Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

КОНТРОЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Использование новых концепций и методов управления и управленческого контроля требует создания на предприятиях, осо­бенно крупных, соответствующей организационной структуры, которая обеспечила бы повышение эффективности деятельности предприятия. В этом процессе важную роль играет управленческий аудит, осуществляемый внутренними аудиторами в соответствии с заданиями, определенными высшим руководством.

Управленческий аудит (management auditing), по определению Ч.Т. Хонгрена, — это «обзор, предназначенный для выяснения того, исполняются ли политики и процедуры, определенные выс­шим руководством». По мнению Дж.С. Робертсона и Т. Дж. Лоуверса, управленческий аудит, который часто называют операци­онным аудитом или аудитом эффективности, — это «изучение деловых операций с целью разработки рекомендаций относитель­но более экономного и эффективного использования ресурсов, результативности в достижении целей бизнеса и соответствия по­литике компании»2. Таким образом, с помощью управленческого аудита высшее руководство компании обеспечивает контроль за исполнением решений, направленных на увеличение эффектив­ности и результативности бизнеса.

Следует отметить, что в разных странах наряду с термином «уп­равленческий аудит» употребляются также термины «операцион­ный аудит» {operational auditing), «аудит результативности» {performance auditing) и др. Австралийский ученый Л.Д. Паркер писал, что управленческий аудит преследует те же цели, что и опе­рационный аудит, но сам термин чаще употребляется в частном секторе, где с помощью управленческого аудита руководители пы­таются идентифицировать проблемы, существующие в организа­ции. Кроме того, Паркер указывает, что термин «аудит результа­тивности» употребляется в основном в США в государственном секторе; термин «операционный аудит» тоже используется в США как в государственном, так и в частном секторе и касается финан­совых и нефинансовых операций

По мнению Паркера, собственно управленческий аудит может быть определен как оценка менеджмента и функционирования организации, а также исполнения работы в контексте экономич­ности, эффективности и результативности деятельности.

Другой известный ученый Г. Винтен рассматривает термин «уп­равленческий аудит» как наиболее широкий, в который пооче­редно «вкладываются» (по принципу русской матрешки) такие понятия, как «операционный аудит» и «финансовый аудит». Вин­тен считает, что последний может считаться частью операционно­го или управленческого аудита1.

Такое соотношение между управленческим, операционным и финансовым аудитом может иметь место в том случае, когда речь идет о деятельности службы внутреннего аудита. Финансовый ау­дит, который проводится независимыми (внешними) аудиторами, никак не может «вкладываться» в управленческий или операцион­ный аудит и считаться более узким по смыслу понятием.

Управленческий аудит - один из действенных инструментов обеспечения выполнения заданий, определенных высшим руко­водством компании. Таким образом, сфера управленческого ауди­та уже, чем сфера управленческого контроля, и имеет специфичес­кий характер. Управленческий аудит, как правило, получает ле­гальный статус лишь в том случае, когда в компании создается служба внутреннего аудита. Если такой службы нет, он может осу­ществляться лично менеджерами среднего или (иногда) низшего уровня по поручению высшего руководства. В любом случае про­ведение управленческого аудита только усиливает контроль за до­стижением желаемого уровня экономичности, эффективности и результативности деятельности компании и создает неплохие пред­посылки для создания конкурентных преимуществ.

В настоящее время одним из важнейших направлений деятель­ности государственных органов финансового контроля развитых стран является контроль эффективности, основная цель которо­го — определение социально-экономического эффекта использо­вания средств государства, а также разработка рекомендаций по повышению эффективности использования бюджетных средств. В бюджетных системах, ориентированных не только на обоснован­ное и целевое расходование бюджетных средств, но и на достиже­ние конечного результата, все большее распространение получает именно контроль эффективности.

В теории финансового контроля до возникновения термина «аудит эффективности» существовал термин «сквозные ревизии», которые охватывают ряд подразделений, входящих в состав одной организации, при этом проверяется деятельность головной орга­низации и входящих в ее состав подразделений. Цель сквозной ревизии — наряду с проверкой финансово-экономической дея­тельности подразделений организации установить качество управ­ления их деятельностью. Сквозные ревизии весьма трудоемкие и применяются в исключительных случаях, когда имеются данные о недостаточном уровне руководства деятельностью подразделений организации со стороны вышестоящего органа управления.

Как самостоятельный тип контроля контроль эффективности начал проводиться в 60-е гг. XX в. в Швеции, а затем стал приме­няться в практике работы органов финансового контроля других стран. Успешное использование данного типа контроля позволило включить положения, определяющие его содержание, в «Лимскую декларацию руководящих принципов контроля», принятую на 9-м Конгрессе INTОSAI в 1977 г. Статья 4 данной декларации гласит, что «в дополнение к этим типам аудита (на соответствие и финан­совой отчетности) существует другой не менее важный тип ауди­та — аудит эффективности, который направлен на проверку ис­полнения, экономичности, продуктивности и результативности (эффективности) управления государственными финансовыми ресурсами. Аудит эффективности охватывает не только специфи­ческую финансовую деятельность, но и весь спектр государствен­ной деятельности, в том числе организационную и административ­ные системы». Таким образом, контроль эффективности предпо­лагает проверку различных сторон деятельности государственных органов с целью определения эффективности использования ими бюджетных средств, выделенных для оказания соответствующих государственных услуг, выполнения государственных, отраслевых и региональных программ.

Аудит эффективности — это форма государственного финансо­вого контроля, обеспечивающая оценку эффективности работы исполняющих государственные функции и использующих госу­дарственные ресурсы подконтрольных объектов и разработку пред­ложений по повышению эффективности их деятельности.

Цели аудита эффективностия:

    выявление нарушений и проблем в деятельности подконт­рольных объектов;

   анализ и оценка эффективности деятельности органов испол­нительной власти по выполнению ими государственных функ­ций;

   анализ и оценка эффективности использования средств феде­рального и регионального бюджетов и иных государственных ресурсов;

   разработка обоснованных рекомендаций и предложений по оптимизации деятельности органов исполнительной власти и повышению эффективности использования государственных ресурсов.

Принципы аудита эффективности должны обеспечивать его высокую результативность, действенность и экономичность. В этой связи необходимо соблюдение следующих принципов:

    научность, т.е. применение научных методов анализа деятель­ности объекта аудита и синтеза рекомендаций по совершенст­вованию его функций, организации и методов управления;

    системность, т.е. анализ всех возможных факторов и связей в деятельности объекта аудита;

   объективность, т.е. устранение всех субъективных оценок и приоритетов;

    независимость, т.е. устраненность от волевых и материальных воздействий любых органов и должностных лиц;

    гласность: результаты аудита эффективности после соответ­ствующего его рассмотрения должны быть доведены до руко­водящих органов и общественности.

Предметы аудита эффективности:

   деятельность и функции федерального (регионального) органа государственной власти или получателя бюджетных средств;

   средства федерального (регионального) бюджета, выделяемые на реализацию государственных задач, целевые программы, государственные контракты;

   федеральная собственность, природные и иные государствен­ные ресурсы;

   международные и межбюджетные договоры и отношения;

   отдельные важнейшие вопросы управления государственными ресурсами;

   организация исполнения бюджетного процесса.

При определении возможных тем и объектов проверок возмож­но использование следующих критериев:

   социально-экономическая значимость данной темы, ее важ­ность для общественности;

   степень наличия рисков в рассматриваемой сфере (под риском в данном случае понимается вероятность негативного влияния на проверяемую организацию какого-либо фактора, который может привести к финансовым убыткам, нанесению ущерба, неспособности реализовать возложенную функцию или про­грамму и обеспечить при этом эффективное использование государственных средств);

   оценка возможных результатов проверки;

   объем государственных средств, направляемых в данную сфе­ру и используемых объектами проверки;

   проведение предшествующих проверок в этой сфере и на дан­ных объектах;

    наличие ресурсов контрольного органа.

На этапе планирования предварительно изучаются объекты проверки1. Сбор необходимой информации происходит в целях получения всестороннего представления о предмете и объекте про­верки.

Итогом планирования является разработанная программа про­ведения проверки. В программе должны быть сформулированы: цель проверки, перечень вопросов и объектов проверки; критерии оценки эффективности использования государственных средств, которые будут использоваться в ходе проверки, и их источники; описание методики проведения проверки; график и основные эта­пы проверки, список группы проверяющих; срок представления отчета о результатах проверки.

Примерные вопросы, учитываемые при составлении программы и требующие ответа при проведении контроля1:

   соблюдает ли объект контроля требования законодательства о государственных закупках;

   приобретает ли объект контроля надлежащие ресурсы в необ­ходимом количестве, соответствующего качества и по соответ­ствующей цене;

   защищает и поддерживает ли объект контроля должным обра­зом ресурсы;

   избегает ли объект контроля дублирования работы среди сво­их работников, а также работы, которая является ненужной;

    использует ли объект контроля оптимальное количество ре­сурсов (персонал, оборудование и сооружения) для своевре­менного производства или доставки товаров или услуг в над­лежащем количестве и надлежащего качества;

   выполняет ли объект контроля требования законодательства и нормативных правовых актов, регулирующих вопросы приоб­ретения, защиты и использования ресурсов;

   имеет ли объект контроля адекватные системы внутреннего контроля для оценки, предоставления отчетности и монито­ринга экономичности и результативности программы;

   достоверными ли являются показатели экономичности и про­дуктивности, отраженные объектом контроля в отчетах об ис­пользовании средств республиканского бюджета.

При проверке необходимо учитывать два вида показателей эф­фективности:

    показатели, характеризующие прямые результаты деятель­ности объектов проверки;

   показатели, отражающие косвенное влияние на социальные результаты их деятельности.

Для оценки прямых результатов должны применяться показа­тели эффективности использования трудовых, материальных, фи­нансовых и других ресурсов, привлеченных для получения конечных результатов. В таком случае показателем эффективности будет соотношение между произведенными затратами и полученными результатами (выручка или прибыль от реализации товаров, работ, услуг).

Показатели эффективности, отражающие косвенное влияние на социальные результаты деятельности объектов проверки, харак­теризуют последствия для общества в целом. Иначе говоря, на ос­нове этой группы показателей должны оцениваться результаты предоставления бюджетной услуги для ее получателей. Например, в лесохозяйственной деятельности показателями оценки эффек­тивности является уровень проведенных лесозащитных и лесовосстановительных работ, охраны лесов от пожаров и др. По каждому показателю во всех сферах деятельности должна быть установлена нормативная величина (минимально допустимый уровень).



{SHOW_TEXT}

РОЛЬ КОНТРОЛЯ В УПРАВЛЕНИИ ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ ТИПЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ КОНТРОЛЬ НА СООТВЕТСТВИЕ КОНТРОЛЬ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ КОНТРОЛЯ ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ ВЗАИМОСВЯЗЬ И РАЗЛИЧИЯ ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ