Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕВИЗИИ УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.99 № 1024 одобрена Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации с дополне­ниями от 29.11.2000 г. (далее — Концепция), в соответствии с ко­торой к целям и задачам управления унитарными предприятиями относится создание системы экономического мониторинга и уже­сточение контроля за деятельностью унитарных предприятий.

В Концепции отмечалось: «Количество унитарных предприятий весьма значительно, основная их деятельность не всегда отвечает интересам государства. В число действующих унитарных предпри­ятий входят и предприятия, подлежащие приватизации, но не при­ватизированные по ряду причин (в основном в силу низкой лик­видности имущества). Законодательство, ориентированное на массовую приватизацию, не могло учитывать экономические осо­бенности ряда объектов и, соответственно, предусматривать осо­бый порядок приватизации.

Предусмотренные гражданским законодательством организа­ционно-правовая форма унитарного предприятия и институт пра­ва хозяйственного ведения имеют ряд отрицательных свойств...

В частности, руководители унитарных предприятий бесконт­рольно управляют финансовыми потоками этих предприятий, в том числе самостоятельно принимают решения о направлениях использования прибыли. Они не связаны необходимостью согла­совывать свои решения с собственником имущества (за исключе­нием вопросов распоряжения недвижимым имуществом).

Трудовое законодательство, эффективно защищая права руко­водителей, создает значительные трудности для применения к ним мер ответственности за результаты деятельности предприятия».

В настоящее время нормативное регулирование порядка осу­ществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организации осуществляется Федеральным законом «О государ­ственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.02 г. № 161 -ФЗ, который является одним из важнейших правовых актов в сфере гражданского законодательства (далее — Закон).

Статья 26 Закона «Контроль за деятельностью унитарного пред­приятия» устанавливает две формы финансового контроля:

    бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного пред­приятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской про­верке независимым аудитором;

    контроль за деятельностью унитарного предприятия осуще­ствляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами.

Иначе говоря, осуществляется аудиторский (гражданско-пра­вовая форма контроля) и государственный внешний или внутри­ведомственный контроль (форма контроля в системе администра­тивного подчинения). 

Организация обязательных ежегодных аудиторских проверок

Согласно п. 1 ст. 26 Закона обязательная ежегодная аудиторская проверка проводится в случаях, определенных собственником иму­щества унитарного предприятия. Подпункт 16 п. 1 ст. 20 Закона предоставляет собственнику имущества унитарного предприятия право принимать решение о проведении аудиторских проверок.

Таким образом, можно сделать вывод, что аудиторская провер­ка должна проводиться в случаях, предусмотренных уставом пред­приятия, либо в иных случаях по решению собственника имуще­ства предприятия1.

Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия предусматривает обязанность предприятия ежегодно проводить аудиторские проверки при наличии определенных фи­нансовых показателей деятельности.

В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона «Об аудитор­ской деятельности» от 07.08.01 г. № 119-ФЗ аудит проводится с целью проверки достоверности финансовой (бухгалтерской) от­четности аудируемых лиц и соответствия порядка ведения бухгал­терского учета законодательству Российской Федерации.

Статья 7 Закона об аудиторской деятельности определяет сле­дующие условия проведения обязательного аудита:

«...3) объем выручки организации (за исключением сельскохо­зяйственных кооперативов и их союзов) или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установлен­ный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на ко­нец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодатель­ством Российской Федерации минимальный размер оплаты тру­да;

4) организация является государственным унитарным предпри­ятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют подпункту 3 пункта 1 настоящей ста­тьи. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъ­екта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены.

Согласно указанной статье обязательный аудит осуществляется в случае, если организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, осно­ванным на праве хозяйственного ведения. Таким образом, к казен­ным предприятиям, основанным на праве оперативного управле­ния, правила об обязательной аудиторской проверке не относятся, за исключением случаев, когда такая проверка проводится по ре­шению собственника имущества данного предприятия.

Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть пони­жены.

Пункт 1 ст. 26 Закона требует, чтобы аудиторская проверка осу­ществлялась независимым аудитором.

Согласно п. 2 ст. 7 Закона об аудиторской деятельности при проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собствен­ности или собственности субъекта Российской Федерации состав­ляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам размещения заказа на ока­зание таких услуг в порядке, предусмотренном Федеральным за­коном «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.05 г. № 94-ФЗ.

Постановлением Правительства РФ «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита» от 30.11.05 г. № 706 утверждены Правила проведения открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного ежегодного аудита организации, доля государственной собственности или собствен­ности субъекта Российской Федерации в уставном (складочном) капитале которой составляет не менее 25%.

Конкурс по отбору аудиторской организации для осуществле­ния обязательного аудита организации проводится в целях выяв­ления аудиторской организации, обеспечивающей лучшие условия проведения обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) от­четности организации.

Организатором конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного ежегодного аудита федерально­го государственного унитарного предприятия является руководи­тель федерального государственного унитарного предприятия.

Участником конкурса может быть аудиторская организация, отвечающая установленным законодательством Российской Фе­дерации требованиям к аудиторским организациям. Согласно ука­занному постановлению организатор конкурса вправе устанавли­вать дополнительные требования к участникам конкурса в части опыта работы аудиторской организации в соответствующей отрас­ли или сфере деятельности.

Организатор конкурса должен опубликовать извещение о про­ведении предварительного отбора в информационно-аналитичес­ком бюллетене «Конкурсные торги» и, как минимум, в одном пе­риодическом печатном издании, зарегистрированном территори­альным органом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране куль­турного наследия по месту нахождения организатора конкурса, не позднее 10 дней с даты опубликования такого извещения в инфор­мационно-аналитическом бюллетене «Конкурсные торги».

Извещение о проведении предварительного отбора должно со­держать следующие сведения:

а) наименование и адрес организатора конкурса;

б) время и место проведения предварительного отбора;

в) предмет договора о проведении обязательного аудита;

г) срок проведения обязательного аудита;

д) требования к участникам конкурса;

е) порядок, место и срок подачи заявок на участие в предвари­тельном отборе, при этом срок подачи заявок составляет не менее 15 дней от даты опубликования извещения о проведении предварительного отбора в информационно-аналитическом бюллетене «Конкурсные торги».

Заявка аудиторской организации на участие в конкурсе должна содержать техническое и финансовое предложения, а также сведе­ния о ее соответствии требованиям, предъявляемым к участникам конкурса (если предварительный отбор не проводился).

Техническое предложение аудиторской организации должно содержать:

а) описание общего подхода к проведению обязательного ауди­та, включая предполагаемый объем проверки и общий объем тру­дозатрат (без указания стоимости проведения аудита);

б)  общую и профессиональную характеристику аудиторской организации, включая сведения о членстве в профессиональных аудиторских объединениях, аккредитованных при уполномочен­ном федеральном органе государственного регулирования ауди­торской деятельности, и о прохождении внешнего контроля ка­чества работы аудиторской организации;

в) сведения о квалификации и опыте сотрудников аудиторской организации, предлагаемых для участия в аудите финансовой (бух­галтерской) отчетности организации, включая номера и типы ква­лификационных аттестатов аудитора.

Финансовое предложение аудиторской организации должно содержать стоимость проведения аудита без учета НДС.

Заявка на участие в конкурсе подается организатору конкурса в порядке, предусмотренном конкурсной документацией, в тече­ние 45 дней с даты направления извещения о проведении конкур­са прошедшим предварительный отбор аудиторским организациям или с даты опубликования извещения о проведении конкурса (если предварительный отбор не проводился).

Техническое и финансовое предложения подаются в отдельных запечатанных конвертах. На конверте с техническим предложени­ем проставляется отметка «Техническое предложение», а на кон­верте с финансовым предложением — отметка «Финансовое пред­ложение».

Организатор конкурса разрабатывает и утверждает положение о конкурсной комиссии, формирует конкурсную комиссию и оп­ределяет ее председателя, в состав комиссии должен быть включен представитель федерального органа исполнительной власти, осу­ществляющего функции по управлению федеральным имуще­ством.

Председатель конкурсной комиссии вскрывает на заседании конкурсной комиссии конверты с заявками на участие в конкур­се.

Конкурсная комиссия рассматривает, оценивает и сопоставля­ет заявки на участие в конкурсе в соответствии с конкурсной до­кументацией.

Рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в кон­курсе осуществляются в два этапа: на первом этапе рассматрива­ются, оцениваются и сопоставляются технические предложения, на втором этапе — финансовые предложения.

Первыми вскрываются конверты с техническими предложени­ями. При этом конверты с финансовыми предложениями находят­ся у председателя конкурсной комиссии, который вскрывает их на заседании конкурсной комиссии после рассмотрения, оценки и сопоставления технических предложений.

Оценка технического предложения осуществляется по 100-бал­льной шкале со следующим распределением максимальных бал­лов:

35 баллов — за общий подход аудиторской организации к вы­полнению аудиторского задания, полученного от организатора конкурса;

25 баллов — за общую и профессиональную характеристику ау­диторской организации;

30 баллов — за квалификацию и опыт сотрудников аудиторской организации, предлагаемых для участия в аудите;

10 баллов — за дополнительную информацию.

Оценка финансового предложения рассчитывается по 100-бал­льной шкале.

Финансовые предложения, содержащие стоимость проведения аудита в пределах отклонения не более чем на 25% от средней сто­имости, предложенной аудиторскими организациями, заявки на участие в конкурсе которых не отклонены конкурсной комиссией, получают 100 баллов. Оценка других финансовых предложений рассчитывается путем вычитания из 100 баллов корректирующей величины, которая рассчитывается как произведение 100 на отно­шение величины отклонения финансового предложения конкрет­ной аудиторской организации от средней стоимости к этой средней стоимости.

Оценка заявки на участие в конкурсе в целом рассчитывается путем сложения баллов за техническое предложение, умноженных на 0,8, и баллов за финансовое предложение, умноженных

Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе,

если:

а) аудиторская организация не соответствует требованиям, ус­тановленным организатором конкурса;

б) аудиторская организация отказалась дать разъяснения поло­жений заявки на участие в конкурсе в соответствии с настоящими Правилами;

в) заявка на участие в конкурсе не отвечает требованиям, пре­дусмотренным конкурсной документацией;

г) стоимость проведения аудита, содержащаяся в финансовом предложении, на 40 и более процентов ниже средней стоимости, рассчитанной конкурсной комиссией на основании финансовых предложений всех аудиторских организаций.

Организатор конкурса в трехдневный срок после подписания протокола заседания конкурсной комиссии о проведении конкур­са направляет победителю конкурса уведомление о признании его победителем.

Распоряжением Минимущества России от 30.12.02 г. № 4521-р утверждено Типовое техническое задание на проведение обяза­тельного аудита федеральных государственных унитарных пред­приятий.

Техническое задание определяет состав задач и подзадач, необ­ходимых для выполнения аудитором в процессе осуществления обязательного аудита, в состав которых входит аудит:

   учредительных документов;

    внеоборотных активов;

    производственных запасов;

   затрат на производство;

    готовой продукции;

   денежных средств;

    расчетов;

   забалансовых счетов.

Результаты проведенного аудита представляются аудитором ру­ководству унитарного предприятия в виде аудиторского заключе­ния, оформленного в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской деятельности, а также аудиторского отчета, содержа­щего информацию о решении каждой из задач и подзадач аудита с обоснованными выводами и предложениями по каждой задаче и подзадаче. Один экземпляр аудиторского заключения и аудитор­ского отчета по результатам аудита унитарного предприятия на­правляется аудитором в Минимущество (в настоящее время — Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом России).

Распоряжением Минимущества России от 05.09.03 г. № 3847-р утверждены Методические указания по оценке соответствия и ка­чества содержания аудиторских заключений и аудиторских отчетов Типовому техническому заданию на проведение обязательного ау­дита организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, и федеральных государственных унитарных предприятий, утверж­денному распоряжением Минимущества России от 30.12.02 г. № 4521-р.

Порядок организации отбора аудиторских организаций для про­ведения проверок унитарных предприятий субъектов федерации регулируется нормативными актами субъекта, и в целом соответ­ствует процедуре этого процесса на федеральном уровне. 

Организация государственного контроля

Статья 26 Закона содержит норму, в соответствии с которой контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществля­ется органом, осуществляющим полномочия собственника, и дру­гими уполномоченными органами. К упомянутым в данной статье уполномоченным органам следует, в первую очередь, отнести на­логовые, таможенные и другие органы, осуществляющие контроль за деятельностью унитарного предприятия в иных, не урегулиро­ванных настоящим Законом формах1.

Одной из форм контроля за деятельностью унитарного пред­приятия является утверждение программы деятельности унитар­ного предприятия.

Согласно постановлению Правительства РФ «О мерах по повы­шению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государ­ственных унитарных предприятий» от 10.04.02 г. № 228, федераль­ные органы исполнительной власти, на которые возложены коор­динация и регулирование деятельности в соответствующих отрас­лях (сферах) управления, ежегодно утверждают программы деятельности подведомственных им федеральных государственных унитарных предприятий.

Указанным постановлением утверждена форма программы дея­тельности унитарного предприятия.

Ежегодно (до 1 августа) руководитель федерального государ­ственного унитарного предприятия представляет в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится пред­приятие, проект программы деятельности предприятия на следу­ющий год, разработанной по установленной форме и представля­ющей собой комплекс мероприятий, связанных между собой по срокам и источникам финансирования.

Мероприятия программы должны отражать основные направ­ления деятельности в планируемом периоде по достижению целей, определенных уставом, решениями Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти. Вмес­те с проектом программы представляется технико-экономическое обоснование планируемых мероприятий, затрат на их реализацию, а также ожидаемого эффекта от их выполнения.

Другой важной формой контроля за деятельностью унитарного предприятия является представление отчетности о результатах его деятельности.

Пункт 3 ст. 26 Закона устанавливает обязанность представления унитарным предприятием органу, осуществляющему полномочия собственника в отношении имущества данного предприятия, по окончании отчетного периода бухгалтерской отчетности и иных документов.

Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском уче­те» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ в состав бухгалтерской отчетности вхо­дят:

   бухгалтерский баланс;

   отчет о прибылях и убытках;

   приложения к ним, предусмотренные нормативными актами;

   аудиторское заключение;

   пояснительная записка.

В целях организации контроля за деятельностью унитарных предприятий Постановлением Правительства РФ от 04.10.99 г. № 1116 утвержден Порядок отчетности руководителей федераль­ных государственных унитарных предприятий (далее — Порядок отчетности).

В соответствии с утвержденным Порядком отчетности руково­дитель федерального государственного унитарного предприятия ежегодно направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный утверждать программу деятельности предприятия, одновременно с годовым отчетом доклад о финансово-хозяй­ственной деятельности предприятия, в котором должны быть от­ражены следующие вопросы:

    структурные изменения в номенклатуре выпускаемой продук­ции;

    структурные изменения в долях товарных рынков, которые имеет предприятие;

    реализация мероприятий по улучшению качества и конкурен­тоспособности продукции предприятия;

    использование передовых технологий и изобретений в произ­водстве продукции и предоставлении услуг;

    выполнение федеральных инвестиционных программ;

   достижение утвержденных основных экономических показа­телей деятельности предприятия;

    обобщенные данные о ходе выполнения программы деятель­ности предприятия за отчетный период;

    информация обо всех обстоятельствах, которые нарушают обычный режим функционирования предприятия или угро­жают его финансовому положению;

   реализация мероприятий по недопущению банкротства пред­приятия;

   данные об изменении численности персонала, среднемесяч­ной оплате труда работников предприятия, в том числе руко­водителя, за отчетный период;

   данные об использовании прибыли, остающейся в распоряже­нии предприятия;

    научные исследования и разработки гражданского назначе­ния, финансируемые за счет собственных средств федераль­ного государственного унитарного предприятия, (представля­ется в случае проведения научных исследований и разработок гражданского назначения, финансируемых за счет собствен­ных средств федерального государственного унитарного пред­приятия);

    программа деятельности предприятия на очередной год. Распоряжением Мингосимущества России от 11.11.99 г.

№ 1506-р утверждены Методические указания по заполнению форм отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий.

Свои особенности имеет контроль за деятельностью казенных предприятий.

Постановлением Правительства РФ от 06.11.94 г. № 1138 ут­вержден Порядок планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств) (далее — Порядок).

В соответствии с указанным Порядком производственно-хозяй­ственная деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии с планом-заказом и планом развития предприятия.

План-заказ утверждается уполномоченным органом отраслево­го управления ежегодно на основании выявляемой им потребности в продукции (работах, услугах), производимой казенным предпри­ятием с целью обеспечения поставок для государственных нужд, выполнения государственного заказа и заключенных договоров. 

Оценка системы внутреннего контроля унитарного предприятия

В Концепции основные риски, связанные с функционирова­нием унитарных предприятий, описаны следующим образом: «на практике широкие полномочия руководителей унитарных пред­приятий в отсутствие действенных инструментов и порядка управ­ления, контроля и мотивации руководителей приводят к:

а) переводу части финансовых потоков унитарных предприятий в фирмы — спутники, создаваемые с целью изменения направле­ния финансовых потоков. В результате вся прибыль, которую мог­ли бы получить унитарные предприятия, оседает именно в этих фирмах;

б) заключению сделок, в которых заинтересовано руководство унитарного предприятия, что приводит к искусственному завыше­нию себестоимости продукции, а в ряде случаев — к хищениям государственного имущества;

в) отсутствию у государственных органов актуальной информа­ции о состоянии дел в унитарных предприятиях;

г)  невозможности предотвратить негативные последствия не­квалифицированной или противоправной деятельности руководи­телей.

Растет количество неплатежеспособных унитарных предпри­ятий, что во многом спровоцировано отсутствием должного управ­ления и бесконтрольностью со стороны государства».

Предварительная оценка эффективности внутреннего контроля ревизором включает:

1) направление запроса руководителем унитарного предприятия с целью выяснения мер, принимаемых на предприятии с целью избежания экономически необоснованных посреднических звень­ев на «входе» ресурсов (закупки сырья и оборудования) и на «вы­ходе» (сбыте продукции, работ, услуг);

2) рассмотрение ответов руководства на запрос;

3) изучение на примере двух-трех наиболее крупных покупок за проверяемый период процедуры отбора поставщиков;

4) изучение структуры покупателей, анализ организации сбы­товой политики, на примере двух-трех марок продукции провести сравнение цены продажи и рыночных цен;

5) вывод об эффективности системы внутреннего контроля в части противодействия риска перевода финансовых потоков в «фирмы-спутники». 

Контроль соблюдения законодательства

В соответствии со ст. 22 Закона «Заинтересованность в совер­шении унитарным предприятием сделки» сделка, в совершении ко­торой имеется заинтересованность руководителя унитарного пред­приятия, не может совершаться унитарным предприятием без согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Согласие собственника должно быть дано в отношении кон­кретной сделки, в совершении которой имеется заинтересован­ность. При этом должны быть указаны лицо (лица), являющееся ее стороной (сторонами), выгодоприобретателем (выгодоприобре­тателями), цена, предмет сделки и иные ее существенные усло­вия.

Согласие на совершение сделок, где есть заинтересованность, дается собственником имущества унитарного предприятия в об­щем порядке, предусмотренном для согласования действий, на­правленных на распоряжение имуществом унитарного предпри­ятия.

Руководитель унитарного предприятия признается заинтересо­ванным в совершении унитарным предприятием сделки в случаях, если он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аф­филированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации:

   являются стороной сделки или выступают в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;

   владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20% и более акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;

   занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в ин­тересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предпри­ятием;

    в иных определенных уставом унитарного предприятия слу­чаях.

В соответствии с п. 2. этой же статьи руководитель унитарного предприятия должен доводить до сведения собственника имуще­ства унитарного предприятия информацию:

   о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, при­знаваемые таковыми в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации, владеют 20% и более акций (долей, паев) в совокупности;

   о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, при­знаваемые таковыми в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации, занимают должности в органах управле­ния;

   об известных ему совершаемых или предполагаемых сделках, в совершении которых он может быть признан заинтересован­ным.

Лицо признается аффилированным в соответствии с требова­ниями антимонопольного законодательства Российской Федера­ции.

Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополисти­ческой деятельности на товарных рынках» от 22.03.91 г. № 948-1 (в редакции от 09.10.02 г.) устанавливает, что аффилированными лицами являются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физичес­ких лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

К аффилированным лицам физического лица, осуществляюще­го предпринимательскую деятельность, относятся:

   лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадле­жит данное физическое лицо;

   юридические лица, в которых данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голо­сов, приходящихся на голосующие акции либо составляющих уставный или складочный капитал вклада, доли данного юри­дического лица.

Однако Закон не определяет ни порядок, ни сроки предостав­ления такой информации, ни ответственность за ее непредостав­ление. Из текста данной статьи следует, что указанная информация предоставляется независимо от того, совершается или планирует­ся к совершению сделка, в которой может быть заинтересован ру­ководитель предприятия. Хотя наиболее вероятно, что на практи­ке указанная информация будет предоставляться руководителем унитарного предприятия одновременно с направлением собствен­нику имущества унитарного предприятия документов сделки для получения согласия на ее совершение.

Ревизор должен запросить копии документов об аффилирован­ноти, предоставленных собственнику, а если такие документы не готовились, подготовить их для него. К сделкам с аффилирован­ными лицами ревизор уделяет повышенное внимание, более тща­тельно анализируя условия сделки на предмет соблюдения инте­ресов государства.

В соответствии со ст. 23 Закона решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитар­ного предприятия.

Крупной является сделка или несколько взаимосвязанных сде­лок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно иму­щества, стоимость которого

    составляет более 10% уставного фонда унитарного предпри­ятия

    или более чем в 50 тыс. раз превышает установленный феде­ральным законом минимальный размер оплаты труда (МРОТ).

При этом стоимость отчуждаемого унитарным предприятием в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого уни­тарным предприятием имущества — на основании цены предло­жения такого имущества. К таким сделкам могут относиться дого­воры поручительства, договоры о залоге имущества и другие, при неисполнении которых взыскание может быть обращено на иму­щество поручителя, залогодателя и т.д. с отчуждением его в уста­новленном Законом порядке.

Сумма (размер) крупной сделки определяется исходя из стои­мости реально отчуждаемого или приобретаемого имущества (иму­щества, передаваемого в залог, вносимого в качестве вклада в ус­тавный капитал другого общества, и т.д.). Исходя из судебной практики, связанной с заключением круп­ных сделок, изложенной в информационном письме Президиума ВАС РФ от 13.03.01 г. № 62, при определении суммы сделки, ко­торая может быть отнесена к крупной, не подлежат включению в нее проценты, начисляемые за просрочку исполнения денежного обязательства (ст. 395 ГК РФ), а также иные суммы, взимаемые с должника в порядке применения к нему мер ответственности (не­устойка, штраф, пени). Предусмотренные кредитным договором проценты за пользование кредитом в течение предусмотренного договором срока не являются мерой ответственности и должны учитываться при определении суммы сделки.

Закон не устанавливает, кто должен определять стоимость иму­щества, являющегося предметом крупной сделки. Судя по всему, ответственность за признание сделки крупной несет руководитель унитарного предприятия.


Так же, как и в отношении сделок, в совершении которых име­ется заинтересованность, согласие собственника должно быть дано в отношении конкретной крупной сделки. При этом должны быть указаны лицо (лица), являющееся (являющиеся) ее стороной (сто­ронами), выгодоприобретателем (выгодоприобретателями), цена, предмет сделки и иные ее существенные условия.

Согласно ст. 19 Закона казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуще­ством только с согласия собственника этого имущества в лице его уполномоченного органа. Если иное не установлено федеральны­ми законами или иными нормативными правовыми актами Рос­сийской Федерации, казенное предприятие самостоятельно реа­лизует только произведенную им продукцию.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для реализа­ции казенным предприятием произведенной им продукции, сто­имость которой более чем в 50 тыс. раз превышает установленный МРОТ, требуется согласие собственника имущества такого пред­приятия.

В соответствии со ст. 24 Закона унитарное предприятие вправе осуществлять заимствования только по согласованию с собственни­ком имущества унитарного предприятия объема и направлений использования привлекаемых средств. Порядок осуществления заимствований унитарными предприятиями должен определяться Правительством Российской Федерации, органами государствен­ной власти субъектов Российской Федерации или органами мест­ного самоуправления. 

Контроль финансовой отчетности

В целом порядок ревизии финансовой отчетности унитарного предприятия такой же, как и порядок ревизии обычных коммер­ческих организаций. Вместе с тем в бухгалтерском учете таких предприятий есть ряд особенностей.

Например, порядок отражения передачи имущества в хозяйс­твенное ведение (оперативное управление) унитарному предпри­ятию сверх определенного уставными документами уставного фон­да и изъятия такого имущества разъяснен письмом Минфина РФ «О передаче имущества в хозяйственное ведение (оперативное управление)» от 21.08.2003 № 16-00-22/11, атакже письмом Мин­фина России «О порядке отражения в бухгалтерском учете опера­ций получения основных средств на праве хозяйственного ведения или оперативного управления сверх суммы уставного фонда» от 05.08.2003 № 16-00-14/247. В соответствии с разъяснениями Мин­фина РФ стоимость полученных основных средств «на баланс» унитарного предприятия, без увеличения уставного капитала, должна отражаться как увеличение прибыли унитарного предпри­ятия, что конечно, несколько искажает данные о реальной при­были по данным бухгалтерского баланса. 

Контроль эффективности

Контроль за деятельностью унитарных предприятий направлен на повышение эффективности использования федерального иму­щества, закрепленного за данными предприятиями.

К контролю за деятельностью унитарного предприятия можно отнести утверждение показателей экономической эффективности его деятельности и контролирование их выполнения. Распоряжени­ем Минимум имущества России от 10.07.2000 г. № 183-р утверждены Методические рекомендации по организации и проведению ана­лиза эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий.

Согласно указанным Методическим рекомендациям в целях проведения анализа эффективности деятельности предприятий соответствующему органу исполнительной власти рекомендуется образовывать балансовую комиссию, задачами которой, в част­ности, являются оценка эффективности использования имущества предприятиями и контроль за выполнением утверждаемых пока­зателей экономической эффективности деятельности предпри­ятий.

Комиссия анализирует представленные материалы и по резуль­татам анализа оценивает качество систем управления предприятий, а также уровень профессиональной компетентности руководителей предприятий. Комиссия может давать рекомендации по повыше­нию эффективности деятельности предприятий, осуществлять повторное рассмотрение документов предприятий. В случае обна­ружения при повторной проверке фактов невыполнения рекомен­даций, повлекших ухудшение показателей деятельности, комиссия может представить соответствующему органу исполнительной власти или Минимуществу России предложения о принятии в от­ношении руководителя предприятия мер ответственности вплоть до расторжения трудового договора.

Постановлением Правительства РФ от 11.012000 г. № 23 ут­верждено Положение о ведении реестра показателей экономиче­ской эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий. Указанный реестр ведется Минимуществом России и представляет собой федеральную информационную систему, объектами учета в которой являются утвержденные в ус­тановленном порядке величины показателей экономической эф­фективности деятельности унитарных предприятий и фактически достигнутые величины показателей экономической эффективно­сти деятельности унитарных предприятий.

Данные о показателях экономической эффективности форми­руются по отраслям соответствующими федеральными органами отраслевого управления и по территориям — территориальными органами Минимущества России (сейчас — Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом России).

Задачи ведения реестра:

   сбор данных о показателях экономической эффективности деятельности унитарных предприятий;

   анализ и утверждение величин таких показателей;

   оценка достижения унитарными предприятиями утвержден­ных величин показателей экономической эффективности;

   оценка эффективности управления унитарными предприяти­ями и определение мер по ее повышению.

На руководителей унитарных предприятий возложена обязан­ность ежеквартально обеспечивать определение фактически до­стигнутых за отчетный период величин показателей экономиче­ской эффективности деятельности и представлять указанные данные в отраслевой и территориальный органы в сроки, установленные для представления квартальной бухгалтерской отчет­ности.

Приказом Минэкономразвития России № 320, Минимущества России № 208, МНС России № БГ-З-21/355-а от 18.09.01 г. утверж­ден Перечень показателей экономической эффективности деятель­ности федеральных государственных унитарных предприятий и порядок их определения.

Определение величин показателей экономической эффектив­ности деятельности унитарных предприятий осуществляется фе­деральными органами исполнительной власти, на которые возло­жены координация и регулирование деятельности в соответству­ющих отраслях или сферах управления.

Такие величины определяются ежегодно до начала отчетного года на основании программ (планов) деятельности унитарных предприятий; бухгалтерской и иной отчетности; данных реестра показателей экономической эффективности деятельности феде­ральных государственных унитарных предприятий; иных инфор­мационных ресурсов.

Определение фактически достигнутых за отчетный период ве­личин показателей экономической эффективности деятельности унитарных предприятий осуществляется руководителями унитар­ных предприятий ежеквартально в соответствии с законодатель­ством о бухгалтерском учете.

Для оценки экономической эффективности деятельности уни­тарных предприятий утверждаются и анализируются на предмет фактического достижения величины следующих показателей (в тыс. руб.):

    выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и ана­логичных обязательных платежей);

    чистая прибыль;

    часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет;

   чистые активы.

 



{SHOW_TEXT}

РЕВИЗИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ РЕВИЗИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО КРЕДИТАМ РЕВИЗИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ РЕВИЗИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ ОБОБЩАЮЩЕГО ДОКУМЕНТА О СОСТОЯНИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ДОСТОВЕРНОСТИ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕВИЗИИ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЛИТЕРАТУРА ВСЕ ЧТО ВЫ ХОТЕЛИ ЗНАТЬ ОБ АУДИТЕ (теоретические основы) Система финансового контроля и аудита в Российской Федерации  Из истории аудита