Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

АУДИТ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА

ТЕМА 11. АУДИТ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА

 

Проверка отчетности на соответствие Федеральному закону РФ «О бухгалтерском учете».

В соответствии с Федеральным законом РФ № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете» (в по­следующей редакции) аудитору необходимо учитывать следующие положения при проверке правильности составления отчетности:

главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходи­мых документов и сведений обязательны для всех работников орга­низации. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются не­действительными и не должны приниматься к исполнению;

в случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который не­сет всю полноту ответственности за последствия таких операций;

для контроля и упорядочения обработки данных о хозяйствен­ных операциях на основе первичных учетных документов составля­ются сводные учетные документы;

первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации;

все организации обязаны составлять на основе данных синте­тического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность;

 бухгалтерская отчетность организаций, за исключением бюд­жетных, состоит из:

бухгалтерского баланса;

отчета о прибылях и убытках;

приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответст­вии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

пояснительной записки;

месячная и квартальная отчетности являются промежуточны­ми и составляются нарастающим итогом с начала отчетного года;

организации, за исключением бюджетных, обязаны представ­лять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Представляемая годовая бухгалтерская отчетность долж­на быть утверждена в порядке, установленном учредительными до­кументами организации;

днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи, либо дата фактической передачи по принадлежности;

открытые акционерные общества обязаны публиковать годо­вую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным;

организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в тече­ние сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организа­ции государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Ответ­ственность за организацию хранения учетных документов, регист­ров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руково­дитель организации.

Проверка отчетности на соответствие Положению по бухгалтер­скому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).

Согласно Приказу МФ РФ № 43н от 6 июля 1999 г. «Об утвержде­нии Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)» при проверке правильности составления отчетности аудитор должен учитывать, что:

Положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности экономических субъектов и не применяется при формировании отчетности для внут­ренних целей, отчетности, составляемой для статистического наблю­дения, представления банку и т.д., если в правилах подготовки такой отчетности не предусматривается использование Положения;

настоящее Положение применяется Министерством финан­сов Российской Федерации при установлении:

типовых форм бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке составления отчетности;

упрощенного порядка формирования бухгалтерской от­четности для субъектов малого предпринимательства и не­коммерческих организаций;

особенностей формирования сводной бухгалтерской от­четности;

особенностей формирования бухгалтерской отчетности в случаях реорганизации или ликвидации организации;

особенностей формирования бухгалтерской отчетности страховыми организациями, негосударственными пенсионны­ми фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и иными организациями сферы финансового посредни­чества;

порядка публикации бухгалтерской отчетности;

при формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность содержащейся в ней ин­формации, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности в ущерб дру­гим. Информация не является нейтральной, если посредством от­бора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий;

бухгалтерская отчетность организации должна включать по­казатели деятельности всех филиалов, представительств и иных под­разделений (включая выделенные на отдельные балансы);

организация при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним должна придерживаться принятых содержания и формы последовательно от одного отчет­ного периода к другому. Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускается в исключительных случаях, например, при из­менении вида деятельности. Организация должна обеспечить под­тверждение обоснованности каждого такого изменения. Сущест­венное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгал­терскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указани­ем причин, вызвавших это изменение;

пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать следующие дополнительные данные:

наличие на начало и конец отчетного периода и движение в течение отчетного периода отдельных видов нематериаль­ных активов;

наличие на начало и конец отчетного периода и движение в течение отчетного периода отдельных видов основных средств;

наличие на начало и конец отчетного периода и движение в течение отчетного периода арендованных основных средств;

наличие на начало и конец отчетного периода и движение в течение отчетного периода отдельных видов финансовых вложений;

наличие на начало и конец отчетного периода отдельных видов дебиторской задолженности;

изменения в капитале (уставном, резервном, добавочном и др.) организации;

количество акций, выпущенных акционерным обществом и полностью оплаченных; количество акций, выпущенных, но не оплаченных или оплаченных частично; номинальная стои­мость акций, находящихся в собственности акционерного об­щества, ее дочерних и зависимых обществ;

состав резервов предстоящих расходов и платежей, оце­ночных резервов, наличие их на начало и конец отчетного пе­риода, движение средств каждого резерва в течение отчетного периода;

наличие на начало и конец отчетного периода отдельных видов кредиторской задолженности;

объемы продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам (отраслям) деятельности и географическим рынкам сбыта (дея­тельности);

состав затрат на производство (издержки обращения);

состав внереализационных доходов и расходов;

чрезвычайные  факты  хозяйственной деятельности  и  их последствия;

любые выданные и полученные обеспечения обязательств и платежей организации;

события после отчетной даты и условные факты хозяйст­венной деятельности;

прекращенные операции;

сведения об аффилированных лицах;

государственная помощь;

прибыль, приходящаяся на одну акцию;

пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках раскрывают информацию в виде отдельных отчетных форм (отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала и др.) и в виде пояснительной записки. Статья бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, к которой даются пояснения, должна иметь указание на такое раскрытие;

в бухгалтерской отчетности не допускается зачет между стать­ями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме слу­чаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положе­ниями по бухгалтерскому учету;

бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые долж­ны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;

правила оценки отдельных статей бухгалтерской отчетности устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтер­скому учету;

   статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств.

Проверка налоговых деклараций на соответствие Налоговому ко­дексу РФ (ч. 1).

В соответствии с ч. 1 Налогового кодекса РФ ауди­тору при проверке правильности составления отчетности необходи­мо учитывать следующее:

каждый налогоплательщик обязан представлять налоговую декларацию по каждому налогу, подлежащему уплате этим налого­плательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, в налоговый орган по месту учета налогоплатель­щика на бланке установленной формы;

налоговая декларация представляет собой письменное заяв­ление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога;

формы налоговых деклараций, не утвержденные законодатель­ством о налогах и сборах, разрабатываются и утверждаются Министер­ством по налогам И сборам Российской Федерации;

налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика;

налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с ис­числением и уплатой налогов;

налоговая декларация представляется в установленные зако­нодательством о налогах и сборах сроки;

инструкции по заполнению налоговых деклараций по феде­ральным, региональным и местным налогам издаются Министерст­вом по налогам и сборам Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах;

перечисленные правила распространяются также на порядок декларирования данных, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов, осущест­вляющие контроль за уплатой налогов и сборов, поступающих в такие фонды, разрабатывают формы и порядок заполнения налого­вых деклараций;

при обнаружении в налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.



{SHOW_TEXT}

ПОДГОТОВКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ СУЩЕСТВЕННОСТЬ И РИСК В АУДИТЕ ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА И ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД ОЦЕНКИ ПОЛУЧЕНИЯ АУДИТОРСКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ АУДИТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ АУДИТ УЧЕТА РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ АУДИТ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ АУДИТ УЧЕТА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ АУДИТ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ АУДИТ УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ