Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

СООБЩЕНИЕ АСПЕКТОВ АУДИТА ЛИЦАМ, НАДЕЛЕННЫМ РУКОВОДЯЩИМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ

Рекомендации в отношении обмена информацией по вопросам аудита, возникающим в ходе аудита финансовой отчетности, между аудитором и лицами, отвечающими за управление предприятием, при­ведены в МСА 260 «Сообщение аспектов аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями».

Данный стандарт обязывает аудитора сообщать лицам, отвеча­ющим за управление предприятием, информацию по вопросам аудита, имеющим значение для управления и возникающим в ходе аудитор­ской проверки финансовой отчетности. К подобным вопросам аудита, имеющим значение для управления, относятся только те вопросы, кото­рые привлекли внимание аудитора в результате осуществления ауди­торской проверки. Аудитор не обязан в ходе аудиторской проверки раз­рабатывать процедуры специально для выявления вопросов, имеющих значение для управления. В МСА 260 разъясняется, каким образом нужно сообщать о вопросах, связанных с аудитом, руководству прове­ряемого экономического субъекта. На первый взгляд может показаться, что этот документ представ­ляет собой аналог российского Правила (стандарта) «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по резуль­татам аудита», которым установлены требования, предъявляемые к аудиторам в отношении содержания, формы и порядка подготовки письменной информации (отчета) аудитора руководству (собственни­кам) экономического субъекта по результатам аудита. (Данные, содер­жащиеся в письменной информации аудитора, приводятся с целью доведения до руководства проверяемого экономического субъекта све­дений о недостатках в учетных записях, бухгалтерском учете и системе внутреннего контроля, которые могут привести к существенным ошиб­кам в бухгалтерской отчетности, и в порядке внесения конструктив­ных предложений по совершенствованию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта). Однако это не сов­сем так. В МСА 260 достаточно подробно рассматривается вопрос, кого именно аудиторам следует считать лицами, наделенными руково­дящими полномочиями. В нем также говорится о конфиденциальности информации по результатам аудита, которую аудиторы сообщают руко­водству клиента. Данный стандарт не содержит каких-либо рекомен­даций относительно формата развернутых документов, составляемых по результатам аудита, перечней таблиц, структур разного рода детали­зированных отчетов и пр.

В разделе «Соответствующие лица» указывается на необходи­мость установления аудитором лиц, которые отвечают за управление и которым должна сообщаться информация по вопросам аудита, име­ющим значение для управления.

В разделе «Аспекты аудита, представляющие интерес для руко­водства, которые следует сообщать» приведен перечень соответству­ющих вопросов аудита. К ним отнесены, в том числе:

  общий подход к аудиторской проверке и ее масштабу;

  выбор или изменения значимых принципов и методов учет­ной политики, способных оказать существенное влияние на финансо­вую отчетность экономического субъекта;

  неточности, касающиеся событий или условий, которые могут вызвать существенные сомнения в отношении способности предприя­тия продолжать непрерывно осуществлять свою деятельность.

Согласно разделу «Сроки сообщения информации» аудитор дол­жен своевременно в устной или письменной форме сообщать инфор­мацию по аудиторским вопросам, имеющим значение для управления. Предполагается, что это даст лицам, отвечающим за управление, воз­можность принимать надлежащие меры. В определенных случаях в связи с характером вопроса аудитору разрешается сообщить о нем рань­ше, чем это было предварительно согласовано.

В разделе «Формы сообщения» решение аудитора сообщать информацию в устном или письменном виде поставлено в зависимость от таких факторов, как:

  размер, операционная структура, организационно-правовая форма предприятия и процесс сообщения;

  характер, деликатность и важность аудиторских аспектов, представляющих интерес для руководства;

  договоренности в отношении регулярных встреч или отчетно­сти по аудиторским вопросам, имеющим значение для управления;

  степень поддержания аудитором постоянных контактов и диа­лога с лицами, отвечающими за управление.

Международным стандартом установлена обязанность аудитора документально отражать в рабочих документах сообщенные в устной форме вопросы и любые ответы на эти вопросы. Предполагается, что такие документы могут иметь форму копий протоколов обсуждений, проводимых аудитором с лицами, отвечающими за управление.

В разделе «Другие вопросы» говорится, что если аудитор счита­ет необходимым модифицировать аудиторское заключение по финан­совой отчетности, как это описано в МСА 700 «Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчетности», то обмен информацией меж­ду аудиторами и лицами, отвечающими за управление, не может рас­сматриваться в качестве подходящей замены этого.

В одноименных разделах, состоящих из одного абзаца, рассмот­рены такие вопросы, как конфиденциальность, законы и нормативные акты, дата вступления в силу.

В разделе «Перспективы государственного сектора» подчерки­вается, что в государственном секторе круг вопросов, представляющих интерес для управляющего органа, может быть сравнительно шире обсуждавшихся вопросов, непосредственно касающихся финансовой отчетности. Отмечено, что в обязанности аудиторов в государственном секторе может входить сообщение о привлекших их внимание вопро­сах, касающихся:

  соблюдения законодательных или нормативных требований

соответствующих органов;

  адекватности систем учета и контроля;

 экономичности, эффективности и действенности программ, проектов и видов деятельности.

В конце стандарта содержится напоминание, что при аудитор­ских проверках в государственном секторе информация, сообщаемая аудиторами в письменной форме, может быть обнародована и поэтому аудитор должен учитывать тот факт, что сообщаемая им письменная информация может быть распространена среди широкой аудитории, а не только среди лиц, отвечающих за управление предприятием.

Отдельные аспекты рассматриваемого вопроса нашли отражение и в российских стандартах аудиторской деятельности. Так, порядок сообщения о выявленных фактах несоблюдения законодательных и нормативных актов оговорен в ПСАД № 14 «Учет требований нор­мативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита», в соответствии с требованиями которого аудитор должен немедленно сообщить руководству организации о выявленных фактах несоблюде­ния законодательных и нормативных актов, являющихся, по его мне­нию, существенными и намеренными. О прочих выявленных фактах несоблюдения законодательных и нормативных актов аудитор должен сообщить в возможно короткий срок ревизионной комиссии, совету директоров и высшему руководству организации или получить доказа­тельства того, что они надлежащим образом информированы о фактах несоблюдения законодательных и нормативных актов. Такими доказа­тельствами являются, например, протоколы заседаний совета дирек­торов, ревизионной комиссии по вопросам несоблюдения законодатель­ных и нормативных актов, другая информация, подтверждающая, что руководство проверяемой организации поставлено в известность о выявленных фактах.

Если аудитор имеет основания полагать, что высшее руководство проверяемой организации причастно к фактам несоблюдения законо­дательных и нормативных актов, то он должен сообщить об этом выше­стоящему органу проверяемой организации, например ревизионной комиссии или наблюдательному совету. Если вышестоящий орган отсутствует или аудитор имеет основания полагать, что его сообщение не будет принято во внимание, то аудитор должен проконсультировать­ся с юристом.

Обязательство аудитора соблюдать конфиденциальность не позво­ляет ему сообщать третьим лицам о фактах несоблюдения проверяемой организацией законодательных и нормативных актов. Такая инфор­мация может быть раскрыта аудитором третьим лицам лишь в особых случаях.



{SHOW_TEXT}

УСЛОВИЯ АУДИТОРСКИХ ЗАДАНИЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА РАБОТЫ В АУДИТЕ ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АУДИТОРА ПО РАССМОТРЕНИЮ МОШЕННИЧЕСТВА И ОШИБОК В ХОДЕ АУДИТА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ УЧЕТ ЗАКОНОВ И НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПРИ АУДИТЕ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА ЗНАНИЕ БИЗНЕСА СУЩЕСТВЕННОСТЬ В АУДИТЕ ОЦEHKA РИСКОВ И ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ АУДИТ В СРЕДЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ