащих ауди­торских доказательств относительно аффилированных лиц и операций с ними или приходит к выводу, что информация о них раскрыта в финан­совой (бухгалтерской) отчетности неясно или неполно, аудитор дол­жен соответствующим образом модифицировать аудиторское заклю­чение.



{SHOW_TEXT}

АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ВНЕШНИЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ПЕРВИЧНЫЕ ЗАДАНИЯ — НАЧАЛЬНЫЕ САЛЬДО АУДИТОРСКАЯ ВЫБОРКА И ДРУГИЕ ПРОЦЕДУРЫ ВЫБОРОЧНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ АУДИТ ОЦЕНОЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ ПОСЛЕДУЮЩИЕ СОБЫТИЯ НЕПРЕРЫВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАЯВЛЕНИЯ РУКОВОДСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБОТЫ ДРУГОГО АУДИТОРА РАССМОТРЕНИЕ РАБОТЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА