Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

АУДИТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

ТЕМА 10. АУДИТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

 

Основная цель аудита учредительных документов и расчетов с учредителями - подтверждение законных оснований деятельности экономического субъекта на протяжении всего периода его функ­ционирования от момента регистрации до фактической реорганиза­ции или ликвидации. Из данного определения следует, что аудитор должен ответить на следующие вопросы.

Насколько полно и своевременно оформлены все необходи­мые документы для того, чтобы экономический субъект имел юри­дические основания для:

функционирования;

прекращения функционирования.

Полностью ли приведены все расчеты с учредителями по:

формированию уставного капитала;

промежуточным расчетам;

окончательным расчетам.

Соблюдено ли законодательство по налогам.

Для ответов на эти вопросы аудиторская организация должна учесть все моменты, существенным образом влияющие на ход про­верки экономического субъекта. А именно:

организационно-правовая  форма.  Для  зарегистрированных на территории РФ экономических субъектов в соответствии с ГК ч. 1 (ОАО, ЗАО, ООО и т. д.).

форма собственности. Для зарегистрированных на террито­рии РФ экономических субъектов в соответствии с ГК ч. 1 (госу­дарственная, частная и т.д.).

юрисдикция. Подчинение законодательству международно­му, российскому, субъектов федерации и т.д.

статус (дочернее, зависимое, холдинг, МП). Экономические субъекты могут быть зависимыми, дочерними, малыми предпри­ятиями.

виды деятельности. Деятельность может осуществляться как на основе специальных разрешений, как на основе лицензий, так и без них.

участие иностранного капитала. Экономические субъекты могут быть как полностью контролируемые иностранным капита­лом, так и совместными.

правовой режим территории. Территория функционирова­ния может не ограничиваться территорией РФ, свободных экономи­ческих зон, а также закрытых административно-территориальных образований.

Аудиторская организация должна выделить для себя, по край­ней мере, 4 направления проверки:

аудит учредительных документов.

аудит формирования уставного капитала.

аудит расчетов с учредителями.                 

аудит налогообложения при формировании уставного капита­ла и при расчетах с учредителями.

Первое направление предполагает проверку юридических осно­ваний на право функционирования экономического субъекта в соот­ветствии с действующим законодательством; второе — проверку пра­вильности и своевременности формирования уставного капитала; третье — проверку правильности формирования уставного капитала, промежуточных и окончательных расчетов с учредителями (участни­ками), а четвертое — проверку начисления и выплаты налогов и иных обязательных платежей.

Из анализа этих направлений проверки вытекают следующие задачи:

подтвердить юридические основания на право функциониро­вания экономического субъекта.

подтвердить правильность формирования уставного капитала.

подтвердить правильность промежуточных и окончательных расчетов с учредителями.

Установить полноту и своевременность формирования устав­ного капитала.

Установить полноту и правильность расчетов с учредителями.

Подтвердить достоверность бухгалтерской (финансовой) отчет­ности в части:

величины и структуры уставного капитала;

задолженности учредителей (участников) по вкладам в устав­ный капитал;

наличие собственных акций, выкупленных у акционеров;

задолженности учредителям (участникам) по выплате доходов;

организационных расходов. Финансовые вложения в части вложения в уставные капиталы других экономических субъектов.

Установить правильность и наличие оснований расчетов. Оце­нить вносимые в качестве вкладов в уставный капитал материальные ценности (включая объекты недвижимости), нематериальные активы, ценные бумаги и т. д.

Установить правильность и своевременность получения доходов от участия в уставных капиталах других экономических субъектов.

Установить юридические основания для вхождения, участия и выбытия из уставных капиталов других экономических субъектов.

Установить правильность начисления, удержания и перечис­ления налогов и иных обязательных платежей.

 

Экспертиза учредительных документов экономического субъекта

В ходе аудиторской проверки экономического субъекта аудитор должен осуществить экспертизу учредительных документов не на соответствие действующему законодательству, а на наличие и пол­ноту сведений, которые позволяют:

осуществлять деятельность экономического субъекта;

производить расчеты;

исполнять обязательства;

осуществлять формирование уставного капитала, фондов и резервов;

уточнять расчеты с учредителями;

определить правовые и налоговые последствия сделок и т. д.

Здесь необходимо помнить, что полученную в ходе экспертизы учредительных документов информацию аудитор может использо­вать при проверке других участков и операций учета. Поэтому в рабочих документах ему следует определять влияние полученной информации на формирование полного аудиторского суждения.

В ходе экспертизы учредительных документов необходимо уста­новить:

структуру управления экономическим субъектом и полномо­чия руководителей всех уровней при принятии соответствующих управленческих решений;

своевременно ли внесены в учредительные документы изме­нения (если они были);

виды деятельности экономического субъекта;

учредителей экономического субъекта;

размер уставного капитала и доли каждого учредителя;

адекватность методов оценки вносимых учредителями долей в уставный капитал в натуральной и нематериальной формах;

своевременно ли учредители внесли свои доли в уставный капитал;

в каком размере и виде учредители внесли свои доли в ус­тавный капитал;

правильность оформления документов по взносам в устав­ный капитал;

организационно-правовую форму экономического субъекта (акционерное общество, общество с ограниченной ответственно­стью и т.д.);

является ли проверяемый экономический субъект субъектом малого предпринимательства;

предусмотрено ли в уставе осуществление внешнеэкономиче­ской деятельности;

счета, которые имеет право открывать экономический субъ­ект в учреждениях банков;

предусмотрено ли в уставе создание резервного и других фондов;

имеет ли право экономический субъект создавать на терри­тории РФ и за рубежом филиалы и другие структурные подразделе­ния, выделенные на самостоятельный баланс;

наличие лицензии на осуществление видов деятельности, под­лежащих лицензированию в соответствии с действующим законода­тельством;

порядок распределения прибыли, оставшейся в распоряже­нии экономического субъекта по итогам года после уплаты обяза­тельных платежей;

правильность исчисления доходов учредителей и акционеров и удержания налога на доходы;

правильность оформления бухгалтерской документации и со­ставления бухгалтерских проводок по формированию уставного ка­питала;

соответствие записей в первичных документах записям в регистрах бухгалтерского учета по счетам 75 «Расчеты с учредите­лями» и 80 «Уставный капитал».

Эти данные потребуются аудитору при проверке других участ­ков и операций бухгалтерского учета экономического субъекта.

Для проверки аудиторской организацией используются следую­щие основные документы:

устав экономического субъекта;

учредительный договор;

патент для субъектов малого предпринимательства;

протоколы собраний учредителей;

свидетельство о государственной регистрации;

свидетельство о регистрации в Министерстве экономики РФ (для экономических субъектов с участием иностранного капитала);

документы, связанные с приватизацией и акционированием предприятий, находившихся в собственности государства, субъектов Федерации, общественных организаций, колхозов и т.д.;

документы, подтверждающие права собственности учредите­лей на имущество, вносимое в оплату приобретенных ими акций при государственной регистрации общества с участием государст­венных или муниципальных предприятий;

свидетельства о регистрации в органах статистики, налоговых органах, Пенсионном фонде, Фонде социального страхования, Фон­де обязательного медицинского страхования, в экологических фон­дах и т.д.;

договор на банковское обслуживание;

зарегистрированные изменения к учредительным документам;

реестр акционеров для акционерных обществ;

выписки из протоколов годового собрания акционеров;

выписки из протоколов собраний акционеров, учредителей;

выписки из решений совета директоров;

приказы и распоряжения исполнительной дирекции;

лицензии и разрешения на определенные виды деятельности;

переписка с учредителями и акционерами;

журналы регистрации выдачи доверенностей и полномочий при регистрации, перерегистрации, ликвидации, реорганизации и иных действиях другим лицам (помимо руководителя) экономиче­ского субъекта;

внутренние положения;

документы, подтверждающие внесение долей учредителей в ус­тавный капитал в денежной, натуральной, нематериальной формах или в виде ценных бумаг (выписки банка, приходные кассовые ор­дера, акты оприходования имущества, представленного в натураль­ной форме в качестве взноса в уставный капитал и т.д.);

методики оценки вносимых долей в уставный капитал в нату­ральной и нематериальной формах;

отчетность за начальный период деятельности экономиче­ского субъекта после государственной регистрации;

годовая отчетность;

отчетность на дату ликвидации или реорганизации экономи­ческого субъекта.

Планирование аудиторской проверки учредительных документов и расчетов с учредителями осуществляется на основе сводного общего плана и сводной программы аудита экономического субъекта.

Общий план проверки учредительных документов и расчетов с учредителями должен учитывать направления аудита, рассмотрен­ные выше.

При организации учета расчетов с учредителями и формирова­нии уставного капитала возникают различные упущения, ошибки, испорченные записи. Приведем основные из них:

кредитовый остаток по счету 80 не соответствует заявленно­му в учредительных документах;

необоснованное увеличение уставного капитала в результате завышения стоимости материальных ценностей, нематериальных активов, вносимых в счет уставного капитала;

невнесение или неполное внесение учредителями долей в ус­тавный капитал в установленные сроки;

несвоевременное внесение изменений в реестр акционеров;

несвоевременное оформление выбытия и приема новых уч­редителей;

невыплата дивидендов по привилегированным акциям;

неправильное оформление крупных сделок для акционерных обществ (в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах»);

неправильное оформление вносимых учредителями долей в уставный капитал;

неправильное оформление возврата учредителям долей из ус­тавного капитала;

отсутствуют подтверждающие документы по совершенным финансово-хозяйственным операциям;

недооформленные и просроченные документы;

исправления записей в документах без необходимых оснований;

отсутствие подлинников или заверенных в соответствии с за­конодательством документов;

фиктивные документы и операции;

неотражение свершившихся операций;

деятельность без лицензии;

неправильное исчисление налога на доходы;

неисполнение нормативных документов.

 

Общие подходы к экспертизе учетной политики.

В системе нор­мативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Феде­рации для экономических субъектов наиболее существенным явля­ется четвертый (низший) уровень, который включает рабочие доку­менты экономического субъекта (организации), формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организацион­ном аспектах.

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика органи­зации» (ПБУ 1/98), устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодатель­ству Российской Федерации (кроме кредитных организаций). Учет­ная политика включает совокупность способов ведения бухгалтер­ского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйствен­ной деятельности.

Экспертиза учетной политики, как правило, должна предшест­вовать всем остальным этапам аудиторской проверки. Поэтому ау­дитор прежде всего должен выяснить, имеется ли приказ (распоря­жение) руководителя предприятия по учетной политике.

Термин «учетная политика» встречается в основных документах по нормативному регулированию бухгалтерского учета, включая Закон о бухгалтерском учете, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, ПБУ «Учетная политика организации», и других документах, что свидетельствует о значимости этого положения для экономического субъекта.

Основные положения учетной политики затрагивают различные аудиторские документы и прежде всего методики проведения ауди­торской проверки и российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые содержат прямые ссылки на учетную политику экономического субъекта (организации). Такие ссылки имеют­ся в таких российских правилах (стандартах) аудиторской деятель­ности, как «Аналитические процедуры», «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита», «По­нимание деятельности экономического субъекта», «Действия ауди­тора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности» и др.

Общим в отмеченных ссылках является прямое указание ауди­торам обращать внимание на правильность формирования и ис­пользования экономическим субъектом положений по учетной по­литике. Следовательно, задача аудитора — проанализировать и оце­нить как общие, так и конкретные элементы учетной Политики и отразить все это в аналитической части аудиторского заключения.

В связи с введением в действие с 1 января 2002 г. гл. 25 Налого­вого кодекса РФ «Налог на прибыль» в ст. 313 подчеркнуто, что «порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплатель­щиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждае­мой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя». Таким образом в учетной политике налогоплательщик должен вы­делить все важнейшие положения, которые он будет применять.

Отметим, что в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ ау­дируемые лица могут оформить учетную политику в виде:

единого документа, включающего положения по ведению бухгалтерского учета и по налогообложению;

двух отдельных учетных политик. Одну — для целей ведения бухгалтерского учета, другую — для целей налогообложения.

Независимо от используемых вариантов учетной политики ау­дитор должен проверить правомерность применения ее положений как в целях ведения бухгалтерского учета, так и в целях налогооб­ложения.

Экспертиза основных элементов учетной политики экономического субъекта в целях бухгалтерского учета. Под основными элементами учетной политики понимают методические, технические и органи­зационные ее элементы.

Неудовлетворительный уровень свидетельствует о том, что:

учетная политика в целях ведения бухгалтерского учета в ор­ганизации отсутствует;

положения учетной политики не соответствуют нормативным актам;

большинство методик по ведению бухгалтерского учета в учетной политике экономического субъекта не приведено.

Экспертиза учетной политики в целях налогообложения. Основные положения, которые должны быть включены в учет­ную политику в целях налогообложения

Неудовлетворительный уровень свидетельствует о следующем:

учетная политика в целях налогообложения отсутствует;

положения учетной политики не соответствуют норматив­ным актам, зафиксированным в НК РФ, особенное гл. 25;

большинство положений учетной политики в целях налого­обложения отсутствует в учетной политике аудируемого лица.

По результатам анализа учетной политики как в целях бухгалтер­ского учета, так и в целях налогообложения аудитор делает общие выводы и вместе с субъектом принимает решение о дальнейшем ве­дении работы по проверке аудируемого лица.



{SHOW_TEXT}

АТТЕСТАЦИЯ АУДИТОРОВ, ЭТИКА И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДГОТОВКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ СУЩЕСТВЕННОСТЬ И РИСК В АУДИТЕ ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА И ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД ОЦЕНКИ ПОЛУЧЕНИЯ АУДИТОРСКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ АУДИТ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА АУДИТ УЧЕТА РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ АУДИТ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ АУДИТ УЧЕТА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ АУДИТ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ