Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

1.4 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками

К поставщикам и подрядчикам относятся организации, поставляющие различные товарно-материальные ценности (готовую продукцию, товары, сырье), оказывающие услуги (посреднические, арендные, коммунальные) и выполняющие разные работы (строительные, ремонтные, модернизирующие).

Операции по учету расчетов за поставленную продукцию, выполненные работы или оказанные услуги отражаются на синтетическом счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в соответствии с условиями договора и расчетными документами. Счет 60 является преимущественно пассивным. По его кредиту отражается возникающая кредиторская задолженность, а по дебету – ее погашение.

 Счет 60 может быть активным только в случае, если была произведена авансовая оплата поставщику (подрядчику), при этом для усиления контроля за движением денежных средств целесообразно открыть к данному счету субсчет «Аван­сы выданные». Если счет поставщика был акцептован (оплачен) до посту­пления груза, то записью по кредиту счета 60 погашается дебиторская задолженность за поставщиками (подрядчиками) по предоплате.[27]

Кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками начисляется по факту:

акцепта расчетных документов по принятым ценностям, работам, услугам;

приемки ценностей, поступивших от поставщиков без расчетных документов (неотфактурованные поставки);

выявления излишка при приемке товарно-материальных ценностей.

В соответствии с условиями заключенного между организациями договора расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товаров, выполнения работ или оказания услуг либо в лю­бой другой момент времени.

В настоящее время организации сами выбирают форму расчетов за по­ставленную продукцию или оказанные услуги.

На предъявленные к оплате счета поставщиков кредитуется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и дебетуются счета по учету ценностей (08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 41 «Товары» и др.) или счета по учету затрат (20 «Основное производство», 23 «Вспомо­гательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Обще­хозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 97 «Расходы будущих периодов» и др.).

После акцепта счета при приемке поступивших ценностей на склад может обнаруживаться недостача сверх норм естественной убыли; при проверке акцептованного счета поставщика (подрядчика) могут вы­явиться несоответствия цен, обусловленных договором, и арифметиче­ские ошибки. В этих случаях счет 60 кредитуется на сумму претензии в корреспонденции с дебетом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям». Данной провод­кой начисляется дебиторская задолженность за поставщиками по пре­тензиям.

Следует иметь в виду, что в расчетных документах поставщики и под­рядчики отдельной строкой выделяют сумму налога на добавленную стои­мость, исчисленную по ставкам 10 или 18%. На сумму НДС у покупателя делается проводка по дебету активного счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Кредиторская задолженность погашается при получении от банка под­тверждения о перечислении средств поставщикам и заказчикам в виде вы­писок из расчетного и других счетов вместе с приложенными банковски­ми расчетными документами, а также при зачете полученного аванса и взаимных требований.

Погашение задолженности перед поставщиками отражается по дебету счета 60 и кредиту счетов учета денежных средств (51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках»), кредитов банка '66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по дол­госрочным кредитам и займам»). Порядок записей при погашении задол­женности зависит от применяемых форм расчетов показано в таблице 1.1

Таблица 1.1 – Записи на счетах бухгалтерского учета при расчетах с поставщиками и подрядчиками

Хозяйственная операция

Документ-основа­ние

Дебет

Кредит

1

2

3

4

Выплачен аванс поставщику с расчетного счета

Платежное поручение, выписка банка

60 «Расчеты с по­ставщиками и под­рядчиками», суб­счет «Авансы вы­данные»

51 «Расчетные счета»

Оплачены наличными приобретенные товарно-мате­риальные ценности, това­ры, выполненные работы, оказанные услуги

Расходный кассовый ордер, кассовая книга

60 «Расчеты с по­ставщиками и под­рядчиками»

50 «Касса»

Оплачены с расчетного счета приобретенные товарно-материальные цен­ности, товары, выполнен­ные работы, оказанные ус­луги

Платежное поручение, выписка банка

60 «Расчеты с по­ставщиками и подрядчиками»

51 «Расчетные счета»

Оплачены с валютного сче­та приобретенные товар­но-материальные ценно­сти, товары, выполненные работы, оказанные услуги

Платежное поручение, выписка банка

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

52 «Валютные счета»

На уменьшение суммы задолженности перед постав­щиком списана сумма пре­тензий, выявлен-ная при при­емке продукции

Акт о приемке материалов, претензия

60 «Расчеты с поставщиками и под­рядчиками»

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-2 «Расчеты по прензиям»

Получены материалы

Приходный ордер, накладная поставщика

10 «Материалы»

60 «Расчеты с поставщиками и под­рядчиками»

Отражена сумма НДС, упла­ченная при приобретении материалов

Счет-фактура

19 «НДС по приобретенным ценно­стям»

60 «Расчеты с поставщиками и под­рядчиками»


 Стоимость работы сторонних организаций отнесена на себестоимость основного производства

Акт о выполненных работах

20 «Основное производство»

60 «Расчеты с поставщиками и под­рядчиками»

Отражена сумма НДС на стоимость работ

Счет-фактура

19 «НДС по приобретенным ценно­стям»

60 «Расчеты с поставщиками и под­рядчиками»

Получены товары

Приходный ордер, накладная поставщика

41 «Товары»

60 «Расчеты с поставщиками и под­рядчиками»

Учтена сумма выданного аванса в момент получения товара

Приходный ордер, накладная поставщика

60 «Расчеты с поставщиками и под­рядчиками»

60 «Расчеты с поставщиками и под­рядчиками», субсчет «Авансы выданные»

Отражена сумма НДС, упла­ченная при приобретении то­варов

Счет-фактура

19 «НДС по приобретенным ценно­стям»

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

 

Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому предъявленному счету, при расчетах в порядке плановых платежей — по каждому постав­щику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных в разрезе постав­щиков:

по акцептованным расчетным документам, срок оплаты которых не

наступил;

неоплаченным в срок расчетным документам;

неотфактурованным поставкам;

выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;

просроченным оплатой векселям;

полученному коммерческому кредиту.

Поставки, по которым материальные ценности поступили в организа­цию без расчетных документов, называются неотфактурованными. По­скольку основанием для оплаты ценностей являются расчетные докумен­ты, неотфактурованные поставки оплате не подлежат, по ним начисляется кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками. При поступлении товарно-материальных ценностей без расчетных документов поставщиков необходимо проверить, не числятся ли данные ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со склада постав­щиков, а также в составе дебиторской задолженности. После проверки поступившие ценности должны быть оприходованы.[19]

На склад неотфактурованные поставки приходуются в оценке по це­нам, указанным в договоре поставки, либо по учетным ценам, либо по ценам предыдущих поставок. Если до конца месяца расчетные докумен­ты не поступят, то оценка, принятая при оприходовании неотфактуро­ванной поставки, сохраняется. В следующем месяце при поступлении платежного требования бухгалтерская запись о неотфактурованных по­ставках сторнируется, и ценности приходуются в суммах, указанных в расчетных документах. В бухгалтерском учете неотфактурованные постав­ки отражают по дебету счетов учета поступивших ценностей и кредиту счета 60.

Операции по учету расчетов за отгруженную продукцию (товары), выполненные работы или оказанные услуги отражаются на синтетическом счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Счет 62 является преимущественно активным. По его дебету при отгрузке продукции покупателям отражается возникающая дебиторская задолженность по цене продажи продукции, а по кредиту – ее погашение. Счет 62 может быть пассивным только в случае, если был получен аванс от покупателя (заказчика) в качестве предварительной оплаты по договору. Для обобщения информации о расчетах по авансам, полученным под поставку материальных ценностей либо под выполнение работ, а также по оплате продукции и работ, произведенных для заказчиков по частичной готовности, следует открыть субсчет «Авансы полученные» к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Организация в качестве поставщика товарно-материальных ценностей, подрядчика работ может заключить договоры с покупателями (заказчиками),  в которых предусматривается получение предоплаты, аванса либо оп­латы продукции и работ по частичной готовности. В случае предоплаты по­ставщик (подрядчик) выписывает и направляет покупателю расчетные доку­менты на предстоящую поставку. Покупатель получает и оплачивает расчетные документы, после чего производится отгрузка ценностей, выпол­нение работ.

В случае получения авансового платежа и оплаты по частичной готов­ности поставщик предъявляет расчетные документы в общем порядке на полную стоимость отгруженных ценностей (на полный объем работ). Од­новременно суммы полученных авансов и оплаты частичной готовности идут в уменьшение задолженности за покупателями, начисленной согласно расчетным документам.

С момента поступления сумм аванса и предоплаты покупатели и заказ­чики выступают как кредиторы организации, на суммы полученных от по­купателя авансов и предоплаты начисляется кредиторская задолженность. Кредиторская задолженность по полученным авансам и предоплате пога­шается по факту продажи ценностей, выполнения работ при предъявлении покупателям (заказчикам) расчетных документов.

Кредиторская задолженность по полученной предоплате принимается к учету проводкой по дебету счета 51 «Расчетный счет» и кредиту счета 61 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Погашение задолженности перед покупателями (заказчиками) по факту отгрузки продукции, выполнения работ отражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции с кредитом счета 90 «Продажи».

При продаже имущества, первоначально не предназначенного для пе­репродажи (за исключением основных средств), его стоимость по ценам продажи списывают в дебет счета 62 с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы», а в случае продажи основных средств — стоимость имущества списывают с кредита счета 99 «Прибыли и убытки».

Аналитический учет по счету 62 ведется по каждому счету, предъяв­ленному покупателю или заказчику, а при расчетах в порядке плановых платежей — по каждому покупателю или заказчику. Построение аналити­ческого учета должно обеспечить получение данных по покупателям и за­казчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; по неоплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным.


Таблица 1.2 – Записи по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Хозяйственная операция

Документ-основание

Дебет

Кредит

Отражена продажная стоимость от­груженных товаров, сданных рабо­ты, оказанных услуг, относящихся к обычным видам деятельности

Накладная, акт об ока­занных услугах или вы­полненных работах

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

90 «Продажи», субсчет 90-1 «Выручка»

Отражена продажная стоимость отгруженных товаров, сданных работы, оказанных услуг, не относящихся к обычным видам дея­тельности

Накладная, акт об ока­занных услугах или вы­полненных работах

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

91 «Прочие доходы и расхо­ды», субсчет 91-1 «Прочие доходы»

Получена выручка за реализован­ную продукцию (работы, услуги) наличными

Приходный кассовый ордер, кассовая книга

50 «Касса»

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Зачислена выручка за реализованную продукцию (работы, ус­луги) на расчетный счет

Выписка банка, платежное поручение

51 «Расчетные счета»

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Зачислена выручка за реализованную продукцию (работы, ус­луги) на валютный счет

Выписка банка, платежное поручение

52 «Валютные счета»

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Дебиторская задолженность спи­сана за счет резерва по сомни­тельным долгам

Приказ (распоряжение) руководителя

63 «Резервы по

сомнительным

долгам»

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Получен аванс на расчетный счет

Выписка банка, платежное поручение

51 «Расчетные счета»

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы     получен­ные»

Зачтен аванс при отгрузке продукции

Накладная на отгрузку

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы     получен­ные»

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»



{SHOW_TEXT}

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖНОСТИ 1.1 Понятие дебиторской и кредиторской задолженности 1.2 Формы безналичных расчётов 1.3 Значение и задачи экономического анализа расчётов с дебиторами и кредиторами Анализ финансовых результатов деятельности предприятия и разработка мероприятий по их улучшению ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 1.1 Формирование и учёт финансовых результатов 1.2 Учет финансовых результатов