Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

ФАКТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Инвентаризация

Это самый распространенный метод фактического контроля. С его помощью не только осуществляется контроль за сохраннос­тью собственности организации, но и обеспечивается достовер­ность фактических данных о наличии имущества.

Порядок инвентаризации имущества и финансовых обяза­тельств юридических лиц (кроме банков и организаций, которые финансируются за счет средств бюджета) силами самой организа­ции определяется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина России от 13.06.95 г. №49).

Примером регламентации проведения инвентаризации при осу­ществлении финансового контроля является приказ Минфина России «Об утверждении Положения о порядке проведения инвен­таризации имущества налогоплательщиков при налоговой провер­ке» от 10.03.99 г. № 20н.

Распоряжение о проведении инвентаризации имущества нало­гоплательщика при выездной налоговой проверке, порядке и сро­ках ее проведения, составе инвентаризационной комиссии прини­мает руководитель налогового органа (его заместитель) по месту нахождения налогоплательщика, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств.

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от «__»____________199_ г. №______

Государственной налоговой инспекции по,______________________

о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой

проверке

(наименование организации или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя)

(юридический адрес организации или место жительства индивидуального предпринимателя)

Для проведения инвентаризации назначается инвентаризационная комиссия в составе:

1. Председатель______________________________________________

(должность, фамилия, имя, отчество)

2. Члены комиссии (должность, фамилия, имя, отчество):

Инвентаризации подлежат

(имущество)

(его местонахождение)

К инвентаризации приступить___________________

(дата)

и окончить____________________________________

(дата)

Причина инвентаризации________________________

Руководитель Государственной налоговой инспекции (заместитель)

 Распоряжение регистрируется в журнале регистрации распоря­жений о проведении инвентаризации.

Инвентаризация имущества организации производится по его местонахождению и каждому материально ответственному лицу.

Основными целями инвентаризации являются выявление фак­тического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению; сопоставление фактического наличия имуще­ства с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.

Налоговые органы вправе привлекать для проведения инвента­ризации имущества налогоплательщика экспертов, переводчиков и других специалистов. В соответствии со ст. 131 НК РФ порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате, устанавливаются Правительством Российской Федерации и финансируются из фе­дерального бюджета.

Перечень имущества, проверяемого при налоговой проверке, устанавливается руководителем государственной налоговой ин­спекции (его заместителем).

Проверка фактического наличия имущества производится при участии должностных лиц, материально ответственных лиц, работ­ников бухгалтерской службы налогоплательщика.

До начала проверки фактического наличия имущества инвен­таризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все при­ходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отче­там), с указанием «до инвентаризации на «...» (дата)», что должно служить основанием для определения остатков имущества к нача­лу инвентаризации по учетным данным.

Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регист­рах или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.

Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точ­ность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств и другого имущества, правильность и своевременность оформления материалов инвен­таризации.

Фактическое наличие имущества при инвентаризации опреде­ляют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера1.

Налогоплательщик должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешива­ния и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяй­ством, измерительными и контрольными приборами, мерной та­рой).

По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упа­ковке поставщика, количество этих ценностей может определять­ся на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии, материально ответственные лица. В описи в конце материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий.

Если инвентаризация имущества проводится в течение несколь­ких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны.

Перевешивание и перемешивание

Это проверка фактического наличия ценностей, зафиксирован­ных в приходно-расходных документах и материалах инвентари­заций2.

Данный метод не следует смешивать с собственно инвентари­зацией, хотя он и включает в себя перевешивание, перемешивание, измерение ценностей, упомянутых в документах.

Пример.

АКТ контрольного перевзвешивания

г. Пушкин                                                              20 июля 2005 г.

Мною, ревизором объединения ООО «Торгсити» Яшиной Т.Н., при осуществлении документальной ревизии магазина № 5 было произ­ведено контрольное перевзвешивание товара в присутствии: коммер­ческого директора Бикина А.А., продавца отдела Соловьевой О.А., грузчика магазина Борисова П.Н.

По накладной от 12.07.05 г. № 2198 магазином № 5 получен сахар-песок 500 кг по цене 17 руб. за 1 кг, который был впоследствии рас­фасован в полиэтиленовые пакеты по 1 кг для реализации в зале са­мообслуживания и на развале.

Проверка проводилась путем взвешивания на контрольных весах ци­ферблатного типа ВНЦ № 352368, 2-го класса точности, одно деление 5 г. Произведено перевзвешивание 10 пакетов сахара по 1 кг в каждом и определение их среднего веса в присутствии указанных в акте лиц. В результате контрольного взвешивания установлено:

  вес 10 пакетов сахара-песка составил — 9 кг 750 г;

  недовес в контрольной партии составил — 250 г.

С весом согласны: "_______________________________________

(подписи лиц, присутствующих при контрольном взвешивании) В ходе проверки жалоб и заявлений со стороны администрации и при­сутствующих лиц не поступило.

Ревизор                           Яшина                                    Т.Н.Яшина

Присутствующие:          Бикин                                      А.А. Бикин

Соловьева                           О.А. Соловьева

Борисов                                П.Н. Борисов

Контрольное перевзвешивание и перемеривание должны про­изводиться только исправными весоизмерительными приборами. Если перевзвешивание производится на весах (циферблатных, на­стольных, товарных, электронных и др.), где была произведена покупка товара, то эти весы должны быть внимательно осмотрены на наличие пломб, отсутствие механических повреждений, при необходимости отрегулированы по уровню и установлены точно на «ноль».

В случае если весоизмерительные приборы разбалансированы или вообще непригодны для использования, они подлежат изъ­ятию, и последующее взвешивание производится на контрольных  весах. В необходимых случаях для проверки весоизмерительных приборов может быть приглашен метролог.

Эффективность метода во многом зависит от своевременности применения. При проверке приходно-расходных документов он срабатывает чаще всего в момент выполнения хозяйственной опе­рации. Так, ревизор по собственной инициативе или по поручению правоохранительных органов может сверить фактический объем партии груза с содержанием накладной в момент транспортировки или поступления товара на склад покупателя.

Проверка возможна и по завершении операции, но незамедли­тельно, пока, например, бестоварный приход не замаскирован столь же бестоварным расходом.

Данный прием нередко используется и для проверки материа­лов инвентаризации, когда сомнительные позиции описи контро­лируются повторным снятием остатков.

Контрольный замер

Контрольный замер отличается от контрольного обмера спосо­бом исполнения: обмер представляет собой измерение внешних параметров (толщина бетонной стяжки, кирпичной кладки и т.д.), а замер — способ определения фактического наличия имущества, находящегося в какой-либо таре, например в цистерне.

Замеры требуют технической подготовки контролера, так как расчет объема вещества в емкости требует, как правило, познаний о зависимости объема от температуры, методики пересчета объема в массу и т.д.

Пример замера приведен в Инструкции по приемке, хранению, отпуску, транспортировке и учету этилового спирта, утвержденной 25.09.85 г. В соответствии с Инструкцией один раз в год, в период наименьших остатков, наличие спирта определяется обязательно путем пропуска его через мерники. Количество спирта при инвен­таризации определяется пропуском через мерник или замером с указанием способа определения в соответствующей графе акта. При этом отдельные отмеры спирта, общий итог которых состав­ляет фактическое наличие спирта, установленное инвентаризаци­ей, должны обязательно фиксироваться в журнале учета отмеров спирта (форма № П-23) с определением в ней количества безвод­ного спирта установленным порядком.

В разделе акта «В наличии оказалось» комиссия отражает от­дельными строками емкости, в которых обнаружен спирт или по­бочные спирто -продукты ректификации с записью всех показателей, на основании которых вычислено количество безводного спирта.

В акте о снятии остатков (форма № П-27) перечисляются вмес­тимости (посуда), в которых на момент инвентаризации не имелось спирта, т.е. в акте должны быть указаны все без исключения чис­лящиеся за материально ответственным лицом резервуары, баки, бочки и т.п., предназначенные для хранения и транспортирования спирта.

Акт подписывается всеми членами комиссии и материально ответственным лицом не позднее утра, следующего за днем снятия наличия спирта, передается в бухгалтерию предприятия (органи­зации) для проверки и сличения книжных остатков спирта с фак­тическими. О результатах инвентаризации в акте приводится справка, вытекающая из фактического наличия спирта, остатка его надень инвентаризации поданным учета в расчете потерь и естес­твенной убыли спирта по нормам.

 

Осмотр территории и имущества

Это проверка реального состояния средств хозяйства, упомяну­тых в содержании документа, путем осмотра и обследования опре­деленных объектов.

Осмотру могут подвергаться самые различные объекты: произ­водственные помещения, оборудование, территории, склады, про­дукция и др. К осмотру или обследованию при необходимости привлекают руководителей проверяемого объекта (индивидуаль­ных предпринимателей) или лиц, ответственных за те или иные участки работы и могущих дать необходимые пояснения.

Такой осмотр производится работниками милиции (п. 25 ст. 11 Закона Российской Федерации «О милиции» от 18.04.1991 г. № 1026-1, далее — Закон РФ «О милиции»), а обследование упол­номочены проводить контролеры-ревизоры, представители нало­говой инспекции, осуществляющие проверки (п. 4 ст. 7 Закона Российской Федерации «О государственной налоговой службе» от 21.03.1991 г. № 943-1), органы торгинспекции, органы СЭС, инс­пекторы Госстандарта, представители государственной инспекции труда.

В торговых организациях для проверки многих хозяйственных операций требуется проводить тщательный осмотр маркировки, товарных знаков, наличия акцизных марок, других отличительных

признаков конкретных товаров. Полученные при осмотре данные сопоставляются с содержанием бухгалтерских документов. В тех случаях, когда для проверки документов требуется изучить свой­ства осматриваемых товаров, к участию в осмотре может быть при­влечен специалист-товаровед.

При осмотре весового хозяйства могут быть обнаружены следу­ющие нарушения:

   отсутствие клейма на весоизмерительных приборах;

   облегченные гири;

   утяжеленные чаши для взвешивания;

   разбалансированные весы и др.

В свою очередь, осмотр торговых помещений позволит устано­вить нарушения при использовании контрольно-кассовых машин. Все данные, полученные при осмотре, сопоставляются с содержа­нием бухгалтерских документов.

В случае если необходима более глубокая проверка и выяснение состояния учета и соблюдения технологического процесса, прове­ряющее лицо обследует отдельные участки предприятия. В про­цессе данной деятельности могут быть установлены факты:

    нарушения правил хранения продукции;

    неудовлетворительной организации контрольно-пропускного режима;

   сокрытия объектов от налогообложения и др.

 

Изъятие образцов

В процессе осмотра и обследования различных объектов прове­ряющими лицами могут осуществляться отбор проб и изъятие об­разцов сырья, материалов, продукции для последующего проведе­ния их анализа в условиях лабораторий .

Пример.

ПРОТОКОЛ № 12 изъятия образцов продукции

г. Гатчина                                                                  12 августа 2005 г.

Оперуполномоченный УБЭП ФСЭНП УВД Ленинградской обл. ка­питан милиции Антонов И.В. на основании п. 25 ст. 11 Закона РФ «О милиции» в присутствии: Кротова Ивана Алексеевича, прожива­ющего по адресу: г. Гатчина, ул. Соборная, д. 32, кв. 14, и Воропаевой Аллы Леонидовны, проживающей по адресу: г. Ломоносов г. Санкт-Петербурга, Дворцовый пр., д. 14, кв. 17, составил настоящий акт о том, что 12.08.05 г. в 12 часов в столовой № 1 ЗАО «Луч», расположен­ной по адресу: г. Гатчина, ул. Парковая, д. 5, в присутствии зав. про­изводством Поляковой Зинаиды Петровны произвел получение сред­него образца сухой смеси гречневой крупы и его изъятие. Образец крупы весом 400 г помещен в стеклянную банку емкостью 0,5 л, закрытую полиэтиленовой крышкой, обернутую сверху белой тканью, под кольцо горлышка обвязанную шпагатом, концы которо­го скреплены ярлыком с печатью ЗАО «Луч» и подписями присут­ствующих лиц.

Изъятый образец и копия накладной от 12.08.05 г. № 47 на получение указанной продукции приобщены к данному акту. Жалоб и заявлений со стороны администрации и присутствующих в процессе изъятия образцов проб не поступило.

Подписи:            Кротов______                                   И.А. Кротов

Воропаева                                    А.Л. Воропаева

___Полякова                                      З.П. Полякова

Оперуполномоченный УБЭП УВД Ленинградской обл.

капитан милиции                          Антонов                И.В. Антонов

(подпись)

Копию акта получила заведующая производством

столовой № 1 ЗАО «Луч»                Полякова             З.П. Полякова

(подпись)

 

Анализ качества сырья, материалов и готовой продукции

Анализ качества сырья, материалов и готовой продукции дает возможность выявить факты использования неполноценного сы­рья, замены одних материалов другими, более дешевыми, недов­ложения в продукцию, искажения качественных показателей при­нимаемой или выпускаемой продукции. Подобные факты могут свидетельствовать не только о нарушениях технологии производ­ства, установленных правил, норм, стандартов и технических усло­вий, но и о злоупотреблениях, связанных с созданием неучтенных излишков материальных ценностей.

Указанный метод фактического контроля предусмотрен п. 13 Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольо-ревизионными органами Минфина России, утвержденной при­казом Минфина России от 14.04.2000 № 42н.

Данный метод применяется чаще всего в период обследования состояния работы на том или ином участке деятельности ревизуе­мой организации. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы брать на анализ продукцию, выпущенную до начала ревизии, или сырье, запущенное в производство к тому же времени. В против­ном случае проверка может оказаться неэффективной.

Если проверка качества возможна без специальных лаборатор­ных исследований и производится прямо на месте нахождения продукции, то обязательное участие в ней должны принять лица, ответственные за данный участок работы, и проверяемые лица. При этом необходимо соблюдать установленные правила, каса­ющиеся методики и техники действий по получению образцов и проб.

Проверка должна оформляться соответствующим актом, если ее результаты имеют значение для ревизии. В тех случаях, когда анализ должен производиться в лаборатории, ревизор организует взятие соответствующих проб или образцов сырья, материалов. Данное действие оформляется актом за подписями всех присутс­твовавших. В ряде случаев возможно оформление получения проб, образцов документами, предусмотренными для различных минис­терств и ведомств. Результаты лабораторного анализа в виде соот­ветствующего документа прилагаются к акту ревизии.

Контрольный запуск сырья (материалов) в производство

Данный метод применяется в том случае, когда необходимо:

    проверить правильность действующих или ранее действовав­ших в ревизуемый период на предприятии норм расхода сырья и материалов;

   установить фактический расход, количество отходов, выход готовой продукции;

    проверить технологический процесс, производительность оборудования.

Для этого проводятся соответствующие опытные действия, на­пример, раскрой ткани, выпуск мясопродукции, выпечка хлеба и т.п.

Контрольный запуск сырья и материалов в производство помо­гает выявить различные недостатки и нарушения в нормировании и технологии производства, вскрыть хищения и другие злоупотреб­ления, связанные с созданием неучтенных излишков материальных ценностей за счет применения завышенных норм расхода и необос­нованного списания сверх норм, изменения технологического ре­жима, искажения качественных показателей продукции.

Необходимо, чтобы производство продукции осуществлялось в таких же условиях и в том же порядке, как осуществлялось ранее. Лишь при этом условии результаты проводимой контрольной опе­рации могут быть использованы для установления фактического расхода сырья и материалов при выпуске продукции, получения дополнительной информации о хищении и т.д. Данные об обста­новке и процессе производства, существовавших ранее, ревизор получает при изучении соответствующих документов: утвержден­ных норм, технических условий, технологических карт, производ­ственных журналов, документов по учету расхода сырья и матери­алов, выхода продукции, лабораторных анализов и др.

Важное значение имеют объяснения должностных лиц и со­трудников, работавших ранее на предприятии. В результате изуче­ния может быть установлено, что характер и условия производства не изменились. В этих случаях в качестве контрольного может быть взят любой очередной запуск сырья и материалов. Если же данные изменились или были искажены, мероприятие должно быть орга­низовано с учетом этих изменений путем воссоздания прежних условий. Участниками данного контрольного запуска сырья в про­изводство должны быть, как правило, те же работники предпри­ятия, которые до этого работали на данном производстве, в том числе должностные лица, служебная деятельность которых прове­ряется.

При организации и проведении контрольного запуска следует иметь в виду, что в целях сокрытия нарушений и злоупотреблений ревизуемые лица нередко подговаривают рабочих или сами пыта­ются обманным путем изменить те или иные существенные усло­вия эксперимента и исказить его результаты. В связи с этим для лучшего наблюдения и контроля за соблюдением условий экспе­римента целесообразно привлекать незаинтересованных лиц либо проводить эксперимент с участием группы ревизоров.

Весь ход данного мероприятия от начала до конца с необходи­мыми подробностями фиксируется в одном или нескольких актах, подписываемых его участниками. Результаты, зафиксированные в акте, используются в дальнейшей ревизионной проверке и отра­жаются затем в общем акте ревизии1. Пример.

АКТ контрольного запуска сырья в производство

г.Мурманск                                                      15 сентября 2005 г.

Комиссия в составе: председателя — начальника отдела КРУ по Мур­манской области Ильшаева А.В.; членов комиссии — инженера-тех­нолога департамента по развитию агропромышленного комплекса и продовольствия Потапова П.И., начальника колбасного цеха Мур­манского мясокомбината Ивановой А.А., ст. мастера колбасного цеха Конатюк И.В., рабочей — фаршесоставителя колбасного цеха Лари­ной В.Н., руководствуясь п. 13 Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Минфина России, утвержденной приказом Минфина России от 14.04.2000 г. № 42н, и приказом от 12.09.2001 г. № 86 руководителя департамента по развитию агропромышленного комплекса по Мурманской обл., комиссия составила настоящий акт о том, что 15 сентября 2005 г. в 9 час 00 мин. в колбасном цехе Мурманского мясокомбината был про­изведен контрольный запуск в производство сырья для производства колбасных изделий.

Контрольная закладка сырья производилась в соответствии с научно-технической документацией по приготовлению следующих рецептур колбасных изделий;

  колбаса «Одесская» полукопченая 1-го сорта;

  колбаса «Русская» вареная 1-го сорта.

Фарш для приготовления указанной продукции был взвешен в при­сутствии комиссии на весах № 3221, точность которых предваритель­но проверена метрологом.

Контрольная закладка всех компонентов произведена в соответствии с ГОСТ 16351-86, ГОСТ 23670-86 и технологической инструкцией по колбасам: «Одесская» — 200 кг; «Русская» — 150 кг. (Далее в акте перечисляется наименование компонентов и количество сырья, используемых при контрольной закладке, а также основные положения технологического процесса.)

По окончании контрольного запуска сырья в производство осуще­ствлен анализ колбасных изделий в лаборатории Мурманского мясо­комбината. Контрольные образцы продукции соответствуют установ­ленным параметрам.

Вес готовой продукции из контрольной партии колбасы «Одесская» составил 177 кг, при нормативном выходе — 146 кг. Сверхнорматив­ный выход — 31 кг.

Вес контрольной партии колбасы «Русская» составил 198 кг, при нор­мативном выходе — 163,5 кг. Сверхнормативный выход— 28,5 кг.

Таким образом, при строгой закладке сырья все контрольные партии продукции дали сверхнормативный выход.

Проверка технологической документации колбасного цеха показала, что в ней не находят отражения недовыход и сверхнормативный вы­ход, а также не анализируются результаты закладки сырья и произ­водства по всем видам колбасных изделий. Заполнение документации осуществляется материально-ответственными лицами цеха несвое­временно.

Из партий готовой колбасной продукции, вырабатываемой на Мур­манском мясокомбинате, были изъяты образцы по указанным видам колбасных изделий для проведения пищевых экспертиз. С актом ознакомлены все члены комиссии. Жалоб и заявлений с их стороны не поступило.

Председатель                Ильшаев                              А.В. Ильшаев

(подпись)

Члены комиссии:           Потапов                               П.И. Потапов

(подпись)

Иванова                               А.А. Иванова

(подпись)

Конатюк                             И. В. Конатюк

(подпись)

Ларина_____                          В.Н.Ларина

(подпись)


Контрольная покупка

Контрольная покупка проводится самим контролером или по­купателем в присутствии двух представителей общественности. Цель — установление соблюдения правил торговли, ведения фи­нансовой или предпринимательской деятельности. В ходе прове­дения контрольной закупки определяются фактический вес отпу­щенного товара, правильность денежных расчетов.

Проверяющим лицом имитируются определенные действия, по­этому контрольная покупка, по своей сути, является мнимой сдел­кой купли-продажи, совершаемой проверяющими лицами лишь для достижения определенной цели и без намерения создать соответ­ствующие ей правовые последствия (см. ст. 170 и гл. 30 ГК РФ).

Отметим, что изменения и дополнения, внесенные в Федераль­ный закон РФ «О милиции» от 08.12.2003 г. № 161-ФЗ, лишили работников милиции права производить контрольные покупки.

Правом производства контрольной покупки в настоящее время обладают лишь органы Госстандарта (постановление Госстандар­та России от 02.09.1997 г. № 293) и Госторгинспекции (постанов­ление Правительства РФ от 27.05.1993 г. № 501).

В числе методов фактической проверки, применяемых контро­лером-ревизором, в Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Минфина России (приказ Минфина России от 14.04.2000 г. № 42н), контрольная покупка не указывается.

В процессе контрольной покупки контролер или покупатель просит продать ему определенное количество того или иного то­вара. После того как товар взвешен (отмерен) продавцом, передан покупателю и с ним произведен расчет, покупка объявляется «кон­трольной» и вызывается заведующий торговым предприятием. В присутствии продавца, заведующего, двух покупателей осуще­ствляется проверка фактически отпущенного товара и правиль­ность расчетов путем перевзвешивания, перемеривания, пересче­та товара1.

В торговых залах продовольственных магазинов могут устанав­ливаться в доступном для покупателя месте контрольные весы, а в магазинах, торгующих тканями, — контрольные метры.

Правильность налива жидкостей проверяется переливанием ее в мерный цилиндр (колбу), имеющий соответствующую маркиров­ку и предварительно ополоснутый аналогичной жидкостью.

Правильность расфасовки товаров устанавливается путем взве­шивания не менее 10 отвесов и определения среднего веса.

Отмеривание шерстяных, льняных, махровых, костюмно-одежных тканей, ватина при отпуске покупателю производится путем наложения деревянного брускового метра на ткань, лежащую на прилавке (столе) в свободном состоянии, без складок.

Результаты контрольной покупки оформляются актом конт­рольной покупки, который подписывается всеми участниками данного действия. Акт составляется по форме, установленной для каждого контролирующего ведомства.

Пример

АКТ контрольной покупки

15 марта 2005 г.

г. Тула

время проверки           14 час 30 мин.

Специалист Госторгинспекции г. Тулы                          Петров А.И.

(должность, ф.и.о. представителя контролирующего органа)

на основании п. 7 Постановления Правительства РФ от 27.05.1993

№ 501______________________________________________________

(нормативный акт) произвел с участием покупателей: Кротова П.А., прож:

г. Тула  ул. Болдина. 15. кв. 3:__________________________________

Ваниной А.С  прож.: г. Тула, ул. Оружейная, д. 32. кв. 55.__________

(Ф.,И.,0., адрес покупателя)

контрольную покупку у продавца (предпринимателя) ООО «Торгсин» Дубовской Веры Александровны, прож.:

г. Тула, ул. Скуратовская. д. 11. кв. 43.___________________________

(ф.и.о., адрес проверяемого лица, наименование торговой организации) Покупался следующий товар:

Наименование товара

Количество

Цена за 1 кг

Апельсины

3кг

25 руб.

Лимоны

2 кг

35 руб.

За весь купленный товар продавец затребовала и получила с покупа­теля   ________145 руб________

После полного расчета с покупателем продавцу было объявлено о контрольной покупке и, не отходя от прилавка, произведено конт­рольное перевзвешивание (перемеривание).

Контрольное взвешивание производилось в присутствии всех лиц,

указанных в акте,____________чистым весом____________________

(чистым весом, с упаковкой одинаковой по весу, на чаше для гирь и т.п.)

на весах ВНЦ № 67458, грузоподъемность 10 кг, клеймение от

10.11.2002___________________________________________________

(тип, номер, грузоподъемность, наличие клеймения на весах)

В результате покупателем фактически было приобретено товара

Наименование товара

Количество

Цена за 1 кг

Апельсины

2 кг 900 г

72 руб. 50 коп.

Лимоны

1 кг 950 г

68 руб. 25 коп.

Итого потребителю продано фактически товара на общую сумму 140 руб. 75 коп.

Таким образом, обсчет покупателя составил 4 руб. 25 коп.

______(четыре рубля двадцать пять копеек).______________________

(прописью) При перевзвешивании потерь продуктов и других товаров не было. После контрольной закупки товары были оставлены в магазине, а деньги возвращены покупателю. В процессе контрольной закупки не изъято и будет находиться при акте до решения по делу, изъятие не производилось_____________________________________

(накладная № с признаками подделки, облегченные гири, ценники и т.п.) С актом контрольной закупки ознакомлены все присутствующие лица. Жалоб и заявлений со стороны продавца Дубовской В.А. и дру­гих лиц, указанных в акте, не поступило.

Подписи:                       Петров________                          А.И. Петров

_______Кротов________                          П.А. Кротов

________Ванина________                          А.С. Ванина

_______Дубовская______                     В.А. Дубовская

Копию акта получила       Дубовская                           В.А. Дубовская

15.03.2005

 

Контрольные обмеры

Контрольные обмеры выполненных работ наиболее часто при­меняются для проверки выполнения строительно-монтажных и ремонтных работ. С их помощью устанавливаются фактический объем и стоимость выполненных работ и проверяется правиль­ность их отражения в актах приемки работ и нарядах рабочим, а также правильность списания материалов на производство этих работ.

Как правило, обмер осуществляется с привлечением специали­стов-строителей. При подготовке обмера определяются конкрет­ные объекты, конструктивные элементы и виды работ, подлежащие проверке. После этого подсчитываются количество и стоимость работ, выполненных с начала строительства и оплаченных по про­веряемым актам приемки работ или нарядам. Эти данные сверяют с данными проектно-сметной документации, и выявляют откло­нения в характере, количестве и стоимости работ. Если возникает необходимость проверить правильность списания материалов, то подсчитываются виды и количество списанных материалов.

К участию в обмере привлекаются заинтересованные должност­ные лица, исполнители, ответственные за строительство или ре­монт объекта и подписавшие акты приемки работ, наряды и доку­менты на списание материалов — это обычно прорабы, начальни­ки участков. Кроме того, для участия в обмере могут быть приглашены представители заказчика, сметно-проектной органи­зации, рабочие, фамилии которых указаны в нарядах на выполне­ние проверяемых работ, представители общественности.

Целесообразно проводить контрольные обмеры отдельных объ­ектов, на которых выполнен относительно большой объем работ. При большом количестве объектов контрольный обмер, во-пер­вых, мало-результативен в смысле выявления приписок и завыше­ния объемов работ, во-вторых, требует больших затрат времени.

Основным способом производства обмеров строительных работ является инструментальный замер (рулеткой, метром, геодезичес­ким инструментом и т.п.). Проверка объемов работ по конструк­циям, замер которых не вызывается необходимостью или затруд­нен, осуществляется по рабочим чертежам и спецификациям пос­ле установления соответствия выполненных работ рабочим чертежам и при наличии конструкции в положении, предусмот­ренном проектом.

При производстве обмера используются следующие документы: акты на выполнение работ, журналы учета выполненных работ, которые ведутся по каждому объекту строительства, журналы рас­хода строительных материалов, наряды работ, акты геодезических замеров, акты технического обследования зданий, акты приемки работ, проектно-сметная документация, данные бухгалтерского учета о списании материалов и др. С помощью обмера проверяются:

   соответствие характера, количества и стоимости выполненных работ тем, которые указаны в актах приемки и нарядах, а так­же в проекте и смете;

   соответствие выполненных работ составу работ, предусмот­ренному сметными нормами, на основании которых составле­ны примененные при расчетах единичные расценки, кальку­ляции и прейскурантные цены, а также расценками в нарядах;

   законченность объектов, конструктивных элементов, этапов и видов работ или их частей (в тех случаях, когда это имеет зна­чение для ревизии).

Распространенными способами завышения объемов и стоимо­сти работ являются: включение в акты и наряды фактически невы­полненные работы; выполнение работ с отступлением от проекта; выполнение работ в меньшем объеме, чем указано в акте приемки; применение определенных расценок при невыполнении полно­стью состава предусмотренных ими работ; внесение в акты прием­ки ранее оплаченные работы и др.

Перед началом обмера у ревизора и участвующего специалиста в обязательном порядке должно иметься две таблицы: одна — в сметных ценах (по журналу учета выполненных работ формы КС-6, форма журнала утверждена постановлением Госкомстата от 30.10.1997 г. № 71а), другая — непосредственно по нарядам. В ле­вой части таблицы отражаются по отдельным документам наиме­нования и объемы работ, а в правой стороне таблицы отмечается все, что будет установлено в процессе обмера. Если необходимо проверить правильность списания строительных материалов, со­ставляется схема на основе материальных отчетов производителей работ.

Результаты обмера выполненных работ отражаются в составля­емом ревизором совместно со специалистом-строителем акте об­мера, который подписывают все участники этого действия.

Если кто-либо из них откажется подписать акт, то должна быть сделана соответствующая отметка. При несогласии с результатами обмера, указанными в акте, привлеченные к обмеру лица вправе требовать, чтобы в акте были записаны их замечания и возраже­ния.

Пример.

АКТ контрольного обмера № 12

Мною, инженером-строителем Ивановым А.И., в присутствии пред­ставителя подрядчика главного инженера компании «Строймонтаж» Воронова Н.Н. и представителя заказчика Васильева А.С. составлен настоящий акт контрольного обмера оплаченных (или предъявленных к оплате) строительных работ за время с 1 января 2003 по 1 июля 2004 г.

В результате осмотра строительного объекта — гаража АО «Теплосеть» и его контрольного обмера установлено:

  фундамент (блоки ФБС-24-3-5) — 2,4 м;

  плиты перекрытия ПК42х12— 16шт., ПК63х12— 10шт.;

  перемычки 5ПБ-30-27 — 8 шт., ЗПБ-13-37— 15 шт.;

  кирпичная кладка (кирпич М-100) — размеры: высота 6 м, длина по периметру 48 м, ширина 0,52 м;

  внутренние перегородки: длина 22 м; ширина 0,25 м. Проверено настоящим контрольным обмером работ на сумму 926 тыс. руб.

С результатами контрольного обмера ознакомлены все присутствую­щие лица. Жалоб и заявлений со стороны присутствующих не поступило.

Проверяющий                          Иванов                       А.И. Иванов

(подпись)

Представитель подрядчика        Воронов                    Н.Н.Воронов

(подпись)

Представитель заказчика           Васильев                  А.С.Васильев

(подпись)

10 июля 2005 г.

В акте целесообразно зафиксировать лишь фактически установ­ленный объем работ или только данные замеров. Впоследствии эти данные сопоставляются с бухгалтерскими документами и опреде­ляются объемы и стоимость работ, расход материалов и возможные их завышения. При наличии нарушений может составляться ведо­мость перерасчета стоимости работ.


Пример.

ВЕДОМОСТЬ перерасчета стоимости работ

гараж

на строительном объекте         ___

к акту контрольного обмера       на 5 августа 2005 г. № 117

 

Наименование объекта (работ)

Стоимость работ по смете, составлен­ной по рабочим чертежам, руб.

Обоснование цены

ЕД. изм.

Стены (кирпич)

150 000

ЕРЕР№3

куб. м

Фундамент (бетон)

85 000

ЕРЕР№7

куб. м

Оплачено или предъявле­но к оплате

Установлено контрольным обмером

Выявлено завышений

Цена

за ед.

изм.

Кол-во

Сумма, руб.

Цена за ед. изм.

Кол-во

Сумма руб.

Всего

на

сумму

руб.

В том числе

по припис­кам руб.

1 000

150

150 000

1 000

120

120 000

30 000

30 000

850

100

85 000

850

95

80 750

4 250

4 250

 

Получение объяснений

Получение письменных объяснений возможно в случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или необходимо при­нять срочные меры по их устранению или привлечению должно­стных (материально ответственных) лиц к ответственности. Объ­яснения прикладываются к акту ревизии.

Ревизор имеет право требовать объяснение от любых работни­ков ревизуемого предприятия по вопросам, возникающим в ходе ревизии. От лиц, не являющихся работниками ревизуемого пред­приятия, он может получать объяснения, обращаясь к ним с соот­ветствующей просьбой.

Пример.

Кому: заведующей магазином № 2 АО «Торгсервис» Марининой Та­тьяне Николаевне

Мною, контролером-ревизором Петровой Т.Н., на основании удос­товерения от 26.06.2005 г. № 194 , выданного КРУ Минфина России по Вологодской области, проведена документальная ревизия магази­на № 2 «Спутник» финансово-хозяйственной деятельности.

По встретившимся в процессе документальной ревизии надобностям прошу на основании п. 20 Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства фи­нансов РФ (приказ Министерства финансов РФ от 14.04.2000 г. № 42н) дать подробные объяснения по следующим вопросам:

Первый. В связи с чем в кассе магазина «Книга кассира-операцио­ниста» ведется по сокращенной форме № 24-а?

Второй. Объясните несовпадение цены за единицу измерения и сто­имости товара в экземплярах счета-фактуры от 2 января 2005 г. № 12 находящихся в магазине и у покупателя (грузополучателя ООО « Аль­фа»),

Ревизор          _______Петрова_______                      Т.Н. Петрова

(подпись)

2 июля 2005 г.

ОБЪЯСНЕНИЕ должностного лица ревизуемой организации

По первому вопросу: «Книга кассира-операциониста» не заменяет кассового отчета, который надлежащим образом ведется в магазине. В связи с тем, что кассовая машина установлена не на прилавке, а в кассе, в дальнейшем мною будет дано указание о ведении данной кни­ги по ф. 24-а.

По второму вопросу: искажение в указанном Вами документе не свя­зано с хищением товарно-материальных ценностей. Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия сумм на­лога на добавленную стоимость к вычету или возмещению из бюдже­та. В связи с этим несовпадение реквизитов счета-фактуры № 12 обу-словлено стремлением к снижению суммы уплачиваемых налогов, так как финансовое состояние магазина находится в критическом со­стоянии.

5 июля 2005 г.                 Маринина                        Т.Н. Маринина

(число)                             (подпись)

 

Письменные объяснения помогают проверить достоверность данных, отраженных в документах, выявить подлоги, установить действительно имевшие место события и их участников, а также роль других ревизуемых лиц.

Если в представленном письменном объяснении какой-либо вопрос окажется нераскрытым или недостаточно освещенным, то ревизор может предложить соответствующему лицу дать дополни­тельные объяснения. В случае отказа того или иного лица дать объ­яснения по поводу допущенных нарушений, ревизор должен за­требовать их служебной запиской, копию которой необходимо приложить к акту ревизии.

Пример. Согласно кассовому отчету «Партнер-банка» по расходным ордерам различным лицам списано 300 тыс. руб. К расходным орде­рам были приложены четыре трудовых договора, согласно которым лица обязуются выполнить работу по маркетингу, приобретению и установке оборудования. Из объяснений этих лиц, полученных реви­зором, следовало, что денег никто из них не получал и никакую рабо­ту не выполнял, а документы на выдачу заработной платы являются подложными, что впоследствии было подтверждено заключением эксперта-почерковеда ЭКУ УВД.

Полученные объяснения позволяют глубже анализировать дей­ствия должностных и материально ответственных лиц, выявлять обстоятельства, способствующие возникновению бесхозяйствен­ности и нарушению финансовой дисциплины.



{SHOW_TEXT}

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИИ ПРОВЕДЕНИЕ РЕВИЗИИ ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТИРОВАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ РЕВИЗИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ РЕВИЗИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ РЕВИЗИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ РЕВИЗИЯ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ РЕВИЗИЯ ДОХОДОВ