Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

Аудит отчетности экономического субъекта. Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объект проверки

К основным законодательным и нормативным документам, на основании которых составляется отчетность, относятся:

1.  Гражданский кодекс РФ.

2.  Налоговый кодекс РФ.

3.  Закон РФ № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском уче­те» (с последующими изменениями и дополнениями).

4.   Положение о ведении бухгалтерского учета и отчетности в РФ (утв. Приказом МФ РФ № 34н от 26 июля 1998 г.).

5.  Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (утв. Приказом МФ РФ № 43н от 6 июля 1999 г.).

6.  Указания о порядке составления и представления бухгалтер­ской отчетности (утв. Приказом МФ РФ № 4 от 13 января 2000 г.).

7.  Методические рекомендации о порядке формирования пока­заний бухгалтерской отчетности организации (утв. Приказом МФ РФ № 60н от 28 июня 2000 г.).

Этими документами должны руководствоваться бухгалтерские службы экономических субъектов при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Проверка отчетности — это в первую очередь проверка соот­ветствия составленных форм отчетности экономического субъекта, приложений к ним и пояснительной записки, а также всех необ­ходимых расчетов, деклараций, справок и т.д. законодательным и нормативным документам. Тем более, что согласно закону «Об ау­диторской деятельности» в РФ основная цель аудита состоит в под­тверждении достоверности отчетности, а также ее соответствия по составу и формам действующему законодательству.

В этой связи можно выделить следующие направления провер­ки на соответствие:

   Федеральному закону «О бухгалтерском учете»;

   ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;

   Налоговому кодексу РФ, ч. 1.

Проверка отчетности на соответствие Федеральному закону РФ «О бухгалтерском учете». В соответствии с Федеральным законом РФ № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете» (в по­следующей редакции) аудитору необходимо учитывать следующие положения при проверке правильности составления отчетности:

   главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходи­мых документов и сведений обязательны для всех работников орга­низации. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются не­действительными и не должны приниматься к исполнению;

   в случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который не­сет всю полноту ответственности за последствия таких операций;

   для контроля и упорядочения обработки данных о хозяйствен­ных операциях на основе первичных учетных документов составля­ются сводные учетные документы;

   первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации;

   все организации обязаны составлять на основе данных синте­тического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность;

   бухгалтерская отчетность организаций, за исключением бюд­жетных, состоит из —

     бухгалтерского баланса;

     отчета о прибылях и убытках;

     приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

     аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответст­вии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

пояснительной записки;

   месячная и квартальная отчетности являются промежуточны­ми и составляются нарастающим итогом с начала отчетного года;

   организации, за исключением бюджетных, обязаны представ­лять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Представляемая годовая бухгалтерская отчетность долж­на быть утверждена в порядке, установленном учредительными до­кументами организации;

   днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи, либо дата фактической передачи по принадлежности;

   открытые акционерные общества обязаны публиковать годо­вую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным;

   организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в тече­ние сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организа­ции государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Ответ­ственность за организацию хранения учетных документов, регист­ров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руково­дитель организации.

Проверка отчетности на соответствие Положению по бухгалтер­скому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). Согласно Приказу МФ РФ № 43н от 6 июля 1999 г. «Об утвержде­нии Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)» при проверке правильности составления отчетности аудитор должен учитывать, что:

   Положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности экономических субъектов и не применяется при формировании отчетности для внут­ренних целей, отчетности, составляемой для статистического наблю­дения, представления банку и т.д., если в правилах подготовки такой отчетности не предусматривается использование Положения;

   настоящее Положение применяется Министерством финан­сов Российской Федерации при установлении —

    типовых форм бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке составления отчетности;

    упрощенного порядка формирования бухгалтерской от­четности для субъектов малого предпринимательства и не­коммерческих организаций;

     особенностей формирования сводной бухгалтерской от­четности;

    особенностей формирования бухгалтерской отчетности в случаях реорганизации или ликвидации организации;

     особенностей формирования бухгалтерской отчетности страховыми организациями, негосударственными пенсионны­ми фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и иными организациями сферы финансового посредни­чества;

     порядка публикации бухгалтерской отчетности;

   при формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность содержащейся в ней ин­формации, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности в ущерб дру­гим. Информация не является нейтральной, если посредством от­бора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий;

   бухгалтерская отчетность организации должна включать по­казатели деятельности всех филиалов, представительств и иных под­разделений (включая выделенные на отдельные балансы);

   организация при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним должна придерживаться принятых содержания и формы последовательно от одного отчет­ного периода к другому. Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускается в исключительных случаях, например, при из­менении вида деятельности. Организация должна обеспечить под­тверждение обоснованности каждого такого изменения. Сущест­венное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгал­терскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указани­ем причин, вызвавших это изменение;

   пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать следующие дополнительные данные —

     наличие на начало и конец отчетного периода и движение в течение отчетного периода отдельных видов нематериаль­ных активов;

     наличие на начало и конец отчетного периода и движение в течение отчетного периода отдельных видов основных средств;

     наличие на начало и конец отчетного периода и движение в течение отчетного периода арендованных основных средств;

     наличие на начало и конец отчетного периода и движение в течение отчетного периода отдельных видов финансовых вложений;

-     наличие на начало и конец отчетного периода отдельных видов дебиторской задолженности;

-     изменения в капитале (уставном, резервном, добавочном и др.) организации;

-    количество акций, выпущенных акционерным обществом и полностью оплаченных; количество акций, выпущенных, но не оплаченных или оплаченных частично; номинальная стои­мость акций, находящихся в собственности акционерного об­щества, ее дочерних и зависимых обществ;

-     состав резервов предстоящих расходов и платежей, оце­ночных резервов, наличие их на начало и конец отчетного пе­риода, движение средств каждого резерва в течение отчетного

периода;

-     наличие на начало и конец отчетного периода отдельных

видов кредиторской задолженности;

-     объемы продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам (отраслям) деятельности и географическим рынкам сбыта (дея­тельности);

-     состав затрат на производство (издержки обращения);

-    состав внереализационных доходов и расходов;

-    чрезвычайные  факты  хозяйственной деятельности  и  их

последствия;

-    любые выданные и полученные обеспечения обязательств

и платежей организации;

-    события после отчетной даты и условные факты хозяйст­венной деятельности;

-     прекращенные операции;

-     сведения об аффилированных лицах;

-     государственная помощь;

-    прибыль, приходящаяся на одну акцию;

   пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках раскрывают информацию в виде отдельных отчетных форм (отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала и др.) и в виде пояснительной записки. Статья бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, к которой даются пояснения, должна иметь указание на такое раскрытие;

   в бухгалтерской отчетности не допускается зачет между стать­ями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме слу­чаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положе­ниями по бухгалтерскому учету;

   бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые долж­ны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;

   правила оценки отдельных статей бухгалтерской отчетности устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтер­скому учету;

   статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств.

Проверка налоговых деклараций на соответствие Налоговому ко­дексу РФ (ч. 1). В соответствии с ч. 1 Налогового кодекса РФ ауди­тору при проверке правильности составления отчетности необходи­мо учитывать следующее:

   каждый налогоплательщик обязан представлять налоговую декларацию по каждому налогу, подлежащему уплате этим налого­плательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, в налоговый орган по месту учета налогоплатель­щика на бланке установленной формы;

   налоговая декларация представляет собой письменное заяв­ление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога;

   формы налоговых деклараций, не утвержденные законодатель­ством о налогах и сборах, разрабатываются и утверждаются Министер­ством по налогам И сборам Российской Федерации ;

   налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика;

   налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с ис­числением и уплатой налогов;

   налоговая декларация представляется в установленные зако­нодательством о налогах и сборах сроки;

   инструкции по заполнению налоговых деклараций по феде­ральным, региональным и местным налогам издаются Министерст­вом по налогам и сборам Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах;

   перечисленные правила распространяются также на порядок декларирования данных, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов, осущест­вляющие контроль за уплатой налогов и сборов, поступающих в такие фонды, разрабатывают формы и порядок заполнения налого­вых деклараций;

• при обнаружении в налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.



{SHOW_TEXT}

Аудит общих документов организации. План и программа аудиторской проверки раздела учета Аудит общих документов организации. Перечень аудиторских процедур Аудит общих документов организации. Типичные ошибки Экспертиза заключенных экономическим субъектом хозяйственных договоров на соответствие применимому законодательству Экспертиза учетной политики экономического субъекта Аудит отчетности, представляемой в государственные органы Аудит отчетности при реорганизации и ликвидации экономических субъектов Аудит отчетности субъектов малого предпринимательства Аудит учета расчетов по налогам и сборам. Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объекты проверки Аудит учета расчетов по налогам и сборам. Источники информации для проверки