Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

УЧЕТ ПРИ АУДИТЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТОВ, ИСПОЛЬЗУЮШИХ ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Особенности аудита организаций, поручающих ведение бухгал­терского учета и подготовку отчетности специализированным органи­зациям, рассматриваются в МСА 402 «Учет при аудите особенностей субъектов, использующих обслуживающие организации», который не имеет российских аналогов. В нем указано, что аудитор должен определить характер влияния обслуживающей организации на систе­мы бухгалтерского учета и внутреннего контроля клиента для плани­рования аудита и разработки эффективного подхода к его проведению. В соответствии с разделом «Вопросы, рассматриваемые аудито­ром клиента» аудитор должен определить значимость деятельности обслуживающей организации для клиента и аудита. Для этого аудито­ру клиента необходимо проанализировать:

  характер услуг, предоставляемых обслуживающей организа­цией;

  условия договора и взаимоотношения между клиентом и обслу­живающей организацией;

  существенные утверждения в финансовой отчетности, на кото­рые оказывает влияние использование услуг обслуживающей органи­зации;

   неотъемлемый риск, связанный с такими утверждениями;

  степень взаимодействия систем бухгалтерского учета и внут­реннего контроля клиента с системами бухгалтерского учета и внут­реннего контроля обслуживающей организации;

   используемые клиентом средства внутреннего контроля за операциями, обрабатываемыми обслуживающей организацией;

  возможности и финансовая устойчивость обслуживающей организации, в том числе последствия ее банкротства для клиента;

  сведения об обслуживающей организации, например, содер­жащиеся в руководствах для пользователей и технических пособиях;

  сведения об общих средствах контроля и средствах контроля компьютерных систем, имеющих отношение к прикладным програм­мам клиента.

Если по результатам рассмотрения перечисленных факторов аудитор сделает вывод, что на оценку риска системы контроля не воз­действуют средства контроля обслуживающей организации, то отпа­дает необходимость в выполнении требований следующих положений данного МСА.

Если же аудитор приходит к заключению, что деятельность обслуживающей организации значима для субъекта и аудита, аудито­ру следует собрать сведения, достаточные для получения представле­ния о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также оценить риск системы контроля либо как максимальный, либо как более низкий, при условии проведения тестов контроля.

При недостатке информации аудитор клиента, выразивший жела­ние посетить обслуживающую организацию, может попросить клиен­та обратиться в свою очередь к обслуживающей организации с просьбой о предоставлении аудитору клиента доступа к необходимой инфор­мации.

При оценке риска системы контроля в отношении утверждений, на которые оказывают влияние системы контроля обслуживающей организации, аудитор клиента может использовать отчет аудитора обслуживающей организации, в котором выражено мнение по поводу эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля обслуживающей организации в отношении используемых прикладных программ, имеющих значение для аудита. Аудитор также может полу­чить доказательства путем тестирования средств контроля клиента за деятельностью обслуживающей организации, посещения обслужи­вающей организации и проведения тестов средств контроля.

Данный стандарт содержит также рубрику «Отчеты (заключе­ния) аудитора обслуживающей организации», согласно которой ауди­тор клиента в случае использования отчета аудитора обслуживающей организации должен рассмотреть характер и содержание такого отчета (заключения).

Как правило, отчеты аудитора обслуживающей организации бывают двух типов:

(1) заключение о пригодности структуры, которое включает в себя:

— описание систем бухгалтерского учета и внутреннего контро­ля обслуживающей организации, обычно составляемое руководством обслуживающей организации,

  мнение аудитора обслуживающей организации, подтвержда­ющее точность этого описания, применение систем контроля, пригод­ность систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля для дости­жения поставленных перед ними целей;

(2) заключение о пригодности структуры и эффективности функ­ционирования. В его структуру входят:

— описание систем бухгалтерского учета и внутреннего контро­ля обслуживающей организации,

  мнение аудитора обслуживающей организации, подтвержда­ющее точность этого описания, применение систем контроля, пригод­ность систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля для дости­жения поставленных перед ними целей, эффективность систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля (на основе результатов теста контроля). В дополнение к мнению по поводу эффективности аудитору обслуживающей организации нужно указать, какие тесты контроля были осуществлены и каковы их результаты.

Аудитор клиента должен проанализировать объем работ, выпол­ненных аудитором обслуживающей организации, а также оценить пригодность и уместность отчетов, составленных аудитором обслужива­ющей организации.

Аудитору клиента не следует в качестве основы для снижения оценки риска системы внутреннего контроля использовать заключе­ние первого типа. Для этого более подходит заключение второго типа. Если заключение второго типа используется в качестве доказательства, подтверждающего более низкую оценку риска системы контроля, ауди­тору клиента следует определить, имеют ли средства контроля, прове­ренные аудитором обслуживающей организации, отношение к опера­циям клиента (существенным предпосылкам подготовки финансовой отчетности клиента), а также адекватны ли выполненные аудитором обслуживающей организации тесты средств контроля и их результаты. В последнем случае двумя основными вопросами, требующими рас­смотрения, являются длительность периода, охватываемого тестами аудитора обслуживающей организации, и время, прошедшее с момен­та выполнения этих тестов.

В отношении конкретных тестов контроля и результатов, име­ющих отношение к аудиту, аудитору клиента необходимо проанализи­ровать, насколько характер, сроки проведения и объем таких тестов способствуют получению достаточных и уместных аудиторских доказа­тельств относительно эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля с целью подтверждения сделанной аудитором клиента оценки риска средств контроля.

Аудитор обслуживающей организации может быть привлечен к выполнению процедур проверки по существу, которые используются аудитором клиента, в том числе процедур, согласованных клиентом и его аудитором, а также обслуживающей организацией и ее аудитором.

Если аудитор клиента использует отчет аудитора обслужива­ющей организации, в своем заключении ему не следует ссылаться на отчет аудитора обслуживающей организации.

Российским законодательством по бухгалтерскому учету пред­усматривается возможность передачи ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии или специализированной организации. Тем не менее крупные российские экономические субъекты, отвечаю­щие критериям обязательного аудита (акционерные общества, предпри­ятия со значительным объемом выручки, большой стоимостью активов и пр.), как правило, не считают возможным отдавать свой учет на откуп сторонней организации, а имеют главного бухгалтера, а то и бухгалтерию. Поэтому разработка российского документа, касающегося аудита субъек­тов, пользующихся услугами специализированных организаций, была отложена российскими разработчиками на более позднее время



{SHOW_TEXT}

ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА ЗНАНИЕ БИЗНЕСА СУЩЕСТВЕННОСТЬ В АУДИТЕ ОЦEHKA РИСКОВ И ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ АУДИТ В СРЕДЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ВНЕШНИЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ПЕРВИЧНЫЕ ЗАДАНИЯ — НАЧАЛЬНЫЕ САЛЬДО АУДИТОРСКАЯ ВЫБОРКА И ДРУГИЕ ПРОЦЕДУРЫ ВЫБОРОЧНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ АУДИТ ОЦЕНОЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ