Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

ЭКСПЕРТИЗЫ

Юридическая основа экспертизы, в какой бы области она ни проводилась, едина. Общие положения о судебной экспертизе, за­крепленные в Федеральном законе «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.01 г. № 73-ФЗ, распространяются на все виды судебных экспертиз, включая и судебно-бухгалтерскую.

Государственная судебно-экспертная деятельность осуществля­ется в процессе судопроизводства государственными судебно-эк­спертными учреждениями и государственными судебными экспер­тами (далее — эксперт) и состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

Задачей государственной судебно-экспертной деятельности яв­ляется оказание содействия судам, судьям, органам дознания, ли­цам, производящим дознание, следователям и прокурорам в уста­новлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкрет­ному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ре­месла.

При производстве судебной экспертизы эксперт не может на­ходиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначив­ших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результа­тах проведенных исследований в соответствии со своими специ­альными знаниями.

Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, су­дей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организа­ций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.

Эксперт обязан:

1) принять к производству порученную ему руководителем со­ответствующего государственного судебно-экспертного учрежде­ния судебную экспертизу;

2) провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам;

3) составить мотивированное письменное сообщение о невоз­можности дать заключение и направить данное сообщение в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу, если постав­ленные вопросы выходят за пределы специальных знаний экс­перта, объекты исследований и материалы дела непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения и эксперту отказано в их дополнении, современный уровень разви­тия науки не позволяет ответить на поставленные вопросы;

4) не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы, в том числе сведения, ко­торые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

5) обеспечить сохранность представленных объектов исследо­ваний и материалов дела.

Эксперт также исполняет обязанности, предусмотренные соот­ветствующим процессуальным законодательством. Эксперт не вправе:

   принимать поручения о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключе­нием руководителя государственного судебно-экспертного уч­реждения;

   осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве не­государственного эксперта;

    вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела;

   самостоятельно собирать материалы для производства судеб­ной экспертизы;

   сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначивших;

   уничтожать объекты исследований либо существенно изме­нять их свойства без разрешения органа или лица, назначив­ших судебную экспертизу.

Эксперт вправе:

   ходатайствовать перед руководителем соответствующего госу­дарственного судебно-экспертного учреждения о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заклю­чения;

   делать подлежащие занесению в протокол следственного дей­ствия или судебного заседания заявления по поводу непра­вильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний;

   обжаловать в установленном законом порядке действия орга­на или лица, назначивших судебную экспертизу, если они на­рушают права эксперта.

Эксперт также имеет права, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством.

В сфере экономики могут применяться следующие виды экс­пертиз (согласно Перечню родов (видов) экспертиз, выполняемых в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Рос­сийской Федерации — Приложение № I к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 14.05.03 г. № 114):

    почерковедческая экспертиза: исследование почерка и подпи­сей;

   техническая экспертиза документов: 1) исследование реквизи­тов документов; 2) исследование материалов документов;

   бухгалтерская экспертиза: исследование записей бухгалтер­ского учета с целью установления наличия или отсутствия в них искаженных данных;

   финансово-экономическая экспертиза: 1) исследование по­казателей финансового состояния и финансово-экономиче­ской деятельности хозяйствующего субъекта; 2) исследова­ние признаков и способов искажения данных о финансовых показателях, влияющих на финансовый результат и расчеты по обязательствам хозяйствующего субъекта; 3) исследова­ние расчета долевого участия учредителей (акционеров) в имуществе и распределяемой прибыли хозяйствующего субъ­екта; 4) исследование признаков и способов искажения дан­ных о финансовых показателях, характеризующих платеже­способность, кредитоспособность, использование и возврат­ность кредитов хозяйствующего субъекта; 5) исследование показателей, характеризующих формирование размера (ве­личины) оплаты труда с целью установления отклонений от действующих норм.

Назначение

Основаниями производства судебной экспертизы в государ­ственном судебно-экспертном учреждении являются определение суда, постановления судьи, лица, производящего дознание, следо­вателя или прокурора. Судебная экспертиза считается назначенной со дня вынесения соответствующего определения или постанов­ления.

Орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, представ­ляют объекты исследований и материалы дела, необходимые для проведения исследований и дачи заключения эксперта.

Орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, получают образцы для сравнительного исследования и приобщают их к делу в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации. В необходимых случаях получение образ­цов осуществляется с участием эксперта, которому поручено про­изводство судебной экспертизы, или специалиста.

В случае если получение образцов является частью исследова­ний и осуществляется экспертом с использованием представлен­ных на судебную экспертизу объектов, после завершения судебной экспертизы образцы направляются в орган или лицу, которые ее назначили, либо определенное время хранятся в государственном судебно-экспертном учреждении.

Проведение

Проведение экспертизы осуществляется в соответствии с Инс­трукцией по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации (приложение № 1 к приказу Мини­стерства внутренних дел (МВД) России от 29.06.05 г. № 511).

Производство экспертиз осуществляется сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений (далее — ЭКП), аттесто­ванными на право самостоятельного производства экспертиз по соответствующей специальности в установленном Положением об аттестации экспертов на право самостоятельного производства су­дебных экспертиз и о порядке пересмотра уровня их профессио­нальной подготовки. На них распространяются права и обязанно­сти эксперта, предусмотренные Федеральным законом «О государ­ственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», иными законодательными и нормативными право­выми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.

Поступившие на экспертизу постановления и объекты рассмат­риваются руководителем и передаются исполнителю в течение суток, а в случае их поступления в нерабочие дни — в первый ра­бочий день, следующий за выходным или праздничным днем.

При рассмотрении поступивших материалов экспертизы руко­водитель изучает постановление о назначении экспертизы, определяет вид, характер и объем предстоящего исследования и на этом основании определяет:

1) исполнителя (исполнителей) экспертизы, а также ведущего эксперта при производстве комиссионной или комплексной экс­пертизы;

2) срок производства экспертизы;

3)  порядок привлечения к проведению экспертизы специали­стов иных экспертных, научных и других учреждений, указанных в постановлении;

4)  необходимость обращения к лицу (органу), назначившему экспертизу, с ходатайством о привлечении к производству экспер­тизы лиц, не являющихся сотрудниками данного ЭКП;

5)  необходимость реализации иных мероприятий, предусмо­тренных Федеральным законом «О государственной судебно-экс­пертной деятельности в Российской Федерации», а также иными законодательными актами Российской Федерации.

Исполнитель, получив материалы экспертизы, обязан:

    изучить постановление и состояние упаковки объектов (це­лостность, наличие признаков повторной упаковки, возмож­ность доступа к объектам без нарушения упаковки);

   установить соответствие представленных объектов перечню, приведенному в постановлении, и оценить их достаточность для решения поставленных вопросов;

   оценить возможность производства экспертизы в установлен­ный руководителем срок исходя из вида, характера и объема предстоящих исследований;

    принять меры к обеспечению сохранности объектов.

В случаях недостаточности представленных эксперту материа­лов для решения поставленных вопросов и (или) отсутствия в пос­тановлении разрешения на применение при проведении экспер­тизы разрушающих методов (при наличии такой необходимости) эксперт составляет ходатайство, которое в установленном порядке направляется лицу (органу), назначившему экспертизу.

Производство экспертизы до получения необходимых и доста­точных материалов (разрешения) приостанавливается, но не более чем на 20 суток.

В случае получения отрицательного ответа или его отсутствия эксперт проводит экспертизу по имеющимся объектам с примене­нием неразрушающих методов или возвращает их в установленном порядке с указанием причин невозможности проведения экспер­тизы или решения отдельных вопросов в полном объеме.

Приступив к проведению экспертизы, эксперт применяет ре­комендованные экспертные методики и имеющиеся в распоряже­нии ЭКП технические средства для полного, объективного и на­учно обоснованного решения поставленных перед ним вопросов.

При этом в первую очередь применяются методики, не связан­ные с видоизменением, разрушением или расходованием объектов исследования.

Оформление результатов

На основании проведенных исследований с учетом их резуль­татов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают пись­менное заключение и подписывают его. Подписи эксперта или комиссии экспертов удостоверяются печатью государственного судебно-экспертного учреждения.

В заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены:

1) время и место производства судебной экспертизы;

2) основания производства судебной экспертизы;

3) сведения об органе или о лице, назначивших судебную экс­пертизу;

4) сведения о государственном судебно-экспертном учрежде­нии, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специаль­ность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспер­тизы;

5) предупреждение эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо лож­ного заключения;

6) вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экс­пертов;

7)  объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы;

8)  сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы;

9) содержание и результаты исследований с указанием приме­ненных методов;

10) оценка результатов исследований, обоснование и формули­ровка выводов по поставленным вопросам.

Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комис­сии экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью. Документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, хранятся в государственном судебно-экспертном уч­реждении. По требованию органа или лица, назначивших судебную экспертизу, указанные документы предоставляются для приобще­ния к делу.

Экспертизы в налоговом контроле

Порядок проведения экспертизы при осуществлении налогово­го контроля регулируется ст. 95 «Экспертиза» НК РФ, в соответ­ствии с которой в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на до­говорной основе может быть привлечен эксперт.

Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возни­кающих вопросов требуются специальные познания в науке, ис­кусстве, технике или ремесле.

Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта. При­влечение лица в качестве эксперта осуществляется на договорной основе.

Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую про­верку.

В постановлении указываются основания для назначения экс­пертизы, фамилия эксперта или наименование организации, в ко­торой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставлен­ные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоря­жение эксперта.

Эксперт вправе знакомиться с материалами проверки, относя­щимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предостав­лении ему дополнительных материалов.

Эксперт может отказаться от дачи заключения, если предостав­ленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.

Должностное лицо налогового органа, которое вынесло поста­новление о назначении экспертизы, обязано ознакомить с этим постановлением проверяемое лицо и разъяснить его права, преду­смотренные п. 7 упомянутой статьи, о чем составляется прото­кол.

При назначении и производстве экспертизы проверяемое лицо имеет право:

1) заявить отвод эксперту;

2) просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;

3) представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;

4) присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения экспер­ту;

5) знакомиться с заключением эксперта.

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении излагаются проведенные исследования, сделанные выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значе­ние для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были по­ставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоя­тельствах в свое заключение.

Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляется проверяемому лицу, которое имеет пра­во дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточ­ной ясности или полноты заключения и поручается тому же или другому эксперту.

Повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности и поруча­ется другому эксперту.

Экспертиза все шире используется в практике налогового конт­роля. Например, налоговыми органами Тамбовской области для проведения экспертизы была привлечена Инспекция государствен­ного архитектурно-строительного надзора.

На основании проведенной экспертизы было установлено, что выполненные работы являются реконструкцией, а не капитальным ремонтом цеха, затраты по которому были списаны организацией на себестоимость. Поводом для назначения экспертизы явился выполненный проверяющими анализ строительных работ, в ре­зультате которого установлено, что здание цеха полностью пере­строено с изменением технических характеристик объекта и его назначения.

При проведении выездной налоговой проверки индивидуаль­ного предпринимателя проверяющими должностными лицами был установлен факт сокрытия фонда оплаты труда от обложения на­логом и страховыми взносами.

Данный факт подтверждался документами (ведомостями о вы­плате заработной платы наемным работникам), а также объясне­ниями физических лиц, работающих по найму у предпринимате­ля.

Налоговый орган назначил экспертизу для исследования под­линности подписей наемных работников в ведомостях о выплате им зарплаты. Вывод налогового органа о сокрытии предпринима­телем фонда оплаты труда от обложения налогом и страховыми взносами на основании проведенной почерковедческой экспер­тизы был признан бесспорным.

Судебно-бухгалтерские экспертизы

Судебно-бухгалтерская экспертиза не относится к числу обяза­тельных экспертиз, а назначается в случаях необходимости. По каждому конкретному делу лицо, производящее дознание, следо­ватель и суд должны разрешать этот вопрос исходя из конкретных обстоятельств. С помощью судебно-бухгалтерской экспертизы можно1:

    проверить правильность результатов проведения документаль­ных ревизий, аудиторских проверок, документального оформ­ления операций по приему, сохранности, реализации товар­но-материальных ценностей и денежных средств;

    выявить наличие фактических данных, связанных с недоста­чей либо излишками товарно-материальных ценностей и сум­мой материального ущерба;

   определить соответствие отражения в бухгалтерских докумен­тах хозяйственных операций требованиям бухгалтерского уче­та и отчетности и действующим нормативным актам;

   установить документальную обоснованность оприходования, отпуска и списания материалов, готовой продукции, товаров, размеров и стоимости неучтенной продукции, определенных с учетом заключений технологов, товароведов и других специа­листов;

   констатировать документальную обоснованность размеров сумм по искам, разрешаемым в порядке гражданского судо­производства;

    конкретизировать круг лиц, за которыми по документальным данным в период образования недостачи либо излишков чис­лились товарно-материальные ценности или денежные сред­ства, а также лиц, обязанных обеспечивать выполнение требо­ваний бухгалтерского учета и контроля, несоблюдение кото­рых установлено в ходе производства экспертизы;

    выявить нарушения в организации ведения бухгалтерского учета и контроля, которые способствовали образованию мате­риального ущерба или препятствовали его своевременному выявлению;

   установить условия, способствовавшие совершению злоупот­реблений, и разработать предложения, направленные на борь­бу с ними.

Судебно-бухгалтерская экспертиза назначается прокурором, следователем, органами дознания или арбитражным судом, как правило, после проведения ревизии, в результате которой выяви­лись конфликтные ситуации. Назначение судебно-бухгалтерской экспертизы оформляется постановлением, в котором указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта-бухгал­тера, которому поручается ее производство, перечень вопросов, которые призвана разрешить судебно-бухгалтерская экспертиза, и перечень материалов, предоставленных в распоряжение экс­перта-бухгалтера для экспертного исследования (акты ревизий, первичные учетные документы, инвентаризационные ведомости, учетные регистры и др.). В постановлении фиксируется срок про­ведения судебно-бухгалтерской экспертизы.

Объем материалов, предоставляемых эксперту-бухгалтеру, оп­ределяет следователь. Если эксперт-бухгалтер считает, что предо­ставленные следователем материалы недостаточны для подготовки заключения, то он может получить интересующий его материал для исследования только через следователя. Если же в процессе иссле­дования эксперту-бухгалтеру станут известны новые факты и об­стоятельства, то он должен сообщить их органу, назначившему экспертизу. Это позволит следователю при необходимости поста­вить новые или дополнительные вопросы и тем самым более точно квалифицировать состав преступления. Следователь может отка­зать эксперту-бухгалтеру в предоставлении требуемых материалов, но при этом он должен указать причину отказа. В таких случаях необходимый объем документов, предоставленных эксперту-бух­галтеру, определит прокурор, наблюдающий за производством дела.

На основании результатов исследований всех предоставленных эксперту-бухгалтеру материалов эксперт от своего имени или ко­миссия экспертов-бухгалтеров дают письменное заключение. Обоснованность и убедительность заключения эксперта-бухгалте­ра зависят от того, подтверждены ли выводы, содержащиеся в нем, результатами анализа документов, которые были изучены в про­цессе исследования. Выводы эксперта-бухгалтера должны быть конкретными, обоснованными результатами исследования, и, та­ким образом, не должны допускать различных толкований; ответы на поставленные вопросы — однозначными, категоричными. Важ­но помнить, что любые неясности текста, допускающие возмож­ность его двоякого толкования, вызовут дополнительные вопросы со стороны как следствия и суда, так и других участников процес­са.

Эксперт-бухгалтер не может основывать свое заключение на показаниях обвиняемых (подсудимых) и свидетелей, однако дол­жен учитывать их в процессе исследования предоставленных ему на экспертизу материалов. В соответствии с поставленными во­просами эксперт-бухгалтер может основывать свое заключение на приобщенных к делу заключениях других экспертиз (технической экспертизы документов, почерковедческой, товароведческой, тех­нологической и др.).

Установив нарушения в ведении бухгалтерского учета и в осу­ществлении хозяйственно-финансовой деятельности, эксперт-бух­галтер указывает в заключении конкретные нарушения, делая при этом необходимые ссылки на соответствующие нормативные акты и документы.

Рекомендованная структура заключения эксперта-бухгалтера должна отвечать требованиям инструкции о производстве судебно-бухгалтерских экспертиз и содержать три части: вводную, иссле­довательскую и выводы.

В вводной части заключения наряду с данными об экспертизе и бухгалтере-эксперте указываются наименование поступивших на экспертизу материалов, краткое изложение обстоятельств дела, послуживших основанием для назначения экспертизы. Суть дела излагается в соответствии с постановлением следователя или ре­шением суда о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы. Важно указать место производства экспертизы, для того чтобы суд мог проверить, какие условия были созданы эксперту-бухгалтеру для работы; сведения о лицах, присутствовавших при производстве экспертизы, и их процессуальное положение. Иногда необходимо присутствие следователя или эксперта по другой специальности, например при осмотре экспертом-бухгалтером подложных доку­ментов.

Практика показывает, что большая часть уголовных дел, каса­ющихся преступлений в сфере экономики, возбуждается на осно­вании актов ревизий. Поэтому в заключении эксперта-бухгалтера важно указать, когда и кем проведена ревизия финансово-хозяй­ственной деятельности, период и время проведения ревизии, а также по чьему приказу проводилась ревизия. Если ревизия не проводилась, то указывается, кем и когда проводилась инвентари­зация, при которой была выявлена недостача активов.

В исследовательской части заключения эксперта-бухгалтера опи­сывается процесс исследования материалов со ссылками на доку­менты и нормативные акты. Исследование должно начинаться с изложения исходных данных (материалов бухгалтерского учета и ревизий) и заканчиваться краткими ответами на каждый постав­ленный вопрос.

В заключении вопросы, поставленные перед экспертом-бухгал­тером, приводятся в той формулировке, в какой они даны в поста­новлении о назначении экспертизы; изменение формулировок не допускается. Если у эксперта-бухгалтера имеется свое понимание вопроса, отличное от задания, он указывает на это. При использо­вании экспертом-бухгалтером программных средств в заключении следует указать, кем и когда они подготовлены, утверждены и вве­дены в эксплуатацию.

В третьей части заключения содержатся выводы эксперта-бух­галтера о материальном ущербе, его размере и времени образова­ния, лицах, ответственных за нанесение материального ущерба,и др.

      Если орган, назначивший экспертизу, после получения заклю­чения эксперта-бухгалтера находит необходимость в ходе предва­рительного следствия уточнить выводы эксперта в связи с новыми обстоятельствами по делу или имеются веские основания сомне­ваться в правильности заключения эксперта, то он вправе вынести постановление о назначении повторной (дополнительной) судеб­но-бухгалтерской экспертизы.




{SHOW_TEXT}

ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ ВЗАИМОСВЯЗЬ И РАЗЛИЧИЯ ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ КОММЕРЧЕСКИЙ (АУДИТОРСКИЙ) ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ МОДЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА ОЦЕНКУ РИСКОВ ОГРАНИЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ СРЕДА КОНТРОЛЯ РИСКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ