Образовательный сайт Мушкатовой Марии Сергеевны
Консультации о поступлении
Заочное дистанционное образование с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

 

Реклама:

 

Реклама:



Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

 

 

 

 

КОНТРОЛЬ НА СООТВЕТСТВИЕ

Контроль на соответствие, который выделился из контроля фи­нансовой отчетности в самостоятельный тип финансовой отчет­ности относительно недавно, в широком смысле означает вывод о соответствии какой-либо тестируемой системы заданным параметрам. К контролю на соответствие относится классический конт­роль качества как оценка соответствия заданным стандартам ка­чества. Более частным случаем контроля на соответствие является оценка соблюдения каких-либо отдельных процедур, норм зако­нодательства и т.д.

К контролю на соответствие относятся также процедуры под­тверждения, т.е. заверения относительно соответствия какого-либо заявления факту. В широком смысле нотариус, удостоверяя факт сделки, подтверждает ее соответствие действительности.

Применительно к финансовому контролю контроль на соответ­ствие рассматривается в более узком смысле — только примени­тельно к финансовым аспектам деятельности.

Контроль финансовой отчетности по сути также является кон­тролем на соответствие — контролируется соответствие финансовой отчетности фактам хозяйственной деятельности и их отражению в соответствии с нормами положений по бухгалтерскому учету.

Если же вопросы проверки на соответствие ставятся отдельно, без связи с проверкой финансовой отчетности в целом, говорят о собственно контроле на соответствие как отдельной, специальной задаче.

Наиболее частой задачей контроля на соответствие является проверка на соответствие деятельности организации требованиям законодательства.

Контроль соблюдения законодательства

В соответствии с Инструкцией о порядке проведения ревизий торговой и финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций системы Министерства торговли СССР, утвержден­ной приказом Министерства торговли СССР от 13.05.83 г. № 104 при проверке законности хозяйственных операций, отраженных в первичных документах, хозяйственная операция считается закон­ной, если ее содержание не противоречит действующему законо­дательству, нормативным актам соответствующего министерства и других министерств и ведомств. При этом целесообразность хо­зяйственной операции определяется ее направленностью на вы­полнение задач, стоящих перед ревизуемым предприятием (орга­низацией), при соблюдении законности.

В настоящее время с развитием демократического общества и защиты прав личности вопросы оценки соблюдения законодатель­ства в ходе осуществления финансового контроля становятся до­статочно проблематичными. Поскольку в соответствии с Конституцией Российской Федерации (далее — Конституция РФ), никто не может быть обвинен в нарушении законов, если это не доказано в суде, вопрос о возможности классификации «незаконности» дей­ствий какого-либо должностного лица в процессе осуществления контроля остается открытым.

Многие контрольные органы избегают давать в актах проверок оценку действий как «законные» или «незаконные», используя преимущественно менее прямолинейные словосочетания -«выяв­лено нарушение», «обнаружено несоответствие» и т.д., так как лю­бая обвинительная фраза, если только ее правота не доказана в судебном порядке, может быть рассмотрена как клевета со стороны работника контрольного органа в адрес должностного лица. Дан­ная позиция подтверждается и отсутствием у контролирующих органов функций расследования и дознания, а, следовательно, и сбора процессуальных доказательств (за исключением права изъ­ятия документов, которыми обладают некоторые государственные контрольные органы, в частности, Федеральная налоговая служба). В большинстве случаев при возникновении подозрений в нарушении законодательства материалы проверок по инструкции рекоменду­ется передавать в соответствующие правоохранительные органы. Вопросы совмещения процесса контроля бухгалтерской отчет­ности и проверки соблюдения законодательства в теоретическом и практическом плане урегулированы слабо. С этой точки зрения можно рассмотреть вопросы общей финансовой и специальной аудиторской проверки на соответствие деятельности законодатель­ству.

При проведении общей проверки финансовой отчетности (об­щего аудита) вопросы проверки аудитором соблюдения законода­тельства в большей степени урегулированы федеральным стандар­том аудиторской деятельности № 14 «Рассмотрение аудитором соблюдения законодательства Российской Федерации аудируемым лицом», утвержденным Постановлением Правительства от 23.09.02 г. № 696, в котором отмечается что аудитор не несет ответ­ственности за несоблюдение законодательства Российской Феде­рации аудируемым лицом. Однако периодическое проведение обя­зательного аудита можно рассматривать в качестве сдерживающе­го фактора для несоблюдения аудируемым лицом законодательства Российской Федерации.

Аудитору рекомендуется отслеживать соблюдение тех норма­тивных актов, нарушение которых может оказывать существенное влияние на деятельность аудируемого лица. В частности, несоблюдение определенных актов может привести к прекращению дея­тельности аудируемого лица или поставить под вопрос непрерыв­ность его деятельности — такие последствия, например, могут возникнуть при несоблюдении лицензионных требований и усло­вий или других требований, предъявляемых к деятельности ауди­руемого лица (при несоблюдении банком требований в отношении собственного капитала и в других случаях). Однако конкретный перечень нормативных актов, соблюдение которых подлежит про­верке, не определен. При этом четко проводится разграничение ответственности между руководством проверяемого лица и ауди­тором: аудитору следует получить официальные письменные заяв­ления и разъяснения руководства аудируемого лица о том, что ау­дитору сообщены все известные (имевшие место или возможные) факты несоблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации, влияние которых должно учитываться при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Одной из разновидностью контроля на соответствие является налоговый контроль —контроль за соблюдением налогового зако­нодательства. В этом случае задача более конкретная и вопрос про­верки соблюдения налогового законодательства находится в сфере компетенции контрольного органа. Однако, проверяя правиль­ность уплаты налогов, инспектор может столкнуться с нарушени­ями, например, трудового законодательства, а в настоящее время проблема соотношения целей финансового контроля и проверки соблюдения иных законодательных актов (вне узкой проверяемой финансовой сферы) не решена и требует дополнительного изуче­ния.



{SHOW_TEXT}

РЕВИЗИЯ И КОНТРОЛЬ (теоретические основы) СУЩНОСТЬ КОНТРОЛЯ РОЛЬ КОНТРОЛЯ В УПРАВЛЕНИИ ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ ТИПЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ КОНТРОЛЬ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ КОНТРОЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ КОНТРОЛЯ ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ ВЗАИМОСВЯЗЬ И РАЗЛИЧИЯ ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ