Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

3.2 Хозяйственные ситуации, их анализ

Хозяйственная ситуация как объект бухгалтерского дела.

В бухгалтерском деле хозяйственные операции рассматриваются как факты хозяйственной жизни, влияющие на финансовое положение организации, то есть как хозяйственные ситуации.

В деятельности организации возникает множество хозяйственных ситуаций, связанных с установлением, изменением или прекращением гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:

1. Из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя  и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

2. Из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены  законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

3. Из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

4. В результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.

5. В результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных  результатов интеллектуальной деятельности.

6. Вследствие причинения вреда другому лицу.

7. Вследствие неосновательного обогащения.

8. Вследствие иных действий граждан и юридических лиц.

9. Вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско- правовых последствий.

Поэтому каждую ситуацию необходимо анализировать с точки зрения нормативно-правового регулирования, отражения в бухгалтерском и налоговом учете, влияния на конечный финансовый результат.

Наглядно связь между видами ситуаций можно представить в виде рисунка:

В процессе обеспечения деятельности предприятия за деньги (Д) приобретаются необходимые производственные запасы (ПЗ), то есть сырье и материалы. Затем в процессе производства приобретенные сырье и материалы подвергаются обработке (НЗП), в результате чего получается готовая продукция (ГП).

Третий процесс – реализация изделий. Выручка от продажи (Д’) не только покрывает все затраты на производство и реализацию продукции, но и приносит прибыль, что обозначается штрихом при букве Д.

Полученная прибыль, в свою очередь, используется для расширения производства, жилищного и культурного строительства, материального поощрения работников организации; служит источником доходов государственного бюджета страны (через налогообложение).

Эти три фазы неразрывно связаны друг с другом, одна вытекает из другой и всякая последующая фаза невозможна без предыдущей. Естественно, не следует понимать так, что организация несколько дней занимается только снабжением, затем одним лишь производством и, наконец, несколько последних дней месяца осуществляет продажу своей продукции. На деле ежедневно производятся операции, связанные и со снабжением, и с производством, и с продажей:

 1. Так, на связи 1 – 2 возникают ситуации, которые рассматриваются совместно специалистами по  управленческому учету, менеджерами по снабжению и производству (система поставок, договоров;  оценка производственных запасов, организация складского учета, система входного контроля,  расчеты с поставщиками, анализ качества поставок и кредиторской задолженности).

 2. На связи 2 – 3 ситуации решаются совместно специалистами по маркетингу, менеджерами по  производству, финансовому менеджменту и налоговому учета (калькулирование себестоимости  продукции, ценообразование, оценка качества продукции, оценки НЗП и готовой продукции,  расчеты с покупателями, анализ дебиторской задолженности, налоговое декларирование и  составление финансовой отчетности).

 3. На связи 3 – 1 ситуации анализируются совместно с руководством (распределение прибыли,  расчеты с учредителями и акционерами, составление прогнозов на следующий учетный год,  контроль за формированием дел в архивы, формирование учетной политики на следующий год и  бюджетное планирование).

На всех этапах должна быть обеспечена система внутреннего контроля. Вопросы измерения хозяйственных операций и анализа ситуации зачастую требуют альтернативных решений. Специалист по бухгалтерскому делу (главный бухгалтер, бухгалтер-ревизор, бухгалтер-аудитор) обязаны предотвращать нормативно-правовые нарушения и потерю ожидаемой прибыли, предложив порядок исправления обнаруженных ошибок.

Схема анализа ситуации может выглядеть следующим образом:

Рассмотрим пример. Организация заключила со страховой компанией договор на страхование своих работников от несчастных случаев. Срок действия договора – один год. Всю страховую сумму организация перечислила страховщику единым платежом и совершенно обоснованно включила ее в себестоимость. Тем не менее, при этом были занижены налог на прибыль и налог на имущество.

Нарушение. Данная ошибка вызвана тем, что предприятие нарушило:

1. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (с измен. от 30.03.2001),  утвержденное приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н.

2. Статью 2 Закона Российской Федерации «О налоге на имущество предприятий» от 13.12.91 № 2030-  1 (с измен. от 10.01.2003).

3. Пункт 4 Инструкции Госналогслужбы России «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на  имущество предприятий» от 08.06.95 № 33 (с измен. от 21.04.2003).

Последствия. Если при проведении налоговой проверки будет обнаружена такая ошибка, то с организации будут взысканы штрафные санкции, предусмотренные первой частью Налогового кодекса РФ, а именно:

1. Неуплаченная сумма налога на прибыль и налога на имущество.

2. Штраф в размере 20% от этой суммы.

3. Пени в размере 1/300 установленной ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый  день просрочки уплаты налогов.

Анализ ситуации. организация заключает со страховыми организациями различные договоры. Это может быть страхование имущества, профессиональной ответственности или же страхование работников от несчастных случаев и болезней.

Однако расходы по таким договорам, даже весьма существенные, не всегда правильно отражаются в учете.

Рассмотрим одну из типичных ошибок, допускаемых бухгалтерами, на примере договора страхования работников от несчастных случаев. Цифры примера взяты условно.

В январе 2004 года организация заключила договор со страховой компанией на страхование своих работников от несчастных случаев. Срок действия такого договора составляет один год. Причем всю сумму страхового платежа (9 000 руб.) организация перечислила страховщику единовременно.

Как известно, расходы на страхование работников полностью включаются в себестоимость. А для целей налогообложения они учитываются в размере 1% от объема реализованной продукции.

Выручка организации за отчетный период (без учета НДС) составила 1 000 000 руб. Таким образом, в целях налогообложения расходы на страхование можно учесть в размере:

1 000 000 руб. х 1% = 10 000 руб.

Таким образом, фактическая величина расходов на страхование (9 000 руб.) не превышает нормируемую (10 000 руб.). Поэтому в целях налогообложения организация включила платеж по договору страхования в себестоимость в полном размере.

В бухгалтерском учете организации были сделаны следующие проводки:

1. Д-26 К-76/1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» 9 000 руб. – отражены затраты  на страхование работников от несчастных случаев.

2. Д-76/1 К-51 – 9 000 руб. – перечислен платеж страховой компании.

3. Д-90 К-26 – 9 000 руб. – списаны на реализацию расходы по страхованию в составе  общехозяйственных расходов.

Итак, расходы на страхование включены в себестоимость единовременно. Однако при этом не учтено, что договор заключен сроком на один год. Поэтому и расходы по данному договору должны включаться в себестоимость равными долями в течение этого года. А первоначально расходы на страхование нужно учитывать как расходы будущих периодов.

Нарушив указанный порядок, организация необоснованно завысила себестоимость выпускаемой продукции. следовательно, была занижена сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет.

Кроме того, организация занизила и налог на имущество, поскольку остатки по счету 97 «Расходы будущих периодов» включаются в расчет налоговой базы по данному налогу.

Порядок исправления. Ошибка была обнаружена в следующем отчетном периоде – во втором квартале 2004 года. Нужно отметить, что к этому моменту (за первый квартал 2004 года) организация могла отнести на себестоимость расходы по страхованию в размере:

9 000 руб. : 12 мес. х 3 мес. = 2 250 руб.

Остальная же сумма расходов должна быть отражена как расходы будущих периодов. Такие расходы составляют:

9 000 руб. – 2 250 руб. = 6 750 руб.

Для того чтобы исправить ошибку, нужно сделать в бухгалтерском учете следующие проводки:

 1. - Д-26 К 76/1 – 6 750 руб. – сторнированы затраты на страхование работников.

2. - Д-90 К-26 – 6 750 руб. – сторнированы расходы по страхованию, неправомерно списанные на  реализацию в первом квартале 2004 года.

3. Д-90 К-99 – 6 750 руб. – скорректирован финансовый результат от данной операции.

4. Д-97 к-76/1 – 6 750 руб. – отражены в составе расходов будущих периодов затраты на страхование  работников.

После этого организация должна представить в налоговую инспекцию исправленные расчеты по налогу на прибыль и налогу на имущество за первый квартал 2004 года. Кроме того, всю недоплату необходимо перечислить в бюджет отдельным платежом, не дожидаясь очередного срока уплаты по этим налогам.

Проблемы, решаемые специалистом бухгалтерского дела при анализе хозяйственных операций (идентификация, оценка, классификация).

В практической работе бухгалтер постоянно решает три вопроса:

1. Когда произошла хозяйственная операция (проблема идентификации)?

2. Каково стоимостное выражение хозяйственной операции (проблема оценки)?

3. Каким образом должны быть классифицированы хозяйственные операции (проблема  классификации)?

Указанные проблемы лежат в основе почти всех ключевых вопросов современного бухгалтерского учета. При их решении придерживаются общепринятых принципов бухгалтерского учета и используют подход, способствующий пониманию основных бухгалтерских идей. Однако необходимо помнить, что существуют разные точки зрения на решение этих проблем.

Проблема идентификации.

Проблема заключается в том, что необходимо определить, когда должна быть зарегистрирована хозяйственная операция, например, организация заказывает, получает и оплачивает компьютер.

Спрашивается, какое из ниже перечисленных действий должно быть зарегистрировано в качестве торговой операции:

1. Сотрудник организации направляет в отдел снабжения заявку на покупку компьютера.

2. Отдел снабжения направляет заказ на покупку поставщику.

3. Поставщик отгружает компьютер.

4. Организация получает компьютер.

5. Организация получает счет от поставщика.

6. Организация оплачивает счет.

От ответа на этот вопрос зависит величина финансового результата за отчетный период.

Традиционно бухгалтерия придерживается правила, согласно которому хозяйственная операция должна быть зарегистрирована на момент перехода права собственности от продавца к покупателю и возникновения обязательства оплатить.

Таким образом, в зависимости от особенностей договора поставки моментом совершения хозяйственной операции считаются действия 3 или 4.

Вместе с тем во многих небольших организациях хозяйственная операция регистрируется при получении счета (действие 5) или его оплаты (действие 6), поскольку именно эти действия означают передачу права собственности на вещь. Теория и практика зарубежных стран считают необходимым отражать в активе или ценности, находящиеся в собственности организации (действия 3 или 4), или права требования на ценности (действия 5 или 6). Юридически оба решения равноценны.

Заранее определенный момент времени, в который должна быть зарегистрирована хозяйственная ситуация, называется точкой идентификации.

Еще сложнее вопрос с учетом увеличения стоимости.

Возьмем в качестве примера рекламное агентство, разрабатывающее для клиента программу рекламных мероприятий. Сотрудники могут работать над проектом по несколько часов в день на протяжении недели. Спрашивается, когда должно быть зарегистрировано увеличение стоимости: по мере разработки проекта или завершения работы?

Обычно регистрация осуществляется в момент завершения проекта, когда клиенту выставляется счет. Однако, при больших сроках разработки может быть достигнута договоренность с клиентом о том, что счета выставляются по мере завершения ключевых этапов.

Проблема оценки.

Проблема оценки – самая противоречивая в бухгалтерском учете. Согласно общепринятым бухгалтерским принципам все активы, пассивы, собственный капитал. доходы и расходы отражаются по первоначальной стоимости, часто называемой фактической себестоимостью.

Стоимость – это цена хозяйственной операции в точке ее идентификации. Поэтому цель бухгалтерского учета состоит не в нахождении «стоимости», которая может меняться после совершения хозяйственной операции, а в определении стоимости на момент совершения хозяйственной операции.

Такая практика называется принципом стоимости. В этом случае бухгалтер зарегистрирует новую хозяйственную операцию с новой ценой и будут выявлены прибыль или убыток.

Принцип стоимости отвечает стандарту проверяемости. Стоимость можно проверить, так как она является результатом действий независимых покупателей и продавцов, договаривающихся о цене. Она объективна, поскольку может быть подтверждена свидетельствами, возникающими во время осуществления хозяйственной операции (купчая, другие первичные документы).

Проблема классификации.

Это запись хозяйственных операций в системе счетов. Выбор счетов влияет на финансовые результаты организации. например, то, каким образом будет классифицировано приобретение мелкого инструмента – как расходы на ремонт или как покупка оборудования (средств) – отразится на величине прибыли.

 Сама классификация зависит не только от правильного анализа сущности каждой хозяйственной операции и ее воздействия на результаты работы организации в целом, но также и от логической конструкции системы (плана) счетов.

 


Ответственность за правонарушения в сфере бухгалтерского дела и налогообложения.

Статьей 87 НК РФ предусмотрена возможность проведения камеральных и выездных налоговых проверок налогоплательщиков, а также встречной проверки, которая представляет собой истребование документов, относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика, у других взаимодействующих с ним лиц.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Во время проведения выездных налоговых проверок осуществляются и надлежащим образом оформляются следующие виды действий по осуществлению налогового контроля:

1. Инвентаризация (ст. 89 НК РФ).

2. Осмотр (ст. 92 НК РФ).

3. Выемка документов и предметов (ст. 94 НК РФ).

4. Экспертиза (ст. 95 НК РФ).

Налогоплательщик в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, вправе в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, (п. 5 ст. 100 НК РФ). По истечении двухнедельного срока, в течение не более 14 дней руководитель налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком, (п. 6 ст. 100 НК РФ). случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей (п. 7 ст. 101 НК РФ).

 Отклонение от установленного порядка совершения хозяйственных операций влечет или может повлечь за собой нарушение имущественных интересов широкого круга лиц, заинтересованных в устойчивой деятельности хозяйствующего субъекта. Для того чтобы обнаружить факты, свидетельствующие о различных негативных явлениях в деятельности проверяемой организации, контролирующему лицу необходимо выработать план действий и порядок применения соответствующих методов проверки или их совокупности. Согласно ст. 120 НК РФ нарушение организацией правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения при отсутствии признаков налогового нарушения наказывается штрафом размере пяти тысяч рублей.

В ст. 23 части первой НК РФ «Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)» говорится о том, что налогоплательщики обязаны:

1. Уплачивать законно установленные налоги.

2. Встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ.

3. Вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если  такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

4. Представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по  тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена  законодательством о налогах и сборах. А также бухгалтерскую отчетность в соответствии с  Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

5. Представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ,  документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

6. Выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений  законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности  должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

7. Представлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке,  предусмотренных НК РФ.

8. В течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других  документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих

 полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные

 (удержанные) налоги.

 9. Нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

 Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели, помимо данных

обязанностей должны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:

 1. Об открытии или закрытии счетов — в десятидневный срок; о всех случаях участия в российских и  иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия; о всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации.

 2. Об объявлении несостоятельности (банкротства), о ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.

 3. Об изменении своего места нахождения или места жительства — в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.

Если приказом по организации все эти обязанности возложены на главного бухгалтера и если в контракте и должностной инструкции данные обязанности зафиксированы, то их надо рассматривать как обязанности главного бухгалтера. Главный бухгалтер, принявший на себя исполнение таких обязанностей, должен знать и исполнять требования 54 и 120 НК РФ.  Для обеспечения функции налогового контроля, осуществляемой налоговыми органами, организации представляют в налоговый орган по месту учета налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, и бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

На налогоплательщиках лежит обязанность в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы, произведенные расходы и уплаченные (удержанные) налоги. Ответственность установлена ст. 120 НК РФ. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения является налоговым правонарушением. Порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном ст. 120 НК РФ.

Требования к работникам как участникам учетного процесса являются обязательными для выполнения; они входят в состав трудовых обязанностей работников и обеспечиваются возможностью привлечения виновных к дисциплинарной ответственности. Виды дисциплинарных взысканий, а также правила их наложения установлены Трудовым кодексом РФ.

Федеральным законом «О бухгалтерском учете» определено, что ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации. При этом под руководителем организации понимается руководитель ее исполнительного органа либо лицо, ответственное за ведение дел организации.

Закон не предусматривает переложение ответственности руководителя за организацию бухгалтерского учета на своих заместителей или иных должностных лиц.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ ст. 15.11) предусмотрено, что ответственность за административные нарушения организации несут должностные лица. Сумма штрафа определяется согласно гл. 15 КоАП РФ «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг».

Действия главного бухгалтера в случае обнаружения неуплаты налогов в бюджет.

В случае неуплаты налога или сбора в установленный законодательством срок налоговый орган в соответствии со ст. 70 части первой НК РФ должен не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты направить налогоплательщику требование об уплате налога и сбора. Требование направляется должнику по форме, утвержденной приказом Государственной налоговой службы РФ «Об утверждении формы требования уплате налогов и сборов» от 07.09.98 № БФ-3-10/228 (в ред. Приказа МНС РФ от 03.08.99 № АП-3-10/256).

Получив требование об уплате налога и сбора, налогоплательщику следует установить причину образования задолженности. Кроме того, целесообразно произвести сверку расчетов по платежам в бюджет с налоговым органом по месту постановки на налоговый учет.

Если в ходе проведения сверки расчетов с бюджетом установлено наличие недоимки по одним налогам и сборам и переплаты по другим, то налогоплательщик в соответствии со ст. 78 НК РФ вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении зачета излишне уплаченной суммы налога в погашение образовавшейся задолженности, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

Если задолженность по налогам и сборам носит длительный характер, налогоплательщику целесообразно убедиться, что налоговым органом произведен пересчет задолженности по пени. (Порядок пересчета задолженности налогоплательщиков (налоговых агентов) по уплате пени по налогам и сборам, утвержденный приказом МНС РФ от 03.09.99 № АП-3-09/290 (в ред. приказа МНС РФ от 12.09.2000 № БГ-6-09/735)).

 Главный бухгалтер может также предложить руководителю организации следующие способы урегулирования проблемы неплатежей:

 1. Оформление банковского кредита, который впоследствии будет направлен на погашение  задолженности.

 2. Обращение в уполномоченные органы за получением отсрочки или рассрочки по текущим  налоговым платежам или оформление по ним налогового кредита либо, при наличии оснований,  инвестиционного налогового кредита. (Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов, а также пеней, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, утвержден приказом Минфина РФ от 30.09.99 № 64н).

 3. Проведение финансово-хозяйственного анализа наличия и использования имущества, которым располагают организации-должники. Необходимо определить, какие материальные ресурсы (запасы материалов, полуфабрикатов), основные средства (офисное оборудование, средства оргтехники, предметы дизайна, легковой автотранспорт, принадлежащие организации вспомогательные здания и сооружения здания или помещения объектов соцкультбыта, а также используемые складские и производственные площади) могут быть проданы, для того чтобы погасить задолженность перед бюджетом. Для организаций важно найти покупателя и на более выгодных условиях самостоятельно реализовать выбранное для продажи имущество, до того как налоговым органом будет принято решение об обращении на него взыскания. О принятых организацией-должником мерах по погашению задолженности целесообразно проинформировать налоговый орган.

Понятие, сущность и методика судебно-экономической экспертизы.

Для определения понятия судебно-экономической экспертизы следует прежде всего рассмотреть само понятие экспертизы. Термин «экспертиза» происходит от латинского «expertus» что означает «опытный», «сведущий» Экспертиза может проводиться в различных государственных органах, ведомственных учреждениях и негосударственных организациях в зависимости от предмета и назначения экспертизы.

 Судебную экспертизу можно определить как одну из разновидностей экспертизы, обладающую особыми признаками, описанными в процессуальных законах:

 1. Гражданском процессуальном кодексе РФ (ГПК РФ).

 2. Арбитражном процессуальном кодексе РФ (АПК РФ).

 3. Уголовно-процессуальном кодексе РФ (УПК РФ).

 Правовыми основами судебно-экспертной деятельности являются также:

 1. Конституция РФ.

 2. Кодекс об административных правонарушениях РФ.

 3. Таможенный кодекс РФ.

 4. Налоговый кодекс РФ.

 5. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от  21.07.94 № 1-ФКЗ (с измен, от 15.12.2001 №4-ФКЗ).

 6. Федеральный закон "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ" от 31.05.2001 №  73-ФЗ (с измен, и доп. от 30.12.2001 № 196-ФЗ).

 7. иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок судопроизводства, организацию и проведение судебно-экспертной деятельности.

 Судебно-экономические экспертизы (СЭЭ) следует классифицировать по следующим видам:

 1. Судебная бухгалтерская экспертиза.

 2. Судебная финансово-кредитная экспертиза.

 3. Комплексная и комиссионная СЭЭ.

Задачи судебно-бухгалтерской экспертизы можно подразделить на четыре группы:

 К первой группе относится установление обоснованности оприходования и списания материальных ценностей и денежных средств. По этой группе бухгалтерская экспертиза устанавливает:

 1. Обоснованность оприходования материальных ценностей по отдельным наименованиям  материальных ценностей.

 2. Правильность отражения в учете расчетных операций за материальные ценности и услуги.

 3. Обоснованность оприходования и выплаты денежных средств.

Ко второй группе относится установление факта наличия (отсутствия) недостач или излишков материальных ценностей и денежных средств, их размеры, место и время образования, суммы материального ущерба, а также способы сокрытия недостач (излишков) и материального ущерба в бухгалтерском учете;

В третью группу входит определение правильности ведения бухгалтерского учета, составления отчетности и организации контроля в целях установления:

Соответствия отражения в бухгалтерских документах хозяйственных операций требованиям действующих нормативных актов по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.

Недостатков в организации и ведении бухгалтерского учета и контроля, которые способствовали или могли способствовать образованию недостач, излишков, необоснованному списанию денежных средств, причинению другого материального ущерба или препятствовали их своевременному выявлению.

Правильности применения всех необходимых методов контроля при производстве ревизии или других способов современного финансового контроля для установления фактов недостачи, излишков материальных ценностей и денежных средств.

К четвертой группе относится установление круга лиц, в ведении которых находились материальные ценности и денежные средства, а также ответственных лиц за нарушение правил ведения учета и контроля. При решении задач этой группы бухгалтерская экспертиза устанавливает:

1. Круг материально ответственных лиц, за которыми по документальным данным в период  образования недостач (излишков), необоснованного списания числились материальные ценности и  денежные средства.

2. Круг должностных лиц, обязанных обеспечить выполнение требований по ведению учета и  контроля, несоблюдение которых установлено в процессе производства экспертизы.  Эксперт-бухгалтер может решать также и другие вопросы, связанные с несоблюдением требований бухгалтерского учета и контроля, финансовой, кассовой и расчетной дисциплины, если для этого необходимо применение его специальных познаний. Каждая экспертная задача должна детализироваться применительно к конкретным обстоятельствам дела.

Бухгалтерская экспертиза тесно связана с другими родами экономических экспертиз.

Например, при производстве экспертиз при расследовании и судебном рассмотрении дел нередко возникает необходимость в установлении обоснованности расчетов платежей в государственный бюджет, потребности в кредитах и использовании денежных фондов и кредитов и т. п., что вызывает необходимость в назначении финансово-кредитной экспертизы. В гражданском и арбитражном процессах возникают вопросы установления «упущенной выгоды», суммы убытков от недопоставки продукции и других финансовых последствий нарушения договорных обязательств.

 

Предмет судебной экспертизы в экономической области

В гражданском и арбитражном процессе предметом судебного исследования являются как фактические обстоятельства дела, так и права и обязанности сторон. В этой области права и соответствующие обязательства определяются договором и (или) законом. Например, к предмету СЭЭ можно отнести факты недостачи или излишков товарно-материальных ценностей, размер материального ущерба и т. д.

В сфере экономических отношений, урегулированных административным и гражданским правом, внесение заведомо ложных сведений в документы, имеющие юридическое значение, рассматривается как несоответствие этих документов фактическим обстоятельствам предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, включая:

1. Несоответствие фактических целей использования доходов от предпринимательской деятельности  (доходов от продаж) целям использования доходов, указанных в договорах гражданско-правового  характера и первичных распорядительных документах.

2. Несоответствие фактических результатов предпринимательской деятельности (доходов от продаж)  сведениям в первичных документах, бухгалтерском учете и отчетности.

3. Несоответствие фактических хозяйственных операций сведениям в первичных распорядительных  документах.

«На разрешении СЭЭ» могут быть поставлены следующие вопросы:

1. Имело ли место несоответствие:

договоров гражданско-правового характера (указываются отличительные признаки конкретного  договора);

первичных распорядительных документов (со сведениями о целях использования доходов от  предпринимательской деятельности);

бухгалтерского учета и отчетности данной организации (декларации о доходах предпринимателя — физического лица) фактическим обстоятельствам предпринимательской деятельности, в том числе  хозяйственным операциям, результатам предпринимательской деятельности и целям их использования  (указываются конкретный период деяния подследственного лица и отличительные признаки субъекта предпринимательства)? Если имело место, то какое именно несоответствие, каков механизм и материальные последствия этого несоответствия для государства и кредиторов данной организации?

2. Имели ли место неуплата налогов и обязательных платежей во внебюджетные фонды, а также  невыполнение обязательств перед кредиторами в связи с несоответствием договоров гражданско- правового характера, первичных документов бухгалтерского учета и отчетности фактическим  обстоятельствам предпринимательской деятельности? Если имели, то в какой сумме, по каким  видам налогов и перед какими кредиторами?

 3. Относятся ли к предпринимательской деятельности данного хозяйствующего субъекта  (юридического лица или предпринимателя — физического лица) документы, которыми подтвержден акт проверки соблюдения налогового или валютного законодательства?

 Окончательно круг вопросов, задаваемых эксперту, формулируется судом в определении (гражданского процесса, арбитража) либо в постановлении лица, производящего дознание, следователя, прокурора, которые выносят его с соблюдением процессуальных требований.

Если в гражданском (арбитражном) процессе предмет доказывания определяется на основе подлежащей применению судом нормы материального гражданского и (или) административного права, то в уголовном процессе — нормами уголовного материального права.

Цель исследования материалов дела в СЭЭ — установление материального вреда (ущерба), предполагающего правовую квалификацию ущерба как последствия правонарушения в сфере экономики и экономической деятельности. Соответственно к объектам СЭЭ относятся следующие документы:

 1. Договоры гражданско-правового характера.

 2. Учетные бухгалтерские документы, включающие первичные и сводные.

 3. Материалы механизированного учета.

 4. Учетные (счетные) регистры.

 5. Документы отчетности, включающие отчеты управленческого и финансового учета.

 6. Материалы инвентаризации.

 Иные материалы, необходимые для производства СЭЭ:

 1. Акты ревизий.

 2. Решения иных вышестоящих органов.

 3. Справки и уведомления о действиях с ценностями.

 4. Заключения некоторых других экспертиз (товароведческой, строительной, технологической и пр.).

 5. Относящиеся к предмету экспертизы сведения из показаний обвиняемых, свидетелей.

 6. Протоколы обысков и выемок.

 7. Неофициальные документы.

 К объектам СЭЭ также относятся отчетные документы (балансы с приложениями, декларации о доходах), содержащие недостоверные сведения о результатах предпринимательской деятельности.  Поскольку в гражданском (арбитражном) процессе доказательствами являются достоверные документы, представляется, что и к объектам СЭЭ по гражданским делам также относятся указанные достоверные документы.

 Объекты, исследуемые экспертом-экономистом, включают в себя: копии, ксерокопии, вторые и третьи экземпляры документов, имеющие значение для дела и приобщенные к делу в качестве доказательств. Эти документы исследуются при условии проверки их доказательственной силы средствами СЭЭ или другими следственными действиями.

В качестве основания для назначения СЭЭ чаще всего выступают:

 1. Общее основание — необходимость исследования вопросов, требующих применения специальных  познаний эксперта-экономиста.

 2. Недоброкачественное проведение ревизии, выразившееся в наличии противоречий между актом  ревизии и другими материалами дела. противоречий в выводах ревизоров при проведении  первоначальной., повторной или дополнительной ревизий.

 3. Обоснованное ходатайство участников процесса о назначении СЭЭ.

 4. Предписания экспертов других специальностей о необходимости проведения СЭЭ.

 Производство судебных экспертиз может осуществляться как в судебно-экспертных учреждениях, так и в других организациях (частными экспертными организациями и экспертами).

 При составлении экспертом заключения, а также на стадии совета экспертов и формулирования выводов, если судебная экспертиза производится комиссией экспертов, присутствие участников процесса не допускается.

 Заключение экспертизы представляется следователю (суду) в отпечатанном виде. Согласно ст. 206 УПК РФ следователь, получив заключение эксперта (или его сообщение о невозможности дать заключение), обязан предъявить его для ознакомления обвиняемому, который вправе дать свои объяснения и заявить возражения по существу заключения, а также ходатайствовать о назначении дополнительной либо повторной экспертизы.

 Комиссионная судебная экспертиза производится несколькими, но не менее чем двумя экспертами одной или разных специальностей (ст. 200 УПК РФ).

 Порядок назначения и проведения СЭЭ налоговыми органами регламентируется ст. 95 НК РФ.

Основные отличия организации ее проведения от организации проведения экспертизы по требованию следствия, суда и прокуратуры заключаются в следующем:

 1. Эксперты привлекаются для участия только в выездных налоговых проверках.

 2. Результаты экспертизы (или сообщение о невозможности дать заключение) прилагаются к актам  выездных налоговых проверок.

 3. На экспертное рассмотрение ставятся узкие, сугубо специальные вопросы бухгалтерского учета, так  как должностные лица налоговых органов в силу своей компетенции должны обладать  профессиональными познаниями в области бухгалтерского учета и решать подавляющее число этих  вопросов самостоятельно.

 4. Согласно п. 2 ст. 95 НК РФ привлечение к сотрудничеству эксперта осуществляется на договорной  основе (путем заключения гражданско-правового договора на оказание услуг между экспертом или  экспертным учреждением и налоговым органом).

 5. Отказ эксперта от заключения с налоговым органом договора (ввиду принципа свободы его  заключения) не может служить основанием для привлечения эксперта к ответственности за отказ в  проведении экспертизы.

 6. Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего  налоговую проверку.

 7. Об ознакомлении эксперта с постановлением о назначении экспертизы и разъяснении ему своих  прав составляется протокол.

 Методические приемы судебно-экономических и связанных с исследованием документов криминалистических экспертиз можно объединить в три группы:

 1. Документальные.

 2. Расчетно-аналитические.

 3. Обобщение и реализация результатов экспертизы.

 Документальные приемы — это исследование учетных документов, различные экспертизы этих документов, проверка нормативно-правовой базы их составления и т. д. Их применяют при условии, что возник ущерб от хозяйственных операций, отображенных в первичной документации, регистрах бухгалтерского учета, которые стали объектами расследования правоохранительными органами.

 К расчетно-аналитическим приемам относятся, прежде всего, экономический анализ, статистические расчеты, экономико-математические методы.

 Обобщение и реализация результатов экспертизы включают в себя: сводку, группировку, систематизацию, оценку и реализацию следствием и судом результатов экспертизы, назначение повторных или дополнительных экспертиз


{SHOW_TEXT}

2.1 Характер, принципы и обязательность бухгалтерского учета, финансовой и смежной отчетности организаций. Основные допущения и требования к ведению бухгалтерского учета 2.2 Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России 2.3 Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета Тема 3 Хозяйственные ситуации и операции как объект бухгалтерской деятельности 3.1 Понятие хозяйственной операции. Типы хозяйственных операций Тема 4 Финансовый учет и отчетность для различных видов организационных единиц 4.1 Особенности организации бухгалтерского дела в хозяйственных товариществах и обществах 4.2 Специфика организации бухгалтерского учета в государственных и муниципальных унитарных предприятиях 4.3 Специфика финансового учета и отчетности в некоммерческих, общественных и религиозных организациях 4.4 Бухгалтерский учет на малых предприятиях