Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

1.3 Методика анализа финансовых результатов

Одна из основных задач анализа – выявление резервов повышения массы получаемой прибыли и уровня рентабельности как наиболее важных показателей эффективности работы предприятия. В ходе анализа дают оценку выполнения плана по прибыли по итогам работы за каждый квартал и в целом за год, определяют положительные и отрицательные факторы, повлиявшие на размеры полученной прибыли, причины их возникновения и разрабатывают мероприятия по устранению выявленных недостатков.

Обобщающая оценка финансового состояния предприятия достигается на основе таких результативных показателей, как прибыль и рентабельность.

Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или иные финансовые операции.

Исходя из состава имущества предприятия, в которое вкладываются капиталы, и проводимых предпринимателями хозяйственных и финансовых операций существует система показателей рентабельности.

Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

В процессе анализа используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от прочих операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

Балансовая прибыль включает в себя прибыль от обычных видов деятельности, финансовые результаты от операционных и прочих операций и чрезвычайных обстоятельств. Схема формирования  балансовой прибыли представлена ранее
В процессе анализа необходимо изучить состав балансовой прибыли от обычной деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку необходимо скорректировать на средневзвешенный рост цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а себестоимость товаров, продукции (работ, услуг) уменьшить на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

Величина балансовой, налогооблагаемой и чистой прибыли зависит от многочисленных факторов. Кроме того, следует иметь в виду, что размер прибыли во многом зависит и от учетной политики, применяемой на анализируемом предприятии. Закон о бухгалтерском учете и другие нормативные документы  предоставляют право субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансовых результатов.

Действующие нормативные акты допускают следующие  методы регулирования прибыли субъектом хозяйствования:

изменение стоимостных границ отнесения имущества к основным средствам или к малоценным и быстроизнашивающимся предметам, что влечет за собой изменение суммы текущих затрат и прибыли в связи с различными способами начисления износа по основным средствам и по МБП;

изменение метода начисления износа по малоценным и быстроизнашивающимся предметам;

использование метода ускоренной амортизации по активной части основных средств также приводит к увеличению себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли а, следовательно, и налогов на прибыль;

применение различных методов оценки нематериальных активов и способов начисления амортизации по ним;

выбор метода оценки потребления производственных запасов (NIFO, FIFO, LIFO);

изменение порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции (по фактическим затратам или равномерными частями за счет созданного ремонтного фонда);

изменение сроков погашения расходов будущих периодов, сокращение которых ведет к росту себестоимости продукции отчетного года;

изменение метода определения прибыли от реализации продукции (по методу отгрузки продукции или моменту ее оплаты).

Таким образом, учетная политика, формируемая администрацией, открывает большой простор для выбора методологических приемов, способных радикально менять всю картину финансовых результатов и финансового состояния предприятия.

Поэтому, в процессе анализа необходимо установить соответствие принятой учетной политики предприятия действующим нормативным положениям по ведению бухгалтерского учета и определить влияние изменений в учетной политике на сумму балансовой, налогооблагаемой и чистой прибыли, а также на размер налогов, сумму отчислений в фонды предприятия и сумму выплаченных дивидендов акционерам.

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучают динамику, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы. 

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

П = ∑[VPПобщ  · Удi (Цi – Сi)]                                           (1.1)

где:  УРПi - объема реализации продукции;

УДi - ее структура;

Сi  - себестоимость;

Цi - уровнь среднереализационных цен.

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличивается доля более рентабельных видов продукции в общем, объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратной пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту прибыли, и наоборот.

Изменения уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямой пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастет, и наоборот.

Если сравнить сумму прибыли плановую и условную, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах и плановой себестоимости продукции, узнаем, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции.

Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо плановую прибыль умножить на процент перевыполнения (недовыполнения) плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости или в натурально-условном исчислении и результат разделить на 100.

Затем модно определить влияние структурного фактора (из первого результата нужно вычесть второй).

Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливается сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж.

Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию определяется сопоставлением фактической выручки с условной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации продукции при плановых ценах.

Эти же результаты можно получить и способом цепной подстановки, последовательно заменяя плановую величину каждого факторного показателя фактической.

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать коэффициент выполнения плана по реализованной продукции  (Крп), а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот коэффициент.

Выполнение плана по реализации рассчитывают сопоставлением объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном и стоимостном выражении (если продукция не однородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, чем выручка.

К рп = Σ УРП iф / Σ УРП iпл                                                                    (1.2.)

где:   К рп -        коэффициент выполнения плана по реализованной продукции

УРПiф -    объем реализации продукции;

УРП iпп  - структура себестоимости

Следует также проанализировать выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции (VРПi), себестоимости (Ci) и среднереализационных цен (Цi). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид

Пi = VРПi × (Цi - Ci)                                                  (1.3)

где: VРПi  - объема продажи продукции;

Ci –       себестоимость;

Цi –       среднереализационные цены.

Расчет факторов на изменение суммы прибыли по отдельным видам продукции производится методом цепной подстановки:

Ппл = VРПпл х (Цпл – Cпл)

Пусл1 = VРПф х (Цпл – Cпл)

Пусл2 = VРПф х (Цф – Cпл)

Пф = VРПф х (Цф – Cф)

ΔПобщ = Пф – Ппл

ΔПupn = Пусл1 – Ппл

ΔПц = Пусл2 – Пусл1

ΔПс = Пф – Пусл2

Методика расчета влияния факторов способом абсолютных разниц выглядит следующим образом:

ΔПupn = (VРПф –  VРПпл )( Цпл – Cпл)

ΔПц = (Цф – Цпл) VРПф

ΔПс = - (Сф – Спл) VРПф

Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции. Эти расчеты показывают, по каким видам продукции план по сумме прибыли перевыполнен, а по каким недовыполнен и какие факторы оказали положительное влияние, а какие – отрицательные, и в какой степени. Затем необходимо изучить причины изменения объема продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции.

Выполнение плана прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это прибыль или убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году; прибыль от сдачи в аренду земли и основных средств; полученные и выплаченные пени,  штрафы и неустойки;, убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности; убытки от стихийных бедствий; доходы по акциям, облигациям, депозитам; доходы и убытки от валютных операций; убытки от уценки готовой продукции и материальных запасов и т.д.

В процессе анализа изучается состав, динамика, выполнение плана и факторы изменения суммы полученных убытков и прибыли по каждому источнику внереализационных результатов.

Основными видами ценных бумаг являются акции, облигации внутренних государственных и местных займов, облигации субъектов хозяйствования (АО, коммерческих банков), депозитные сертификаты, казначейские, банковские векселя и др.

Доход держателя акции складывается из суммы дивиденда и прироста капитала, вложенного в акции вследствие роста их цены. Сумма дивиденда зависит о количества акций и уровня дивиденда на одну акцию, величина которого определяется уровнем рентабельности акционерного предприятия, его дивидендной политикой, уровнем % ставки за кредит, налоговой и амортизационной политикой государства и т.д.

Доход от других ценных бумаг зависит от их количества, стоимости и уровня процентных ставок.

В процессе анализа изучают динамику и структуру доходов по каждому виду ценных бумаг, определяют влияние факторов на изменение их величины.

Доходы от сдачи в аренду основных средств и земли зависят от количества сданных объектов в аренду или размера земельной площади и уровня арендной платы.

Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполнения обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных нарушений.

Изменение суммы полученных штрафов может произойти не только в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и по причине ослабления финансового контроля со стороны предприятия в отношении их.

Убытки от списания невостребованной дебиторской задолженности возникают на тех предприятиях, где постановка учета и контроля за состояние расчетов находится на низком уровне, а также по причине банкротства клиентов. Прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в текущем году, также свидетельствует о недостатках бухгалтерского учета.

В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направленные предупреждение и сокращение убытков и потерь от реализации товарной продукции, ассортиментной политики, уровня среднереализационных цен,  прочих операций  и увеличение прибыли от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

В завершении написания теоретической части можно сделать выводы.

Финансовый результат представляет собой конечный экономический итог хозяйственной деятельности организации и выражается в форме прибыли (дохода) или убытка, который определяется как разница между доходами и расходами организации.

Прибыль - основной источник финансирования прироста оборотных средств, обновления и расширения производства, социального развития предприятия, а также важнейший источник формирования доходной части бюджетов разных уровней. 

На величину прибыли в производственной деятельности оказывают влияние факторы субъективного характера и объективные, не зависящие от деятельности хозяйственного объекта.

Субъективные факторы: организационно-технический уровень управления предпринимательской деятельностью, конкурентоспособность выпускаемой продукции, уровень производительности труда, затраты на производство и реализацию продукции, уровень цен на готовую продукцию.

Объективные факторы: уровень цен на потребляемые материалы и энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений, конъюнктура рынка.

Основной целью финансового анализа является разработка и принятие обоснованных управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности хозяйствующего субъекта.

 



{SHOW_TEXT}

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия и разработка мероприятий по их улучшению ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 1.1 Формирование и учёт финансовых результатов 1.2 Учет финансовых результатов СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ Упрощенная система налогообложения Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Налоговое планирование в системе менеджмента