Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

АУДИТ УЧЕТА РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ТЕМА 12. АУДИТ УЧЕТА РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

 

В соответствии с проектом закона аудиторская деятельность – это проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий, состояния платежей, общего состояния хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, оценка его активов и пассивов, иных сторон хозяйствования, осуществляемая независимыми аудиторами и аудиторскими фирмами в двух направлениях:

проведение объективного анализа состояния дел хозяйствующего субъекта, когда этого требует в обязательном порядке закон или уполномоченные на то государственные органы (обязательная аудиторская проверка);

по собственной инициативе хозяйствующего субъекта, когда он нуждается в оценке состояния своих дел с помощью независимого анализа или когда он стремится подтвердить надлежащий уровень хозяйствования и надежность своего положения перед другими участниками оборота (инициативная проверка).

Данные направления отслеживаются и при проведении аудита налогов, который является составляющей частью аудиторских проверок:

проведения объективного анализа налоговых платежей, для подтверждения соответствующих статей отчетности, отражающих реальную задолженность перед бюджетом, а также правильность исчисления и уплаты налогов, что находит свое отражение в анализе налоговых деклараций;

инициативный анализ налоговых платежей, как составляющей части финансовых потоков, с целью выявления нарушений законодательства и последующей налоговой экспертизой для использования полученной информации в разработке проектов по минимизации налоговых платежей, налаживанию налогового учета и документооборота, а также построению схем взаимоотношений с другими хозяйствующими субъектами и государством.

Эти же направления легли в основу построения двух методик проведения аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами на предприятии.

За основу построения методологии проведения аудиторской проверки налогов взят принцип аналогии построения аудиторской проверки в целом.

Основные цели аудита:

установления достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов. Достоверность представляет собой форму обнаружения истины, обоснованную каким-либо способом. Основой достоверности бухгалтерской отчетности является отсутствие существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Подтверждение аудитором соответствия осуществления данной финансовой деятельности предприятия установленным нормам является условием признания достоверности отчетности.

Осуществляя свои функции по установлению достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов, аудитор действует как в публичных интересах, оценивая деятельность предприятия для получения информации всеми заинтересованными субъектами хозяйствования, так и в частных интересах самого субъекта, заинтересованного в истинности своих представлений о соответствии действительного состояния дел на предприятии изложенному в формах отчетности;

установление соответствия совершенных экономическими субъектами финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ.

Таким образом проводя аналогию с основными целями аудита, при проведении аудита налогов можно выделить следующие основные цели:

установление правильности определения налогооблагаемых баз и точности расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате при составлении налоговых деклараций.

подтверждение соответствия финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству.

В соответствии с целями определяются и основные задачи при проведении аудита налогов:

проверка системности учета и правильности формирования налогооблагаемых баз;

правильность применения налоговых ставок и льгот;

анализ корректности заполнения налоговых деклараций и своевременности уплаты налогов в бюджет и внебюджетные фонды;

определение уровня контроля при поступлении информации в вертикальном и горизонтальном направлениях;

проверка степени информированности сотрудников, отвечающих за налоговые расчеты, о текущих изменениях в налоговом законодательстве и правильность понимания нормативно-правовых актов.

После определения целей и задач для проведения аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами на предприятии необходимо выяснить, что же собой представляет сам объект аудиторского исследования.

Под объектом аудита  понимают отдельные или взаимосвязанные экономические, организационные, информационные или иные стороны функционирования изучаемой системы, состояние которых может быть оценено количественно или качественно.

Аудит имеет дело с объектами, различными по составу, целевой ориентации, отношению к отдельным сферам деятельности, обладающими многими другими характеристиками. Это требует по отношению к объектам определенной классификации для целостного представления о предмете аудита и установить, что будет являться объектом при проведении аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами на предприятии и какими характеристиками он будет обладать.

Если рассматривать налоговые платежи как объект аудиторской проверки, то при оценке их качественных и количественных характеристик следует иметь в виду, что:

по виду налоги представляют собой расчеты, осуществляемые с бюджетом и внебюджетными фондами;

расчет налогов это постоянный процесс на протяжении всего времени деятельности предприятия, поэтому анализ будет зависеть от целей аудиторской проверки (при подтверждении статей отчетности – учет в качестве объекта изучения будет рассматриваться в прошедшем и настоящем времени; при минимизации налоговых платежей и построении схем взаимоотношений с другими хозяйствующими субъектами и государством – учет в качестве объекта изучения будет рассматриваться в настоящем и будущем времени);

по характеру оценки состояния налоги относятся к объектам с количественными характеристиками;

по продолжительности нахождения в поле деятельности аудита налоги постоянно находятся в поле зрения аудиторского внимания.

Системность классификации объектов определяет использование специфических приемов, составляющих метод аудиторской деятельности.

Метод аудита – это совокупность приемов, используемых для оценки состояния изучаемых объектов.

Используемые приемы можно определить в три группы:

определение состояния объектов в натуральном виде;

сопоставление;

оценка.

При проведении аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами на предприятии основными приемами являются сопоставление и оценка.

Особое внимание надо обратить на методы документальной проверки, как наиболее часто используемые в аудиторской практике, относящиеся к группе сопоставлений.

Пред проведением аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами необходимо осуществить планирование самой проверки, в соответствии, с которым аудитор должен так организовать свою деятельность, чтобы обеспечить ее высокое качество и быть уверенным, что в каждой конкретной ситуации применяются наиболее эффективные и действенные процедуры аудита.

Для успешного выполнения этих задач необходимо:

изучить систему внутреннего контроля проверяемой единицы;

ознакомится с мерами, принятыми для выполнения рекомендаций предыдущего аудитора;

составить план проверки, утвержденный директором аудиторской фирмы и директором проверяемого предприятия;

подготовить документацию необходимую для проведения аудита;

осуществить аудит;

составить квалифицированное аудиторское заключение, если результаты проверки предоставляют такую возможность.

Содержание и основная целевая установка анализа налоговых платежей - оценка и выявление возможностей повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной налоговой политики.

В качестве источников информации для проверки расчетов по налогам и сборам служат следующие документы:

первичные документы бухгалтерского учета;

регистры бухгалтерского учета;

баланс;

расчеты, справки, сведения;

договоры с контрагентами;

протоколы решений общего собрания учредителей, акцио­неров;

протоколы решений совета директоров;

приказы исполнительной дирекции;

учетная политика организации в целях налогообложения;

другие, например, первичные налоговые документы, реги­стры налогового учета, налоговые расчеты, декларации по налогам.

Планирование аудиторской проверки расчетов по налогам и сбо­рам осуществляется на основе сводного общего плана и сводной программы аудита экономического субъекта.

Общий план проверки должен учитывать направления аудита данного участка. В качестве направлений проверки можно выделить следующие:

проверка начисления и уплаты федеральных налогов;

проверка начисления и уплаты региональных налогов;

проверка начисления и уплаты местных налогов.

Для обоснованного выражения своего мнения о правильности расчетов по налогам и сборам аудитор должен получить достаточные для этого аудиторские доказательства. Собирая их, аудитор может применить несколько аудиторских процедур в соответствии с феде­ральным правилом (стандартом) аудита «Аудиторские доказательст­ва». При проверке учета расчетов по налогам и сборам аудитор мо­жет применять следующие способы получения доказательств:

инспектирование;

наблюдение;

пересчет (проверка арифметических расчетов аудируемого лица);

аналитические процедуры.

Инспектирование представляет собой проверку записей и доку­ментов при проверке учета и отражения операций по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами.

Наблюдение представляет собой отслеживание аудитором про­цесса или процедуры, выполняемой другими лицами по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами.

Пересчет представляет собой проверку точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо вы­полнение аудитором самостоятельных расчетов по налогам и сборам.

Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной аудитором информации с целью выявления необычных и (или) неправильно отраженных в бухгалтерском учете операций, выявление причин таких ошибок и искажений по расчетам с бюд­жетом и внебюджетными фондами.

На проверяемом экономическом субъекте могут быть обнаруже­ны различные упущения, ошибки при организации учета расчетов по налогам и сборам:

не определен ответственный за ведение учета по налогам и сборам.

отсутствует утвержденная приказом учетная политика в об­ласти налогообложения.

не определено подразделение, которое отвечает за расчеты по налогам и сборам.

отсутствует утвержденный перечень федеральных, региональ­ных и местных налогов, которые должен уплачивать проверяемый экономический субъект.

отсутствует утвержденный перечень сборов, которые должен уплачивать проверяемый экономический субъект.

ответственные за учет расчетов по налогам и сборам сотруд­ники проверяемого экономического субъекта некомпетентны в во­просах наступления и исполнения обязанностей по уплате налогов и (или) сборов.

не соблюдается порядок исчисления и уплаты налогов и сборов.

не соблюдаются сроки уплаты налога и сбора.

использование налоговых льгот безосновательно.



{SHOW_TEXT}

СУЩЕСТВЕННОСТЬ И РИСК В АУДИТЕ ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА И ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД ОЦЕНКИ ПОЛУЧЕНИЯ АУДИТОРСКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ АУДИТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ АУДИТ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА АУДИТ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ АУДИТ УЧЕТА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ АУДИТ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ АУДИТ УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ АУДИТ УЧЕТА РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ