Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

Влияние налогов на развитие экономики

Влияние налогов на развитие экономики

Мушкатова М. С., Викторова Т.С.

 

Существует несколько мнений о влиянии налогов на экономику конкретной страны, которые ранжируются от теоретических до популистских. Многие ученые сходятся на том, что различные налоги являются очень важным инструментом в экономической жизни любой страны. Налог не только важный, но и жизнеопределяющий компонент современных экономик. Страны, ориентированные на рыночные отношения внимательно отслеживают свою налоговую политику и постоянно корректируют ее в соответствие с текущим положением вещей в мировой экономике.

Что же являет собой налог? Согласно учебникам налоги – это обязательные платежи взимаемые государством с физических и юридических лиц. Налоги делятся на прямые, которыми облагаются доходы и имущество, и косвенные, увеличивающие цены товаров. Развитые страны, как и развивающиеся, используют налогообложение как одну из основных статей государственного дохода. Таким образом государство заинтересовано собирать как можно больше налогов для пополнения бюджета и  выполнения принятых на себя программ. Однако повышение налогов не является правилом. Тем более что налоги используются как предвыборный аргумент. Политики в своих программах часто предлагают понижение налогового бремени для всех субъектов экономических отношений. Часто повышение налогов на целевые группы, например с высокими доходами, также пользуют как политический трюк.

Как видно в современном мире налог перерос определение учебника и представляет собой определенный индикатор социально-экономических отношений в стране. Как упоминалось выше, налоги делятся на разные группы, которые стоит рассматривать по отдельности.

Прямые налоги. Сюда входят подоходный налог, налог на недвижимость, налог на землю и т.д. Получаемые средства используются на целевые программы правительства в области социальных вопросов и медицины, образования и военной безопасности. Здесь стоит вопрос о том, как строить государственную политику в области прямого налогообложения, то есть какие цели, кроме получения финансовых средств, государство пытается достичь. Некоторые страны имеют прогрессивный подоходный налог, который не является популярным, особенно среди людей с достатком выше среднего. В тоже время государство дает право людям уменьшать сумму налога путем ввода налоговых вычетов. Например, затраты на лизинг автомобиля или оплата учебы могут значительно снижать облагаемую сумму. В США действует огромный спектр легальных способов снизить налоговые платежи. Такая политика приводит к тому, что стимулируется потребление в определенных областях экономики, что в свою очередь приводит к улучшению экономического климата в стране. Подоходный налог с юридического лица также может являться влияющим на экономическую жизнь страны. Понижение ставок и налоговые каникулы приводят к развитию тех или иных областей.

Косвенные налоги. Сюда входят такие налоги как акцизы, пошлины, налоги с добавленной стоимости и т.д. Здесь ситуация не так проста как с прямыми налогами. Существует мнение, что введение пошлин или акцизов защищает местное производство, увеличивая цены на импортируемые товары. Такое положение вещей верно, однако очень часто забывается вторая сторона – потребитель. Результатом введения новых пошлин со стороны государства является падение потребления в стране, когда покупатели вынуждены покупать меньше более дорогих товаров. Различные научные исследования показали, что доходы от введения пошлин в несколько раз ниже расходов покупателей данного товара. К тому же стоит отметить, что введение пошлин оказывает определенное инфляционное давление. Такая ситуация верна практически для всех косвенных налогов. Например, ввод дополнительного акциза на бензин приводит к инфляционным процессам и подорожанию почти всех групп товаров, так как многие перевозки осуществляются автомобильным транспортом. Международная Торговая Организация активно борется за свободную торговлю между странами и не поощряет ввод каких либо новых косвенных налогов. Естественным может показаться вопрос о том, как все же стимулировать собственных производителей. Эта тема выходит за рамки данного эссе, но программы кредитования в целях повышения эффективности и производительности местного производства с использованием государственных и частных средств  могут иметь более действенный результат.

Идеально государство должно отказаться от любых косвенных налогов. Путем увеличения базы налогоплательщиков и стимуляцией экономического роста государство будет способно покрывать расходы собственного бюджета, собирая только подоходный налог.

Общая характеристика платежей в бюджетную систему в первом полугодии 2009 г. продолжает оставаться неблагоприятной: поступление налогов, администрируемых ФНС России, составили лишь три четверти от соответствующего  периода 2008 г.

В первой половине 2009 г. большее, чем в целом по всем видам деятельности, падение налоговых платежей показали семь основных производственных отраслей, таких как:

сельское хозяйство;

рыболовство;

добыча полезных ископаемых;

обрабатывающие производства;

производство и распределение электроэнергии,

газа и воды;

строительство;

транспорт и связь.

Выдающийся рост НДС связан исключительно с изменениями порядка уплаты налога, занизившими поступления НДС.

Налоговые платежи администрируемые ФНС России по укрепленным видам деятельности показали что:

заметный рост налогов в непроизводственных отраслях  (управление, образование, здравоохранение) почти полностью вызван естественным ростом заработной платы занятых в них работников при сохранении общей численности;

низкий уровень поступление от добывающих отраслей объясняется глубоким падением цен на нефть, который завязан на мировые цены;

увеличение доходов от производства и распределения электроэнергии, газа и воды связано с ростом тарифов. Эта отрасль – одна из немногих, сумевших при сокращении производства увеличить прибыль и платежи на прибыль;

заметный рост налоговых поступлений от производства табачных изделий обязан повышению с 2009 г. акцизов на 25%;

поступление налогов от предприятий пищевой промышленности выросло на 10%.

На сколько позволяет судить налоговая статистика первой половины 2009г., положение реального сектора остается сложным. Налоги как определенный показатель потенциала развития производства говорят по меньшей мере:

о существенном снижении у предприятий внутренних финансовых результатов – ресурсов роста по сравнению с докризисным уровнем;

о значительном сокращении у государства средств – возможностей для «традиционной» помощи производству и осуществления стратегической промышленной политики: ко всему прочему антикризисные «антианалоговые» меры только начинают сказываться на доходах бюджета и еще дадут знать о себе в будущем;

о высоком потенциале падения доходов работников реального сектора: объемы производства упали, тогда, как доходы тоже выросли, что при возможном затяжном характере кризиса неизбежно приведет к «смягчению диспропорции», то есть к снижению доходов занятых в производстве людей, и соответственно потребует дополнительных бюджетных расходов на социальную сферу.

 

Александров И.М. «Налоги и налогообложение», М.: Дашков и  Ко, 2006.

Налоги и налогообложение: Учебн. пособие / Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007

Налоги: Учебник для вузов / Под, ред. Д.Г. Черника. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ. (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 г. № 166-ФЗ).

Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации PDF. Учебник для ВУЗов, 7-е изд., доп. и перераб., МЦФЭР, 2006

Худолеев В.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. - М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2004.

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ.

Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 85-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" // Российская газета. 2007. 2 июня (N 117).

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 155-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3611.

Приказ Минэкономразвития России от 12 ноября 2008 г. N 392 "Об установлении коэффициента-дефлятора К1 на 2009 год" // Российская газета. 2008. 19 ноября. (N 237).

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп.).

 



{SHOW_TEXT}

Разработка путей совершенствования информационного обеспечения управления на предприятии (на примере ОАО «Вяземский завой синтетических продуктов») Совершенствование системы планирования на предприятии (анализ и предложения на примере ОАО «Молочно-консервный комбинат» г. Гагарин Смоленской области) Влияние вида и типа организационной структуры предприятия на эффективность его работы Организация процесса эффективного планирования в организации Личностные характеристики руководителя как составляющая часть трудового потенциала предприятия Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации (основные положения законодательства)» Единый налог на вмененный доход: проблемы, новации и перспективы Особенности анализа ассортимента продукции машиностроительного предприятия (на примере ОАО «Вяземский машиностроительный завод») Особенности производства нового вида продукции на машиностроительном предприятии (на примере ОАО «Вяземский машиностроительный завод») Проблемы внедрения международных стандартов аудита в России