Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

Налоги в системе экономических отношений

1.1. Генезис налогообложения и налоговых теорий

Налоги являются основным звеном в системе экономических отношений с момента зарождения государства, причем по мере раз­вития государственности их роль усиливается. Экономическая эн­циклопедия характеризует налоги как атрибут, монопольную преро­гативу и необходимое условие существования государства1 (государ­ство не может существовать без налогов). Возникновение налогов отмечено на самых ранних стадиях разделения общественного труда и развития государственных образований. Регулярное взимание на­логов требует законодательного обеспечения. Налоговое законода­тельство — от первого свода законов (известного современному че­ловечеству) до Налогового кодекса Российской Федерации — со­вершенствуется более 3770 лет.

Первые известные законы о налогах относятся к шестидесятым годам XVIII века до н.э. — это выбитые на черном базальтовом столбе законы вавилонского царя Хаммурапи (1792—1750 до н.э.).

> Законы царя Хаммурапи были изложены по определенной системе и включали 282 статьи, касающиеся судопроизводства, собственности и податей. Подати царю и местной знати обязаны были платить свободные землевладельцы и ремесленники. Подати уплачивались деньгами или натурой, а именно зерном, ремеслен­ными изделиями, скотом и пр. Объектом обложения служили зем­ля, недвижимое и движимое имущество (крупный рогатый скот). Сборшики подати находились на службе у царя, они были чинов­никами. Размер подати обычно составлял десятину, т.е. 10% дохо­дов от имущества.

В законах царя Хаммурапи присутствуют несколько элементов, обязательных для налогового законодательства. Имеются два вида податей: подати в царскую казну и местные подати. Опреде­лены субъекты податей — свободные люди, занимающиеся каким-либо видом деятельности. Определены объекты податей — с какого именно имущества и с каких доходов они взимаются. Установлен размер подати (налоговая ставка) и порядок их сбора. В законах со­держатся также меры по защите налогоплательщиков.

Налоговое законодательство развивалось параллельно во всех странах.

Римское право стало базовым для многих европейских госу­дарств.

При своем зарождении все Римское государство состояло из са­мого города Рима и прилегающей к нему местности. В мирное время налоги не взимались. Расходы на управление городом и государст­вом были минимальными, поскольку избранные магистраты испол­няли свои должности безвозмездно, порой вкладывая собственные средства (это было почетно). Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий. Расходы обычно покрывала сдача в аренду общественных земель. В военное время граждане Ри­ма облагались налогами в соответствии с достатком.

Определение суммы налога (ценз) проводилось каждые пять лет избираемыми чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цен­зорам клятвенное заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении.

В IV—III веках до н.э. Римское государство разрасталось, осно­вывались и завоевывались новые города-колонии. Происходили изменения и в налоговой системе. В колониях вводились комму­нальные (местные) налоги и повинности. Определение суммы налогов производилось каждые пять лет. Римские граждане, проживающие вне Рима, платили как государственные, так и местные налоги.

В случае победоносных войн налоги снижались, а порой госу­дарственный налог отменялся совсем. Необходимые средства обес­печивались контрибуцией завоеванных земель. Как пишет Т. Мом-мзен1, при правлении Луция Корнелия Сумы (138 до н.э.—78 до н.э.) в Риме «граждане не платили уже никаких налогов, и единственные доходы, которые государство получало здесь, оно извлекало из от­дачи в аренду оставшихся у него земельных участков, из сборов та­моженных и некоторых немногочисленных налогов на роскошь».

Коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне Рима, взима­лись регулярно.

Рим превращался в империю, в состав которой входили провин­ции. Жители провинций были подданными империи, но не пользо­вались правами граждан. Они были обязаны платить налоги, что свидетельствовало об их зависимом положении. Единой налоговой системы не существовало. Отдельные государства и общины были обложены по-разному. Те города и земли, которые оказывали наи­более упорное сопротивление римским легионам, после завоевания облагались более высокими налогами. Кроме того, римская адми­нистрация зачастую использовала систему налогов, сложившуюся в данной местности до завоевания римлянами. В целом в римскую казну провинции, как правило, платили меньше, чем прежним вла­стителям. Но они несли расходы на содержание местной админист­рации, строительство общественных зданий, дорог и т.д. В римских провинциях — Испании и Македонии важным источником доходов стали десятинные налоги с рудных и соляных копей.

Длительное время в римских провинциях не существовало госу­дарственных финансовых органов, которые могли бы профессио­нально устанавливать и взимать налоги. Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла в должной степени контролировать. Господство откупной системы при отсутствии четких правил в налогообложении привело к тому, что в провинциях царил полный произвол. Обычными яв­лениями стали злоупотребления, коррупция.

Преобразование финансового хозяйства и прежде всего налого­вой системы начал Гай Юлий Цезарь (100—44 до н.э.). Он отменил откуп по прямым налогам, сохранив только для косвенных. Для каждой общины была определена сумма, которую она должна была внести. Распределение и сбор ее возлагались на саму общину. На­логи были снижены, поскольку государство могло получать их не­посредственно и тем самым пресечь поступление значительных сумм в карманы откупщиков. Многие города получили налоговые льготы, но некоторые за борьбу против Цезаря были наказаны по­вышением налогов.

Эту деятельность продолжил император Август Октавиан (63 до н.э. — 14 н.э.). Во всех провинциях были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль за налогообложением. Бы­ли сокращены услуги откупщиков, а там, где они сохранились, за их деятельностью установлен строгий государственный контроль. Заново была проведена оценка налогового потенциала провинций с целью более справедливого распределения налогов и увеличения их отдачи. Для этого проводились обмеры каждой городской общи­ны с ее земельными угодьями, составлялись кадастры по каждому городу, содержавшие данные о землевладельцах. Проводилась пе­репись имущественного состояния граждан. Переписью руководи­ли наместники провинций совместно с прокураторами, возглав­лявшими финансовые учреждения провинций. Каждый житель был обязан в определенный день представить властям общины свою декларацию. Налоговые документы хранились в финансовом органе и служили базой для последующих переписей имуществен­ного состояния (цензов). Чиновник, контролирующий проведение ценза, имел полномочия уменьшить налог в тех случаях, когда в силу объективных причин снижалась продуктивность хозяйства.

Главным источником доходов в римских провинциях служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла одну десятую до­ходов с земельного участка, хотя применялись и особые формы нало­гообложения, например, налог на количество фруктовых деревьев.

Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, жи­вой инвентарь, ценности.

Каждый житель провинции должен был платить единую подуш­ную подать.

В 6 г. н.э. император Август ввел налог с наследства — 5%. Этим налогом облагались лишь граждане Рима, но не провинций. Налог носил целевой характер. Полученные средства направлялись для пенсионного обеспечения профессиональных солдат. Ближайшие родственники солдат были от данного налога освобождены.

Помимо прямых налогов в Римской империи существовали и косвенные. Наиболее существенные из них: налог с оборота или ак­циз на внутреннее потребление по ставке обычно 1%, особый налог с оборота при торговле рабами по ставке 4%, налог на освобождение рабов по ставке 5% от их рыночной стоимости, акциз на соль1. Ав­густом были введены новые таможенные пошлины во всех провин­циях со всех вывозимых или ввозимых на продажу товаров. Величи­на пошлин дифференцировалась, в среднем ставка составляла 5%.

При императоре Диоклетиане (243—313 н.э.) устанавливается промысловый налог.

Государственные финансовые органы непосредственно не взи­мали налоги с граждан. Это делали общины. А вот оценку и опре­деление налоговых поступлений общин, контроль за сроками по­ступления налогов государство держало в своих руках через органы фиска.

Уже в Римской империи налоги не только выполняли фискаль­ную функцию, но и играли роль дополнительного стимулятора раз­вития хозяйства. Налоги вносились деньгами. Следовательно, насе­ление было вынуждено производить излишки продукции для прода­жи. Это способствовало расширению товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда, урбанизации.

Финансовая система России стала складываться в конце IX— X веках н.э. после объединения Древнерусского государства. Основ­ным источником княжеской казны была дань. Князь Олег (?—912), утвердившись в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен. Дань обычно платили мехами или деньгами.

Князь Олег установил дани ильменским славянам, кривичам и мери. В 883 г. он покорил древлян и нщ чжил дань: по черной ку­нице с жилья. В следующем году, победив днепровских северян, потребовал с них «дань легкую». Легкость обложения преследовала далеко идущие политические цели. Северяне, ранее платившие дань хазарам, не оказали сильного сопротивления дружине Олега. Тя­жесть этого обложения для них оказалась легче, чем во времена зависимости от хазар. Об этом узнали радимичи, жившие на бере­гах реки Сожи, и без сопротивления стали уплачивать дань киев­скому князю, защитившему их от хазар.

Известно в Древней Руси было и поземельное обложение.

Косвенное налогообложение существовало на Ру­си в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взима­лась за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз» — за перевоз через реку, «гостиная» пошлина — за право иметь склады, «торговая» — за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение това­ров, что было в те годы довольно сложным делом. Судебная по­шлина «вира» взималась за убийство, «продажа» — штраф за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гри­вен (гривной назывался слиток серебра различной формы, служив­ший самым крупным меновым знаком на Руси до XIV в.).

Эти порядки были узаконены в Русской Правде князя Ярослава Мудрого (ок. 978—1054).

На определенном этапе эволюции общества встал вопрос о сущности и природе налогов. Выдающийся церковный философ Фома Аквинский (1225/1226—1274) определил налоги как «дозволен­ную форму грабежа». Он полагал наиболее «богоугодной формой» финансирование государственных расходов за счет богатства знат­ных людей. Однако при всей категоричности суждений Фома Ак­винский понимал, что совсем без налогов обойтись нельзя: «Време­нами случается, что князья не располагают в достаточном объеме средствами для обороны страны и для решения всех прочих задач, которые они, руководствуясь здравым смыслом, должны брать на себя. В таком случае будет справедливо, если подданные оплатят то, чем обеспечивается их общее благополучие»1. Критерий уста­новления налогов по Ф. Аквинскому — это здравый смысл прави­теля, направленный на всеобщее благо.

Через 300 с лишним лет английский философ Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626) в книге «Опыты или наставления нравственные и поли­тические» пишет: « Подать, взимаемая с согласия народа или без та­кового, может быть одинакова для кошельков, но не одинаково ее действие на дух народа».

Развитие государства и расширение его функций сопровождается эволюцией научных взглядов на налоги, как социально-экономи­ческую категорию. В рамках экономической науки появляется общая теория налогов.

Теория обмена — одна из первых общих теорий, относящихся к XVI веку, которая основывается на возмездном характере налого­обложения. Ее суть такова: через уплату налогов граждане покупают у государства услуги по охране от нападения извне, поддержанию порядка внутри страны и т.д. Теория обмена применима в условиях средневековья, является формальным отражением существовавших общественных отношений.-

Атомистическая теория — более поздняя разновидность тео­рии обмена. Ее представителями выступают французские мыслите­ли Себастьян Ле Пьер Вобан (1633—1707) — теория общественного договора и Шарль Луи Монтескье (1689—1755) — теория публичного договора. Их учение сводится к тому, что налог есть результат дого­вора между гражданами и государством. Гражданин вносит государ­ству плату за охрану, защиту и иные услуги. Налог — это плата за мир и определенные выгоды.

Последователями данной теории были Томас Гоббс (1588—1679), Вольтер (1694—1778), Оноре Мирабо (1749—1791), лидер крупной бур­жуазии в начале Великой французской революции.

Значительный вклад в теорию налогов внес замечательный анг­лийский экономист Уильям Петти (1623—1687), известный как автор теории трудовой стоимости. В своем «Трактате о налогах и сборах» он разрабатывал теорию косвенных налогов, отдавая им предпочте­ние перед прямыми налогами.

Одновременно с У. Петти данной проблемой занимался фран­цузский экономист Ф. Дэмезон, который в 1666 г. доказывал, что акциз способен один принести столько же и даже больше, чем все другие налоги.

Теория наслаждения возникла несколько позже, ее автором стал швейцарский экономист Жан Симонд де Сисмонди (1773—1842). Со­гласно этой теории гражданин покупает у государства наслаждение от общественного порядка, обеспечения защиты личности и обще­ственности, правосудия и т.д. (по сути это развитие теории обмена).

Теорию налога как страховой премии выдвинули Адольф Тьер (1797—1877) во Франции и Джон Рамсей Мак-Куллох (1789—1864) в Англии. По их мнению, налоги — это страховой платеж, уплачи­ваемый гражданами государству на случай наступления i лкого-либо риска. Налогоплательщики страхуют свою собственность от войны, пожара, кражи и т.д. Но в отличие от истинного страхования, т.е. получения страхового возмещения при наступлении страхового слу­чая, налоги вносятся, чтобы предотвратить этот случай, чтобы зара­нее профинансировать расходы государства на обеспечение право­порядка и обороны.

Подлинно научная теория налогообложения создавалась в по­следней трети XVIII века вместе с классической политической эко­номией. Ее основоположником с полным правом считается шот­ландский экономист и философ Адам Смит (1723—1790). В 1776 г. вышла его книга «Исследование о природе и причинах богатства на­родов». Из данного сочинения А. Смита можно вывести четыре основных принципа налогообложения, которые не устарели досих пор:

принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложе­ния и равномерность распределения налога между гражданами со­размерно их доходам;

принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны платель­щику;

принцип удобности, предполагающий, что налог должен взи­маться в такое время и таким способом, которые представляют наи­большие удобства для плательщика;

принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

Первые три принципа помимо своего содержания, безусловно, ориентируют не на фискальный подход к налогам, а на меры, спо­собствующие расширению налоговой базы.

Один из главных выводов А. Смита состоял в том, что источни­ком всякого богатства в натуральной и денежной формах является труд. Богатство любой нации зависит от двух основных факторов: от удельного веса населения, занятого производительным трудом, и от уровня производительности труда. А. Смит подразделял труд на производительный, т.е. увеличивающий стоимость предмета, к кото­рому он прилагается, и непроизводительный, при котором возрастания стоимости не происходит. Самым главным двигателем производи­тельного труда служит свобода конкуренции. Стихийное действие объективных экономических законов А. Смит считал «неведомой рукой», способной регулировать экономические процессы без вмешательства государства. Этот тезис мог иметь право на существование в условиях начальной стадии товарного производства, но встре­чающиеся в последнее время попытки руководствоваться им сейчас говорят о незнании истории развития хозяйства за последние два столетия. Впрочем, мощный кризис, показавший несостоятельность теории стихийности, проявился уже в 1825 г., более чем за 100 лет до Великой депрессии XX века.

А. Смит заложил основы классической школы политической экономии. Следует отметить, что он многое почерпнул от своих вы­дающихся предшественников.

Классическая теория рассматривает налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать расходы на со­держание правительства. Какая-либо иная роль налогам не отводится.

Речь не идет ни о регулировании экономики, ни о плате за ус­луги, ни о страховом платеже.

Классическая теория налогов основывается на теории рыночной экономики. Удовлетворение индивидуальных потребностей осуще­ствляется через предоставление экономической свободы, свободы деятельности гражданина. Государство должно обеспечить развитие рыночных отношений, охрану права собственности. Для этого нуж­ны финансовые ресурсы, а их основным источником могут быть только налоги.

А. Смит упорядочил классификацию налогов, их разделение на прямые и косвенные налоги. Вся совокупность законодательно установленных налогов и сборов подразделяется (классифицирует­ся) на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам.

Первая классификация налогов была построена на основе крите­рия перелагаемости налогов, который первоначально еще в XVII веке был привязан к доходам землевладельца (поземельный налог — это прямой налог, остальные — косвенные). Впоследствии А. Смит ис­ходя из факторов производства (земля, труд, капитал) дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами — на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные же налоги, считал А. Смит, — это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются, таким образом, на потребителя.

Классификация налогов на прямые и косвенные исходя из по­доходно-расходного критерия хотя и устарела, но не утратила сво­его значения и используется для оценки степени переложения на­логового бремени на потребителя товаров и услуг.

К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служат основа­нием для обложения

Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций, целевых сборов: налог на добав­ленную стоимость, акцизы на отдельные товары, налог на операции с ценными бумагами, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и др.

При косвенном налогообложении юридическое или физическое лицо, которое уплачивает такого рода налог, и лицо, которое долж­но быть подвергнуто налогообложению, — это разные лица. На­пример, акцизный налог на алкогольные изделия уплачивается производителем, хотя после реализации изделий акциз возмещается ему потребителем, который и оказывается действительным пла­тельщиком налога. Следует иметь в виду, что это только теоретиче­ское предположение, поскольку на практике может происходить иное. При определенных обстоятельствах прямые налоги также могут оказаться частично переложенными на потребителя через механизм роста цен. В свою очередь, косвенные налоги не всегда могут быть переложены на потребителя, поскольку рынок не обязательно в преж­нем объеме примет товар по повышенным ценам.

Классическую теорию развивали Д. Рикардо (1772—1823), Дж. Ст. Милль (1773-1836), Ж.Б. Сей (1767-1832) и др.

Говоря о налоговых теориях, мы вынуждены во многом опи­раться на зарубежный опыт. Так сложилось, что в XVIII—XIX веках развитие капитализма в России шло медленнее, чем в западных странах, а большую часть XX века у нас господствовали экономиче­ские теории, недооценивающие роль товарно-денежных отношений в обществе и в том числе налогов.

Тем не менее и в России были и выдающиеся ученые, разви­вавшие налоговые теории, и практики. Среди них следует отме­тить современника Петра I экономиста-самоучку И.Т. Посошкова (1652—1726). За два года до смерти он закончил капитальный труд «Книгу о скудости и богатстве». В 1818 г. Н.И. Тургенев (1789— 1871) опубликовал книгу «Опыт теории налогов». Он впервые вы­двинул проблему прогнозирования последствий от введения или изменения налогов. Впоследствии декабрист Н.И. Тургенев вынуж­ден был долгие десятилетия прожить вдали от России. В 1845 г. в Казани вышла книга Ивана Горелова «Теория финансов», посвя­щенная общей теории налогообложения. Во второй половине XIX — начале XX веков выходили труды крупных русских ученых И.Х. Озерова, И.И. Янжула, Л. Ходского, А.А. Соколова, А.А. Исае­ва и многих других

 Разработка научных методов регулирования экономики с помо­щью налогов связана с именем выдающегося английского экономи­ста ДМ Кейнса1 (1883—1946). Применение разработанных им мето­дов, в частности, позволило изменить цикличность производства и существенно смягчить экономические кризисы, потрясающие на протяжении XIX — первой половины XX веков западные страны. В соответствии с теорией Д. Кейнса налоги служат главным рычагом государственного регулирования экономики и способствуют ее раз­витию. Теория выдвигает необходимость создания «эффективного спроса» в виде условий для обеспечения реализации произведенной продукции посредством воздействия различных методов государст­венного регулирования. Государство с его кредитно-денежной и бюджетной политикой должно содействовать притоку инвестиций, в том числе путем соответствующей системы налогов. Одно из важ­нейших положений теории Кейнса — зависимость экономического роста от достаточных денежных сбережений населения только в условиях полной занятости. Если полной занятости нет, то большие сбережения мешают экономическому росту, так как представляют собой пассивный источник доходов, не вкладываются в производст­во. Необходимо изъятие доходов, помещенных в сбережения, с по­мощью налогов и финансирование за счет этих средств инвестиций.

Согласно теории Д.М. Кейнса, налоги действуют в экономиче­ской системе как «встроенные механизмы гибкости». Налоги долж­ны быть высокими и прогрессивными, тогда они действуют как «встроенный стабилизатор». Во время экономического подъема об­лагаемые доходы растут медленнее, чем налоговые доходы, а во время кризиса налог уменьшается быстрее, чем падают доходы. Так достигается относительно стабильное социальное положение в об­ществе. Таким образом, налоговые поступления зависят не только от величины ставок налога, но и связаны с изменениями доходов, облагаемых по прогрессивной шкале. Колебания величин происхо­дят автоматически и более значительны в налоговых поступлениях, чем в уровне доходов.

Одновременно с кейнсианством в XX веке разрабатывалась неоклассическая теория налогов, основанная на преимуществе свобод­ной конкуренции. Согласно этой теории государственное вмешатель­ство не должно ограничивать рынок с его естественными саморегу­лирующими законами, способными без вмешательства извне достичь экономического равновесия. Государственное вмешательство нужно лишь для того, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции. (В этом заключается отличие неоклассической теории от кейнсианской, утверждающей, что динами­ческое равновесие неустойчиво, и делающей выводы о необходимо­сти прямого вмешательства государства в-экономические процессы.)

Неоклассическую модель построил Дж. Mud (1907). Он отво­дил государству косвенную роль в регулировании экономических процессов.

В неоклассической теории получили развитие два направ­ления: теория экономики предложения и монетаризм.

Представителями теории экономики предложения, возникшей в по­следней четверти XX века, являются американские ученые: М. Берне, Г. Стайн, А. Лэффер, М. Уэйденбаум. По их мнению, высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу и тормозят политику инвестирования и обновления производства. Государство обязано всемерно сокращать расходы и по минимуму вмешиваться в рынок.

Профессор А. Лэффер выявил количественную зависимость меж­ду прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета, пред­ставил ее в виде параболической кривой (рис. 1.1) и сделал вывод о том, что снижение налогов благоприятно воздействует на инвести­ционную активность частного сектора. Во второй половине XX века «кривая Лэффера» получила всеобщее признание. Анализ кривой показывает, что чем выше налоговые ставки, тем более сильный побудительный мотив будет у индивидуумов для уклонения от на­логов. Если предприниматель не видит перспективы получения прибыли или если успешное функционирование рынка сопровож­дается прогрессивным налогообложением, то экономическая актив­ность падает. Заинтересованность хозяйствующих субъектов являет­ся движущей силой процветающей экономики. В настоящее время, продолжая опираться на передовой зару­бежный опыт, мы начали возрождать отечественную науку, прежде всего теорию налогов, как важнейшую составляющую экономиче­ской науки, и практику налогообложения.



{SHOW_TEXT}

Методика проверки отчета о прибылях и убытках (ф. № 2) Аудит декларации по налогу на прибыль Аудит учета финансовых результатов и их использования. Типичные ошибки Консультации о поступлении НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ Бухгалтерский учет, анализ и аудит расчетов с персоналом по оплате труда на предприятии ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, АУДИТА И АНАЛИЗА С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА 1.1 Организация учета оплаты труда, формы и системы 1.2 Учет начислений и удержаний из заработной платы