Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА

Планирование аудита заключается в определении его стратегии и тактики, выборе процедур и методов, позволяющих наиболее эффек­тивно достичь поставленной цели — подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности. Рекомендации по планированию аудита финансовой отчетности приведены в МСА 300 «Планирование».

В разделе «Планирование работы» указано, что объем планиро­вания аудита в основном зависит от размеров экономического субъек­та, сложности аудиторской проверки, уровня квалификации лиц, при­нимающих участие в аудите. Важной частью планирования является приобретение информации о бизнесе клиента, способствующей выяв­лению событий и операций, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую отчетность.

Согласно разделу «Общий план аудита» аудитор в ходе плани­рования должен разработать общий план аудита и задокументировать его, описав при этом предполагаемый объем и ведение аудиторской проверки, с отражением вопросов, касающихся знания бизнеса, пони­мания систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, риска и существенности, характера, сроков, объема процедур, координации направления работы, надзора за ней и анализа, а также прочих аспектов.

В этом разделе термин «знание бизнеса» определен как получе­ние информации об общих экономических факторах и условиях в отра­сли, влияющих на бизнес клиента, о важных показателях, характери­зующих результаты бизнеса, об общем уровне компетентности руко­водства. Подчеркнуто, что понимание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля достигается путем ознакомления с учетной политикой клиента, с системой его бухгалтерского учета и внутренне­го контроля с помощью применения тестов контроля и процедур про­верок по существу.

При составлении общего плана аудитор должен указывать ожи­даемые оценки неотъемлемого риска и риска системы внутреннего контроля, устанавливать уровни существенности для целей аудита, опреде­лять возможность существенных искажений в финансовой отчетности и выявлять сложные области бухгалтерского учета, а также указывать на необходимость учитывать при планировании привлечение дру­гих аудиторов для аудита филиалов и дочерних подразделений клиен­та, привлечение экспертов и потребность в персонале для проведения аудита.

К прочим аспектам аудита, которые следует учесть при разра­ботке общего плана аудита, в МСА 300 отнесено выявление обстоя­тельств, требующих особого внимания (существование связанных сто­рон, возможность банкротства и т.п.).

В разделе «Программа аудита» указывается, что наряду с общим планом аудитор должен разработать и документировать программу аудита, которая определяет характер, сроки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита, и одновременно служит как набором инструкций для ассистен­тов аудитора, так и средством надлежащего контроля за выполнениемими работ.

В разделе «Изменения в общем плане и программе аудита» допускается возможность того, что в ходе аудита по мере необходимо­сти общий план аудита и программа аудита могут быть пересмотрены. В этом разделе говорится, что планирование осуществляется непрерыв­но на протяжении всего срока аудита с учетом меняющихся обстоя­тельств и неожиданных результатов, полученных в ходе выполнения аудиторских процедур, с документированием причин внесения значи­тельных изменений.

Российским аналогом МСА 300 является ПСАД № 3 «Планиро­вание аудита», которым устанавливаются единые требования к плани­рованию аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности и который применяется в первую очередь к проверкам, проводимым аудитором не первый год в отношении данного аудируемого лица. Для проведе­ния аудиторской проверки в течение первого года аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него вопросы помимо тех, которые указаны в стандарте.

Планирование аудита для повышения его эффективности пред­полагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожида­емым характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур. Планирование позволяет уделить необходимое внимание важным обла­стям аудита с целью выявления потенциальных проблем и качествен­ного, своевременного выполнения работы с оптимальными затратами, эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать эту работу.

Получение информации о деятельности аудируемого лица явля­ется важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

При планировании аудита (см. рис.) целесообразно выделить следующие основные этапы: предварительное планирование аудита; подготовка и составление общего плана аудита; подготовка и составле­ние программы аудита, — как это было установлено старым вариантом отечественного стандарта, хотя этап предварительного планирования не указан ни в МСА 300, ни в новом ПСАД № 3.

Целесообразно также предусмотреть в составе внутрифирмен­ных стандартов аудиторской деятельности раздел о предварительном планировании аудита.

 

Планирование аудита

После официального обращения экономического субъекта с просьбой об оказании ему аудиторских услуг (письмо-предложение) аудиторская организация составляет и направляет клиенту письмо о проведении аудита. К письму о проведении аудита можно приложить предварительный план аудита для согласования его с руководством клиента. В этом документе нужно отразить предлагаемые виды ауди­торских услуг, планируемые виды работ, источники информации, необходимые для проведения аудита, общий план аудита. После получения субъектом письма о проведении аудита следу­ет приступить к определению аудируемости бухгалтерской отчетности. Данный процесс называется предварительным планированием. На ста­дии предварительного планирования происходит знакомство потенци­альных партнеров (аудиторской организации и экономического субъек­та) и обмен информацией, что позволяет каждой из сторон принять решение о принципиальной возможности и целесообразности даль­нейшего сотрудничества в области аудита. Серьезность последствий принимаемых по завершении этой стадии решений требует изучения большого объема информации (данные о состоянии внешней среды экономического субъекта и его индивидуальных особенностях). Для получения такой информации аудитор должен иметь доступ ко мно­гим источникам информации, в число которых входят учредительные документы; протоколы заседаний совета директоров, собраний акцио­неров и иных аналогичных органов управления; документы, регулиру­ющие учетную политику; бухгалтерская отчетность; статистическая отчетность; документы планирования деятельности экономического субъекта; контракты, договоры, соглашения; внутренние отчеты ауди­торов, консультантов; материалы налоговых проверок; внутрифирмен­ные инструкции; материалы судебных и арбитражных исков; докумен­ты, регламентирующие производственную и организационную струк­туру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних предприятий.

На практике экономические субъекты иногда отказываются пре­доставлять информацию, пока не будет заключен договор оказания аудиторских услуг. Если аудитор заинтересован в клиенте, то не следу­ет отказываться от проведения проверки, но необходимо отметить дан­ный факт в договоре, а также письменно оговорить возможность пере­смотра по этой причине плана проверки отдельных, ранее составленных соглашений и принятых условий и обязательств.

По итогам предварительного планирования аудиторская органи­зация должна решить, согласна ли она работать с клиентом. На приня­тие решения по этому вопросу влияет ряд факторов. Во-первых, аудиторская организация должна убедиться в принципиальной возмож­ности проведения аудита (например, убедиться в том, что для проведе­ния аудита не требуется восстановление бухгалтерского учета; отсут­ствуют факты, ставящие под сомнение возможность подготовки положительного аудиторского заключения). Во-вторых, аудитор дол­жен оценить субъективные факторы, влияющие на его желание рабо­тать с клиентом: репутацию клиента, легальность его деятельности, наличие судебных процессов и конфликтных ситуаций, платежеспособность. В-третьих, аудитор должен оценить потребность в человече­ских ресурсах. Соглашаясь на проведение аудиторской проверки, ауди­торская организация должна быть уверена в наличии возможности ее качественного проведения.

На стадии предварительного планирования обычно решают так­же организационные вопросы, связанные, в частности, с созданием нор­мальных условий для работы аудиторов. Аудиторам должны быть пре­доставлены отдельное помещение, сейф для хранения документов, возможность для снятия копий с первичных документов, розетки для подключения ноутбуков, принтер клиента для вывода аудиторских документов на печать, средства телефонной и факсимильной связи. При необходимости следует обсудить вопросы размещения, проживания и питания, пользования транспортом специалистов аудиторской орга­низации.

В случае принятия положительного решения об аудируемости отчетности клиента с ним заключается договор оказания аудиторских услуг. После его подписания составляется общий план аудита, объем и содержание которого зависят от размеров экономического субъекта, сложности аудиторской проверки, а также от конкретных методик и тех­нологий, применяемых аудитором.

Ведущий аудитор должен пересматривать общий план аудита по мере необходимости. Пересмотр может быть осуществлен, напри­мер, в следующих (и аналогичных им) ситуациях:

  при выявлении аудитором значительного объема договоров о совместной деятельности (если в плане проверка по данному направ­лению не была запланирована);

  в результате применения аналитической процедуры выявле­но неверное отражение фактов хозяйственной деятельности (например, арифметический расчет входного сальдо по балансу на начало отчет­ного периода не подтвержден регистрами бухгалтерского учета по ста­тье «прочие активы»). В этом случае аудитор имеет право включить в план проверку данного направления по предыдущему отчетному периоду за дополнительную плату.

В тех случаях, когда пересмотр общего плана приводит к значи­тельному росту объема работ, изменения в план должны быть внесены исключительно по согласованию с руководством организации. Если пересмотр общего плана увеличивает работу в незначительной степе­ни, изменения в план могут вноситься ведущим аудитором без сообще­ния руководству экономического субъекта.

Аудитор обязан сообщить руководству аудиторской организации о выявленных направлениях и согласовать вопрос о внесении изменений в план аудита. Отказ руководства экономического субъекта от дополнительной оплаты аудиторских услуг, связанных с пересмот­ром плана, должен найти отражение в аудиторском отчете с соответ­ствующей формулировкой.

Процесс планирования завершается составлением программы аудита, в которой определяют характер, сроки и объем запланирован­ных аудиторских процедур, необходимых для реализации общего пла­на аудита, и которую руководители аудиторской группы используют как для инструктирования ассистентов аудитора, так и для контроля качества их работы. Программа аудита должна пересматриваться в про­цессе аудита по мере необходимости. Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабо­чих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения.



{SHOW_TEXT}

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА РАБОТЫ В АУДИТЕ ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АУДИТОРА ПО РАССМОТРЕНИЮ МОШЕННИЧЕСТВА И ОШИБОК В ХОДЕ АУДИТА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ УЧЕТ ЗАКОНОВ И НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПРИ АУДИТЕ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ СООБЩЕНИЕ АСПЕКТОВ АУДИТА ЛИЦАМ, НАДЕЛЕННЫМ РУКОВОДЯЩИМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ ЗНАНИЕ БИЗНЕСА СУЩЕСТВЕННОСТЬ В АУДИТЕ ОЦEHKA РИСКОВ И ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ АУДИТ В СРЕДЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ УЧЕТ ПРИ АУДИТЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТОВ, ИСПОЛЬЗУЮШИХ ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ