Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

Предмет и метод бухгалтерского учета

Для успешного функционирования предприятию требуются различные ресурсы: материальные, денежные, финансовые. Совокупность этих ресурсов в денежном измерителе представляет  собой  капитал.  В  ходе  деятельности предприятия капитал совершает экономический кругооборот. Кругооборот капитала состоит из трех стадий: снабжения, производства и реализации.

Таким образом, предметом бухгалтерского учета является кругооборот капитала в процессе хозяйственной деятельности.

Объектами бухгалтерского учета является имущество организаций,  их  обязательства  и  хозяйственные операции, осуществляемые в процессе их деятельности.

Для правильного отражения в учете средств  любого  предприятия они группируются по двум признакам: по составу (видам) и размещению, по источникам формирования и целевому назначению.

По составу и размещению средства делятся на:

- основные;

- оборотные;

- прочие.

К основным средствам относятся средства труда, которые стоят свыше 100 кратного размера минимальной  оплаты  труда  на  дату приобретения и  сроком эксплуатации свыше 12 месяцев.

Оборотные средства так называются, потому что  в  процессе  хозяйственной деятельности предприятия меняют свою форму, т.к. находятся в обращении. К оборотным  средствам относятся средства в расчетах с покупателями, лицами по возмещению материального ущерба, с подотчетными лицами,  т.е. дебиторами.

Дебиторская задолженность - это долги  юридических и физических лиц  данному  предприятию.

К прочим средствам по составу и размещению можно отнести нематериальные активы и долгосрочные финансовые вложения.  В отличие от двух предыдущих групп они не участвуют в кругообороте капитала предприятия, но позволяют получить доход или способствуют его получению.

В  "Положении  по  ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности" в п.  55 указано,  что относится к нематериальным активам.

К долгосрочным финансовым вложениям относятся  средства,  направленные в качестве долевого участия в уставные капиталы других предприятий, на приобретение ценных бумаг сроком погашения более года, долгосрочные займы,  выданные юридическим и физическим лицам.

Группировка средств по источникам формирования и целевому назначению означает: из каких источников получены средства предприятия и на какие цели. К источникам относятся собственные и заемные средства.

К собственным средствам относятся капиталы (уставный, резервный и добавочный), нераспределенная прибыль, социальные фонды.

Прибыль является финансовым результатом деятельности предприятия и  представляет  разность между доходами и расходами.  Часть прибыли перечисляется в бюджет в виде налога на прибыль, остальная используется в соответствии с уставом.

Специальные фонды создаются в соответствии с уставом и учредительными документами за счет прибыли. 

К заемным относятся средства, полученные предприятием на определенный срок (до одного года или более одного года), а затем эти средства должны быть возвращены по принадлежности.

Для учета движения средств (кругооборота капитала) применяются различные способы. Совокупность этих способов представляют собой метод бухгалтерского учета. Каждый способ учета является элементом метода бухгалтерского учета. К ним относятся: документация; инвентаризация; оценка; калькуляция; счета и двойная запись; бухгалтерский баланс; бухгалтерская отчетность.

Документация - письменное свидетельство о совершен­ной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Каждая хозяйственная операция, подлежащая отражению в бухгалтерском учете, должна быть оформлена документами, в которых приводит­ся полное описание совершенной операции, ее точное коли­чественное выражение и денежная оценка. Правильность сведений, проводимых в документах, подтверждается под­писью лиц, ответственных за совершение операции. Все за­писи в регистрах бухгалтерского учета делаются на основа­нии данных документов, прошедших проверку правильно­сти и объективности их оформления, а также законности совершенных операций.

С 1 января 1999 г. первичные учетные документы принима­ются в работу, если они составлены по унифицированным фор­мам, утвержденным Госкомстатом России в 1997-1998 гг. по согласованию с Минфином России, Минэкономики России и другими заинтересованными федеральными органами испол­нительной власти по следующим разделам учета:

- учет сельскохозяйственной продукции и сырья;

 -учет труда и его оплаты;

 -учет основных средств и нематериальных активов;

 -учет материалов;

 -учет работ в капитальном строительстве;

 -учет работы строительных машин и механизмов;

 -учет работы в автомобильном транспорте;

 -учет результатов инвентаризации;

 -учет кассовых операций;

 -учет торговых и расчетных операций.

Если организация совершает операции, которые не могут быть оформлены типовыми документами, она может разрабо­тать свою форму первичного документа, которая должна быть предусмотрена учетной политикой организации. Разу­меется, форма документа должна содержать перечень обяза­тельных реквизитов, установленных Законом »О бухгалтер­ском учете.

Инвентаризация - это уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату. В результате проведения инвентаризации выявляется соот­ветствие фактических данных показателям учета, а также из­лишки или недостатки имущества организации. Инвентариза­ция обеспечивает контроль за сохранностью материальных ценностей и денежных средств, за полнотой и достоверностью данных бухгалтерского учета и отчетности.

Счета бухгалтерского учета - способ текущего взаимо­связанного отражения и группировки имущества по соста­ву, размещению и источникам образования, а также хозяй­ственных операций по качественно однородным признакам, выраженным в денежных, натуральных и трудовых измери­телях.

Двойная запись - взаимосвязанное отражение хозяйствен­ных операций на счетах бухгалтерского учета, когда каждая операция одновременно записывается по дебету одного счета и по кредиту другого счета на одинаковую сумму.

Денежная оценка - денежное выражение имущества, обяза­тельств и хозяйственных операций для получения обобщенных данных за текущий период по организации в целом.

Калькуляция - группировка затрат и определение себестои­мости отдельных видов продукции (работ, услуг) и заготовлен­ных материальных ценностей.

Бухгалтерский баланс, являясь источником информации, представляет собой способ экономической группировки и обоб­щения имущества организации по составу, размещению и ис­точникам формирования (собственные и заемные обязательст­ва), выраженным в денежной оценке и составленным на опреде­ленную дату. Состоит из двух частей - актива и пассива.

Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным фор­мам.

Таким образом, бухгалтерский учет и отчетность выступают способом итогового обобщения учетной информации организа­ции за текущий и отчетный период.



{SHOW_TEXT}

Примерная тематика дипломных работ Требования к оформлению работ Порядок расчета основных технико-экономических показателей ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА (теоретические основы) Бухгалтерский учет, его сущность и содержание Навигация Бухгалтерский баланс Система счетов и двойная запись Понятие о счетах бухгалтерского учета, их строение и виды Двойная запись операций на счетах