Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

Экспертиза учетной политики экономического субъекта

Общие подходы к экспертизе учетной политики. В системе нор­мативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Феде­рации для экономических субъектов наиболее существенным явля­ется четвертый (низший) уровень, который включает рабочие доку­менты экономического субъекта (организации), формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организацион­ном аспектах.

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика органи­зации» (ПБУ 1/98), устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодатель­ству Российской Федерации (кроме кредитных организаций). Учет­ная политика включает совокупность способов ведения бухгалтер­ского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйствен­ной деятельности.

Экспертиза учетной политики, как правило, должна предшест­вовать всем остальным этапам аудиторской проверки. Поэтому ау­дитор прежде всего должен выяснить, имеется ли приказ (распоря­жение) руководителя предприятия по учетной политике.

Термин «учетная политика» встречается в основных документах по нормативному регулированию бухгалтерского учета, включая Закон о бухгалтерском учете, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, ПБУ «Учетная политика организации», и других документах, что свидетельствует о значимости этого положения для экономического субъекта.

Основные положения учетной политики затрагивают различные аудиторские документы и прежде всего методики проведения ауди­торской проверки и российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые содержат прямые ссылки на учетную политику экономического субъекта (организации). Такие ссылки имеют­ся в таких российских правилах (стандартах) аудиторской деятель­ности, как «Аналитические процедуры», «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита», «По­нимание деятельности экономического субъекта», «Действия ауди­тора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности» и др.

Общим в отмеченных ссылках является прямое указание ауди­торам обращать внимание на правильность формирования и ис­пользования экономическим субъектом положений по учетной по­литике. Следовательно, задача аудитора — проанализировать и оце­нить как общие, так и конкретные элементы учетной Политики и отразить все это в аналитической части аудиторского заключения.

В связи с введением в действие с 1 января 2002 г. гл. 25 Налого­вого кодекса РФ «Налог на прибыль» в ст. 313 подчеркнуто, что «порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплатель­щиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждае­мой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя». Таким образом в учетной политике налогоплательщик должен вы­делить все важнейшие положения, которые он будет применять.

Отметим, что в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ ау­дируемые лица могут оформить учетную политику в виде:

   единого документа, включающего положения по ведению бухгалтерского учета и по налогообложению;

   двух отдельных учетных политик. Одну — для целей ведения бухгалтерского учета, другую — для целей налогообложения.

Независимо от используемых вариантов учетной политики ау­дитор должен проверить правомерность применения ее положений как в целях ведения бухгалтерского учета, так и в целях налогооб­ложения.

Экспертиза основных элементов учетной политики экономического субъекта в целях бухгалтерского учета. Под основными элементами учетной политики понимают методические, технические и органи­зационные ее элементы.

Для проведения экспертизы основных элементов учетной поли­тики целесообразно разработать типовой вариант (табл. 17.3) и ис­пользовать его при проведении аудита.

В первой графе отражены положения учетной политики, во вто­рой — ссылки на нормативный акт, которым предоставлено право выбора, а в третьей — основные альтернативные варианты. В гр. 4 аудитор проставляет вариант, который используется на проверяе­мом экономическом субъекте.

Таблица  17.3

Таблица основных элементов учетной политики организации

 


№ п/п

Положения учетной политики

Нормативный акт, которым предоставлено право выбора

Альтернативные варианты

Положения учетной политики

Методический аспект учета

1

Амортизация основных средств

1. ПБУ № 6/01 «Учет основных средств»

2. Методические указания по бухгалтерскому учету

основных средств

3.   Постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»

4.   Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (приказ МФ РФ № 34н от 29 июля 1998 г.), п. 48

5.  НК РФ, ст. ст. 256-259, 322, 323

1. Линейный способ

2. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции

3.  Способ уменьшаемого остатка

4.  Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного ис­пользования

 

2

Амортизация

нематериаль­ных активов

1. ПБУ 14 «Учет нематериальных активов»

2. НК РФ, ст. ст. 256-259, 322, 323

1. Линейный способ исходя из норм,

исчисленных организацией на основе срока их полезного действия

2. Способ списания стоимости про­порционально объему продукции (ра­бот)

 

3

Оценка произ­водственных запасов

Положение   по   ведению   бухгалтерского   учета   и

бухгалтерской отчетности в РФ, п. 58

ПБУ № 5/01 «Учет материально-производственных

запасов»

По фактической себестоимости

 

4

Оценка готовой продукции

Положение   по   ведению   бухгалтерского  учета   и

бухгалтерской отчетности в РФ, п. 59

1. По фактической себестоимости

2.  По нормативной себестоимости

3.  По плановой производственной себестоимости

4.  По прямым статьям затрат

 

 5

Оценка товаров

Положение   по   ведению   бухгалтерского  учета  и бухгалтерской отчетности в РФ, п. 60

По стоимости приобретения

 

 6

Оценка неза­вершенного производства

Положение   по   ведению   бухгалтерского  учета   и бухгалтерской отчетности в РФ, п. 64

1.  По фактической производственной себестоимости

2.  По нормативной (плановой) произ­водственной себестоимости

3.  По прямым статьям затрат

4.  По стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов

5.  По фактически произведенным затратам

 

 7

Расходы буду­щих периодов

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, п. 65 Отраслевые методические материалы по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости

В порядке, устанавливаемом органи­зацией в течение периода, к которому они относятся: а) равномерно, б) про­порционально объему производства и т.д.

 

 8

Резервы пред­стоящих расхо­дов и платежей

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, п. 72 Отраслевые методические рекомендации по вопро­сам планирования, учета и калькулирования себе­стоимости продукции (работ, услуг) Инструкция по применению плана счетов

Создаются по видам резервов и акку­мулируются на счете 96 и других сче­тах

 

 9

Группировка и списание за­трат на произ­водство

Отраслевые методические материалы по вопросам планирования, учета и калькулирования себестои­мости продукции (работ, услуг) Инструкция по плану счетов, пояснения к счету 26

Устанавливается предприятием:

а)  по статьям калькуляции

б)  по видам продукции

в)  накладные (косвенные) расходы распределяются пропорционально прямой заработной плате основных тмбочих и т.д.

 

 10

Признание прибыли от реализации продукции (работ, услуг)

НК РФ, ст. 271-273

1.  По методу начислений

2.  По кассовому методу

 

 11

Резервы по

сомнительным

долгам

1.   Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, п. 70

2.  НК РФ, ст. 266

Создаются по расчетам с другими ор­ганизациями

 

 12

Оценка задол­женности по полученным займам

1.   Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, п. 73

2.  ПБУ 5/01 «Учет кредитов и займов»

Остатки показываются с учетом при­читающихся на конец отчетного пе­риода к уплате процентов

 


№ п/п

Положения учетной политики

Нормативный акт, которым предоставлено право выбора

Альтернативные варианты

Положения учетной политики

Технический аспект учета

13

План счетов

бухгалтерского

учета

1.  Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (ст. 6)

2.  План счетов и инструкция по его применению (Приказ МФ РФ от 31 октября 2000 г. № 94н)

В соответствии с действующим пла­ном   счетов   организация   составляет рабочий   план   счетов,   субсчетов   и шифров аналитического учета

 

14

Форма бухгалтерского учета

Учет ремонта

основных средств

1. НК РФ, ст. 260

2. ПБУ № 6/01 «Учет основных средств»

1. Создается ремонтный фонд

2.  Включаются фактические затраты в себестоимость продукции  (работ,  ус­луг) по мере производства ремонта

3.   Отнесение фактических затрат на счет 97 с последующим равномерным списанием

15

Аналитический

учет движения

материальных

ценностей

1. Положение по ведению бухгалтерского учета и

бухгалтерской отчетности в РФ, п. 58

2. ПБУ № 5/01 «Учет материально-

производственных запасов»

1. С применением оперативно-

бухгалтерского метода

2. С применением карточно-документационного метода (метод оборотных ведомостей)

3. С применением бескарточного метода

 

16

Списание ма­териалов в расход

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, п. 58

1.  По себестоимости единицы запасов

2.  По средней себестоимости

3.  По себестоимости первых по време­ни приобретений (метод ФИФО)

4.  По себестоимости последних по времени приобретений (метод ЛИФО)

 

17

Учет выпуска продукции

Инструкция по применению Плана счетов бухгал­терского учета финансово-хозяйственной деятель­ности предприятий, пояснения к счету 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»

1.  С использованием счетов 40 и 20, 43, 90 и др.

2.  Без использования счета 40, только счета 20, 43, 90 и т.д.

 

18

Учет выпуска продукции

Инструкция по применению Плана счетов бухгал­терского учета финансово-хозяйственной деятель­ности предприятий, пояснения к счету 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»

1.  С использованием счетов 40 и 20, 43, 90 и др.

2.  Без использования счета 40, только счета 20, 43, 90 и т.д.

 

19

Учет курсовых разниц по ва­лютным счетам

Инструкция о порядке заполнения форм годового бухгалтерского отчета предприятия, п. 3.8 Письмо Министерства финансов РФ № 152 от 27 декабря 1993 г. «О порядке отражения в бухгалтер­ском учете курсовых разниц по отдельным опера­циям в иностранной валюте», пп. 4 и 5

1. Ведется на счете 91 «Прочие доходы и расходы»

 

20

Учет затрат на производство и калькулирова­ние себестои­мости продук­ции (работ, услуг)

Отраслевые методические рекомендации по вопро­сам планирования, учета.и калькулирования себе­стоимости продукции (работ, услуг) НК РФ, гл. 25 ПБУ № 9 «Учет доходов» ПБУ № 10 «Учет расходов»

1.  Нормативный

2.  Позаказный

3.  Поиздельный

4.  Попередельный

 

21

Распределение

косвенных

расходов

Отраслевые методические рекомендации по вопро­сам планирования, учета и калькулирования себе­стоимости продукции (работ, услуг) План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению

Распределяются пропорционально условному базису (прямой заработной плате производственных рабочих, рас­ходу материальных затрат и др.)

 

22

Сводный учет затрат на производство

Отраслевые методические рекомендации по вопро­сам планирования, учета и калькулирования себе­стоимости продукции (работ, услуг)

1.  По изделиям

2.  По группам изделий

3.  По заказам

4.  Попроцессный

 

23

Инвентаризация имущества и обязательств

Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, п. 16

Методические указания по проведению инвентари­зации. Приказ МФ РФ от 13 июня 1995 г. № 49

Состав видов имущества и обяза­тельств, подлежащих инвентаризации, приводится в приказе

 

24

Дата представле­ния бухгалтер­ской отчетности

Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, п. 76

 

 

25

Порядок рас­смотрения и утверждения годовой бухгал­терской отчетности

Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, п. 80

Утверждается советом директоров

 


№ п/п

Положения учетной политики

Нормативный акт, которым предоставлено право выбора

Альтернативные варианты

Положения учетной политики

Организационный аспект учета

26

Организацион­ная форма бухгалтерской службы

Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, п. 20

1.  Организуется бухгалтерия

2.  Учет ведет главный бухгалтер (бухгалтер)

3.  Учет ведет сторонняя организация

4.  Учет ведет руководитель организации

 

27

Уровень цен­трализации учета

Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, п. 3

1. Учет централизован

2.  Имеются бухгалтерии в филиалах

 

28

Структура

бухгалтерской

службы

Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, п. 3

1.  Двухуровневая

2.  Трехуровневая

 

29

Вьщеление подразделений предприятия на отдельный баланс

Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, п. 4

1.  Без выделения филиалов на отдель­ный баланс

2.  С выделением филиалов на отдель­ный баланс

 

30

Внутри-производ-ствен ный контроль

Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, п. 3

1.  Организована контрольно-реви­зионная комиссия

2.  Имеется подразделение внутреннего контроля

 

31

 

 

 

 

После заполнения таблицы проводится анализ зафиксирован­ных в ней данных и подводятся соответствующие итоги. По данным анализа аудитор может сделать выводы об общем уровне применяе­мой экономическим субъектом учетной политики в целях ведения бухгалтерского учета: хороший, удовлетворительный, неудовлетво­рительный.

Неудовлетворительный уровень свидетельствует о том, что:

   учетная политика в целях ведения бухгалтерского учета в ор­ганизации отсутствует;

   положения учетной политики не соответствуют нормативным актам;

   большинство методик по ведению бухгалтерского учета в учетной политике экономического субъекта не приведено.

Экспертиза учетной политики в целях налогообложения. Основные положения, которые должны быть включены в учет­ную политику в целях налогообложения, приведены в табл. 17.4.

Таблица  17.4 Таблица элементов учетной политики организации в целях налогообложения


№ п/п

Положения учетной политики

Статья Налого­вого ко­декса

Варианты организации учета

в целях налогообложения

Вариант учетной политики организа­ции

1

Метод начисления дохо­дов в целях исчисления налога на прибыль

271 272

Метод начисления Кассовый метод

 

2

Начисление амортизации по амортизируемому иму­ществу

259 п. 1

Линейным Нелинейным

 

3

В отношении группы ос­новных средств, исполь­зуемых для работы в усло­вии агрессивной среды и (или) повышенной смен­ности, к основной норме амортизации

259 п.7

а)  применять коэф­фициент 2

б)  не применять ко­эффициент 2

 

4

По амортизируемым ос­новным средствам, яв­ляющимся предметом договора финансовой аренды (договора лизин­га), к основной норме амортизации (статья при­меняется)

159 п.8

а) специальный ко­эффициент 3

б)  специальный ко­эффициент 2

в)  повышающий ко­эффициент не при­меняется

 

5

По амортизируемым основ­ным средствам понижающий коэффициент

259 п.10

а)  применяется

б)  не применяется

 

6

При определении нормы амортизации

по амортизируемому иму­ществу она определяется

259 п. 12

а)  с учетом срока по­лезного использования, уменьшенного на коли­чество месяцев эксплуа­тации данного имуще­ства предыдущими соб­ственниками

б)  без учета количества месяцев эксплуатации данного имущества предыдущими собст­венниками

 

7

Организация резерва по сомнительным долгам

266

а)  создает

б)  не создает

 

8

Организация резерва пред­стоящих расходов на опла­ту отпусков

324а

а)  не создает

б)  создает. Предельная сумма отчислений —

___руб. Ежемесячный

процент отчислений — _%

 

9

Организация резерва пред­стоящих расходов на вы­плату ежегодного возна­граждения за выслугу лет

324а

а)  не создает

б)  создает. Предельная сумма отчислений —

___руб. Ежемесячный

процент отчислений — ___%

 

10

Организация резерва пред­стоящих расходов на вы­плату вознаграждения по итогам работы за год

324а

а)  не создает

б)  создает. Предельная сумма отчислений —

___руб. Ежемесячный

процент отчислений — ____%

 

11

Организация резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию

267

а)  не создает

б)  создает

 

12

При определении разме­ра материальных расхо­дов при списании сырья и материалов, исполь­зуемых при производст­ве товаров (выполнении работ,

оказании услуг), применяется метод оценки

254 п. 8

а)  по средней себестои­мости

б)  по стоимости первых по времени приобрете­ний (ФИФО)

в)  по стоимости по­следних по времени приобретений (ЛИФО)

г)  по стоимости едини­цы запасов

 

13

Резерв расходов на ре­монт основных средств

324

а) не создается

б)  создается. Резерв расходов на ремонт основных средств соз­дается исходя из:

1) совокупная стои­мость основных средств на начало налогового

периода —___руб.

предельная сумма от­числений в резерв на ремонт основных средств —___руб.

2)  средняя величина фактических расходов, сложившаяся за по­следние три (1999, 2000, 2001) года —___руб.

 


14

Накопление средств для проведения особо слож­ных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более одного налогового периода

324

а)  производится

б) не производится

 

15

При привлечении заем­ных средств (кредитов, товарных и коммерче­ских кредитов, займов, банковских вкладов) и предоставлении займов на сопоставимых усло­виях проценты, начис­ляемые по долговому обязательству, включа­ются в состав внереализационных расходов

269

а) в пределах норматива расходов — ставка ре­финансирования ЦБ РФ 1,1 (по долговым обязательствам в руб­лях) (15% — по долго­вым обязательствам в валюте)

б) в пределах суммы процентов, начислен­ных по долговому обя­зательству, если их раз­мер существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взи­маемых по долговым обязательствам

 

16

Стоимость реализован­ных покупных товаров оценивается следующим методом

268 п. 1

а)  по стоимости первых по времени приобрете­ний (ФИФО)

б)  по стоимости по­следних по времени приобретений (ЛИФО)

в)  по средней стоимо­сти (в случаях, когда с учетом технологических особенностей невоз­можно применение ФИФО и ЛИФО)

г)  по стоимости единицы товара

 

17

При реализации или ином выбытии ценных бумаг оценка стоимости выбывших ценных бумаг определяется

280 п. 9

а)  по стоимости первых по времени приобрете­ний (ФИФО)

б) по стоимости по­следних по времени приобретений (ЛИФО)

в)  по стоимости единицы

 

18

Предприятие уплачивает авансовые платежи по налогу на прибыль

286, 287

а)  ежемесячно исходя из расчета за предыду­щий квартал

б)  ежемесячно исходя из фактически полу­ченной прибыли

в)  ежеквартально по основаниям (подчерк­нуть):

1) доходы не превыша­ют 3 млн. рублей

2)  бюджетная организа­ция

3)  иностранная органи­зация, осуществляющая деятельность через по­стоянное представи­тельство

4)  некоммерческая ор­ганизация, не имеющая дохода от реализации

5)  участник простого товарищества в отно­шении доходов от него

6)  инвестор соглашения о разделе продукции

7)  выгодоприобретатель по договору довери­тельного управления имуществом

 

19

Оценка незавершенного производства (НЗП) производится по методи­ке

319

а) для производств, производство которых связано с обработкой и переработкой сырья

б)  налогоплательщиков, производство которых связано с выполнением работ (оказанием услуг)

в) для прочих налого­плательщиков

 

20

Налоговая база по итогам каждого отчетного на­логового периода по ка­ждому виду налога опре­деляется на основе дан­ных налогового учета

313, 314, 315, 316, 317, 318

а)  путем составления самостоятельных реги­стров налогового учета

б) на основе данных бухгалтерских регист­ров, дополненных не­достающими реквизи­тами

в)  на основе данных бухгалтерских регистров и их корректировки

 

Анализ приведенных положений позволяет аудитору сделать соответствующие выводы об уровне учетной политики в целях на­логообложения: хороший, удовлетворительный, неудовлетвори­тельный.

Неудовлетворительный уровень свидетельствует о следующем:

   учетная политика в целях налогообложения отсутствует;

   положения учетной политики не соответствуют норматив­ным актам, зафиксированным в НК РФ, особенное гл. 25;

   большинство положений учетной политики в целях налого­обложения отсутствует в учетной политике аудируемого лица.

По результатам анализа учетной политики как в целях бухгалтер­ского учета, так и в целях налогообложения аудитор делает общие выводы и вместе с субъектом принимает решение о дальнейшем ве­дении работы по проверке аудируемого лица.



{SHOW_TEXT}

Аудит общих документов организации. Источники информации для проверки Аудит общих документов организации. План и программа аудиторской проверки раздела учета Аудит общих документов организации. Перечень аудиторских процедур Аудит общих документов организации. Типичные ошибки Экспертиза заключенных экономическим субъектом хозяйственных договоров на соответствие применимому законодательству Аудит отчетности экономического субъекта. Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объект проверки Аудит отчетности, представляемой в государственные органы Аудит отчетности при реорганизации и ликвидации экономических субъектов Аудит отчетности субъектов малого предпринимательства Аудит учета расчетов по налогам и сборам. Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объекты проверки