Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

СРЕДА КОНТРОЛЯ

Среда контроля включает позицию, осведомленность и действия представителей собственника и руководства относительно системы внутреннего контроля организации, а также понимание значимо­сти такой системы для деятельности организации. Среда контроля, в свою очередь, включает следующие элементы:

1) доведение до всеобщего сведения и поддержание принципа чест­ности и других этических ценностей

Средства контроля не могут быть эффективными при отсут­ствии у людей, осуществляющих управленческие и контрольные функции, честности и других этических ценностей, которые опре­деляются этическими и поведенческими стандартами, действу­ющими в организации, и тем, как они доводятся до всеобщего сведения и применяются на практике. Таким образом, данное по­ложение свидетельствуют о необходимости:

1) разработки в организации Кодекса профессиональной этики или аналогичного документа, в котором определяются этические стандарты поведения;

2) определения порядка ознакомления сотрудников с этим ко­дексом, включая такие меры, как ознакомление под расписку, об­суждение, оценка знания кодекса во время аттестации и др.

Укрепляя этические принципы, организации должны избегать правил и практики, которые могут неумышленно создавать стиму­лы или соблазн для совершения неправомерных действий, к кото­рым относится чрезмерный акцент на достижение показателей или других операционных результатов, особенно имеющих краткосроч­ный характер и игнорирующих более долговременные риски, схе­мы вознаграждения сотрудников, чрезмерно ориентированные на краткосрочные показатели, неэффективное распределение обязан­ностей или контроля, которые создают возможности неправиль­ного использования ресурсов или сокрытия отрицательных пока­зателей, и слишком незначительные (или, наоборот, непомерно строгие) наказания за нарушения и злоупотребления;

2) профессионализм сотрудников

Профессионализм — это профессиональные знания и навыки, необходимые для выполнения задач, которые определяют суть дея­тельности конкретного работника. Приверженность профессио­нализму отражает мнение руководства об уровнях профессиональ­ных знаний, необходимых для выполнения соответствующих видов работ, и о том, каким образом эти уровни устанавливаются в ка­честве квалификационных требований.

Этот элемент формализуется в виде требований к претендентам на рабочие места, наличия четких должностных инструкций, по­стоянной системы аттестации и обучения (повышения квалифи­кации сотрудников).

В некоторых случаях критерии компетентности отдельных со­трудников проверяемой организации могут быть установлены не внутренними документами, а государственными нормативными актами.

Например, ЦБ РФ на основании Федерального закона «О про­тиводействии легализации (отмыванию) доходов, полученных пре­ступным путем, и финансированию терроризма» и Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос­сии)» установил квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внут­реннего контроля в целях противодействия легализации (отмыва­нию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организа­циях1:

   ответственный сотрудник должен иметь высшее юридическое или экономическое образование и опыт руководства отделом, иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии указанного образования — опыт работы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию террориз­ма не менее двух лет или опыт руководства подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением бан­ковских операций, не менее двух лет;

   сотрудники структурного подразделения должны иметь выс­шее образование и опыт работы в подразделении кредитной организации, связанном с осуществлением банковских опера­ций, не менее шести месяцев, а при отсутствии высшего обра­зования — опыт работы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и фи­нансированию терроризма не менее одного года или опыт ра­боты в подразделении кредитной организации, связанном с осуществлением банковских операций, не менее одного года. Ответственный сотрудник и сотрудники структурного подраз­деления считаются не соответствующими квалификационным тре­бованиям при наличии:

   судимости за совершение преступления из корыстных побуж­дений или по найму, преступления в сфере экономики и пре­ступлений, предусмотренных частями второй и третьей ст. 146, ст. 205, 205.1, 206, 208-210, 221, 222, 226, 227, частью второй ст. 228, ст. 228.1, 228.2, 229, 232, 234, 238, 240 - 242, 282.1, 282.2, 285, 289, 290-292, 325-327.1, 355, 359 Уголовного ко­декса Российской Федерации;

   административного правонарушения в области финансов, на­логов и сборов, рынка ценных бумаг, а также правонаруше­ния, предусмотренного частью первой ст. 19.4, частью первой ст. 19.5 и ст. 19.6 и 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенного в тече­ние одного года, предшествовавшего дню назначения на со­ответствующую должность, а также на момент нахождения в соответствующей должности и установленных вступившим в законную силу соответствующим постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об указанных админи­стративных правонарушениях;

   фактов расторжения трудового договора по инициативе рабо­тодателя в соответствии с п. 7 ст. 81 Трудового кодекса Рос­сийской Федерации в течение двух лет, предшествующих дню назначения на соответствующую должность;

3) участие представителей собственника

Представители собственника в значительной степени оказыва­ют влияние на сотрудников организации в отношении необходи­мости контроля. Атрибутами (характерными особенностями), ко­торые должны быть присущи представителям собственника, явля­ются:

    независимость от руководства;

   опыт и статус;

   масштабы их вовлечения в деятельность и надзор за ней;

   уместность (надлежащий характер) их действий;

   особенности информации, которую они получают;

   уровень сложности поднимаемых и обсуждаемых с руковод­ством организации вопросов;

   взаимодействие с внутренними и внешними аудиторами. Задача представителей собственника — предупреждать или об­наруживать негативные действия руководителей организации. От­ветственность представителей собственника устанавливается в регламентах деятельности и инструкциях или руководствах, состав­ленных для представителей собственника. Одной из важных функ­ций представителей собственника является надзор за эффектив­ностью и работоспособностью системы внутреннего контроля  организации, привлечение внимания и принятие необходимых мер в случае обнаружения серьезных недостатков этой системы.

Например, основания для выплаты вознаграждения руководству могут создать ситуацию, когда у руководства возникнут противо­речивые интересы: заинтересованность в составлении достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности и заинтересованность в ощутимых выгодах от улучшения результатов деятельности.

Если руководитель получает вознаграждение в виде процента от полученной организацией прибыли, он будет заинтересован в ее увеличении; одновременно у него возникнет желание «приук­расить» результаты деятельности организации.

Представители собственника входят в состав совета директоров. Как орган представителей собственников совет в конечном счете несет ответственность за создание и функционирование адекват­ной и эффективной системы внутреннего контроля. Члены совета директоров должны быть объективными и компетентными, иметь необходимые знания и опыт в области банковской деятельности и связанных с ней рисков. Кроме того, ожидается, что они должны быть готовы к детальному рассмотрению вопросов, связанных с управлением рисками. Если имеется такая возможность, в состав совета директоров должны входить несколько лиц, не занимаю­щихся повседневным управлением организации. Сочетание силь­ного и активного совета, эффективных информационных каналов, обеспечивающих поступление информации на высший уровень, и компетентных финансовой и юридической служб, а также внут­реннего аудита является важным инструментом устранения проб­лем, мешающих наладить эффективную систему внутреннего конт­роля.

Деятельность совета директоров должна включать: 1) периоди­ческие обсуждения с руководством эффективности системы внут­реннего контроля; 2) своевременное рассмотрение оценок внут­реннего контроля, сделанных руководством, внутренними аудито­рами и внешними аудиторами; 3) периодические мероприятия, обеспечивающие оперативное выполнение руководством рекомен­даций и замечаний, высказанных аудиторами и надзорными орга­нами по поводу недостатков внутреннего контроля; 4) периодичес­кую проверку адекватности стратегии организации и лимитов на риски.

Во многих странах создаются независимые комитеты по аудиту для оказания помощи совету директоров в выполнении его обязан­ностей. Создание комитета по аудиту позволяет подробно изучать информацию и доклады, не отнимая времени у всех членов совета. Как правило, комитет по аудиту отвечает за общий надзор за под­готовкой финансовой отчетности и функционированием системы внутреннего контроля. Одно из направлений деятельности коми­тета по аудиту — контроль деятельности подразделения внутрен­него аудита организации, а также контакты с внешним аудитором, по отношению к которому комитет по аудиту является основным контрагентом. В странах, в которых имеется такая возможность, комитет по аудиту должен быть сформирован главным образом (или полностью) из независимых директоров (т.е. членов совета директоров, которые не являются сотрудниками организации или какой-либо ее дочерней компании), которые компетентны в во­просах финансовой отчетности и внутреннего контроля. Необхо­димо подчеркнуть, что создание комитета по аудиту ни в коей мере не должно приводить к ограничению полномочий совета директо­ров, который один юридически уполномочен принимать реше­ния;

4) философия и стиль работы руководства

Философия и стиль работы руководителей имеют широкий диа­пазон характеристик:

    подход руководства к выявлению рисков хозяйственной дея­тельности и управлению ими;

    позиция и действия руководства в отношении составления финансовой (бухгалтерской) отчетности (осмотрительность при выборе принципов учета и разумный подход к подготовке оценочных показателей);

    подходы руководства к обработке информации, учетным фун­кциям и кадровой политике.

В Концепции развития внутреннего контроля в Федеральном казначействе1 указывается, что успешность развития системы внут­реннего контроля и аудита в Федеральном казначействе во многом зависит от поддержки руководством целей и задач системы внут­реннего контроля и аудита. Необходимым фактором успешного развития системы внутреннего контроля и аудита является также заинтересованность в ней работников центрального аппарата Фе­дерального казначейства и его территориальных органов, призван­ных обеспечить ее внедрение.

Здесь же указано, что, например, совет директоров должен не­сти ответственность за утверждение и периодический пересмотр общей банковской стратегии и документов по различным аспектам политики банка, понимать основные риски, принимаемые на себя банком, устанавливать приемлемые уровни этих рисков и обеспе­чивать принятие высшим руководством банка мер, необходимых для выявления, измерения, отслеживания и контролирования та­ких рисков; утверждать организационную структуру банка; обес­печивать контроль со стороны высшего руководства банка эффек­тивности системы внутреннего контроля. Совет директоров несет ответственность за создание и функционирование адекватной и действенной системы внутреннего контроля.

Важно, чтобы руководство принимало меры, обеспечивающие выполнение работы по внутреннему контролю высококвалифици­рованными сотрудниками, обладающими необходимым опытом и техническими возможностями. Сотрудники отделов контроля должны получать справедливое вознаграждение. Необходимо по­стоянно повышать квалификацию персонала. Руководство должно проводить политику поощрения, вознаграждения и продвижения по службе отличившихся сотрудников и сводить к минимуму по­ощрение сотрудников, игнорирующих или нарушающих механиз­мы внутреннего контроля;

5) организационная структура

Организационная структура организации представляет собой систему, в рамках которой планируется, осуществляется, контро­лируется и отслеживается деятельность организации для достиже­ния стоящих перед ней целей. Создание надлежащей организаци­онной структуры включает рассмотрение ключевых областей от­ветственности и полномочий и надлежащую систему внутренней подотчетности. Организация разрабатывает организационную структуру, соответствующую ее потребностям. Надлежащий харак­тер организационной структуры организации зависит частично от характера и масштабов ее деятельности;

6) ревизионная комиссия

Возможность, а во многих случаях и обязательность, создания ревизионной комиссии в коммерческих организациях предусмот­рена многими законодательными актами Российской Федерации. В то же время конкретные функции этого контрольного органа практически не разработаны, а по некоторым видам деятельности (например, страхование, инвестиционные фонды), вообще не пре­дусмотрены.

Задачи и функции ревизионной комиссии изложены в разных законодательных актах по существу одинаково и в упрощенном виде могут быть описаны следующим образом.

Ревизионная комиссия избирается для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия его соб­ственниками.

Членам ревизионной комиссии за исполнение ими своих обя­занностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компен­сироваться расходы, связанные с исполнением ими своих обязан­ностей. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавли­ваются решением собственников.

Компетенция ревизионной комиссии определяется уставом пред­приятия. Порядок деятельности ревизионной комиссии определяется внутренним документом, утверждаемым собственниками.

По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия ревизионная комиссия составляет заключение, в ко­тором должны содержаться подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах предприятия; информация о фактах нару­шения порядка ведения бухгалтерского учета и представления фи­нансовой отчетности, а также оценка соответствия финансовой деятельности законодательству при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности предприятия осуществляется по итогам деятельности за год, а так­же по инициативе ревизионной комиссии, по общему решению собственников, совета директоров или по требованию одного из крупных собственников (обычно доля в капитале должна быть не менее 10 %).

По требованию ревизионной комиссии лица, занимающие должности в органах управления предприятия, обязаны предста­вить документы о его финансово-хозяйственной деятельности.

Ревизионная комиссия вправе потребовать созыва внеочеред­ного общего собрания собственников, совета директоров. Преду­смотренная российским законодательством ревизионная комиссия позволяет акционерам, в том числе «миноритарным», осуществлять действенный контроль за деятельностью не только менеджмента, но и совета директоров. В некоторых случаях ревизионная комис­сия может служить и для основных акционеров полезным инстру­ментом воздействия на менеджмент, если другие инструменты (отчеты на советах директоров) не дают нужного эффекта. Например, по результатам проверок, проведенных ревизионной комис­сией, могут быть возбуждены иски к менеджменту.

Члены ревизионной комиссии не могут одновременно являться членами совета директоров, а также занимать иные должности в органах управления предприятия.

Ревизионная комиссия вправе потребовать созыва внеочеред­ного общего собрания собственников, совета директоров. Этот пункт является одним из наиболее значимых для выявления раз­личий между ревизионной комиссией и аудиторским комитетом.

7) аудиторский комитет

В различных странах требования к организации деятельности аудиторского комитета изложены в нормативных актах различно­го уровня. Это могут быть кодексы корпоративного поведения (на­пример, Объединенный кодекс корпоративного поведения (Вели­кобритания), Кодекс Кэдберри (Великобритания)), или законы (например, Закон Сарбейнса — Оксли, США).

В соответствии с требованиями Закона Сарбейнса — Оксли о реформировании аудиторской отрасли и корпоративного управле­ния, принятого летом 2002 г., Комиссия по ценным бумагам и бир­жам США (SEC) детализировала нормы, определяющие деятель­ность аудиторских комитетов1.

Новые правила призваны обеспечить независимость аудитор­ского комитета от менеджмента компании и исключить возмож­ность фальсификации руководителями компаний показателей при попустительстве внешних аудиторов.

Аудиторский комитет назначается советом директоров пред­приятия и содействует в выполнении советом обязанностей по наблюдению за полнотой и достоверностью финансовой отчетно­сти, надежностью и эффективностью системы внутреннего конт­роля, независимостью внешнего и внутреннего аудита, соблюде­нием законодательства и кодекса делового поведения (этики) пред­приятия. Аудиторский комитет регулярно отчитывается перед советом директоров о своей деятельности и раскрывает в отчете перед годовым собранием собственников информацию о выпол­нении своих обязанностей в предшествующем году и результатах работы аудиторского комитета.

Аудиторский комитет состоит из независимых директоров. Каждый из членов комитета должен обладать базовыми знаниями в области финансов или получить соответствующее образование в течение одного года после своего избрания в аудиторский комитет; при этом, по крайней мере, один член комитета должен быть спе­циалистом в сфере бухгалтерского учета и/или финансового ме­неджмента.

Например, Специальная Высшая комиссия по аудиторским коми­тетам рекомендует NYSE и Национальной ассоциации дилеров ценных бумаг (NASD) использовать следующее определение поня­тия «независимость членов аудиторского комитета» для включен­ных в котировальный лист компаний, рыночная капитализация которых составляет свыше 200 млн долл. (для выделения неболь­ших предприятий NYSE совместно с NASD может установить более приемлемый количественный показатель)1:

«Члены аудиторского комитета считаются независимыми, если они не состоят в таких отношениях с акционерным обществом, которые могли бы помешать им сохранить независимость от руко­водства [менеджмента] и акционерного общества в целом».

Примеры подобных отношений:

директор являлся сотрудником АО или его аффилированного лица в текущем году или в течение какого-либо периода за по­следние пять лет;

   АО или его аффилированное лицо выплачивало директору ка­кое-либо вознаграждение (кроме вознаграждения за работу в совете директоров и выплат в рамках пенсионных схем);

   директор состоит в близком родстве с человеком, который ра­ботает или работал в последние пять лет в АО или его аффили­рованном лице на руководящей должности;

   директор являлся партнером, держателем контрольного паке­та акций или руководителем коммерческой организации, ко­торой АО перечисляло или от которой получало значительные средства в течение последних пяти лет;

   директор является руководителем другой компании, в состав комиссии по вознаграждениям которой входит один из руко­водителей АО.

Директор, состоящий в одном или нескольких подобных отно­шениях с АО, может быть назначен в состав аудиторского комите­та, если совет директоров в порядке исключения решит, что членс­тво данного лица в комитете необходимо в интересах АО и его акционеров. В этом случае совет директоров обязан раскрыть ха­рактер подобного отношения и обосновать свое решение в отчете перед очередным годовым собранием акционеров.

Аудиторский комитет обсуждает с руководством, внешним ау­дитором предприятия финансовую отчетность, а также обоснован­ность и приемлемость использованных принципов бухгалтерского учета, существенных оценочных показателей в отчетности, сущест­венных корректировок отчетности; обсуждает с руководством предприятия, внешним и внутренними аудиторами предлагаемые (предполагаемые) изменения в учетной политики и то, как эти из­менения отразятся на содержании отчетности; рассматривает лю­бые существенные разногласия между внешним аудитором и ме­неджментом, касающиеся финансовой отчетности; получает и изучает ежеквартальный отчет менеджмента об изменениях зако­нодательства, которые могут оказать существенное влияние на содержание финансовой отчетности.

Специальная Высшая комиссия по аудиторским комитетам ре­комендует US SEC установить требование, в соответствии с кото­рым все отчитывающиеся компании обязаны включить в годовой отчет перед акционерами и в форму Ю-К «Годовой отчет» письмо аудиторского комитета, раскрывающее следующую информацию за предыдущий финансовый год:

i) рассматривало ли руководство экономического субъекта со­вместно с аудиторским комитетом заверенную аудитором финан­совую отчетность, обсуждалисьли качество использованных прин­ципов бухгалтерского учета и существенные оценочные показате­ли в финансовой отчетности компании;

и) обсуждали ли внешние аудиторы с аудиторским комитетом свое профессиональное суждение о качестве использованных принципов и оценочных показателей, упомянутых в n.(i);

iii) обсуждали ли члены аудиторского комитета на своих засе­даниях информацию, указанную в п. (i) и (ii), в отсутствие пред­ставителей руководства и внешних аудиторов;

iv) исходя из результатов дискуссий с руководством и внешними аудиторами согласно п. (i) и (ii), считает ли аудиторский комитет, что финансовая отчетность компании является достоверной и во всех существенных аспектах соответствует общепринятым прин­ципам бухгалтерского учета (USGAAP).

Аудиторский комитет анализирует отчеты внешнего и внутрен­них аудиторов о состоянии системы внутреннего контроля; прово­дит регулярные встречи с менеджментом для рассмотрения сущест­венных рисков и проблем контроля и соответствующих планов менеджмента; анализирует результаты и качество выполнения раз­работанных менеджментом мероприятий (корректирующих шагов) по совершенствованию системы внутреннего контроля.

Аудиторский комитет оценивает эффективность процедур, при­званных обеспечить соблюдение предприятием законодательства; оценивает эффективность процедур, призванных обеспечить со­блюдение кодекса делового поведения (этики) сотрудниками пред­приятия; получает и изучает отчеты регулирующих органов (в том числе органов налогового контроля), внешних и внутренних ауди­торов, руководства предприятия по вопросам соблюдения законо­дательства и кодекса делового поведения.

Аудиторский комитет выбирает и рекомендует собственникам кандидатуру внешнего аудитора; определяет порядок и размер ком­пенсации внешнему аудитору, одобряет план работы и получение сопутствующих услуг от внешнего аудитора, оценивает качество услуг внешнего аудитора.

До момента создания аудиторских комитетов в большинстве компаний отбором аудиторов занимается руководство, устанавли­вает стоимость аудиторских услуг, выбирает принципы бухгалтерского учета, рассчитывает оценочные значения, составляет финан­совую отчетность и наблюдает за процессом аудита». Поэтому, как правило, между внешними аудиторами и руководством со временем устанавливаются деловые контакты. Кроме того, постоянно расши­ряющиеся функции внешних аудиторов, особенно в части услуг, не связанных с аудитом, способствуют еще более тесным взаимодей­ствиям между руководством экономического субъекта и внешними аудиторами: теперь руководство компаний не будет иметь отноше­ния к выбору, назначению и отстранению внешнего аудитора — ау­диторский комитет будет контролировать деятельность внешнего аудитора и определять размер его вознаграждения

Аудиторский комитет утверждает назначение и досрочное пре­кращение полномочий, условия трудового соглашения (контрак­та), решения о поощрении (наказании) руководителя службы внут­реннего аудита; утверждает Положение о службе внутреннего ау­дита и обеспечивает независимость службы внутреннего аудита от руководства предприятия; утверждает ежегодный план деятель­ности, структуру и бюджет службы внутреннего аудита, анализи­рует регулярные отчеты внутреннего аудита, представляющие в обобщенном формате результаты работы и наиболее существенные аудиторские комментарии; рассматривает существующие ограни­чения, препятствующие службе внутреннего аудита эффективно выполнять поставленные задачи, и способствует устранению таких ограничений; проводит не реже одного раза в квартал встречи с руководителем службы внутреннего аудита без участия представи­телей менеджмента предприятия.

Аудиторский комитет проводит регулярные заседания не менее одного раза в квартал и внеочередные заседания — по мере необ­ходимости; проводит встречи с внешними и внутренними аудито­рами без участия менеджмента; запрашивает и получает любую информацию, касающуюся предприятия, от его сотрудников; при­влекает независимых консультантов (экспертов), приглашает на свои заседания сотрудников предприятия, представителей внеш­него аудитора и независимых консультантов (экспертов).

Аудиторский комитет инициирует и проводит любые расследо­вания по вопросам, находящимся в ведении; рассматривает случаи мошенничества и оценивает адекватность принятых менеджмен­том мер по предупреждению мошенничеств;

8) подразделение внутреннего контроля

Служба внутреннего контроля организации создается для осу­ществления внутреннего контроля и содействия органам управления организации в обеспечении эффективного функционирования организации.

С точки зрения необходимости наличия специального струк­турного подразделения, занимающегося вопросами внутреннего контроля, организации можно разделить на две группы:

    организации, в которых необходимость службы внутреннего контроля установлена государством (например, кредитные ор­ганизации)

    организации, которые самостоятельно принимают решение о создании службы внутреннего контроля.

Отсутствие специального структурного подразделения, занима­ющегося вопросами внутреннего контроля (службы внутреннего контроля, отдела внутренних ревизий, департамента внутреннего аудита и т.д.), ни в коей мере не свидетельствует об отсутствии сис­темы внутреннего контроля в организации. Просто в этом случае система внутреннего контроля функционирует без выделения спе­циального органа, и в этом случае внутренний контроль осуще­ствляют совет директоров, руководство, главный бухгалтер, другие должностные лица, в обязанности которых входят какие-либо кон­трольные функции (например, защита программного обеспечения от вирусов).

Внутренний документ, регулирующий деятельность службы внутреннего контроля (далее — положение о службе внутреннего контроля) должен определять:

1) цели и сферу деятельности службы внутреннего контроля;

2) принципы (стандарты) и методы деятельности службы внут­реннего контроля:

3)  статус службы внутреннего контроля в организационной структуре организации, ее задачи, полномочия, права и обязанно­сти, а также взаимоотношения с другими подразделениями кре­дитной организации, в том числе осуществляющими контрольные функции;

4) подчиненность и подотчетность руководителя службы внут­реннего контроля;

5) обязанность руководителя службы внутреннего контроля ин­формировать о выявляемых при проведении проверок нарушени­ях (недостатках) по вопросам, определяемым организацией, совет директоров (наблюдательный совет), единоличный и коллегиаль­ный исполнительный орган и руководителя структурного подраз­деления организации, в котором проводилась проверка;

6) обязанность руководителя и служащих службы внутреннего контроля информировать органы управления организации о всех случаях, которые препятствуют осуществлению службой внутрен­него контроля своих функций;

7) порядок участия службы внутреннего контроля в разработке внутренних документов организации;

8) ответственность руководителя службы внутреннего контроля в случаях неинформирования или несвоевременного информиро­вания по вопросам, определяемым организацией, совета директо­ров (наблюдательного совета), единоличного и коллегиального исполнительного органа.

Служба внутреннего контроля осуществляет следующие функ­ции:

    проверка и оценка эффективности системы внутреннего конт­роля;

    проверка полноты применения и эффективности методологии оценки рисков и процедур управления рисками (методик, программ, правил, порядков и процедур совершения опера­ций и сделок, управления рисками);

    проверка надежности функционирования системы внутренне­го контроля за использованием автоматизированных инфор­мационных систем, включая контроль целостности баз дан­ных и их защиты от несанкционированного доступа и (или) использования, наличие планов действий на случай непредви­денных обстоятельств;

    проверка достоверности, полноты, объективности и своевре­менности бухгалтерского учета и отчетности и их тестирова­ние, а также надежности (включая достоверность, полноту и объективность) и своевременности сбора и представления ин­формации и отчетности;

    проверка достоверности, полноты, объективности и своевре­менности представления иных сведений в соответствии с нор­мативными правовыми актами в органы государственной власти и надзорные органы;

    проверка применяемых способов (методов) обеспечения со­хранности имущества организации;

    оценка экономической целесообразности и эффективности совершаемых организацией операций;

    проверка соответствия внутренних документов организации нормативным правовым актам, стандартам саморегулируемых организаций (например, для профессиональных участников рынка ценных бумаг);

    проверка процессов и процедур внутреннего контроля;

   проверка систем, созданных в целях соблюдения правовых требований, профессиональных кодексов поведения;

   оценка работы службы управления персоналом организации;

   другие вопросы, предусмотренные внутренними документами организации.

Организация должна установить численный состав, структуру и техническую обеспеченность службы внутреннего контроля в соответствии с масштабами деятельности, характером совершае­мых банковских операций и сделок.

Организация должна обеспечивать независимость службы внут­реннего контроля. Внутренний аудитор занимает уникальное по­ложение: с одной стороны, он «работает по найму» на руководство предприятия, с другой, предполагается, что он должен проверять деятельность руководства. Это может вызвать значительную натя­нутость в отношениях, так как для объективной оценки действий руководства необходима «независимость» внутреннего аудитора от руководства, а для работы по найму очевидна его «зависимость». Признавая это, Специальная высшая комиссия по аудиторским комитетам считает важным наличие официальных механизмов, способствующих конфиденциальному общению между внутрен­ним аудитором и аудиторским комитетом. Данные механизмы мо­гут принимать форму периодических встреч без участия предста­вителей руководства или регулярных конфиденциальных отчетов и служебных записок, предоставляемых только в аудиторский ко­митет. Если подобные встречи или переписка носят регулярный характер независимо от обнаруженных проблем или нарушений, независимый диалог между аудиторским комитетом и внутренним аудитором «выйдет из подполья» и больше не станет ассоцииро­ваться с изменой по отношению к руководству.

Аудиторский комитет должен создать и поддерживать корпора­тивную культуру, способствующую беспрепятственному раскры­тию информации внутренним аудитором. Если внутренний ауди­тор выявляет проблему и не получает поддержки руководства, он отвечает непосредственно перед аудиторским комитетом, советом директоров и акционерами за предоставление соответствующей информации аудиторскому комитету. Руководство должно не толь­ко не препятствовать раскрытию такой информации, но и поощ­рять данный процесс словом и делом. В Положении о службе внутреннего контроля должно быть установлено, что служба внутрен­него контроля:

   действует под непосредственным контролем совета директо­ров (наблюдательного совета);

    по собственной инициативе докладывает совету директоров (наблюдательному совету) о вопросах, возникающих в ходе осуществления службой внутреннего контроля своих функ­ций, и предложениях по их решению, а также раскрывает эту информацию единоличному и коллегиальному исполнитель­ному органу организации;

    подлежит независимой проверке аудиторской организацией или советом директоров (наблюдательным советом), если та­кая проверка предусмотрена уставом организации. Организация обеспечивает решение поставленных перед служ­бой внутреннего контроля задач без вмешательства со стороны органов управления, подразделений и служащих организации, не являющихся служащими службы внутреннего контроля (принцип беспристрастности службы внутреннего контроля). Например, руководитель (его заместители) и служащие службы внутреннего контроля, ранее занимавшие должности в других структурных под­разделениях кредитной организации, не должны участвовать в проверке деятельности и функций, которые осуществлялись ими в течение проверяемого периода и в течение 12 месяцев после за­вершения такой деятельности и осуществления функций. Руково­дителем службы внутреннего контроля не рекомендуется назначать лицо, работающее по совместительству.

Профессиональная компетентность руководителя (его замести­телей) и служащих службы внутреннего контроля реализуется через следующие требования:

   руководитель (его заместители) и служащие службы внутрен­него контроля должны владеть достаточными знаниями о бан­ковской деятельности и методах внутреннего контроля и сбо­ра информации, ее анализа и оценки в связи с выполнением служебных обязанностей;

   организация укомплектовывает службу внутреннего контроля служащими, имеющими высокий уровень профессиональной квалификации и подготовки;

   организации рекомендуется устанавливать для руководителя (его заместителей) службы внутреннего контроля требования о наличии опыта руководства структурным подразделением кредитной организации, связанным с совершением сделок;

    обучение (переподготовку) руководителя (его заместителей) и служащих службы внутреннего контроля рекомендуется осу­ществлять на регулярной основе.


Отчеты внутренних аудиторов составляются по форме, разра­ботанной непосредственно в организации. В наиболее общем слу­чае такие отчеты, кроме необходимых реквизитов, должны содер­жать:

1) перечень выявленных отклонений;

2)  перечень обстоятельств, при которых эти отклонения были выявлены;

3) оценку выявленных отклонений с точки зрения их влияния на организацию;

4) рекомендации по возможному устранению данных отклоне­ний;

5) оценку данных рекомендаций в плане их возможного влия­ния на организацию;

6)  конструктивные предложения (при их наличии) по совер­шенствованию различных аспектов функционирования организа­ции, имеющих отношение к проведенной работе;

9) наделение ответственностью и полномочиями

Данный элемент заключается в разделении ответственности и полномочий в ходе осуществления деятельности и установлении иерархии подотчетности сотрудников друг другу. Этот элемент так­же охватывает политику в отношении надлежащей деловой прак­тики, знания и опыта ключевого персонала, а также предоставля­емые для выполнения обязанностей возможности. Он включает систему информирования персонала о целях организации, о том, каким образом индивидуальные действия каждого сотрудника вза­имосвязаны с действиями других сотрудников, каким образом каж­дый сотрудник вносит вклад в достижение целей организации, а также кто, кому и за что отчитывается;

10) кадровая политика и практика Кадровая политика и практика подразумевают:

   должные требования при наборе кадров. Например, критериями для набора наиболее квалифицированных работников должны быть соответствующее базовое образование, опыт работы, чес­тность и этичное поведение. Такие критерии должны демон­стрировать  приверженность организации   к  компетентным (обладающим профессионализмом) и заслуживающим дове­рия людям.

Внимание к кадровой политике как одному из элементов внут­реннего контроля хорошо известно советской системе финансово­го контроля. Еще в постановлении народного комиссариата труда РСФСР «О порядке найма работников высшей квалификации, а также требующих имущественного, политического и личного до­верия» от 19.02.1923 г. указывалось:

«(...)8. Ревизоров, контролеров и инспекторов государственных учреждений и общественных организаций, сотрудников для ответ­ственных поручений (получающих жалованье по ответственному тарифу). (...)

21. Казначеев и кассиров, кладовщиков, конвоиров ценных гру­зов, заведующих магазинами и складами, (...)

22.  (...) кассиров, инкассаторов-артельщиков, кладовщиков, агентов по денежным поручениям, по товарным и гужевым пере­возкам, заведующих магазинами и складами, сторожей магазинов и складов.

§ 2. Все учреждения и предприятия, приглашающие работников на перечисленные выше должности, присылают на биржу труда требования, в коих должны быть указаны: а) подробное наимено­вание нанимателя; б) его точный адрес и номер телефона; в) род производства; г) имя, отчество и фамилия нанимаемого кандидата; д) профессия его или специальность; е) прежняя служба или заня­тие в течение трех последних лет и стаж по работе, на которую при­глашается; ж) на какую должность или работу приглашается (с подробным описанием обязанностей, имеющих быть возложен­ными на приглашаемого); з) размер оклада; и) на какой срок при­глашается; к) на месте или в отъезд; л) подпись (вполне разборчи­вая) лица, ответственного за наем служащих и заведующего учетом личного состава. К означенному требованию необходимо прило­жение засвидетельствованных учреждением копий документов, удостоверяющих соответствие приглашаемых кандидатов с заяв­ленным требованием (удостоверение о прежней службе, стаж, сви­детельство об образовании и прочее).

§ 4. Должностные лица, владельцы или ответственные предста­вители предприятий и частные лица, виновные в ложном или не­правильном обозначении в именном требовании должности, или в указании других ложных сведений, привлекаются к ответствен­ности по ст. 132 или 132 и 116 Уголовного кодекса»

   адаптацию {ориентирующий инструктаж) контролер должен изучить регламент по введению нового сотрудника в курс дела, закрепить за ним наставника на первое время и т.д.;

   подготовку персонала;

   обучение. Политика в области обучения, которая приобщает сотрудника к его будущей роли в организации и его ответ­ственности, включает такие практические мероприятия, как обучение на семинарах, и должна наглядно отражать ожидае­мый уровень качества выполняемой работы, а также стандар­ты поведения;

   оценку деятельности персонала — подразумевается наличие системы аттестации или аналогичного мероприятия, по ре­зультатам которого можно оценить качество выполняемых ра­ботником обязанностей;

   консультирование: должна существовать четкая инструкция, в каком случае и к кому может обратиться сотрудник за кон­сультацией;

   продвижение по службе: служебный рост сотрудников, осу­ществляемый в результате периодической оценки работы. Од­нако менеджмент может ослабить систему контроля, если бу­дет поощрять и продвигать по службе руководителей подраз­делений, успешных с точки зрения получения прибыли, но не выполняющих правила внутреннего контроля и не решающих проблем, выявляемых сотрудниками службы внутреннего ау­дита. В представлении других сотрудников такие действия оз­начают, что внутренний контроль занимает второстепенное место по сравнению с другими целями организации, а это ос­лабляет желание сотрудников поддерживать на должном уров­не культуру контроля.

    вознаграждение сотрудников.

Следует, однако, учитывать, что ни один элемент контроля не является 100%-й гарантией предотвращения негативных ситуаций. Например, предложение высокой заработной платы главному бух­галтеру может стимулировать искажение им данных финансовой отчетности как под давлением руководства, так и под влиянием боязни утратить «хорошее место».

Контролер должен изучить внутренние мероприятия по обуче­нию, выявление ошибок в действиях персонала или распростране­ние передового опыта сотрудников.

В Лимской декларации руководящих принципов контроля, при­нятой IX Конгрессом Международной организации высших кон­трольных органов (INTОSA), отмечалось1:

«Статья 14. Кадры контролеров

1. Члены и сотрудники высшего контрольного органа должны иметь квалификацию и честность, необходимые для того, чтобы успешно выполнять возложенные на них обязанности.

2.  При наборе персонала для высшего контрольного органа не­обходимо должное внимание уделять уровню их теоретической подготовки, работоспособности и опыту работы по специальнос­ти.

3.  Максимум внимания следует уделять дальнейшей теорети­ческой и практической профессиональной подготовке всех членов и сотрудников высшего контрольного органа как на внутриведомс­твенных курсах и семинарах, так и в университетах и на междуна­родном уровне, и такая переподготовка кадров должна поощрять­ся всеми возможными финансовыми и организационными сред­ствами.

4. Для того чтобы обеспечить подбор кадров высокой квалифи­кации, уровень их зарплаты должен соответствовать тем специфи­ческим требованиям, которые к ним предъявляются по роду их деятельности.

5.  В случае если сотрудник высшего контрольного органа не располагает необходимыми профессиональными знаниями для проведения отдельных проверок, к таким проверкам могут быть привлечены эксперты со стороны».



{SHOW_TEXT}

КОММЕРЧЕСКИЙ (АУДИТОРСКИЙ) ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЭКСПЕРТИЗЫ ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ МОДЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА ОЦЕНКУ РИСКОВ ОГРАНИЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ РИСКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ (СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ) ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГ СУЩНОСТЬ РЕВИЗИИ