Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

МОНИТОРИНГ

Важной обязанностью руководства является создание и поддер­жание системы внутреннего контроля на непрерывной основе. Мониторинг средств контроля — это наблюдение за тем, функцио­нируют ли средства контроля и были ли они изменены надлежа­щим образом в случае необходимости. Мониторинг средств конт­роля может включать такие мероприятия, как наблюдение руко­водства за тем, своевременно ли подготавливаются выверки расчетов с контрагентами; оценка внутренними аудиторами соот­ветствия действий персонала, занимающегося продажами, поли­тике организации в отношении определенных условий договоров с покупателями; осуществление надзора за соответствием действий персонала политике организации в области этики или деловой практики.

Мониторинг средств контроля включает в себя регулярную оценку организации и применения средств контроля и осущест­вление необходимых корректирующих мероприятий в отношении средств контроля вследствие изменения условий деятельности. Мониторинг осуществляется с целью обеспечения непрерывной эффективной работы средств контроля. Например, если не осуще­ствлять мониторинг за своевременностью и точностью выверки расчетов с банком, то персонал, возможно, прекратит заниматься их подготовкой. Мониторинг средств контроля осуществляется путем проведения непрерывных мероприятий, отдельных проверок или сочетания того и другого.

Непрерывный мониторинг встроен в обычную текущую дея­тельность организации и включает регулярные надзорные меро­приятия, проводимые руководством. Менеджеры по продажам, закупкам и производству, на уровне подразделений и организации в целом, непосредственно участвуют в решении оперативных во­просов и могут подвергнуть сомнению сведения, которые значи­тельно отличаются от того, что им известно о хозяйственных опе­рациях.

Преимущество постоянного мониторинга — быстрое обнару­жение и исправление недостатков системы внутреннего контроля. Мониторинг наиболее эффективен, когда система внутреннего контроля интегрирована в операционную среду и предоставляет регулярные отчеты о ситуации. Примерами постоянного мони­торинга являются проверка и подтверждение бухгалтерских за­писей, рассмотрение и утверждение руководством отчетов об отклонениях.

Во многих организациях внутренние аудиторы или персонал, выполняющий аналогичные функции, вносят свой вклад в мони­торинг средств контроля путем проведения самостоятельных оце­нок надежности средств контроля. Они регулярно предоставляют информацию о функционировании системы внутреннего конт­роля, сосредоточивая основное внимание на оценке организации и применении системы внутреннего контроля; сообщают инфор­мацию о достоинствах и недостатках системы внутреннего конт­роля, а также рекомендации по ее улучшению.

Служба внутреннего аудита как часть мониторинга системы внутреннего контроля должна быть подотчетна совету директоров (или его комитету по аудиту) и менеджменту организации. Важно, чтобы служба внутреннего аудита была независимой от ежедневной работы банка и имела доступ ко всем видам операций, проводимых банком, включая его филиалы и дочерние структуры.

Несмотря на то, что внутренний аудит может быть действенным средством проведения отдельных проверок, он оказался неэффек­тивным во многих проблемных банках. Такое положение объясня­ется сочетанием трех факторов — фрагментарностью аудиторских проверок, отсутствием глубокого понимания банковской деятель­ности и бездействием в отношении выявленных проблем. Фраг­ментарный характер аудиторских проверок объяснялся тем, что программы внутреннего аудита были составлены в виде серии раз­розненных проверок отдельных видов операций в рамках одного и того же подразделения, региона или юридического лица. По­скольку аудиторские проверки проводились фрагментарно, сотруд­ники службы внутреннего аудита были лишены возможности глу­боко вникнуть в суть банковских операций. Если бы в ходе прове­рок аудиторы могли отслеживать весь процесс банковских операций с начала до конца (например, прослеживать отдельную операцию от возникновения до ее отражения в финансовой отчет­ности), то это позволило бы им лучше понимать данный процесс. Более того, это дало бы им возможность проверки и тестирования качества контроля на каждом этапе процесса.

В некоторых случаях отсутствие мониторинга началось с того, что менеджмент и другие сотрудники не реагировали на ежеднев­ную информацию о необычной деятельности, например превыше­нии лимитов риска, использовании клиентских счетов при прове­дении собственных операций банка или отсутствии текущей фи­нансовой отчетности заемщиков. В одном банке убытки, связанные с дилерской деятельностью, скрывались на фиктивном клиентском счете. Если бы в этой организации был введен порядок, согласно которому выписки по счетам ежемесячно отправлялись клиентам по почте, а остатки на счетах клиентов периодически подтвержда­лись, то скрываемые убытки были бы замечены раньше, чем они переросли в крупные проблемы для банка.

Мероприятия мониторинга могут включать использование ин­формации, полученной извне. Эта информация может указывать на проблемы или важные области, требующие улучшения. Клиен­ты косвенно подтверждают данные счетов, оплачивая их. Руковод­ство, осуществляя мониторинг, может также учитывать сообщения внешних аудиторов, касающиеся системы внутреннего контроля.

Совет директоров и менеджмент должны периодически полу­чать отчеты, суммирующие все проблемы, выявленные системой внутреннего контроля. Вопросы, которые кажутся незначительны­ми, когда отдельные процессы контроля рассматриваются изоли­рованно, при рассмотрении их наряду с другими аспектами могут указать на отрицательные тенденции, грозящие перерасти в круп­ные недостатки системы контроля, если они не будут своевремен­но устранены.



{SHOW_TEXT}

ОГРАНИЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ СРЕДА КОНТРОЛЯ РИСКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ (СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ) ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СУЩНОСТЬ РЕВИЗИИ ЗАДАЧИ РЕВИЗИИ НАПРАВЛЕНИЯ РЕВИЗИОННОЙ ПРОВЕРКИ ОСНОВАНИЯ И ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД