Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

II ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Требования к ведению бухгалтерского учета

9. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обяза­тельств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной дея­тельности) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бух­галтерского учета.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета, утверждаемого Министерством финансов Российской Федера­ции.

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйствен­ных операций (фактов хозяйственной деятельности) ведется в валюте Российской Федерации - в рублях. Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной дея­тельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтер­ской отчетности осуществляется на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

10. Для ведения бухгалтерского учета в организации форми­руется учетная политика, предполагающая имущественную обособленность и непрерывность деятельности организации, последовательность применения учетной политики, а также вре­менную определенность фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика организации должна отвечать требовани­ям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

11. В бухгалтерском учете организации текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложени­ями, учитываются раздельно.

 

Документирование хозяйственных операций

12. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти до­кументы служат первичными учетными документами, на осно­вании которых ведется бухгалтерский учет.

Требования главного бухгалтера (далее под главным бухгал­тером понимаются также лица, ведущие бухгалтерский учет в случаях, предусмотренных подпунктами «б», «в», «г» пункта 7 настоящего Положения) по документальному оформлению хо­зяйственных операций и представлению в бухгалтерскую служ­бу документов и сведений обязательны для всех работников организации.

13. Первичные учетные документы должны содержать следу­ющие обязательные реквизиты: наименование документа (фор­мы), код формы; дату составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйствен­ной операции; измерители хозяйственной операции (в нату­ральном и денежном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники).

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифици­рованных (типовых) форм первичной учетной документации, а по документам, форма которых не предусмотрена в этих альбо­мах и утверждаемым организацией, должны содержать обяза­тельные реквизиты в соответствии с требованиями абзаца пер­вого настоящего пункта.

В зависимости от характера операции, требований норматив­ных актов, методических указаний по бухгалтерскому учету и технологии обработки учетной информации в первичные до­кументы могут быть включены дополнительные реквизиты.

14. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учет­ных документов, утверждает руководитель организации по со­гласованию с главным бухгалтером.

Документы, которыми оформляются хозяйственные опера­ции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кре­дитные обязательства считаются недействительными и не долж­ны приниматься к исполнению (за исключением документов, подписываемых руководителем федерального органа исполни­тельной власти, особенности оформления которых определяют­ся отдельными указаниями Министерства финансов Россий­ской Федерации). Под финансовыми и кредитными обязатель­ствами понимаются документы, оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту.

В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйствен­ных операций первичные учетные документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководи­теля организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций и включения данных о них в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность.

15. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции.

При реализации товаров, продукции, работ и услуг с приме­нением контрольно-кассовых машин допускается составление первичного учетного документа не реже одного раза в день по его окончании на основании кассовых чеков.

Создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком до­кументооборота. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достовер­ность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составив­шие и подписавшие эти документы.

16. Внесение исправлений в кассовые и банковские докумен­ты не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, с указанием даты внесения исправлений.

17. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учет­ных документов могут составляться сводные учетные документы.

18. Первичные и сводные учетные документы могут состав­ляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законо­дательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.

  

Регистры бухгалтерского учета

19. Регистры бухгалтерского учета предназначены для систе­матизации и накопления информации, содержащейся в приня­тых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

Регистры бухгалтерского учета могут вестись в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислитель­ной техники, а также на машинных носителях информации. При ведении регистров бухгалтерского учета на машинных но­сителях информации должна быть предусмотрена возможность их вывода на бумажные носители информации.

Формы регистров бухгалтерского учета разрабатываются и Рекомендуются Министерством финансов Российской Федерации, органами, которым федеральными законами предоставле­но право регулирования бухгалтерского учета, или федеральны­ми органами исполнительной власти, организациями при со­блюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета.

20. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

Правильность отражения хозяйственных операций в регист­рах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

21. При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправле­ний. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, вне­сшего исправление, с указанием даты исправления.

22. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Фе­дерации, - государственной тайной.

Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую и государственную тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установ­ленную законодательством Российской Федерации.

 

Оценка имущества и обязательств

23. Имущество, обязательства и иные факты хозяйственной деятельности для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтер­ской отчетности подлежат оценке в денежном выражении.

Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляет­ся путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, - по ры­ночной стоимости на дату оприходования; имущества, произ­веденного в самой организации, - по стоимости его изготовле­ния (фактические затраты, связанные с производством объекта имущества).

В состав фактически произведенных затрат включаются, в частности, затраты на приобретение самого объекта имущест­ва, уплачиваемые проценты по предоставленному при приоб­ретении коммерческому кредиту, наценки (надбавки), комис­сионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины и иные платежи, затраты на транспорти­ровку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.

Формирование текущей рыночной стоимости производится на основе цены, действующей на дату оприходования имуще­ства, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть под­тверждены документально или экспертным путем.

Под стоимостью изготовления признаются фактически про­изведенные затраты, связанные с использованием в процессе изготовления имущества основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на изго­товление объекта имущества.

Применение других методов оценки, в том числе путем резер­вирования, допускается в случаях, предусмотренных законода­тельством Российской Федерации, а также нормативными ак­тами Министерства финансов Российской Федерации и орга­нов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.

24. Записи в бухгалтерском учете по валютным счетам ор­ганизации, а также по операциям в иностранной валюте про­изводятся в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату совершения операции. Од­новременно указанные записи производятся в валюте расчетов и платежей.

25. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяй­ственных операций допускается вести в суммах, округленных до целых рублей. Возникающие при этом суммовые разницы относятся на финансовые результаты у коммерческой органи­зации или увеличение доходов (уменьшение расходов) у неком­мерческой организации, (в ред. приказа Минфина России от 30.12.1999№ Ю7н)

 

Инвентаризация имущества и обязательств

26. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны прово­дить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе кото­рой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверя­емых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации оп­ределяется руководителем организации, за исключением случа­ев, когда проведение инвентаризации обязательно.

27. Проведение инвентаризации обязательно:

при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кро­ме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств мо­жет проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвента­ризация товаров, сырья и материалов может проводиться в пе­риод их наименьших остатков;

при смене материально ответственных лиц;

при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычай­ных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при реорганизации или ликвидации организации;

в других случаях, предусмотренных законодательством Рос­сийской Федерации.

28. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

а) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости а дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации; (в ред. приказа Минфина России от 30.12.1999№ 107н)

б) недостача имущества и его порча в пределах норм есте­ственной убыли относятся на издержки производства или обра­щения (расходы), сверх норм — за счет виновных лиц. Если ви­новные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой орга­низации или увеличение расходов у некоммерческой организа­ции, (вред. приказа Минфина России от 30.12.1999№ 107н)

 


Назад>>>



{SHOW_TEXT}

ГЛАВА III БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ГЛАВА IV ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРИКАЗ Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34н ПОЛОЖЕНИЕ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ III ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ IV ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ V ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СВОДНОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ VI ХРАНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ - УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ (ПБУ 1/2008)