Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕВИЗИИ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В соответствии со ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение — орга­низация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Россий­ской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-техни­ческих или иных функций некоммерческого характера, деятель­ность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Организации, наделенные государственным или муниципаль­ным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия, также признаются бюджетными учреждениями.

Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соот­ветствии с утвержденной сметой доходов и расходов.

В отношении бюджетного учреждения очень четко можно вы­делить стадии предварительного, оперативного и последующего контроля.

Согласно ст. 157 БК РФ предварительный, текущий и последу­ющий контроль за исполнением бюджетов осуществляют органы государственного, муниципального финансового контроля, со­зданные соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 266 БК РФ органами исполнительной власти, осуществляющими финансовый контроль на федеральном уровне, являются Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, главные распорядители, рас­порядители бюджетных средств.

Функции Федерального казначейства в части проведения фи­нансового контроля закреплены в ст. 267 БК РФ, согласно которой Федеральное казначейство осуществляет контроль за:

    непревышением лимитов бюджетных обязательств, распреде­ленных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета между нижестоящими распо­рядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств;

    непревышением кассовых расходов, осуществляемых получа­телями средств федерального бюджета, над доведенными им лимитами бюджетных обязательств;

   соответствием содержания проводимой операции коду бюд­жетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казна­чейство получателем средств федерального бюджета;

• наличием у получателя средств федерального бюджета доку­ментов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств.

Таким образом, Федеральное казначейство осуществляет пред­варительный и текущий контроль за ведением операций со сред­ствами федерального бюджета главными распорядителями, распо­рядителями и получателями средств федерального бюджета.

Установить наличие поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, оплаченных за счет средств федерального бюджета можно только в ходе последующего контроля.

Последующий контроль за использованием средств федераль­ного бюджета, т.е. контроль за целевым использованием бюджет­ных средств, в соответствии со ст. 268 БК РФ осуществляет Феде­ральная служба финансово-бюджетного надзора. 

Контроль соблюдения законодательства

Понятие нецелевого использования средств определено в ст. 289 БК РФ и нормативных актах Минфина России как направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получе­ния указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, то вопрос о толковании понятий эффективности и ра­циональности до конца не решен.

Специалисты в области финансового контроля дают следующие толкования: «Под рациональностью можно понимать выбор на­илучшего из нескольких предложенных вариантов выполнения поставленной задачи или решения какой-либо проблемы. В таком случае средства, потраченные на реализацию наилучшего вариан­та, можно признать использованными рационально.

В то же время если соблюдение установленного ст. 34 Бюджет­ного кодекса принципа эффективности и экономности использо­вания бюджетных средств означает достижение заданных резуль­татов с использованием наименьшего объема средств или дости­жение наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств, то само понятие эффективности можно определить как соотношение между полученным результатом и затраченными средствами.

При этом результат характеризуется фактом достижения (недо­стижения) той цели, ради которой это расходование производи­лось. В качестве примера можно привести внедрение турникетов на наземном транспорте. Если под целью понимать ликвидацию возможности безбилетного проезда, то, как показали эксперимен­ты, технически достижение такой цели вполне реально и средства, потраченные на соответствующее оборудование, можно признать использованными рационально. Однако далее необходимо про­считать эффективность этих расходов, то есть, во-первых, сопос­тавить сумму ущерба, наносимого безбилетниками при существу­ющих системах оплаты проезда, со всеми издержками по внедре­нию и функционированию новой системы, а во-вторых, сравнить цены на закупку всего потребовавшегося оборудования и матери­алов со среднерыночными ценами на аналогичные товары.

Таким образом, возможны четыре варианта использования средств:

1) рациональное и эффективное — выбран оптимальный путь решения проблемы, соблюден принцип эффективности;

2) рациональное, но не эффективное — выбран оптимальный путь решения проблемы, но принцип эффективности не соблю­дался;

3) нерациональное, но эффективное — принцип эффективности соблюден в рамках выбранного пути решения, но данный путь не является наилучшим среди имеющихся;

4) нерациональное и неэффективное — кроме того, что выбран­ный путь решения проблемы не является наилучшим среди име­ющихся, при его реализации не был соблюден принцип эффектив­ности.

Однако если в качестве цели установить достижение определен­ного уровня рентабельности работы транспортных предприятий, представляется не вполне очевидным, что внедрение такой систе­мы будет способствовать достижению подобной цели, поскольку вполне возможно, что данная мера повлечет сокращение объемов перевозок пассажиров, увеличение совокупных издержек на экс­плуатацию транспортных средств и появление других обстоя­тельств, отрицательно влияющих на величину прибыли предпри­ятий.

Вместе с тем достижение заданной цели по какому-либо одно­му направлению может вызвать изменения в смежных областях, и такие изменения не всегда носят положительный характер. В слу­чае с установкой турникетов это, например, значительное увели­чение времени на посадку/высадку пассажиров, возникновение очередей на остановках, неудобства при применении единых про­ездных документов, увеличение общего времени прохождения маршрута, что влечет за собой необходимость увеличения числа транс­портных средств на маршруте, и другие трудности. Соответственно, если говорить о достижении социального эффекта, такого как, на­пример, повышение доступности, удобства и комфортности пере­возок, то может наблюдаться вообще обратная ситуация. 

Контроль эффективности деятельности (аудит эффективности)

Деятельность любой организации, в том числе бюджетной, надо рассматривать, с одной стороны, как функциональную деятель­ность, а с другой — как производственную или экономическую деятельность, которая характеризуется материальными, трудовыми и финансовыми затратами на осуществление ее функциональной деятельности.
Система аудита эффективности представляет собой оценку эко­номичности, результативности и действенности использования государственных ресурсов при выполнении получателями бюджет­ных средств поставленных перед ними задач (схематически состав­ные части оценки эффективности показаны на рис. 6.1).


Оцениваемые показатели отражают:

    экономичность — абсолютную или относительную экономию финансовых средств исходя из достигнутых количественных и качественных результатов их использования;

    продуктивность — степень соотношения между полученными результатами и использованными на их достижение финансо­выми, материальными и трудовыми ресурсами;

   результативность — степень достижения запланированных ре­зультатов и конечный социально-экономический эффект, по­лученный от использования бюджетных средств. В качестве предмета аудита эффективности рассматривается деятельность экономических субъектов по использованию бюд­жетных средств (рис. 6.2)'.

Следствием производственной или экономической деятель­ности являются прямые результаты в виде продукта деятельности, то есть, того, что непосредственно было получено в результате ис­пользования бюджетных средств.

Следствием функциональной деятельности организации явля­ются конечные социальные результаты, которые характеризуют последствия для общества, какой-либо части населения или опре­деленной группы людей выполнения возложенных на нее функций или задач.

Осуществление аудита эффективности использования бюджет­ных средств основывается на ряде общих с финансовым аудитом основных принципах и методах, присущих финансовому контролю как таковому.

Аудит эффективности по всем основным параметрам контроль­ного мероприятия имеет более сложную методологию, требует проведения значительно больших по объему процедур, затрат вре­мени и ресурсов по сравнению с традиционным финансовым аудитом.

Это обусловлено тем, что выбор тем и объектов аудита эффек­тивности, их предварительное исследование и особенно формиро­вание аудиторских доказательств требуют получения обширной информации и изучения большого объема документов и материа­лов.

В процессе аудита эффективности применяются разнообразные аналитические и оценочные методы и процедуры, нередко прово­дятся различные опросы и анкетирование, которые требуют тща­тельной подготовки и значительного времени.

Полный цикл аудита эффективности включает этапы непосред­ственной организации и проведения аудита эффективности (пла­нирование, проверка и подготовка отчета), а также этапы контроля использования результатов аудита эффективности (внедрения рекомендаций и определение полученного социально-экономиче­ского эффекта).

Этап 1. Выбор тем и объектов проверок

Первостепенное значение при планировании контроля эффек­тивности имеет определение необходимости его проведения с уче­том возникновения объективной потребности в оценке экономич­ности, продуктивности и результативности использования госу­дарственных финансовых ресурсов.

Таблица 6.1

Количественная оценка критериев выбора тем и объектов аудита эффективности

Критерии

Шкалы значений критериев

Количество баллов

Социально-экономическая значимость темы:

    не имеет значения

    имеет значение как предмет контроля

    представляет большой интерес

1 2 3

Степень наличия рисков:

    отсутствие рисков

    низкий уровень рисков

    средний уровень рисков

    высокий уровень рисков

0 1 2 3

Оценка возмож­ных результатов проверки:

    незначительное влияние на повыше­ние эффективности проверяемой сферы или деятельности объектов проверки

    существенное влияние   на  повыше­ние эффективности проверяемой сферы или деятельности объектов проверки

    возможность значительного   влияния на повышение эффективности в различных сферах и объектах

1 2 3

Проведение предшествующих ревизий в этой сфере и/или на данных объектах:

    проверка проводилась, выявленные недостатки устранены

    проверка проводилась, выявленные недостатки устранены не в полной мере

    проверка не проводилась

0 1 2

Объем государ­ственных средств:

    до 100 млн руб.

    от 100 до 400 млн руб.

    от 400 до 700 млн. руб. и т.д.

1 2 3

При выборе направления контроля эффективности можно ру­ководствоваться социально-экономической значимостью вопроса, наличием высоких рисков, объемов государственных средств, на­правляемых в данную сферу, и т.д.

Количественная оценка критериев выбора тем и объектов ауди­та эффективности приведена в табл. 6.1.

Выбирается программа, набравшая большее количество бал­лов.

Этап 2. Предварительное изучение и подбор критериев эффектив­ности

Важнейшей стадией планирования контроля эффективности является определение критериев эффективности (средств оценки реализации вопросов, подлежащих контролю), а при необходимо­сти подкритериев, так как только с использованием грамотно раз­работанных критериев можно определить достигнуты ли, например, поставленные цели бюджетной программы, является ли исполнение программ экономичным, продуктивным и результативным.

Чтобы определить критерии оценки эффективности необходи­мо предварительно до выхода на объект аудита изучить Положение о данном объекте, Устав и другие законодательные и нормативные документы, касающиеся его деятельности. При этом в ходе аудита в качестве критериев эффективности могут быть использованы конкретные показатели для оценки собственной работы, утверж­денные руководством объекта аудита, соответствующим мини­стерством или ведомством, планы их работы по приоритетным направлениям деятельности, критерии, разработанные професси­ональными или экспертными организациями применительно к проверяемой сфере, данные о работе других организаций, осу­ществляющих подобную деятельность, статистические материалы и др.

Возможно применение двух видов критериев оценки эффектив­ности:

а) критерии, характеризующие прямые результаты деятельности объектов аудита;

б) критерии, отражающие конечные социальные результаты их деятельности.

При оценке прямых результатов деятельности организаций мо­гут использоваться следующие показатели:

   показатели затрат, т.е. финансовых, трудовых и материальных ресурсов, использованных для получения конкретных резуль­татов (например, больничное оборудование, лекарства, меди­цинский персонал);

   показатели непосредственных результатов произведенных за­трат (например, количество человек, прошедших диспансеризацию, или детей, прошедших вакцинацию, количество про­веденных операций и т.п.)

В качестве критериев оценки эффективности прямых резуль­татов деятельности объектов аудита может использоваться соот­ношение между произведенными затратами ресурсов (в стоимост­ном выражении) и полученными результатами (объемом выпуска продукции, выполненных работ, оказанных услуг). Например, критерием оценки эффективности при строительстве школ и дру­гих учебных заведений являются произведенные затраты в расче­те на одно учебное место, а больниц — затраты на одно «койко-место». Критерием оценки эффективности использования госу­дарственных средств для вузов является, например, показатель затрат на обучение студентов, которые впоследствии были отчис­лены из-за неуспеваемости, для школ — показатель наполняемос­ти классов.

Эффективность прямых результатов деятельности правоохра­нительных органов можно оценить на основе показателя раскры­ваемости преступлений, а медицинских учреждений — доли насе­ления, охваченного диспансеризацией, или доли детей, прошедших вакцинацию.

Критерии оценки эффективности конечных социальных ре­зультатов деятельности характеризуют последствия для общества выполнения органами государственной власти, другими органи­зациями возложенных на них функций, реализации программ или решения поставленных задач. Иначе говоря, на основе этих кри­териев должна даваться оценка результатов предоставления бюд­жетной услуги для ее получателей.

Например, одним из таких критериев оценки эффективности деятельности правоохранительных органов, в частности, является уровень преступности в стране, органов образования — уровень об­разованности населения, органов здравоохранения — соотношение заболевших и выздоровевших за определенный период, уровень дет­ской смертности и т. п. На основе этих критериев в процессе ауди­та определяется степень достижения поставленных социальных целей (в процентном или количественном выражении) и, тем са­мым, даются оценки социальной эффективности деятельности объ­ектов проверки в соответствующей сфере.

Пример1. Допустим, расходование государственных средств осуществляется в сфере дорожного строительства, и требуется оценить эффективность затрат, связанных с заменой традицион­ного перекрестка дорог на транспортную развязку, выполненную на разных уровнях. Оказывается, что даже в этом случае необхо­димо вводить много критериев. Во-первых, это экономия време­ни автомобилистов, которым не надо будет простаивать в ожи­дании разрешающего сигнала светофора. Во-вторых — экономия времени большинства пешеходов, которые будут пользоваться подземными переходами. В-третьих, это экономия топлива. В четвертых — уменьшение числа дорожно-транспортных про­исшествий, в-пятых — снижение числа смертельных случаев, в-шестых — уменьшение материального ущерба владельцев авто­мобилей и др. Кроме того, приходится учитывать и отрицатель­ные компоненты эффекта: труднее станет переход дороги для инвалидов с повреждением опорно-двигательного аппарата и для людей с детскими колясками. Не исключено, что число критери­ев может оказаться и больше десяти.

Но расходование государственных средств на модернизацию транспортных развязок — лишь часть расходов на реконструкцию трассы (наряду с ее расширением, обходом городов, заменой по­крытия на ответвлениях к селам и т.п.), а те, в свою очередь, — часть расходов на модернизацию существующих автомобильных дорог и т.д. В результате число критериев еще больше увеличит­ся.

Во избежание конфликта интересов и для полного использова­ния при подготовке контроля эффективности мнения специали­стов руководитель объекта контроля должен быть ознакомлен с подготовленными критериями контроля. Полезно получить согла­сие руководителя с критериями аудита.

По результатам предварительного принимается решение о включении (или не включении) данного контроля эффективности в годовой (квартальный) план работы. При принятии решения о проведении контроля эффективности на основе данных предвари­тельного изучения составляются план и программа контроля.

В плане контроля отражаются основные организационные во­просы, связанные с проведением контроля эффективности, такие как перечень проверяемых вопросов, суммы доходов и расходов бюджета по ним, масштаб контроля и потребность в ресурсах.

Программа контроля составляется в развитие плана контроля и представляет собой детальное описание мероприятий, необхо­димых для практической реализации плана. Она служит основным руководством для группы, осуществляющей контроль. В программе определяются цель, предмет, объект, критерии, а при необхо­димости подкритерии, приводится персональный состав должно­стных лиц, принимающих участие в осуществлении контроля, и распределение обязанностей между ними.

Примерные вопросы, учитываемые при составлении программы и требующие ответа при проведении контроля:

1. Экономичности и продуктивности:

   соблюдает ли объект контроля требования законодательства о государственных закупках;

   приобретает ли объект контроля надлежащие ресурсы в необ­ходимом количестве, соответствующего качества и по соответ­ствующей цене;

   защищает и поддерживает ли объект контроля должным обра­зом ресурсы (в том числе обучение);

   избегает ли объект контроля дублирования работы среди сво­их работников, а также работы, которая является не нужной;

   использует ли объект контроля оптимальное количество ре­сурсов (персонал, оборудование и сооружения) для своевре­менного производства или доставки товаров или услуг в над­лежащем количестве и надлежащего качества;

    выполняет ли объект контроля требования законодательства и нормативных правовых актов, регулирующих вопросы приоб­ретения, защиты и использования ресурсов;

   имеет ли объект контроля адекватные системы внутреннего контроля для оценки, предоставления отчетности и монито­ринга экономичности и результативности программы;

   достоверными ли являются показатели экономичности и про­дуктивности, отраженные объектом контроля в отчетах об ис­пользовании средств республиканского бюджета.

2. Результативности:

   оценка целей новой или продолжающейся программы (явля­ются ли они правильными, уместными и применимыми);

   оценка степени достижения желаемых результатов програм­мы;

   имеют ли место значительные непреднамеренные результаты исполнения бюджетной программы (как позитивные, так и негативные);

   оценка результативности бюджетной программы и (или) ее от­дельных компонентов;

    определение факторов, препятствующих достижению удов­летворительного уровня исполнения программы;

   рассматривало ли руководство объекта контроля альтернатив­ные варианты по реализации программы, при которых воз­можно более эффективное достижение желаемых результатов или на их достижение затрачивается меньше ресурсов;

    выяснение взаимосвязи проверяемой бюджетной программы с другими программами (возможно, на другом уровне) (допол­няет ли она их, дублирует или противоречит им);

    определены ли объектом контроля путей улучшения реализа­ции программ;

   оценка адекватности работы внутреннего контроля по предо­ставлению отчетности и мониторингу исполнения программ. Этап 3. Сбор данных и оценка эффективности

В ходе проведения контроля эффективности должны обеспечи­ваться независимость проведения контроля эффективности от воз­действия внешних и внутренних факторов; объективность и само­стоятельность принятия решений; прозрачность целей и методов контроля, критериев оценки эффективности использования средств государства; целостность и высокое качество проведения контроля; минимизации рисков.

При проведении контроля эффективности осуществляются:

    проверка экономической деятельности администрации в со­ответствии с основными административными принципами и практикой, а также политикой управления (бюджетной про­граммы);

    проверка продуктивности использования трудовых, финансо­вых и других ресурсов, включая исследование систем инфор­мации, результатов производственной деятельности, состо­яния внутреннего контроля, а также методов и процесса уст­ранения объектом контроля выявленных недостатков;

    проверка эффективности деятельности, выполнения постав­ленных перед объектом контроля задач, проверку фактичес­ких результатов в сравнении с запланированными результата­ми.

Составной частью контроля эффективности является контроль достоверности и качества информации. Контроль эффективности предполагает получение достоверной и качественной информации, в последующем используемой для детального изучения проблем, в том числе посредством обследований, опросов и т.д.

На стадии проведения контроля эффективности преследуется цель сбора необходимых и достаточных доказательств, которые позволяют подготовить наблюдения в отношении выполнения критериев, сделать вывод по каждой цели (подцели) контроля, определить возможности улучшения показателей эффективного использования бюджетных средств, разработать конкретные реко­мендации по проведенному контролю.

Доказательства могут быть материальными, документальными, свидетельскими и аналитическими. Материальные доказательства основываются на результатах осмотра, инвентаризации, докумен­тальные — на фактических материалах объекта контроля (контрак­ты, бухгалтерские отчеты и т.д.), свидетельские — на результатах опроса, беседы или анкетирования, аналитические — на оценках, расчетах и сравнениях собранных данных. При проведении конт­роля могут использоваться первичные (подготовленные проверя­ющими) и вторичные (полученные от объекта контроля или тре­тьих лиц) доказательства.

В процессе аудита необходимо провести объективный анализ собранных фактических данных на основе критериев оценки эф­фективности. По результатам сравнения фактических данных с критериями оценки эффективности следует подготовить заключе­ния, которые должны указывать в какой степени результаты дея­тельности объекта соответствуют критериям оценки эффективности и сформулировать выводы в отношении целей, поставленных в рам­ках данного аудита. Факторы, свидетельствующие о неэффективном использовании государственных средств могут иметь как количест­венную, так и качественную оценку. На основании сделанных за­ключений должны быть определены причины, которые приводят к неэффективным результатам деятельности объекта аудита.

В качестве общего метода оценки эффективности расходования государственных средств можно предложить метод экспертных оценок (МЭО). Он является одним из сугубо приближенных мето­дов оценки разнообразных величин, допускающих в той или иной форме количественное представление и применяемых при реше­нии тех вопросов науки и техники, в которых использование точ­ных методов невозможно, затруднительно или экономически не оправдано.

Пример применения экспертных оценок. Метод Дельфи:

В первом туре каждый эксперт дает числовую оценку эффективности расходования государственных средств в конкретной ситуации, например в баллах по пятибалльной шкале (возмож­но применение и других шкал, например в диапазоне от 0 до 100% или по шестибалльной системе). Далее организатор экс­пертизы подсчитывает среднее значение, а возможно, и неко­торые другие величины, и просит экспертов, давших крайние оценки, письменно обосновать свое мнение, которое без указа­ния фамилий, но вместе с подсчитанными величинами пред­ставляет на второй тур. Таким образом, во втором туре каждый эксперт знает среднюю и крайние оценки группы по первому туру, получает обоснование крайних оценок, но ему неизвестны индивидуальные оценки остальных экспертов по первому туру. Затем аналогично обрабатываются оценки второго, третьего туров до достижения достаточного, по мнению организатора, согласия между оценками экспертов или до тех пор, пока инди­видуальные оценки экспертов перестанут существенно изме­няться от тура к туру (обычно для этого требуется не более че­тырех туров).

Проверяющие при сборе доказательств должны иметь четкое представление о технологии, процедурах и подходах проведения контроля эффективности, а также использовать методики, которые позволят получить компетентные, уместные и достоверные дока­зательства.

Все доказательства должны документироваться в рабочих мате­риалах, с включением в них проведенной в соответствии с про­граммой контроля работы и результатов, так как они в дальнейшем послужат основой и подтверждением выводов по итогам контроля, источником информации для подготовки докладов и ответов на запросы. Адекватное документирование может стать доказатель­ством соответствия действий проверяющих стандартам контроля и основой для оценки их деятельности.

Доказательства объективно оцениваются в сравнении с крите­риями для подготовки наблюдений проверяющих и итоговых от­четов контроля эффективности. В случае если проверяющий вы­являет, что фактическое исполнение не отвечает установленным критериям, выявленные факты существенны и потенциальны в повышении эффективности, готовятся рекомендации по принятию соответствующих коррективных мер.

При проведении контроля эффективности очень важно иметь хорошее понимание всех систем и средств контроля, поддержива­ющих программу, функцию или вид деятельности, которую он проверяет. Затем эти системы и средства контроля тестируются с тем, чтобы удостовериться, что они существуют и функционируют надлежащим образом в проверяемый период. Если проверяющий приходит к выводу, что такие системы и средства контроля явля­ются эфективными, он может сократить объем тестирования дру­гих компонентов (операций и баланса).

При проведении контроля эффективности также важно прове­сти тестирование отдельных точек контроля и сопоставить их с утвержденными критериями, в случае отклонения полученного в ходе тестирования показателя от стандарта необходимо исследо­вать причины несоответствия.

Количество критериев оценки эффективности и сочетание их количественных и качественных, относительных и динамических значений в каждом аудите эффективности могут быть различными в зависимости от особенностей проверяемой сферы использования государственных средств. Важно только, чтобы они были объек­тивными и достаточными для формирования обоснованных за­ключений и выводов по результатам аудита эффективности в со­ответствии с поставленными целями.

Наиболее важным аспектом контроля эффективности являют­ся составление выводов и рекомендаций, направленных на повы­шение эффективности использования бюджетных средств. Выво­ды и рекомендации должны основываться на достоверных, надеж­ных и обоснованных доказательствах.

Этап 4. Подготовка отчета о результатах аудита

Заключительной стадией осуществления контроля эффектив­ности является составление отчета по результатам контроля. Про­цесс составления отчета по результатам контроля эффективности является менее регламентированным. Допускается составление отчетов не в стандартных формах, а в виде информационных до­кладов, содержание и структура которых формируются в соответ­ствии с каждым конкретным случаем.

Структура и содержание отчета формируются в зависимости от целей и масштаба проведенного контрольного мероприятия. В от­чете по результатам контроля должны быть отражены все установ­ленные факты нарушений, предложения по их устранению, совер­шенствованию нормативных правовых актов и повышению эф­фективности использования средств государства.

Отчет должен содержать независимую и достоверную оценку экономичности, продуктивности и результативности, с которыми приобретаются и используются ресурсы, а также эффективности выполнения поставленных задач.

Содержание отчета не должно всецело концентрироваться на отражении имеющихся недостатков, оно должно быть конструк­тивным. В отчете необходимо четко сформулировать выводы и представить предложения необходимых усовершенствований.

В акте аудита необходимо дать оценку законодательству, кото­рым руководствуется объект аудита, т.е. насколько применяемые законы обеспечивают эффективность деятельности объекта ауди­та. Отражается также наличие противоречий в действующем зако­нодательстве, перечень вопросов, которые не отражены в нем. Кроме того, дается оценка постановлений Правительства и внут­риведомственных документов, которые использует в работе объект аудита и анализируется соответствие данных документов действу­ющему законодательству. В том случае, если выявлены противо­речия в нормативных документах, приводящие к потерям доходов либо увеличению расходов бюджета, необходимо оценить их вли­яние на бюджет.

В акт аудита и аудита эффективности использования государ­ственных средств и в отчет о результатах аудита следует включить следующие компоненты:

    цель данного аудита, аудита эффективности;

   перечень объектов аудита;

    период времени, который охватывает аудит;

   краткая характеристика аудируемого объекта, программы или направления деятельности этого объекта с указанием обязан­ностей и функций руководителей, имеющих отношение к по­казателям и результатам работы в аудируемой области;

   результаты анализа функциональной деятельности объекта ау­дита;

    выявленные факты неэффективного использования государ­ственных средств и финансовых нарушений;

   заключения и выводы, сделанные по результатам аудита;

   рекомендации, которые должны содержать предложения по устранению выявленных недостатков и решению имеющихся проблем. В частности, разрабатываются предложения о внесе­нии изменений и дополнений в действующие законы, отмене действующих законов, необходимости подготовки проектов новых законов, а также об отмене решений Правительства и других исполнительных органов власти, противоречащих дей­ствующему законодательству.

В акт о результатах аудита и отчет следует включать не только выявленные недостатки, но и заслуживающие внимания достиже­ния в аудируемой сфере, в том числе и положительные результаты деятельности объекта.

Акт по результатам аудита, аудита эффективности и отчет должны быть полными, точными, объективными, убедительными, ясными и лаконичными и содержать достаточный объем матери­алов и доказательств, необходимых для обоснования результатов аудита и обеспечивающих правильное понимание содержащейся в них информации. Собранный дополнительный материал (напри­мер, статистические данные, диаграммы, таблицы и т.д.) включают в акт по мере необходимости для того, чтобы подчеркнуть характер или важность данной проблемы.
В отчете по результатам аудита должны быть отражены замеча­ния руководителей объектов аудита (если они представлены), включая имеющиеся разногласия в отношении использованных критериев оценки эффективности, выводов и рекомендаций.



{SHOW_TEXT}

РЕВИЗИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО КРЕДИТАМ РЕВИЗИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ РЕВИЗИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ ОБОБЩАЮЩЕГО ДОКУМЕНТА О СОСТОЯНИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ДОСТОВЕРНОСТИ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕВИЗИИ УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ЛИТЕРАТУРА ВСЕ ЧТО ВЫ ХОТЕЛИ ЗНАТЬ ОБ АУДИТЕ (теоретические основы) Система финансового контроля и аудита в Российской Федерации  Из истории аудита Виды и методы контроля