Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ ОБОБЩАЮЩЕГО ДОКУМЕНТА О СОСТОЯНИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ДОСТОВЕРНОСТИ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

Регламентация итогового документа контрольного мероприятия различается в различных направлениях финансового контроля.

При государственном финансовом контроле порядок подготов­ки итогового документа регулируется нормативным актом, регла­ментом или сложившейся практикой каждого контрольного орга­на, хотя в целом содержание итоговых документов идентично: вводная, содержательная (аналитическая), итоговая части. Напри­мер, в соответствии с Инструкцией Минфина России № 42н акт ревизии должен состоять из вводной и описательной частей. По результатам проведения ревизии сотрудниками милиции состав­ляется акт ревизии финансовой, хозяйственной, предприниматель­ской, торговой деятельности, состоящей из трех частей: общая, описательная и итоговая.

По той же примерно схеме составляются итоговые документы внутреннего контроля и экспертизы.

Согласно сложившейся практике итоговый документ по резуль­татам проверок государственных контрольных органов называется актом ревизии.

В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или по ним необходимо принять срочные меры к их устранению или привлечению должностных и (или) материально ответствен­ных лиц к ответственности, в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт, и от этих лиц запрашиваются необходимые письменные объяснения.

Промежуточный акт подписывается участником ревизионной группы, ответственным за проверку конкретного вопроса програм­мы ревизии, и соответствующими должностными и материально ответственными лицами ревизуемой организации.

Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт ревизии. 

Вводная часть

Вводная часть акта ревизии, как правило, содержит следующую информацию:

    наименование темы ревизии;

   дата и место составления акта ревизии;

    кем и на каком основании проведена ревизия (номер и дата удостоверения, а также указание на плановый характер реви­зии или ссылку на задание);

    проверяемый период и сроки проведения ревизии;

    полное наименование и реквизиты организации, идентифика­ционный номер налогоплательщика (ИНН);

    ведомственная принадлежность и наименование вышестоя­щей организации;

    сведения об учредителях;

    основные цели и виды деятельности организации;

    имеющиеся у организации лицензии на осуществление от­дельных видов деятельности;

    перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в орга­нах федерального казначейства;

    кто в проверяемый период имел право первой подписи в орга­низации и кто являлся главным бухгалтером (бухгалтером);

    кем и когда проводилась предыдущая ревизия, что сделано в организации за прошедший период по устранению ею выяв­ленных недостатков и нарушений.

Вводная часть акта ревизии может содержать и иную необходи­мую информацию, относящуюся к предмету ревизии. 

Содержательная (описательная, или аналитическая) часть

Содержательная часть акта ревизии (ее называют также описа­тельной, аналитической, мотивирующей и др.) должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, указанными в программе ревизии.

Описательная часть акта ревизии должна комплексно отражать все существенные обстоятельства, имеющие отношение к выяв­ленным фактам нарушений.

Обязательному отражению в описательной части подлежат: сущность нарушения законодательства, способ его совершения, период финансово-хозяйственной деятельности либо хозяйствен­ная операция, к которому (к которой) данное нарушение относит­ся, ссылки на документы и иные обстоятельства, достоверно под­тверждающие наличие факта нарушения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены, а также факты непредставления каких-либо документов.

В акте ревизии ревизующие должны соблюдать объективность и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и систем­ность изложения.

Записи в акте ревизии (проверки) излагаются на основе прове­ренных документов и фактов, вытекающих из имеющихся в реви­зуемой организации материалов; актов о результатах произведен­ных встречных проверок; фактических проверок действительности совершения операций, а также сведений, вытекающих из заклю­чений специальных экспертиз.

При составлении содержательной части итогового документа используются некоторые приемы обобщения и реализации резуль­татов контроля — совокупность приемов синтезирования резуль­татов проведенного контроля и принятия решений по устранению выявленных недостатков в финансово-хозяйственной деятель­ности обревизованного предприятия и предупреждение их повто­рения в будущем. К таким приемам относятся: группировка недо­статков, документирование результатов промежуточного контроля, аналитическая группировка, следственно-юридическое обоснова­ние, систематизированная группировка недостатков в акте комп­лексной ревизии, принятие решений по результатам ревизии, контроль за выполнением принятых решений.

Более распространенным приемом, используемым при написа­нии актов, является группировка недостатков.

Группировка недостатков — систематизация и обобщение на­рушений нормативных правовых актов в процессе хозяйственной деятельности по экономической однородности, времени совер­шения и значимости. Процедуры группировки применяют при проверке документальной достоверности результатов контроля. Группировка включает следующие процедуры: хронологическую последовательность, систематизированную, хронологически-сис-тематизированную группировки.

Хронологическая последовательность — способ группировки не­достатков и нарушений нормативных правовых актов в финансо­во-хозяйственной деятельности, выявленных в процессе исследо­вания документов. При этом способе документы проверяются в таком порядке, в каком они сгруппированы при бухгалтерской об­работке и сброшюрованы в папки по отчетным периодам. Провер­ка документов способом хронологической последовательности несколько усложняет работу ревизора, так как при этом надо поль­зоваться одновременно нормативными правовыми актами, мето­дическими, инструктивными и справочными материалами, что создает трудности для изучения каждой операции в отдельности и во взаимосвязи с другими однородными операциями. Поэтому этот способ используют при ревизии небольших учреждений и органи­заций.

Систематизированный способ группировки позволяет выявлять недостатки при исследовании однородных документов за весь ре­визуемый период. При этом вначале проверяют документы по кас­совым операциям, затем по товарным, расчетным и т. д. Этот спо­соб позволяет более глубоко изучить отдельные операции и про­цессы. Его несовершенство состоит в отсутствии хронологической последовательности группировки недостатков и в усложнении ин­формационных связей между однородными хозяйственными опе­рациями (кассовые и банковские операции, подотчетные суммы, издержки и др.).

Хронологически-систематизированная группировка состоит в том, что ревизор выявляет недостатки в хронологической после­довательности и систематизирует их по экономической однород­ности операций (кассовые, банковские, товарные, расчетные и т.д.). Преимущество этого способа заключается в том, что реви­зор проверяет все хозяйственные операции последовательно и вза­имосвязано. Например, кассовые операции в хронологической последовательности сверяются с банковскими, подотчетными сум­мами и т.д. Однако этот способ требует от ревизора глубоких зна­ний нормативных правовых актов по вопросам хозяйственной деятельности объединений, предприятий.

Не допускается включение в акт ревизии (проверки) различно­го рода выводов, предположений и не подтвержденных докумен­тами сведений о финансовой деятельности ревизуемой организа­ции. Также не допускается включение в акт сведений из следствен­ных материалов и ссылок на показания должностных лиц, данные ими следственным органам.

В акте ревизии не должна даваться правовая и морально-эти­ческая оценка действий должностных и материально ответствен­ных лиц ревизуемой организации, квалификация их поступков, намерений и целей.

Объем акта ревизии неограничен, но ревизующие должны стре­миться к разумной краткости изложения при обязательном отра­жении в нем ясных и полных ответов на все вопросы программы ревизии. 

Итоговая часть

В итоговой части акта ревизии подлежат отражению выводы о результатах ревизии.

Акт ревизии подписывается руководителем ревизионной груп­пы (контролером-ревизором), а при необходимости и членами ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером (бух­галтером) ревизуемой организации.

Пример.

АКТ №_____

РЕВИЗИИ ФИНАНСОВОЙ, ХОЗЯЙСТВЕННОЙ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ, ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1

(полное и сокращенное наименование юридического лица фамилия, имя,

отчество лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без

образования юридического лица, ИНН)

(место проведения ревизии)                                   (дата составления акта) Нами (мною),__________________________________________________

(специальные(ое) звания(е), ф.,и.,о., должности(ь), лиц(а), проводивших(его)

ревизию)

на основании постановления от «__»________200_ г. №__проведе­на ревизия финансовой, хозяйственной, предпринимательской, тор­говой деятельности:

за период с_________по

(отметка о применении технических средств фиксации данных и полученных при этом материалах)

 

1. Общая часть

1.1.  Ревизия начата_____________г., окончена___________г.

1.2. Лицами, ответственными за финансово-хозяйственную деятель­ность в проверяемом периоде, являлись:

(наименование должности, ф.,и.,о.)

(наименование должности, ф.,и.,о.) 1.3. Юридический адрес:

Место осуществления финансово-хозяйственной деятельности

(указывается в случае осуществления деятельности не по месту регистрации)

1.4._______________________________________________________

(наименование юридического лица, данные лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица)

имеет лицензию №_____

от "__"___________г., выданную______________________________

(наименование органа, выдавшего лицензию)

на осуществление

(указывается лицензируемый вид деятельности и приводятся данные о наличии

всех лицензий на право осуществления отдельных видов деятельности, а также

сроки начала и окончания действия лицензии)

1.5. Фактически за проверяемый период юридическое(ие) лицо(а), лицо(а), осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляло(ли):

(указываются виды деятельности)

1.6. Сведения о счетах в банках:

1.7. Учетная политика:

1.8. Виды деятельности, запрещенные действующим законодатель­ством:

2. Описательная часть

Приводятся документально подтвержденные факты  правонарушений в соответствии с требованиями, изложенными в Инструкции.

3. Итоговая часть

3.1. По результатам настоящей ревизии установлено:_____________

Подписи сотрудников милиции:

(подпись)

(подпись)

(подпись) Копию акта получил

(подпись)

Отметка об отказе от получения акта или о направлении по почте 

Оформление акта

Акт ревизии составляется не менее чем в двух экземплярах и подписывается всеми проверяющими.

Один экземпляр акта вручается представителю юридического лица (лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо его представителю) под расписку с отметкой в первом экземпляре акта ревизии. В случае отказа от получения акта ревизии, а также при невозможности вру­чить акт ревизии по иным обстоятельствам об этом делается отмет­ка в акте ревизии, удостоверенная подписями проверяющих, а экземпляр акта ревизии направляется юридическому лицу (лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без обра­зования юридического лица) для ознакомления по почте заказным письмом не позднее дня, следующего за днем окончания реви­зии.

В случае отказа должностных лиц ревизуемой организации от подписи или получения акта ревизии руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор) в конце акта производит запись об их ознакомлении с актом и отказе от подписи или получения акта.

В этом случае акт ревизии может быть направлен ревизуемой организации по почте или иным способом, свидетельствующим о дате его получения. При этом к экземпляру акта, остающемуся на хранении в контрольно-ревизионном органе, прилагаются доку­менты, подтверждающие факт отправления или иного способа передачи акта. 

Материалы ревизии

Материалы ревизии состоят из акта ревизии и надлежаще офор­мленных приложений к нему, на которые имеются ссылки в акте ревизии (документы, копии документов, сводные справки, объяс­нения должностных и материально ответственных лиц и т.п.).

Материалы ревизии представляются руководителю ревизион­ного органа в срок не позднее трех рабочих дней после подписания его в ревизуемой организации. На последней странице акта реви­зии руководителем контрольно-ревизионного органа либо упол­номоченным им на то лицом делается отметка: «Материалы реви­зии приняты», указывается дата и им подписывается.

Материалы каждой ревизии в делопроизводстве контрольно-ревизионного органа должны составлять отдельное дело с соответствующим индексом, номером, наименованием и количеством томов этого дела.

Руководитель контрольно-ревизионного органа по представ­ленным материалам ревизии в срок не более 10 календарных дней определяет порядок реализации материалов ревизии.

По результатам проведенной ревизии руководитель контроль­но-ревизионного органа направляет руководителю проверенной организации представление для принятия мер по пресечению вы­явленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц.

Кроме того, руководителем контрольно-ревизионного органа материалы ревизии по вопросам целевого использования средств федерального бюджета передаются в установленном порядке в ор­ганы федерального казначейства для организации работы по реа­лизации этих материалов. 

Выводы и предложения по материалам ревизии

Результаты ревизии, проведенной в соответствии с Планом ос­новных вопросов экономической и контрольной работы Минфина России, решениями коллегии и приказами Минфина России, по­ручениями руководства Минфина России, обобщаются Департа­ментом государственного финансового контроля и аудита и пись­менно докладываются руководству Минфина России вместе с предложениями по принятию мер, входящих в компетенцию Мин­фина России, направленных на устранение выявленных наруше­ний и возмещение выявленного ущерба.

Результаты ревизии, проведенной по мотивированным поста­новлениям, требованиям правоохранительных органов либо по обращениям органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации или органов местного самоуправления, доклады­ваются этим органам руководителем контрольно-ревизионного органа вместе с предложениями по принятию мер, направленных на устранение выявленных нарушений и возмещение ущерба. При необходимости этим органам направляются также и материалы ревизии.

Материалы ревизии, проведенной по мотивированным поста­новлениям, требованиям правоохранительных органов, передают­ся им в установленном порядке. При этом в делах контрольно-ре­визионного органа должны быть оставлены копии акта ревизии, объяснений должностных лиц проверенной организации, виновных в выявленных ревизией нарушениях, документов, подтверж­дающих эти нарушения.

В правоохранительные органы могут быть направлены и мате­риалы ревизий, проведенных без предварительно вынесенных ими мотивированных постановлений, в ходе которых были выявлены нарушения финансовой дисциплины, недостачи денежных средств и материальных ценностей, являющиеся в соответствии с действу­ющим законодательством Российской Федерации основанием для реализации материалов ревизии в установленном порядке.

Результаты ревизии руководителем контрольно-ревизионного органа в необходимых случаях сообщаются вышестоящей органи­зации либо органу, осуществляющему общее руководство деятель­ностью ревизуемой организации, для принятия мер.

Контрольно-ревизионный орган обеспечивает контроль за хо­дом реализации материалов ревизии и при необходимости прини­мает другие предусмотренные законодательством Российской Фе­дерации меры для устранения выявленных нарушений и возмеще­ния причиненного ущерба.
Контрольно-ревизионный орган систематически изучает и обобщает материалы ревизий и на основе этого в необходимых случаях вносит предложения о совершенствовании системы госу­дарственного финансового контроля, дополнениях, изменениях, пересмотре действующих в Российской Федерации законодатель­ных и других нормативных правовых актов.


{SHOW_TEXT}

РЕВИЗИЯ ДОХОДОВ РЕВИЗИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ РЕВИЗИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО КРЕДИТАМ РЕВИЗИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ РЕВИЗИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕВИЗИИ УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕВИЗИИ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЛИТЕРАТУРА ВСЕ ЧТО ВЫ ХОТЕЛИ ЗНАТЬ ОБ АУДИТЕ (теоретические основы) Система финансового контроля и аудита в Российской Федерации