Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

Налоговое планирование на макроуровне

Планирование на макроуровне охватывает сферу налогового планирования в масштабе федерального, регионального и мест­ного бюджетов. Анализ налоговых поступлений свидетельствует, что в результате мобилизации налоговых поступлений доля федерального бюджета составляет около 80%. Территориальные бюджеты (бюджет субъектов РФ) формируются также за счет налоговых поступлений, доля которых составляет более 50%, а неналоговые доходы формируют его на 8-12%. Остальная часть территориальных бюджетов формируется за счет федерального бюджета. Финансовая устойчивость территориального бюджета в условиях бюджетного регулирования является важнейшим фактором благополучия муниципальных образований.

На практике налоговые поступления составляют высокую долю в доходах практически во всех консолидирован и областных (краевых) бюджетах субъектов РФ этого уровня Поэтому любые сбои в мобилизации плановых объемов налогов прежде всего федеральных, в данных условиях могут край отрицательно сказаться на исполнении расходной части бюджета любого уровня.

Основными налогами, определяющими особенности структуры доходов бюджета субъекта РФ, являются: налог на прибыль (доход) предприятий, подоходный налог с физических ЛНДС и акцизы, т. е. успешное функционирование и развитие экономики и инфраструктуры субъекта РФ, его социально сферы в определяющей степени зависит от налоговой полит разрабатываемой на федеральном уровне и уровне самого субъекта Федерации, а также практических мер, форм и методов  реализации руководством субъекта РФ.

Вместе с тем анализ свидетельствует, что на уровне бюджетов отдельных субъектов РФ, особенно республиканского звена структура доходов бюджета отличается высоким удельным весом финансовой помощи из федерального бюджета. Причине данного положения является то, что сумма собственных и регулирующих доходов не обеспечивает финансирования расходов даже на уровне минимальных социальных стандартов. Kрoме  объективных причин, порожденных кризисами и переделов собственности, одной из главных причин является все же неправильная налоговая политика центра по отношению к территориальным образованиям. Это объясняется тем, что многие bi налоговых поступлений напрямую поступают в федеральный бюджет и лишь потом в виде дотаций, субсидий, субвенций трансфертов поступают в субъекты Федерации.

Весьма важным является этот вопрос для местных бюджетов — бюджетов муниципальных образований.

Это актуально потому, что финансовая устойчивость муниципальных образований практически полностью определяете долями и суммами начислений от регулирующих налогов, paз мерами финансовой помощи из вышестоящих бюджетов в форме дотаций, субвенций и трансфертов.

В этом плане речь в отношении муниципальных образований должна идти о проведении коренной перестройки политики на государственном уровне в сфере налогообложения. Целью та­кой политики должно стать обеспечение реальной финансовой самостоятельности бюджетов всех уровней в объемах, регу­лируемых законодательством. Необходимо четко определить, какие следует предпринимать шаги, чтобы налоговая система наилучшим образом выполняла свои оперативные, тактические и стратегические задачи. При решении основных задач налогового процесса можно выделить 3 этапа:

прогнозирование;

планирование с обязательным законодательным утвер­ждением планов;

исполнение и контроль выполнения планов.

Этап прогнозирования налогового процесса является важ­нейшим элементом, обеспечивающим объективность, достовер­ность и выполняемость последующих решений и поставленных задач. Одной из таких задач является прогнозирование основ­ных макро- и социально-экономических показателей развития национальной экономики, к которым относятся:

валовой внутренний продукт (ВВП);

валовой национальный продукт (ВНП);

чистый национальный продукт (ЧНП);

национальный доход (НД);

личный доход населения;

средняя процентная ставка;

платежный баланс;

численность населения и др. ВВП определяет общий размер агрегированной налогооб­лагаемой базы, так как является неструктурированным источ­ником всех налоговых платежей.

ВНП дает представление о том, какая часть налоговых платежей будет формироваться за счет деятельности исклю­чительно национального капитала.

ЧНП дополняет приведенные выше экономические по­казатели, сужая агрегированную налогооблагаемую базу (за счет исключения амортизационных отчислений) до части ВНП»;формирующей доходы населения, что позволяет создать адек­ватно представление о возможном объеме источника налоговых поступлений, в частности косвенных налогов.      :

НД отражает не косвенные налоги, а, наоборот, другую составляющую налоговых поступлений, каковыми являются прямые налоги.

Личные доходы населения, представляющие собой долю национального дохода, позволяют проследить, какая часть доходов может быть израсходована на индивидуальное потребление или сбережение.  

Личные доходы являются показателем, определяющим воз­можную величину налоговых поступлений за счет подоходных налогов и т. д.           I

Средняя процентная ставка позволяет уточнить влияние над объем налоговых поступлений размеров ВВП и ВНП, так как et величина формирует совокупный (инвестиционный и потребительский) спрос на производственный общественный продукт .Численность населения обосновывает прогнозирований определенных налоговых поступлений — объем налоговых платежей в части прямых налогов на физических лиц, отчислений в различные фонды и т. д.

Важной задачей прогнозирования результативности налогового процесса является задача определения в налоговой (бюджетном) периоде достижимого объема государственный доходов как в целом, так и за счет источников. При решении данной задачи следует учитывать следующие обстоятельства. Высокий удельный вес возможных налоговых поступлений в общем объеме государственных доходов оправдан в toi случае, если прогноз экономического развития страны характеризует ее достаточный потенциал в виде высокого уровня всего комплекса приведенных выше показателей. В противном случае объем прогнозируемых налоговых изъятий приведет к резком} снижению налоговых поступлений на стадии их мобилизации Смещение структуры государственных доходов в сторону
налоговых поступлений может объективно привести к снижению объемов ВНП. При этом следует учесть, что макроэкономические последствия в силу общего инерционного характера макроэконо­мических процессов могут проявиться не в текущем, а в после­дующих налоговых периодах, т. е. положительные результаты оперативного и тактического характера могут явиться причиной ухудшения стратегической перспективы.

Усиление роли налоговой составляющей в общем объеме государственных доходов предполагает тщательное обоснова­ние структуры налоговых поступлений, что вызвано влиянием различных элементов налоговых и неналоговых доходов на экономические процессы.

Изложенные обстоятельства позволяют сформировать ра­циональную структуру государственных доходов, определить их общий объем и экономически целесообразное распределение по агрегированным источникам поступлений.

Основой решения задачи повышения качества налогово­го планирования является прогноз общего объема налоговых доходов и тщательное обоснование методики при расчетах конкретных видов налогов, сборов и других платежей, т. е. про­цесс планирования структуры налогов и сборов заключается в определении их рационального соотношения исходя из терри­ториальных задач текущего периода.

Определение состава и объема налогооблагаемой базы в практике налогового прогнозирования может быть разделено на два этапа:

разработку конкретной и понятной для расчетов методи­ки исчисления налогооблагаемой базы с обязательным форми­рованием требований к ее информационному обеспечению;

оценку и анализ потенциального объема налогооблагае­мой базы на основе методики и прогнозных показателей эконо­мического развития.

Установление требований к составу и объему налогооблагае­мой базы и размерам налоговых ставок в сочетании с данными прогноза микро- и социально-экономических показателей раз­вития позволяет сформировать план налоговых поступлений, определяющий общие объемы каждого вида государственного доходов, в том числе по отдельным видам налогов и срокам поступления.

Результативность и обоснованность налогового процесса могут быть обоснованы показателями: объемом бюджета назначений по налоговым и неналоговым доходам; реальными поступлениями денежных средств из налоговой системы; уров­нем выполнения бюджетных назначений; отношением объема выполнения бюджетных назначений к ВВП и отношением поступления в бюджет реальных денежных средств к ВВП.

В целом процесс налогового планирования можно предста­вить в виде следующей схемы.

Устанавливаются цели, на достижение которых ориентирована система налогообложения.

Разрабатываются методы и конкретные мероприятия реа­лизации поставленных целей.

Разграничиваются налоговые полномочия и доходные источники между органами власти и управления различи! уровней.

Определяются или устанавливаются (хотя нужно было бы рассчитывать) конкретные пропорции распределения налогов между бюджетами различных уровней, составляющих основ) налогового планирования.

Рассчитываются конкретные или общие суммы налогов, взимаемых с каждой территории (административной единицы),' должно обеспечить экономически обоснованные показатели.

Определяются общие объемы налоговых поступлений краткосрочную и долгосрочную перспективу на основе прогнозных расчетов изменения доходности предприятий, отдельных отраслей, экономики в целом на федеральном, региональном местном уровнях.

Расчет общих сумм налогов на федеральном, регионально» и местном уровнях в принципе осуществляется на основе единых методических подходов, но лишь различается количество» участников и задачами, свойственными каждому уровню.

Например, применительно к субъекту РФ Комитет финансов администрации субъекта РФ является центральным звено в процессе планирования налоговых поступлений в бюджет региона. На первом этапе расчета общей суммы собираемости налогов Комитет финансов суммирует статистические и ана­литические материалы, необходимые для составления плана налоговых доходов в бюджет исходя из целей и задач (политики) администрации (правительства субъекта РФ).

Процесс работы начинается с того, что налоговые инспекции региона на основе анализа предыдущих поступлений налогов составляют прогноз объема платежей в бюджет с юридических и физических лиц, зарегистрированных в регионе. Сведения о фактической величине налогов, зачисляемых в бюджеты всех уровней региона, размеров недоимок по налогам, предполагае­мым суммам налоговых поступлений на следующий отчетный период передают в Управление по налогам и сборам субъекта РФ, где составляется отчет о налоговых поступлениях в бюд­жетную систему РФ в целом по субъекту РФ.

Кроме того, составляются и отчеты о задолженности по налоговым платежам, уплате налоговых санкций и пени, ряду других отчетных и аналитических материалов, используемых для расчетов прогнозной величины налоговых поступлений.

Расчеты в целом производятся исходя из объема фактиче­ски поступивших сумм, выявленных анализом тенденций посту­плений платежей в бюджет, с учетом инфляции и предлагаемых изменений в налоговом законодательстве всех уровней.

Для расчетов используется информация о фактических суммах поступивших в бюджет платежей всех уровней региона, которую предоставляет Управление федерального казначейства по субъекту РФ.

Одновременно Комитет экономики и промышленной поли­тики субъекта РФ сообщает Комитету финансов необходимые для прогнозирования доходов бюджета варианты прогнозных показателей социально-экономического развития субъекта РФ на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу (3-5 лет).

При формировании проекта бюджета используются как среднесрочные, так и долгосрочные экономические прогнозы (свыше 5 лет).

Методика расчета включает основные экономические по­казатели:

индекс цен;

уровень процентной ставки рефинансирования ЦБ;

уровень безработицы;

уровень заработной платы рабочих и служащих;

доходы физических и юридических лиц и др.
Комитет государственной статистики по субъекту РФ также

предоставляет Комитету финансов информацию о социально-экономическом положении региона, включающую данные о затратах на производство предприятий, динамике капитального строительства, сведения о наличии и использовании основный фондов, дифференциации заработной платы в отраслях экономики региона и другие необходимые данные. Комитет финансов совместно с Комитетом экономики и промышленной политик* подготавливают и представляют на рассмотрение администрации (правительства) субъекта РФ следующие материалы:

основные направления бюджетной, налоговой и инвестиционной политики региона на очередной финансовый год и предстоящие три года;

проект финансового плана-прогноза региона на три года;

порядок организации межбюджетных отношений органов государственной власти региона и органов местного самоуправления.

Все эти материалы оформляются в виде финансового пла­на-приказа субъекта РФ на очередной финансовый год и ближайшие 3 года.

С получением от Правительства РФ согласованного варианта финансового плана-прогноза Комитет финансов субъекта приступает к непосредственному расчету величины налоговый поступлений на отчетный финансовый год. Разграничение налоговых поступлений по уровням бюджетной системы осуществляется в соответствии с налоговым законодательством и статья закона о федеральном бюджете на очередной год.

В целом налоговое планирование представляет собой, особенно на федеральном уровне, комплексный и многофакторные процесс определения общей суммы и структуры налоговых доходов в бюджет. Улучшение методики налогового планиро­вания является одним из важнейших направлений не только соответствующих структур органов государственной власти, но и научных организаций и учреждений.

При этом существенное значение имеет разработка новых подходов к количественной и качественной оценке системы налогового планирования на основе реальной налоговой базы и налогового потенциала административных единиц (местного, регионального и федерального).

При установлении уровня налогового потенциала возмож­но использование в первую очередь следующих показателей, влияющих на формирование налоговой базы:

отраслевая специализация (административной едини­цы);

численность населения (городского и сельского);

количество и отраслевой состав предприятий-налого­плательщиков;

уровень оплаты труда и задолженность по заработной
плате и другим выплатам населению и предприятиям;

уровень экономического развития;

социально-демографический состав населения;
административный состав органов власти, учреждений, заведений и других объектов, участвующих в данном процессе.


{SHOW_TEXT}

СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ Упрощенная система налогообложения Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Налоговое планирование в системе менеджмента Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта (на предприятии) НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля Права и обязанности налогоплательщиков Права и обязанности налоговых органов