Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕМА 3. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в Российской Федерации относятся:

1.Гражданский кодекс Российской Федерации.

2.Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 7 августа 2001 г. (в ред. ФЗ от 14 декабря 2001 г. № 164-ФЗ).

3.Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ.

4.Налоговый кодекс Российской Федерации.

5.Уголовный кодекс Российской Федерации.

6.Кодекс Российской Федерации об административных пра­вонарушениях.

7.Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001г.

8.Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ с изм. по состоянию на 7 ав­густа 2001 г.).

9. Закон РФ «О бухгалтерском учете» (Закон РФ от 21 ноября 1996  г. № 129-ФЗ).

10.Федеральный закон «Об акционерных обществах» (№ 208-ФЗ от 26 декабря 1995 г. в ред. от 7 августа 2001 г.).

11.Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» (№ 193-ФЗ от 8 декабря 1995 г., с изм. и доп. от 7 марта 1997 г. и 18 февраля 1999 г.).

12.Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» № 4015-1 от 27   ноября 1992 г. (в ред. от 31 декабря 1997 г.).

13.Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» № 75-ФЗ от 7 мая 1998 г.

14.Закон РФ «О потребительской кооперации (потребитель­ских обществах, их союзах) в Российской Федерации» № 3085-1 от 19 июня 1992 г. (в ред. от 11 июля 1997 г.).

15.Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» № 190-ФЗ от 30 ноября 1995 г.

16.Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002 г. № 80 «О вопросах государственного регулирова­ния аудиторской деятельности в Российской Федерации».

17.Положение о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федера­ции от 29 марта 2002 г. № 190.

18.Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 2002 г. № 409 «О мерах по обеспечению проведения обяза­тельного аудита».

19.Положение о Совете по аудиторской деятельности при Ми­нистерстве финансов Российской Федерации (Приказ МФ РФ от 3 июня 2002 г. № 47-н).

20.Приказ Минфина РФ от 7 марта 2002 г. № 47 «Об утвер­ждении Положения о Департаменте организации аудиторской дея­тельности Министерства финансов Российской Федерации».

21.Временное положение о ведении государственных реестров в области организации аудиторской деятельности (Приказ МФ РФ от 28 июня 2002 г. № 64н).

22.Временное положение о порядке аккредитации профессио­нальных аудиторских объединений при Министерстве финансов РФ (приказ Минфина РФ от 29 апреля 2002 г. № 38н).

23.Временное положение о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации (Приказ МФ РФ от 12 сентября 2002 г. № 93н).

24.Перечень документов, требований и условий, необходимых для подачи заявления в лицензирующий орган о предоставлении лицензии на осуществление аудиторской деятельности (Письмо МФ РФ от 11 апреля 2002 г. № 28-05-01,781/СШ).

25.Порядок предоставления отчета аудиторскими организа­циями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление ауди­торской деятельности в области общего аудита, аудита бирж, вне­бюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков (Приказ МФ РФ от 27 октября 1999 г. № 69н).

26.Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности. Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Про­токолы № 1 от 9 февраля 1996 г., № 6 от 25 декабря 1996 г., № 2 от 22 января 1998 г., № 4 от 15 июля 1998 г., № 2 от 18 марта 1999 г., № 3 от 27 апреля 1999 г., № 5 от 20 августа 1999 г., № 6 от 20 ок­тября 1999 г.

27. 6 федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельно­сти (утверждены Постановлением правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696).

Из приведенного перечня нормативных документов по регулиро­ванию аудиторской деятельности можно выделить: кодексы и феде­ральные законы (пп. 1—15); постановления Правительства РФ, по­ложения, утвержденные министерствами и ведомствами, федераль­ные стандарты (пп. 16—27).

Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опы­та, сложившегося в мировой практике.

В мировой практике можно вы­делить две различные концепции регулирования аудиторской дея­тельности. Первая из них получила распространение в таких евро­пейских странах, как Австрия, Испания, Франция, ФРГ, где ауди­торская деятельность строго регламентируется централизованными органами. На них фактически возлагаются функции государствен­ного контроля за аудиторской деятельностью.

Вторая концепция развита в англоязычных странах (США, Ве­ликобритания), где аудиторская деятельность в некотором виде са­морегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйст­вующих субъектов. Аудиторская деятельность здесь регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями.

В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудитор­скую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций. Среди представленных концепций и систем регулирования наиболее целесообразной нам представляется четырехуровневая система нормативного регулирова­ния аудиторской деятельности.

Эта система включает 4 основных уровня (табл. 2.1), расположенных сверху вниз. Каждый уровень обладает определенными ви­дами документов, областью регулирования и степенью их разработан­ности.

Первый (верхний) уровень включает закон об аудите (аудиторской деятельности), который принят 7 августа 2001 г. Закон об аудитор­ской деятельности в России относится к основным законодательным актам. Он определяет место аудита в финансово-хозяйственной дея­тельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Для РФ это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля.

К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую дея­тельность в РФ, относятся федеральные правила (стандарты)1. Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельно­сти, обязательные для исполнения субъектами рынка. В настоящее время разработано и принято Правительством РФ 6 федеральных стандартов. Кроме того, действуют также российские правила (стан­дарты) аудиторской деятельности.

Третий уровень охватывает внутренние стандарты профессио­нальных аудиторских объединений, а также нормативные акты ми­нистерств и ведомств, устанавливающие правила организации ауди­торской деятельности и проведения аудита применительно к кон­кретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налого­обложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Четвертый уровень включает внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов — пре­рогатива аудиторских фирм, их ноу-хау. Такие стандарты опреде­ляют качество работы и престиж аудиторских фирм.

Принятие Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (№ 119-ФЗ от 7 августа 2001 г.) знаменует новый (третий) этап раз­вития аудиторской деятельности в РФ. Значение закона состоит прежде всего в том, что он подтвердил окончательное становление системы российского аудита и создал перспективы его дальнейшего развития. Аудит занял свое место среди других видов финансового контроля, и, наконец, Россия может считаться страной, имеющей непременный атрибут рыночной экономики — аудит.

Закон был подготовлен рабочей группой с участием представите­лей МФ РФ, профессиональных аудиторских объединений, их ре­гиональных структур, работников научных учреждений и вузов, а также аудиторов-практиков. Закон представляет собой концептуаль­ный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в РФ. Он должен рассматри­ваться в контексте других важнейших правовых документов: Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Закона РФ «О бух­галтерском учете», Федерального закона «О лицензировании отдель­ных видов деятельности» (в ред. от 12 мая 2000 г.) и др.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» включает 22 статьи, в которых отражены основные понятия и аспекты аудитор­ской деятельности, сопутствующих аудиту услуг, аудитора и ауди­торской организации. Приведены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также права и обязан­ности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг.

В законе дано определение обязательного аудита и приведены критерии его проведения, определено понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского за­ключения, включая заведомо ложное. Рассмотрено понятие незави­симости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Определен порядок контроля за работой аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, аттестации аудиторов и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности.

Три статьи закона посвящены вопросам управления аудиторской деятельностью, включая описание Уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, Совета по аудиторской деятельности при Уполномоченном феде­ральном органе и аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.

Аудиторская деятельность - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Аудит не заменяет государственный контроль. К проведению аудиторской деятельности применяются нормы гл. 39 "Возмездное оказание услуг" Гражданского кодекса РФ.

В современной юридической литературе существует точка зрения о том, что аудит не может считаться предпринимательской деятельностью, т.к. целью проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности не является извлечение прибыли.

Аудиторскую деятельность осуществляют:

аудиторы - физические лица, имеющие квалификационный аттестат аудитора:

работник аудиторской организации, в том числе по гражданско-правовому договору;

индивидуальный предприниматель;

аудиторские организации - коммерческие организации любой организационной формы, за исключением ОАО. Пятьдесят процентов кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане РФ, постоянно проживающие на ее территории. Если руководителем аудиторской фирмы является иностранный гражданин, такие требования предъявляются к 75% кадрового состава организации. В штате аудиторской организации должно быть не менее пяти аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты.

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности проводится в форме квалификационного экзамена. Аттестаты выдаются без ограничения срока действия. Но аудиторы обязаны ежегодно проходить обучение по программам повышения квалификации.

Основные требования к претендентам на получение аттестата аудитора таковы:

высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию. Допускаются иностранные дипломы о высшем образовании при наличии свидетельства об эквивалентности его российскому диплому государственного образца;

наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.

В проекте изменений к Закону "Об аудиторской деятельности" предусмотрено, что претендент на получение квалификационного аттестата должен иметь безупречную репутацию, подтвержденную тремя рекомендациями других аудиторов за последние три года; у него не должно быть судимости, и он должен быть членом саморегулируемой организации аудиторов. При этом последние два года стажа работы по юридической или экономической специальности должны приходиться на работу в аудиторской организации.

Квалификационные аттестаты разделяются на несколько типов:

аттестаты в области общего аудита;

аттестаты в области аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

аттестаты в области аудита страховых компаний и обществ взаимного страхования (аудит страховщиков);

аттестаты в области аудита кредитных организаций, банковских групп, банковских холдингов (банковский аудит).

Аудиторская деятельность является исключительным видом деятельности и может совмещаться только с оказанием "сопутствующих" услуг. Примерный перечень таких услуг установлен Законом об аудиторской деятельности:

налоговое консультирование;

оценка стоимости имущества;

разработка и анализ инвестиционных проектов;

составление бизнес-планов;

маркетинговые исследования;

правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам.

Аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги. Злоупотребление аудиторами своими полномочиями, если это причинило существенный вред, наказывается вплоть до лишения свободы на срок до трех лет, а также лишением права заниматься аудиторской деятельностью на тот же срок (ст. 202 УК РФ). Также аудиторы обязаны возмещать убытки, причиненные аудируемым лицам.

Требования к независимости аудиторов сформулированы в ст. 12 Закона об аудиторской деятельности путем родственных, корпоративных и профессиональных запретов. Так, аудит не может осуществляться, если:

аудитор является учредителем (участником) аудируемого лица, его руководителем, бухгалтером и иным лицом, отвечающем за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

аудитор состоит с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

руководитель и иные должностные лица аудиторских организаций являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, отвечающими за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

руководитель и иные должностные лица аудиторских организаций состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, отвечающими за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

аудируемые лица являются учредителями (участниками) аудиторской организации; аудиторские организации являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, а также их дочерних организаций, филиалов и представительств; аудиторские организации имеют общих с аудируемыми лицами учредителей (участников);

аудиторские организации и индивидуальные аудиторы оказывали в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемым лицам.

Действующее законодательство по-разному определяет статус аудитора по отношению к аудируемым лицам.

аттестованных аудиторов;

индивидуальных аудиторов;

профессиональных аудиторских объединений;

учебно-методических центров.

Минфин России проводит аккредитацию профессиональных аудиторских объединений на срок три года. Аккредитация проводится при наличии в составе такого объединения не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) 100 аудиторских фирм, а также Кодекса этики аудиторов России и Правил (стандартов) аудиторской деятельности.

При Минфине России создан Совет по аудиторской деятельности, который на 51% формируется по представлению профессиональных аудиторских объединений. Остальные члены совета могут выдвигаться вузами, научными организациями, органами власти. К основным функциям Совета можно отнести утверждение экзаменационных билетов для получения квалификационных аттестатов аудиторов, разработку федеральных стандартов аудиторской деятельности и пр.

Обязательный аудит представляет собой ежегодную аудиторскую проверку, которая проводится аудиторскими организациями.

Аудиторская организация обязана страховать риск своей ответственности за нарушение договора об оказании аудиторских услуг (ст. 932 ГК РФ). Индивидуальные аудиторы не вправе проводить обязательный аудит.

Обязательный аудит проводится в отношении следующих субъектов.

Открытые акционерные общества.

ОАО публикует свою бухгалтерскую отчетность, достоверность сведений которой должна быть подтверждена заключением аудитора (п. 5 ст. 103 ГК РФ, ст. ст. 88, 92 Закона об акционерных обществах).

Кредитные организации.

Результаты ежегодной аудиторской проверки кредитные организации обязаны направлять в Центральный банк (ст. 24 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"). В самом Центральном банке РФ проводится внешний и внутренний аудит. Для проведения внутреннего аудита в ЦБ РФ создана Служба главного аудитора, непосредственно подчиняющегося председателю Банка России (ст. 95 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке РФ").

Бюро кредитных историй.

Эти юридические лица осуществляют новый для нашей предпринимательской практики вид деятельности, а именно: услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй (информации, которая характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств займа и кредита), а также предоставлению кредитных отчетов. Их правовой статус регламентирован Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях".

Страховые организации и общества взаимного страхования.

Страховщики публикуют годовые балансы и счета прибылей и убытков после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в них сведений (ст. 29 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. "Об организации страхового дела в РФ").

Товарные и фондовые биржи.

Специальных требований к проведению аудита бирж в настоящее время законодательством не установлено.

Негосударственные пенсионные фонды.

Указанные фонды обязаны ежегодно проводить по итогам финансового года независимую аудиторскую проверку. Бухгалтерская отчетность подтверждается заключением независимого аудитора, которое считается неотъемлемой частью годового отчета о деятельности фонда (ст. 22 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"). Кроме того, реорганизация такого фонда также проводится с учетом заключения аудитора (ст. 33 Закона).

Государственные внебюджетные фонды.

К таковым относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд медицинского страхования РФ. Аудиторские проверки данных фондов проводят аудиторские организации, отобранные на конкурсной основе .

Фонды.

Обязательный аудит проходят далеко не все организации, созданные в форме фондов. Закон устанавливает следующее условие: обязательная аудиторская проверка проводится только в фондах, источником формирования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Здесь имеется противоречие между Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" и ст. 26 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Дело в том, что первый Закон предусматривает определенные условия для проведения обязательного аудита (объем годовой выручки, стоимость активов баланса - см. об этом п. 11 настоящего параграфа), второй же таких условий не содержит.

Организации, в уставном капитале которых доля государственного участия составляет более 25%.

Аудиторы выбираются на основе открытого конкурса проводимого аудируемым лицом не реже одного раза в три года. Правила проведения этого конкурса, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2005 г. N 706, обязательны также для федеральных государственных унитарных предприятий.

Организации и индивидуальные предприниматели.

Данные субъекты проходят обязательный аудит при наличии одного из двух условий:

объем годовой выручки превышает 500000 МРОТ;

сумма активов баланса на конец года превышает 200000 МРОТ.

Финансово-промышленные группы.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах" годовой отчет о деятельности ФПГ составляется по результатам проверки независимым аудитором. Аудиторская проверка оплачивается за счет центральной компании ФПГ.

 


{SHOW_TEXT}

Страница66 Аудит ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОВЕРКА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (примеры) ОСНОВЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА ВИДЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АТТЕСТАЦИЯ АУДИТОРОВ, ЭТИКА И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДГОТОВКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ СУЩЕСТВЕННОСТЬ И РИСК В АУДИТЕ ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА И ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД ОЦЕНКИ ПОЛУЧЕНИЯ АУДИТОРСКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ