Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Указом Президента Российской Федерации «О мерах по обес­печению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25.07.96 г. № 1095 (в ред. от 18.07.01 г.) государ­ственный финансовый контроль возложен на Счетную палату Российской Федерации, Центральный банк Российской Федера­ции (далее — ЦБ РФ), Главное управление федерального казна­чейства и Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов России (сейчас — Федеральная служба финансово-бюд­жетного надзора), Министерство по налогам и сборам России (сейчас — Федеральная налоговая служба — ФНС РФ), Государст­венный таможенный комитет, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и рас­ходованием средств федерального бюджета и федеральных вне­бюджетных фондов.

Этим же указом на Правительство Российской Федерации с участием Главного государственно-правового управления Прези­дента Российской Федерации была возложена задача в течение месяца подготовить и представить для внесения в Государственную Думу проект Федерального закона «О государственном финансо­вом контроле в Российской Федерации». Несмотря на это, закона, регулирующего финансовый контроль в России, не существует и по сей день. Как справедливо отметил Л.Н. Овсянников1, в условиях роста правового самосознания общества, в условиях, когда субъекты эко­номической деятельности, юридические и физические лица, зани­мающиеся финансовыми операциями, обретают все большую пра­вовую грамотность и защищенность, такой пробел в регламентации государственного финансового контроля ставит ревизора в крайне трудное положение.

Проверки Счетной палаты Российской Федерации

Счетная палата Российской Федерации (далее — Счетная пала­та) является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным собранием Рос­сийской Федерации на основании ст. 101 Конституции РФ, и по­дотчетным ему2.

В ст. 2 Федерального закона «О Счетной палате Российской Фе­дерации» от 11.01.95 г. № 4-ФЗ очерчен круг задач Счетной пала­ты:

1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собствен­ности;

3) оценка обоснованности доходных и расходных статей проек­тов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджет­ных фондов;

4)  финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов госу­дарственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на форми­рование и исполнение федерального бюджета и бюджетов феде­ральных внебюджетных фондов;

5) анализ выявленных отклонений от установленных показате­лей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджет­ных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

6)  контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджет­ных фондов в ЦБ РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

7) регулярное представление Совету Федерации и Государствен­ной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата осуществляет контроль за исполнением феде­рального бюджета на основе принципов законности, объективнос­ти, независимости и гласности.

Председатель Счетной палаты назначается на должность Госу­дарственной Думой по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет. Постановление о назначении Председателя Счетной палаты принимается Государственной Ду­мой большинством голосов от общего числа депутатов Государ­ственной Думы. Предложения о кандидатах на должность Предсе­дателя Счетной палаты могут вноситься Президенту Российской Федерации депутатскими объединениями в Государственной Думе и комитетами Государственной Думы, а также не менее 1/5 от об­щего числа депутатов Государственной Думы. Кандидатуру для назначения на должность Председателя Счетной палаты Президент Российской Федерации представляет не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Счетной палаты. В случае досрочного освобождения от должности Предсе­дателя Счетной палаты Президент Российской Федерации пред­ставляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения. В случае отклонения предложенной на должность Председателя Счетной палаты кандидатуры Прези­дент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом Президент Российской Федерации вправе вновь представить на рассмотрение Государственной Думы ту же кандидатуру либо внести другую кандидатуру.

Председателем Счетной палаты может быть гражданин Россий­ской Федерации, имеющий высшее образование и опыт профес­сиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов.

Председатель Счетной палаты не может состоять в родственных отношениях с Президентом Российской Федерации, председателем Совета Федерации и председателем Государственной Думы, Председателем Правительства Российской Федерации, руководителем Администрации Президента Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Председателем Конституци­онного суда Российской Федерации, Председателем Верховного суда Российской Федерации и Председателем Высшего Арбитраж­ного суда Российской Федерации.

Заместитель Председателя Счетной палаты выполняет должност­ные обязанности в соответствии с регламентом Счетной палаты, исполняет в отсутствие председателя Счетной палаты его функции, по поручению председателя Счетной палаты представляет Счетную палату в органах государственной власти Российской Федерации и за рубежом.

Заместителем председателя Счетной палаты может быть граж­данин Российской Федерации, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов.

Заместитель председателя Счетной палаты не может состоять в родственных отношениях с Президентом Российской Федерации, председателем Совета Федерации и председателем Государствен­ной Думы, председателем Правительства Российской Федерации, руководителем администрации Президента Российской Федера­ции, Генеральным прокурором Российской Федерации, председа­телем Конституционного суда Российской Федерации, председа­телем Верховного суда Российской Федерации и председателем Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.

Аудиторы Счетной палаты. Аудиторами Счетной палаты явля­ются должностные лица, возглавляющие определенные направле­ния деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей фе­дерального бюджета, объединенных единством назначения. Кон­кретное содержание направления деятельности Счетной палаты, возглавляемого одним из аудиторов Счетной палаты, устанавлива­ется коллегией Счетной палаты.

Аудиторами Счетной палаты могут быть назначены граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного конт­роля, экономики, финансов.

В пределах 1/4 от общего числа аудиторов Счетной палаты до­пускается назначение на должности аудиторов лиц, имеющих выс­шее образование и опыт профессиональной деятельности иного профиля. При формировании Счетной палаты Совет Федерации и Госу­дарственная Дума назначают по шесть аудиторов сроком на шесть лет. Постановление Государственной Думы о назначении аудито­ра Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Постановление Совета Федерации о назначении аудитора Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации.

При появлении вакантной должности аудитора Счетной палаты она должна быть замещена в течение двух месяцев.

Планирование

Для рассмотрения вопросов планирования и организации ра­боты Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной дея­тельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе, образуется коллегия Счетной палаты. В состав коллегии Счетной палаты входят пред­седатель Счетной палаты, заместитель председателя Счетной па­латы и аудиторы Счетной палаты.

По совместному предложению председателя Счетной палаты и заместителя председателя Счетной палаты коллегия принимает регламент Счетной палаты, утверждает содержание направлений деятельности, возглавляемых аудиторами Счетной палаты.

Счетная палата строит свою работу на основе годовых и теку­щих планов и программ, которые формируются исходя из необхо­димости обеспечения всестороннего системного контроля за ис­полнением федерального бюджета с учетом всех видов и направ­лений деятельности Счетной палаты.

Планирование осуществляется на основе разрабатываемых Счетной палатой для этих целей технико-экономических норм и нормативов, контрольных и ревизионных стандартов, методичес­ких указаний. Обязательному включению в планы и программы работы Счетной палаты подлежат поручения Совета Федерации и Государственной Думы, обращения не менее 1/5 от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации или депутатов Государствен­ной Думы.

Обязательному рассмотрению при формировании планов и про­грамм работы Счетной палаты подлежат запросы Президента Рос­сийской Федерации, комитетов и комиссий палат Федерального собрания Российской Федерации, депутатов (членов) Совета Фе­дерации и депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Проект годового плана рассматривается и утверждается колле­гией Счетной палаты.

Внеплановые контрольные мероприятия проводятся на осно­вании постановлений Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, по обращению не менее 1/5 от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации и депутатов Государственной Думы или на основании решения Коллегии Счетной палаты.

Проведение

В служебные обязанности инспекторов Счетной палаты входят непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты.

Права, обязанности и ответственность сотрудников аппарата Счетной палаты, а также условия прохождения ими службы опре­деляются упомянутым федеральным законом, Федеральным зако­ном «О федеральной государственной службе», законодательством Российской Федерации о труде и иными нормативными правовы­ми актами.

В процессе реализации стоящих перед ней задач Счетная пала­та осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечи­вает единую систему контроля за исполнением федерального бюд­жета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, что предусматривает:

   организацию и проведение оперативного контроля за испол­нением федерального бюджета в отчетном году;

    проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

   экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров Рос­сийской Федерации, федеральных программ и иных докумен­тов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финан­сов Российской Федерации;

   анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Госу­дарственную Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;

   подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную Думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году;

   подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти Российской Федерации. Комплексные ревизии и тематические проверки проводятся по

месту расположения проверяемых объектов. Сроки, объемы и спо­собы их проведения устанавливаются Счетной палатой.

В ходе проведения ревизий и проверок на основе документаль­ного подтверждения законности производственно-хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяются своевременность и полнота взаимных платежей проверяемого объекта и федерального бюджета.

Счетная палата проводит экспертизу и дает следующие заклю­чения:

   по проекту федерального бюджета, обоснованности его доход­ных и расходных статей, размерам государственного внутрен­него и внешнего долга и дефицита федерального бюджета;

   проблемам бюджетно-финансовой политики и совершенство­вания бюджетного процесса в Российской Федерации;

   проектам законодательных и иных нормативных правовых ак­тов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рас­смотрение Государственной Думы;

   проектам международных договоров Российской Федерации, влекущих правовые последствия для федерального бюджета;

   проектам программ, на финансирование которых используют­ся средства федерального бюджета.

По другим вопросам, входящим в ее компетенцию, Счетная па­лата осуществляет подготовку и представление заключений или письменных ответов на основании:

1) запросов Президента Российской Федерации;

2) поручений Совета Федерации или Государственной Думы, оформленных соответствующими постановлениями;

3) запросов комитетов и комиссий Совета Федерации и Госу­дарственной Думы;

4) запросов депутатов (членов) Совета Федерации и депутатов Государственной Думы;

5) запросов Правительства Российской Федерации;

6) запросов органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации.

Решение о рассмотрении запроса и подготовке заключения или об отказе в этом принимается коллегией Счетной палаты. В случае отказа председатель Счетной палаты возвращает запрос с указани­ем причин отказа.

Заключения Счетной палаты не могут содержать политических оценок решений, принимаемых органами представительной и ис­полнительной власти Российской Федерации по вопросам ее ве­дения.

Оформление результатов

По итогам проведения ревизии или проверки составляется от­чет, за достоверность которого соответствующие должностные лица Счетной палаты несут персональную ответственность.

О результатах проведенных ревизий и проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу, доводит их до сведения руководителей соответствующих федеральных ор­ганов исполнительной власти, предприятий, учреждений, органи­заций.

Об ущербе, причиненном государству, и о выявленных наруше­ниях закона Счетная палата информирует Совет Федерации и Го­сударственную Думу, а при выявлении нарушения законов, влеку­щего за собой уголовную ответственность, передает соответству­ющие материалы в правоохранительные органы.

При проведении ревизий и проверок должностные лица Счет­ной палаты не должны вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых объектов, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов в виде акта (заключения).

Должностные лица Счетной палаты и привлеченные к ее рабо­те специалисты могут использовать данные, полученные в ходе ревизий и проверок, только при выполнении работ, поручаемых Счетной палатой.

Проверки Федеральной службой финансово-бюджетного надзора

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфин-надзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля, и находится в ведении Министерства финансов Российской Феде­рации (далее — Минфин РФ).

Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного над­зора утверждено Постановлением Правительства Российской Фе­дерации от 15.06.04 г. № 278.

Росфиннадзор осуществляет контроль и надзор за:

    использованием средств федерального бюджета, средств госу­дарственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

   соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законо­дательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям ли­цензий и разрешений;

   соблюдением требований бюджетного законодательства Рос­сийской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджет­ных инвестиций;

   исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре. Росфиннадзор также осуществляет:

   функции главного распорядителя и получателя средств феде­рального бюджета, предусмотренных на ее содержание и реа­лизацию возложенных на нее функций;

    в рамках своей компетенции — производство по делам об ад­министративных правонарушениях в соответствии с законо­дательством Российской Федерации;

    в установленном порядке сбор, накопление и обработку отчет­ности и иной документированной информации в определен­ной сфере деятельности и т.д.

В целях реализации полномочий в установленной сфере дея­тельности Росфиннадзор имеет право:

1) проверять в организациях, получающих средства федераль­ного бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находя­щиеся в федеральной собственности, в организациях — получате­лях финансовой помощи из федерального бюджета гарантий Пра­вительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а так­же получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий;

2) проводить в организациях любых форм собственности, полу­чивших от проверяемой организации денежные средства, матери­альные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка);

3)  направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обяза­тельные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений;

4) осуществлять контроль за своевременностью и полнотой ус­транения проверяемыми организациями и (или) их вышестоящи­ми органами нарушений законодательства в финансово-бюджет­ной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств;

5) запрашивать и получать сведения, необходимые для приня­тия решений по отнесенным к компетенции Росфиннадзора во­просам;

6) заказывать проведение необходимых испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

7) привлекать в установленном порядке для проработки вопро­сов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;

8) давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Росфиннадзора;

9) осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Росфиннадзора и подведомственных организаций и др.

Росфиннадзор возглавляет руководитель, назначаемый на долж­ность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра финансов Российской Федерации. Руководитель Росфиннадзора несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Росфиннадзор задач и функций.

Сотрудники Росфиннадзора:

   при осуществлении ревизий и проверок имеют право прохода во все здания и помещения, занимаемые проверяемыми орга­низациями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности;

   при проведении ревизий и проверок не должны вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых организаций, если иное не установлено законом.

Деятельность Росфиннадзора осуществляется через территори­альные органы, которые осуществляют функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и функции по валютному контролю на территории одного или нескольких субъектов Рос­сийской Федерации.

Территориальное управление возглавляет руководитель, назна­чаемый на должность и освобождаемый от должности министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя Росфиннадзора.

Планирование

Ревизия поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от иму­щества (в том числе от ценных бумаг), находящегося в федеральной собственности, в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях любых форм собственности, осуществляется как в плановом, так и внеплановом порядке.

Ревизия организаций любых форм собственности по мотиви­рованным постановлениям, требованиям правоохранительных органов осуществляется в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Ревизия поступления и расходования бюджетных и внебюджет­ных средств органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и доходов от иму­щества, находящегося в их собственности, осуществляется по об­ращениям этих органов в установленном порядке с возмещением расходов по проведению такой ревизии соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации или ор­ганом местного самоуправления.

Проведение

Конкретные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов ревизии (далее — программа реви­зии).

Руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор) должен предъявить руководителю ревизуемой организации удостоверение на право проведения ревизии, ознакомить его с основными зада­чами, представить участвующих в ревизии работников, решить организационно-технические вопросы проведения ревизии и со­ставить рабочий план.

По требованию контролера-ревизора при выявлении фактов злоупотребления или порчи имущества руководитель ревизуемой организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации обязан организовать инвентаризацию де­нежных средств и материальных ценностей. Дата проведения и участки (объем) инвентаризации устанавливаются контролером-ревизором по согласованию с руководителем ревизуемой органи­зации.

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности организации проводится путем:

    проверки учредительных, регистрационных, плановых, отчет­ных, бухгалтерских и других документов по форме и содержа­нию в целях установления законности и правильности произ­веденных операций;

    проверки фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов, в том числе по фактам полу­чения и выдачи указанных в них денежных средств и матери­альных ценностей, фактически выполненных работ (оказан­ных услуг) и т.п.;

   организации в соответствии с действующим законодатель­ством Российской Федерации встречных проверок поступле­ния и расходования средств федерального бюджета, использо­вания внебюджетных средств, доходов от имущества, находя­щегося в федеральной собственности, — сличения имеющихся в ревизуемой организации записей, документов и данных с со­ответствующими записями, документами и данными, находя­щимися в тех организациях, от которых получены или кото­рыми выданы денежные средства, материальные ценности и документы. Контрольно-ревизионный орган при необходимо­сти проведения встречных проверок в организациях, располо­женных на территории других субъектов Российской Федерации, обращается по этому вопросу в контрольно-ревизионные управления Министерства финансов Российской Федерации в соответствующих субъектах Российской Федерации, которые обязаны обеспечить в кратчайшие сроки проведение встреч­ных проверок и направление материалов проверок контроль­но-ревизионному органу, по просьбе которого произведены проверки. При этом в обращениях должны быть указаны пол­ные наименования организаций и идентификационные номе­ра налогоплательщиков (ИНН), в которых необходимо прове­сти встречные проверки, их юридические адреса, телефоны, счета в учреждениях банка организаций, а также перечень во­просов, подлежащих проверке;

   организации процедур фактического контроля за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходова­ния продукции, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг, в том числе с привлечением в установлен­ном порядке специалистов других организаций, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей пу­тем организации проведения инвентаризаций, обследований, контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продук­ции, контрольных обмеров выполненных объемов работ, экс­пертиз и т.п.;

    проверки достоверности отражения произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе соблюдения установленного порядка ведения учета, сопоставления запи­сей в регистрах бухгалтерского учета с данными первичных документов, сопоставления показателей отчетности с данны­ми бухгалтерского учета, арифметической проверки первич­ных документов;

   проверки использования и сохранности бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов и других го­сударственных средств, доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

    проверки в необходимых случаях организации и состояния внутреннего (ведомственного) контроля.

Оформление результатов

Результаты ревизии оформляются актом, который подписыва­ется руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором), а при необходимости и членами ревизионной группы, руко­водителем и главным бухгалтером (бухгалтером) ревизуемой орга­низации.

Один экземпляр оформленного акта ревизии, подписанного контролером-ревизором, вручается руководителю ревизуемой ор­ганизации или лицу, им уполномоченному, под роспись в получе­нии с указанием даты получения.

По просьбе руководителя и (или) главного бухгалтера (бухгал­тера) ревизуемой организации по согласованию с контролером-ревизором может быть установлен срок до пяти рабочих дней, от­веденный для ознакомления с актом ревизии и его подписания.

При наличии возражений или замечаний по акту подписываю­щие его должностные лица ревизуемой организации делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представля­ют контролеру-ревизору письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии и являются их неотъ­емлемой частью.

Контролер-ревизор в срок до пяти рабочих дней обязан прове­рить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменные заключения, которые после рассмотрения и утверждения руководителем контрольно-ревизионного органа или лицом, им уполномоченным, направляются в ревизуемую ор­ганизацию и приобщаются к материалам ревизии.


Проверки Федеральной налоговой службой

Положение о Федеральной налоговой службе утверждено по­становлением Правительства Российской Федерации от 30.09.04 г. № 506, согласно п. 2 которого Федеральная налоговая служба (ФНС) и ее территориальные органы в установленной сфере дея­тельности являются правопреемниками Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем пра­воотношениям, связанным с представлением интересов Россий­ской Федерации в процедурах банкротства.

Федеральная налоговая служба находится в ведении Минфина РФ.

Служба и ее территориальные органы — управления ФНС по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС, инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС межрайонного уровня (далее — налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.

Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, на­значаемый на должность и освобождаемый от должности Прави­тельством Российской Федерации по представлению министра финансов Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба осуществляет ряд полномочий, в частности осуществляет контроль и надзор:

1) за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, пра­вильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полно­той и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

2) осуществлением валютных операций резидентами и нерези­дентами, не являющимися кредитными организациями;

3)соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;

4) полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей и т.д.

Федеральная налоговая служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

   организовывать проведение необходимых исследований, ис­пытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных ис­следований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;

   запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

   давать юридическим и физическим лицам разъяснения по во­просам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

   осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов ФНС и подведомственных организаций;

    привлекать в установленном порядке научные и иные органи­зации, ученых и специалистов для проработки вопросов, от­несенных к установленной сфере деятельности;

   применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направлен­ные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятель­ности, с целью пресечения фактов нарушения законодатель­ства Российской Федерации; • создавать совещательные и экспертные органы (советы, ко­миссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятель­ности и др.

Планирование

Суть выездной налоговой проверки — контроль за правильнос­тью исчисления и уплаты налогов, указанных в решении на про­ведение проверки, на основе изучения как документальных источ­ников информации, так и фактического состояния объектов нало­гообложения1.

Выездная налоговая проверка проводится на основании реше­ния руководителя (его заместителя) налогового органа.

Указанное решение должно иметь ряд реквизитов, придающих ему юридическую силу:

1) наименование налогового органа; номер решения и дату его вынесения;

2)  наименование налогоплательщика, в отношении которого назначается проверка (в случае назначения выездной налоговой проверки филиала или представительства налогоплательщика-ор­ганизации помимо наименования организации указываются на­именование филиала или представительства, у которого назнача­ется проверка, а также код причины постановки на учет); иденти­фикационный номер налогоплательщика. Налоговый орган может проводить как проверку организации с учетом всех ее филиалов и обособленных подразделений, так и проверку филиалов и предста­вительств организации независимо от проведения проверки самой организации;

3) период финансово-хозяйственной деятельности налогопла­тельщика либо его филиала или представительства, за который проводится проверка;

4)  вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка). Налогоплательщику следует обращать внимание на виды налогов, подлежащих проверке. Допустим, в решении была указана проверка налога на прибыль. Если в ходе проверки у налогового органа возникнет необходимость проверки налога на иму­щество, то им должно быть принято новое решение о назначении проверки. В ином случае результаты проверки налога на имуще­ство могут быть признаны недействительными по формальному признаку — отсутствие в решении указания на проверенный налог. Кроме того, по общему правилу действует запрет на проведение проверок по одним и тем же налогам за уже проверенный налого­вый период;

5) фамилии, инициалы, должности и классные чины (специаль­ные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников правоохранительных и контролирующих орга­нов (в случае привлечения этих лиц к налоговым проверкам в ус­тановленном порядке); подпись лица, вынесшего решение, с ука­занием его фамилии, инициалов, должности и классного чина.

Форма решения утверждена приказом МНС России «Об ут­верждении Порядка назначения выездных налоговых проверок» от 08.10.99 г. № АП-3-16/318.

Проведение

Продолжительность выездной налоговой проверки не должна превышать более двух месяцев.

В исключительных случаях срок проверки может быть увеличен до трех месяцев. Срок проверки должен быть продлен решением вышестоящего налогового органа. В срок проведения проверки не засчитывается период между вручением налогоплательщику тре­бования о представлении документов в соответствии со ст. 93 На­логового кодекса (далее — НК РФ), на основании которых у нало­гоплательщика имеется пять дней для предоставления требуемых документов.

По общему правилу проверка проводится вне места нахождения налогового органа. Доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявле­нии этими лицами служебных удостоверений и решения руково­дителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки.

В ходе выездной налоговой проверки проводятся следующие мероприятия:

    истребование документов;

   инвентаризация имущества;

   осмотр;

   выемка (изъятие) документов;

    встречные проверки;

    привлечение свидетелей, специалистов, переводчиков;

    проведение экспертиз.

Порядок проведения перечисленных мероприятий регламенти­рован ст. 90 — 98 НК РФ.

В ходе выездной налоговой проверки должностные лица нало­говых органов исследуют документы, имеющие значение для фор­мирования выводов о правильности исчисления и уплаты прове­ряемых налогов и сборов:

   устав организации;

   учредительные документы;

   свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

    налоговые декларации;

   бухгалтерскую отчетность;

   банковские и кассовые документы;

   счета-фактуры и другие первичные документы;

   другие документы, необходимые для исчисления и уплаты на­логов.

В соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налого­вого органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налого­вого агента необходимые для проверки документы. Требование о предоставлении указанных документов должно содержать наиме­нование и вид необходимых для проверки документов. Указанное требование подписывается должностным лицом налогового орга­на, проводящего проверку, и вручается налогоплательщику под расписку с указанием даты вручения данного требования.

Оформление результатов

Оформление результатов выездной налоговой проверки регу­лируется ст. 100 НК РФ.

По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке упол­номоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой ор­ганизации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. Об отказе представителей организации подпи­сать акт делается соответствующая запись в акте. В случае когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговой провер­ки, это должно быть отражено в акте налоговой проверки.

В акте налоговой проверки должны быть указаны документаль­но подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявлен­ные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных наруше­ний и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответствен­ность заданный вид налоговых правонарушений.

В соответствии с Инструкцией МНС России от 10.04.2000 г. № 60 не позднее двух месяцев после составления справки о прове­денной проверке уполномоченными должностными лицами нало­говых органов должен быть составлен акт выездной налоговой проверки по указанной в инструкции форме.

Инструкция устанавливает единые требования к составлению и форме акта выездной налоговой проверки налогоплательщиков, к порядку вынесения решения по результатам рассмотрения мате­риалов проверки, а также к порядку производства по делу о нару­шениях законодательства о налогах и сборах, совершенных лица­ми, не являющимися налогоплательщиками.

Акт налоговой проверки вручается руководителю организации налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю (их представителям) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или его представителями. В случае направления акта налоговой про­верки по почте заказным письмом датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки.

Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, из­ложенными в акте проверки, а также с выводами и предложени­ями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган пись­менное объяснение мотивов отказа подписать акт или возраже­ния по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объ­яснению (возражению) или в согласованный срок передать на­логовому органу документы (их заверенные копии), подтверж­дающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.

В течение не более 14 дней руководитель (заместитель руково­дителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплатель­щиком.



{SHOW_TEXT}

КОНТРОЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ КОНТРОЛЯ ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ ВЗАИМОСВЯЗЬ И РАЗЛИЧИЯ ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ КОММЕРЧЕСКИЙ (АУДИТОРСКИЙ) ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЭКСПЕРТИЗЫ ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ МОДЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА ОЦЕНКУ РИСКОВ ОГРАНИЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ