Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

КОНТРОЛЬ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Контроль финансовой отчетности, или финансовый аудит {Financial audits) является одним из наиболее урегулированных ти­пов финансового контроля.

Постановлением Совета народных комиссаров СССР от 18.08.25 г. был утвержден Институт государственных бухгалтеров-экспертов в целях содействия правильной постановке счетоводства и отчетности в государственных, общественных и частных пред­приятиях и в государственных учреждениях, обязанных предостав­лять публичную отчетность, и для дачи заключений по всякого рода вопросам счетоводства и отчетности по требованиям государ­ственных органов, учреждений и частных предприятий. Задачей Института государственных бухгалтеров-экспертов яв­лялась также проверка годовых и ликвидационных балансов уч­реждений и предприятий, обязанных предоставлять публичную отчетность.

В Положении о ведомственном контроле за финансово-хозяй­ственной деятельностью объединений, предприятий, организаций и учреждений отмечалось, что контрольно-ревизионные подраз­деления проверяют правильность и достоверность ведения бухгал­терского учета и отчетности, финансовых, кредитных и расчетных операций, своевременность выполнения обязательств перед бюд­жетом.

Тем не менее в настоящее время вопросы проверки бухгалтер­ских счетов и бухгалтерской отчетности наиболее урегулированы в среде коммерческого аудиторского контроля. Являясь предпри­нимательской деятельностью, коммерческий аудит, как и любой бизнес, изыскивал пути повышения эффективности деятельности, развивал стандарты деятельности как средство собственной защи­ты и борьбы с недобросовестными конкурентами. Коммерческий аудит обладает стандартами, методологией и различными методи­ками финансового контроля.

Государственные контрольные органы, решая по сути те же за­дачи проверки бухгалтерских счетов и отчетности, только в отно­шении, как правило, бюджетных учреждений оказались менее обеспеченными в нормативном и методическом плане.

Государственные контрольные органы многих стран в качестве базы стандарта принимают уже созданные в коммерческом аудите стандарты контроля, которые лишь дополняются особенностями их применения в государственной сфере.

Позиция органов внутреннего контроля по отношению к фи­нансовому аудиту неоднозначна: с одной стороны, считается, что нецелесообразно платить дважды за проверку финансовой отчет­ности — внутренним контролерам и внешним аудиторам; с другой стороны, если такая задача ставится, то внутренние контролеры могут по своему усмотрению использовать разработанные коммер­ческими аудиторами стандарты.

Соответственно каждое направление финансового контроля создает систему своих стандартов. Причем такие системы создают­ся как на национальном, так и на международном уровне. В неко­торых случаях существуют и региональные стандарты, например стандарты финансового контроля Евросоюза (директивы). Цели коммерческого аудита определены ст. 1 Федерального за­кона «Об аудиторской деятельности» № 129-ФЗ, а также федераль­ным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.02 г. № 696.

Цель аудита — выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии поряд­ка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Фе­дерации.

Следует обратить внимание, на то, что в соответствии со ст. 1 Закона под аудиторской деятельностью понимается предпринима­тельская деятельность по независимой проверке:

   бухгалтерского учета;

   финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и инди­видуальных предпринимателей.

Иначе говоря, объектов проверки два: бухгалтерский учет и фи­нансовая (бухгалтерская) отчетность. А целью аудита является вы­ражение мнения о достоверности отчетности. Таким образом, не­урегулированным остается вопрос, следует ли аудитору формиро­вать свое мнение относительно правильности ведения бухгалтерского учета аудируемым лицом. Не предусмотрено выра­жение какого либо мнения о данном объекте аудита в стандарте, регулирующем порядок выдачи аудиторского заключения, где идет речь только о достоверности бухгалтерской отчетности. На практи­ке могут возникнуть существенные замечания к бухгалтерскому учету (например, нарушается Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета), но при этом в бухгалтерской отчетно­сти все отражено верно. Такая ситуация неурегулирована норма­тивными актами. Следует отметить, что согласно зарубежной мо­дели аудируется именно бухгалтерская отчетность; при этом по­строение самого бухгалтерского учета является внутренним делом аудируемой организации. Если применяемые ею методы позволяют правильно формировать показатели бухгалтерской отчетности, то действия аудируемой организации являются правильными.

Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях.

Под достоверностью во всех существенных отношениях понима­ется степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчет­ности, которая позволяет пользователям этой отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Для оценки степени соответствия финансовой (бухгалтерской) от­четности законодательству Российской Федерации аудитор должен установить максимально допустимые размеры отклонений путем определения в целях проводимого аудита существенности показа­телей бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчет­ности в соответствии с федеральным правилом (стандартом) ауди­торской деятельности «Существенность в аудите».



{SHOW_TEXT}

СУЩНОСТЬ КОНТРОЛЯ РОЛЬ КОНТРОЛЯ В УПРАВЛЕНИИ ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ ТИПЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ КОНТРОЛЬ НА СООТВЕТСТВИЕ КОНТРОЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ КОНТРОЛЯ ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ ВЗАИМОСВЯЗЬ И РАЗЛИЧИЯ ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ