Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

Основные понятия и методики проведения аудита

Совокупность комплексов работ экономического субъекта, ко­торые необходимо проверить при проведении аудита, можно разде­лить на две группы. Первая включает учредительные и другие общие документы, хозяйственные договоры экономического субъ­екта, учетную политику в целях ведения бухгалтерского учета и на­логообложения, отчетность экономического субъекта, систему внут­реннего контроля (см. подробнее раздел III);   вторая - - комплексы по всем разделам и счетам бухгалтерского учета (см. под­робнее раздел IV).

Методика детальной проверки отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам должна разрабатываться по единой (типовой) схеме, включающей:

1)  перечень нормативных документов, регулирующих порядок от­ражения хозяйственных операций по данному бухгалтерскому счету;

2)  описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту нормативными документами;

3)  состав первичных документов по счету;

4)  регистры аналитического учета по счету;

5) регистры синтетического учета по счету;

6)  бухгалтерскую отчетность, в которой находит отражение раз­дел (участок, бухгалтерский счет);

7)   классификатор возможных нарушений по разделу (участку, бухгалтерскому счету);

8)  перечень типовых нарушений по разделу (участку, бухгалтер­скому счету);

9)  перечень вопросов (вопросник) для проведения типовых оп­росов на этапе планирования аудиторской проверки;

10)  перечень аудиторских процедур, применяемых при проверке оборотов и остатков по счету;

11)  последовательность выполнения аудиторских процедур;

12)  особенности проведения аудита в условиях использования персональных компьютеров (ПК);

13)  применение методов экономического анализа.

Перечень нормативных документов, регулирующих порядок отра­жения хозяйственных операций по конкретному бухгалтерскому счету. Перечень нормативных документов охватывает следующие разделы:

   документы, устанавливающие основные хозяйственные право­отношения, — Гражданский кодекс Российской Федерации с указа­нием конкретных глав и статей;

   документы, определяющие порядок ведения определенных на­правлений деятельности экономических субъектов, — Закон Россий­ской Федерации № 39-ФЗ от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бу­маг», Закон Российской Федерации № 3615—1 от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле», Таможенный кодекс Российской Федерации;

   документы, устанавливающие порядок ведения учета и со­ставления отчетности в Российской Федерации, — Федеральный закон № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете», по­ложения (стандарты) по бухгалтерскому учету, План счетов бухгал­терского учета;

• документы, устанавливающие порядок налогообложения эко­номических субъектов, — Налоговый кодекс Российской Федерации, законодательные акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по налогам, действующим на подведомст­венной им территории, принятые в соответствии с Налоговым ко­дексом Российской Федерации.

Примерная форма перечня нормативных документов по бухгал­терскому учету и налогообложению, используемых в соответствии с методикой детальной проверки и при ссылке на нормативные до­кументы, в рабочей аудиторской документации выглядит следую­щим образом:

№ п/п
Название документа
Наиме­нование органа, утвер­дившего доку­мент
Дата доку­мен­та
Но­мер доку­мен­та
Дата регистра­ции доку­мента в Минюс­те России
Дата внесения измене­ний в доку­мент
Номер докумен­та, внес­шего изменения
Дата
отмены
документа
(если документ отменен)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Примечание. Документы в таблице группируются в соответствии с приведенной классификацией.

Описание различных вариантов альтернативных учетных реше­ний, выбор которых предоставлен экономическому субъекту, позволит аудитору при необходимости сравнить их с вариантом, применяе­мым проверяемым экономическим субъектом, выполнить необхо­димый анализ и дать рекомендации по улучшению ведения учета.

Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» в пере­чень документов, которые должны быть утверждены в приказе или распоряжении руководителя экономического субъекта о принятой учетной политике, включается рабочий план счетов бухгалтерского учета. Он содержит синтетические и аналитические счета, необхо­димые для ведения учета в соответствии с требованиями своевре­менности и полноты учета и отчетности. Состав рабочего плана счетов зависит от принятой предприятием учетной политики, при­меняемых учетных решений, глубины аналитического учета, разде­ления учета на управленческий, финансовый и налоговый и многих других факторов.

В методике также предусматриваются схемы бухгалтерских про­водок, соответствующих основным учетным решениям.

Состав первичных документов по счету (разделу учета). Пред­приятиями и организациями могут использоваться различные пер­вичные учетные документы: унифицированные первичные докумен­ты; документы, разрабатываемые предприятиями самостоятельно.

Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» в пере­чень документов, которые должны быть утверждены в приказе или распоряжении руководителя экономического субъекта о принятой учетной политике, включаются формы первичных учетных доку­ментов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтер­ской отчетности.

Методикой детальной проверки отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам должны быть предусмотрены типовые формы первичных учетных документов. По мере накапливания опы­та работы данный раздел методики пополняется формами первичных документов, разработанными предприятиями и организациями само­стоятельно, с изложением причин, послуживших основанием для их разработки.

В целях реализации положений Федерального закона «О бухгал­терском учете» разрабатываются и утверждаются альбомы унифи­цированных форм первичной документации и их электронных вер­сий. Состав унифицированных форм первичной учетной докумен­тации определяется Госкомстатом России, Минфином России и Минэкономики России.

В настоящее время существуют унифицированные формы пер­вичных документов по учету основных средств, производственных запасов, готовой продукции, расчетов, кассовых операций, оплате труда и другие в виде бланков и машинных форм для ПК.

Регистры аналитического учета по счету. В соответствии с при­меняемой формой бухгалтерского учета устанавливается состав обя­зательных аналитических группировок по каждому бухгалтерскому счету. В соответствии с принятой учетной политикой, разработанны­ми системами управленческого, финансового и налогового учета, применяемой формой учета экономический субъект может исполь­зовать различные регистры аналитического учета — карточки, ве­домости, журналы, а также их машинные аналоги.

Регистры синтетического учета по счету. Состав регистров син­тетического учета зависит от используемой экономическим субъек­том формы учета. В данном разделе методики должны быть пред­ставлены образцы регистров синтетического учета, описание прин­ципов их заполнения и взаимосвязи с другими регистрами.

Бухгалтерская отчетность, в которой находят отражение уча­сток учета, отдельный бухгалтерский счет. Такая бухгалтерская от­четность должна включать:

   официальную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (бух­галтерский баланс по ф. № 1, отчет о прибылях и убытках по ф. № 2, отчет о движении капитала по ф. № 3, отчет о движении денежных средств по ф. № 4, приложение к балансу по ф. № 5);

   отчетность, представляемую в соответствии с законодательст­вом в органы Госкомстата России;

   расчеты по налогам и платежам;

   расчеты, представляемые в государственные социальные вне­бюджетные фонды;

   другие формы отчетности.

Кроме того, в методике необходимо предусмотреть построение таблицы взаимной увязки показателей форм отчетности.

Классификатор возможных нарушений по разделу (участку, бух­галтерскому счету). Классификатор включает перечень нарушений, возможных при ведении учета по данному разделу учета, участку учета и бухгалтерскому счету.

Составлением классификаторов нарушений должны заниматься наиболее квалифицированные специалисты аудиторской организа­ции. Одни нарушения, указанные в классификаторе, могут оказать­ся чисто теоретическими (на практике они встречаются редко), другие — типовыми, встречающимися почти на каждом проверяе­мом предприятии.

Перечень типовых нарушений по разделу (участку, бухгалтерскому счету). Перечень типовых нарушений по разделу (участку, бухгал­терскому счету) содержит описание типовых нарушений, а также обстоятельств, позволяющих выявить данные нарушения.

Перечень вопросов (вопросник) для проведения типовых опросов на этапе планирования аудиторской проверки. В перечень включены вопросы, которые следует задать руководству экономического субъ­екта, главному бухгалтеру и иным сотрудникам на этапе планиро­вания аудиторской проверки. Эти вопросы направлены на выявле­ние возможных нарушений в организации бухгалтерского учета, оформлении первичных документов, ведении аналитического учета, заполнении регистров синтетического и аналитического учета, со­ставлении отчетности. Анализ ответов работников проверяемого экономического субъекта на поставленные вопросы позволяет оп­ределить «проблемные зоны» организации бухгалтерского учета.

Вопросники или соответствующие им таблицы расшифровки отве­тов на вопросы следует составлять в виде блок-схемы с указанием вариантов ответов на поставленные вопросы и выводов, которые мо­жет сделать аудитор при том или ином варианте ответа.

Перечень и описание аудиторских процедур, применяемых при про­верке оборотов и остатков по счету. Состав аудиторских процедур для выявления возможных нарушений или злоупотреблений должен соответствовать классификатору возможных нарушений по разделу (участку, бухгалтерскому учету). Одному возможному нарушению в соответствии с разработанным аудиторской организацией класси­фикатором должно соответствовать не менее одной аудиторской процедуры.

В случае когда одно и то же нарушение может быть выявлено посредством нескольких процедур, в перечне следует указать все эти процедуры.

Если одна из процедур не позволяет достигнуть поставленной цели по выявлению нарушения (отсутствие необходимых докумен­тов), аудитору следует применить альтернативные аудиторские про­цедуры.

Все аудиторские процедуры разрабатываются по единой схеме, содержащей:

   наименование контрольной процедуры;

   цель проведения контрольной процедуры;

   перечень документов клиента, необходимых для выполнения процедуры (первичные документы, регистры аналитического учета, регистры синтетического учета) и являющихся источниками ин­формации для проверки;

   перечень необходимых нормативных документов;

   нормы, нормативы и другую справочную информацию, ис­пользуемую при выполнении контрольной процедуры;

   описание техники исполнения процедуры;

   описание формы представления результатов проведенной про­цедуры (форма рабочего документа).

Все аудиторские процедуры, разработанные аудиторской орга­низацией, должны быть снабжены классификационными номера­ми, позволяющими делать ссылки на них в программе аудита кон­кретного экономического субъекта, оформлять рабочую документа­цию аудитора, осуществлять качественное проведение аудита по со­ставу контрольных процедур. Порядок присвоения классификацион­ных номеров аудиторским процедурам представляет собой один из внутренних стандартов и разрабатывается каждой аудиторской орга­низацией самостоятельно.

Предлагаемый нами вариант присвоения классификационных номеров строится по трехзначной серийно-порядковой системе клас­сификации — XI Х2 ХЗ, где XI — номер нарушения в классификаторе нарушений;

Х2 — номер разновидности нарушения в классификационной группе нарушений;

ХЗ — порядковый номер контрольной процедуры для выявле­ния данного нарушения.

Последовательность выполнения аудиторских процедур. Составле­ние классификатора возможных нарушений по счету, а также опи­сание каждой аудиторской процедуры, проведение которой позво­ляет выявить каждое из возможных нарушений, безусловно, позво­ляют аудиторской организации провести проверку на высоком ка­чественном уровне. Однако важна последовательность выполнения аудиторских процедур, так как, во-первых, итоговые данные одной контрольной процедуры могут быть исходными для другой (если для выявления какого-либо нарушения требуется последователь­ность выполнения контрольных процедур); во-вторых, одни проце­дуры могут выполняться параллельно, другие — только последова­тельно, и последовательность эта не случайна.

Последовательность выполнения аудиторских процедур может быть оформлена в виде блок-схемы как по отдельному разделу учета (участку, бухгалтерскому счету), так и по нескольким взаимосвязан­ным разделам учета (участкам, бухгалтерским счетам).

Особенности проведения аудита в условиях использования прове­ряемым экономическим субъектом компьютерной обработки данных. Данный раздел методики должен содержать описание процедур, которые следует выполнить аудитору в условиях использования проверяемым экономическим субъектом компьютерной обработки данных (см. подробнее гл. 16).

В условиях использования компьютерной техники может быть расширена сфера применения одних способов получения аудитор­ских доказательств (см. правило аудиторской деятельности «Ауди­торские доказательства») и сужена сфера применения других.

Использование такого способа, как проверка арифметических расчетов клиента (пересчет), становится бессмысленным, а сфера применения способа прослеживания, наоборот, расширяется. Под прослеживанием понимается процедура, в ходе которой аудитор проверяет некоторые первичные документы и их отражение в реги­страх синтетического и аналитического учета, находит заключи­тельную корреспонденцию счетов и убеждается в том, что соответ­ствующие хозяйственные операции отражены в бухгалтерском учете правильно (или неправильно).

Предлагаемая структура методики детальной проверки правиль­ности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам может использоваться для разработки внутренних стандартов аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов по разделам и счетам бухгалтерского учета. Наличие таких стандартов не только облегчает работу аудиторов, обеспечивает высокое качество оказываемых ау­диторских услуг, но и позволяет осуществлять проверку качества деятельности аудиторской организации, а также защищать интересы отдельных аудиторов.

Как правило, основными причинами возникновения претензий к качеству проведенного аудита являются нарушения, обнаружен­ные налоговыми органами после проведения аудита у данного эко­номического субъекта.

Как в случае проверки экономического субъекта аудиторской организацией, так и в случае проверки его налоговыми органами, по результатам проверки составляется акт (перечень) выявленных ошибок и нарушений. Если эти перечни совпадают, к аудитору не может возникнуть претензий со стороны клиента.

Если количество ошибок, выявленных аудитором, превышает ко­личество ошибок, выявленных налоговыми органами, клиент может сделать вывод либо об излишней осторожности аудитора, либо о не­достаточной квалификации сотрудников налоговой службы. Как пра­вило, в подобных случаях претензий к аудиторам не возникает.

Если множество ошибок, выявленных аудитором, меньше, чем множество ошибок, выявленных налоговыми органами, клиент дела­ет вывод о недостаточной квалификации аудитора или о том, что аудиторская проверка проведена на недостаточно качественном уровне. В данном случае возникают претензии к аудитору.

При наличии претензий к качеству проведенного аудита со сто­роны клиента, налоговых и иных органов, проверка обоснованности этих претензий должна начинаться с проверки внутренних стандар­тов, раскрывающих состав и описание процедур тестирования средств системы контроля и процедур детальной проверки верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам.

Если процедуры, позволяющие выявить нарушение, обнаружен­ное налоговой службой, не предусмотрены внутренним стандартом, можно констатировать невысокое качество методологического обес­печения аудита в данной аудиторской организации. Когда процеду­ры, позволяющие выявить нарушение, обнаруженное налоговой службой, предусмотрены внутренним стандартом, но не включены в план проверки ведущим аудитором, можно говорить о некачествен­ном исполнении им своих служебных обязанностей или о его не­достаточной квалификации.

Кроме того, потребуется экспертиза качества проведенных про­цедур с целью установить, могло ли данное нарушение быть выявлено при выполнении одной из проведенных процедур. Если про­цедуры, позволяющие выявить нарушение, обнаруженное налоговой службой, предусмотрены внутренним стандартом, включены в план проверки ведущим аудитором, но были выполнены некачественно, можно говорить о низком качестве работы исполнителей и недоста­точном контроле за качеством выполнения аудиторских процедур со стороны ведущего аудитора.



{SHOW_TEXT}

Структура и содержание аудиторского заключения Виды и характеристика аудиторских заключений События, произошедшие после даты составления отчетности. Действия аудитора по их выявлению и оценке. Ответственность аудитора за выражение мнения по оценке этих событий Аудиторское заключение по специальным аудиторским заданиям Классификация методик проведения аудита Международные и российские правила (стандарты), регулирующие использование персональных компьютеров (ПК) в аудиторской деятельности Автоматизированная информационная система аудиторской деятельности Применение информационных технологий при проведении аудиторской проверки Применение информационных технологий при выполнении услуг, сопутствующих аудиту Аудит общих документов организации