Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

1.6 Международное сотрудничество в сфере бухгалтерского учета

В 1904 г. в Сент-Луисе (США) состоялся первый Международный конгресс бухгалтеров. До второй мировой войны было проведено еще 4 конгресса: в Амстердаме (1926), Нью-Йорке (1929), Лондоне (1933) и Берлине (1938). На первом послевоенном конгрессе, прошедшем в 1952 г. в Лондоне, было принято решение о проведении конгрессов каждые 5 лет. В соответствии с этим решением были проведены конгрессы в Амстердаме (1957), Нью-Йорке (1962), Париже (1967), Сиднее (1972), Мюнхене (1977), Мехико (1982), Токио (1987), Вашингтоне (1992), Париже (1997).

Комитет по международным стандартам финансовой отчетности.

Международные стандарты финансовой отчетности разрабатываются Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности – КМСФО, который был создан в 1973г. с целью гармонизации и унификации принципов бухгалтерского учета во всем мире.

КМСФО был организован в результате соглашения между профессиональными ассоциациями и объединениями бухгалтеров и аудиторов Австралии, Великобритании, Германии, Голландии, Ирландии, Канады, Мексики, США, Франции и Японии.

 КМСФО работает в Лондоне и зарегистрирован организацией частного сектора. С 1983 года членами КМСФО стали все объединения профессиональных бухгалтеров и аудиторов, входящие в Международную федерацию бухгалтеров. В настоящее время КМСФО включает около 150 членов-организаций из 110 стран. В работу комитета вовлечены и другие организации разных стран, не являющихся членами КМСФО.

Целью КМСФО является разработка и публикация в интересах общества стандартов бухгалтерского учета, которые должны обязательно применяться при составлении и представлении финансовой отчетности. Комитет постоянно работает над совершенствованием и гармонизацией норм и процедур бухгалтерского учета, связанных с представлением публичной финансовой отчетности.

В последнее время структура Комитета по МСФО претерпела большие организационные изменения и в настоящий момент выглядит следующим образом.

Основной организацией КМСФО является Совет. Задачи Совета – разработка и публикация международных стандартов высокого качества, обеспечивающих прозрачность и сравнимость финансовой отчетности компаний. Совет состоит из 14 членов, представляющих 9 стран, 12 из которых работают на постоянной основе.

Члены Совета назначаются попечителями (иногда на русский язык они переводятся как «доверенные лица»), которые отслеживают эффективность его работы, занимаются поиском финансирования, санкционируют бюджет Совета и несут ответственность за конституциональные изменения. Попечители представляют различные регионы (6 членов – из Северной Америки, 6 – из Европы, из стран Тихоокеанского региона, 3 – из других регионов) и включают специалистов бухгалтерской профессии, международных организаций, пользователей и составителей финансовой отчетности.

Основными задачами Консультационного совета по стандартам являются консультирование Совета по приоритетным направлениям, информирование его о применении международных стандартов и общественном мнении относительно осуществляемых проектов.

Комитет по интерпретациям отвечает за разработку интерпретаций по применению международных стандартов и регламентации других вопросов на основе концептуальных основ. Комитет публикует проекты интерпретаций, рассматривает комментарии заинтересованных сторон, а затем получает от Совета одобрение финального варианта интерпретаций.

Схематично это можно представить так:

Изменились также основные приоритеты деятельности КМСФО. В настоящее время международные стандарты не только обобщают опыт ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности различных стран, но и активно влияют на развитие национальных систем бухгалтерского учета и отчетности. Основными задачами КМСФО являются разработка единых высококачественных стандартов, которые обеспечивают прозрачность и сравнимость финансовой отчетности для принятия экономических решений участниками мировых рынков капитала и другими пользователями; содействие практическому применению данных стандартов и сближению национальных и международных стандартов учета.

Эти изменения во многом связаны со вступлением в силу соглашения между МСФО и Международной комиссией по ценным бумагам. Суть данного соглашения состоит в том, что компании, составляющие отчетность в соответствии с международными стандартами, одобренными Международной комиссией по ценным бумагам, имеют право листинга на любых фондовых биржах мира (исключение составляют США, однако и там рассматривается вопрос о применении международных стандартов). Таким образом, для предприятий облегчается выход на мировые рынки капитала и снижаются затраты для привлечения капитала. Эти факторы повлияли и на выбор МСФО в качестве ориентира для реформирования системы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. Дополнительную поддержку международные стандарты получили в результате решения ЕС об обязательном использовании МСФО для составления консолидированной отчетности всеми европейскими компаниями, зарегистрированными на биржах с 2005 г.

Этапы разработки международных стандартов бухгалтерского учета.

1 этап: формирование Редакционной комиссии, которую возглавляет уполномоченный представитель Совета (Правления). В комиссию обычно входят представители бухгалтерской профессии не менее чем из 3-х различных стран, но в ее состав могут быть включены представители других организаций, состоящих в Совете (Правлении) или Консультационном совете по стандартам, а также эксперты в определенных областях.

2 этап: разработка проекта международного стандарта. Редакционная комиссия рассматривает возникающие вопросы подготовки и представления финансовых отчетов, а также обсуждает план работы КМСФО над этими вопросами. Помимо этого Редакционная комиссия изучает требования к бухгалтерскому учету и учетную практику на национальном и региональном уровнях, включая различные бухгалтерские системы в различных экономических условиях. В результате обсуждения указанных вопросов Редакционная комиссия представляет на рассмотрение Совета (Правления) Общий план разработки проекта международного стандарта финансовой отчетности.

3 этап: подготовка рабочего проекта положений стандарта. Редакционная комиссия готовит

Рабочий проект положений, цель которого – установление принципов, которые будут использованы при подготовке Проекта международного стандарта финансовой отчетности. Он также содержит описание рассмотренных альтернативных решений и рекомендации их принятия или отклонения. Все заинтересованные стороны могут вносить свои предложения и замечания на стадии рассмотрения проекта, которая обычно длится четыре месяца.

 4 этап: утверждение Советом (Правлением) Рабочего проекта положений стандарта. Редакционная комиссия просматривает перечень замечаний и согласовывает окончательный вариант Рабочего проекта положений, после чего он представляется на утверждение Совета (Правления) и используется в качестве базы подготовки Проекта международного стандарта финансовой отчетности. Окончательный вариант

Рабочего проекта положений не публикуется, однако может быть представлен на требование общественности.

 5 этап: составление плана разработки международного стандарта. Редакционная комиссия разрабатывает план Проекта международного стандарта финансовой отчетности, который впоследствии рассматривается и публикуется в случае его принятия. Все заинтересованные стороны могут вносить свои предложения и замечания на стадии рассмотрения проекта, которая обычно длится от оного до шести месяцев.

 6 этап: подготовка проекта международного стандарта. Редакционная комиссия рассматривает все предложения и замечания и готовит Проект международного стандарта финансовой отчетности на рассмотрения Совета (Правления). после утверждения проекта, для чего необходимо не менее 2/3 голосов членов Совета (Правления), публикуется новый стандарт бухгалтерского учета.

Международная федерация бухгалтеров.

 Международная федерация бухгалтеров была создана в 1977г. для развития и укрепления престижа бухгалтерской профессии. Цели этой организации в значительной степени совпадают с целями Комитета по международным стандартам финансовой отчетности, однако приоритет отдается соответственно бухгалтерской профессии. Членами Международной федерации бухгалтеров являются представители профессиональных учетных организаций из более чем 75 стран.

Действующий в составе федерации Комитет по обобщению практики аудирования издает специальные руководства, в которых обобщается и анализируется практика аудирования в различных странах мира. К настоящему времени выпущено и распространено уже несколько выпусков таких специальных руководств: №1 – цели и задачи аудирования; № 6 – анализ и оценка применяемой системы учета; № 8 – информационно-технологические аспекты аудирования; № 13 – подготовка аудиторского отчета; № 25 – риск и оценка надежности результатов аудирования.

Работа другого комитета – Комитета по профессиональной подготовке – направлена на унификацию квалификационных и образовательных критериев при подготовке профессиональных бухгалтеров. Комитет по этике занимается обобщением национальных кодексов профессиональной этики и выработкой единого стандарта. Оба эти комитета также периодически публикуют специальные руководства по вопросам, входящим в сферу их компетентности.

Организация Объединенных Наций (ООН).

ООН также проявляет определенный интерес к проблемам учета и отчетности. Причина кроется в расширяющемся влиянии межнациональных корпораций на мировую экономику. В 1982г. Группа экспертов ООН выпустила новую редакцию специальных руководств (впервые вышли в свет в 1977 г.), в которых обобщаются требования к степени аналитичности финансовой отчетности межнациональных корпораций.

В частности, предлагается в годовой отчет включать следующие документы: отчет о финансовых результатах, баланс, затраты на научно-исследовательские разработки, сведения об инвестициях в основные фонды и другие. Одной из задач, стоящих перед экспертами ООН, является выработка рекомендаций по наполнению отчетов межнациональных корпораций такой информацией, которая позволила бы правительствам слаборазвитых стран получить более полное представление о деятельности корпораций на их территориях.

Проблемами стандартизации учета в ООН занимается Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности.

Организация экономического сотрудничества и развития объединяет правительства 24 стран, включая большинство индустриально развитых государств. Ее цель – способствовать экономическому развитию стран – членов организации путем оказания консультационной помощи по широкому спектру проблем, таких, как, например, проблема упорядочения валютных курсов.

Региональные организации

Европейское экономическое сообщество (ЕС), известно также как Европейский общий рынок, было создано в 1957г. В него входят 12 стран: Бельгия, Дания, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Голландия, Великобритания, Испания и Португалия.

Главными задачами при создании ЕС было обеспечение:

1. Свободное обращение материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

2. Единых таможенных правил.

3. Гармонизации права.

Для поощрения финансовой деятельности и активизации усилий по накоплению капитала эксперты ЕС занимаются решением проблемы согласованности учета в рамках сообщества, что является частью более широкой программы унификации общих принципов экономической деятельности. В рамках этой программы ЕС опубликовало ряд директив, представляющих собой в некотором роде свод законов сообщества, которые страны-участницы должны интегрировать в системы своих национальных законов.

Африканский совет по бухгалтерскому учету был основан в 1979г. с целью унификации методик учета, совершенствования профессионального образования, обмена опытом работы и новыми идеями. Его членами являются правительственные организации бухгалтеров из 27 африканских стран.

Ассоциация бухгалтеров стран Америки объединяет бухгалтерские организации 21 страны американского континента. Сфера интересов ассоциации в основном ограничивается проблемами учета в южноамериканских странах. Каждые два – три года по результатам конференций участников публикуются научно-методические материалы.

Федерация бухгалтеров Ассоциации государств Юго-Восточной Азии объединяет бухгалтерские организации 5 стран – членов блока: Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура и Таиланда. Кроме решения основной задачи – повышения статуса бухгалтерской профессии – федерация рассматривает вопросы согласования национальных методик учета.

Конфедерация бухгалтеров Азиатского и Тихоокеанского регионов объединяет представителей более 20 стран. Ее текущая цель – координация развития учетной профессии в регионе. В будущем конфедерация планирует заняться проблемами гармонизации учета.

Федерация Европейских бухгалтеров является ведущей профессиональной организацией в Европе. Она была создана в 1986г. в результате объединения 2-х профессиональных ассоциаций, одна из которых представляла интересы стран Общего рынка, а вторая – интересы других Европейских стран.
Федерация сохранила и развила Европейские традиции проведения научно-исследовательской работы, организации конференций и семинаров, выпуска печатной продукции по проблемам учета. Так, в 1989 г. федерация опубликовала подробный отчет, посвященный сравнительному анализу четвертой директивы ЕС и международных стандартов, разработанных КМСФО.


{SHOW_TEXT}

1.1 Сущность понятия «бухгалтерское дело» 1.2 Связь бухгалтерского дела с другими науками 1.3 Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБ России). ИПБ России. 1.4 Правовой статус бухгалтерской службы, ее место в структуре управления организацией 1.5 Концептуальные основы бухгалтерского дела Тема 2 Национальные концепции и принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в России 2.1 Характер, принципы и обязательность бухгалтерского учета, финансовой и смежной отчетности организаций. Основные допущения и требования к ведению бухгалтерского учета 2.2 Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России 2.3 Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета Тема 3 Хозяйственные ситуации и операции как объект бухгалтерской деятельности