Каждая организация вправе открывать в любом банке расчетные и другие счета для хранения свободных денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.
Организации получили возможность иметь неограниченное количество рублевых расчетных (текущих) счетов, рассчитываться с бюджетом и производить другие расчеты с любого расчетного счета.
Для открытия расчетного счета организация должна представить в учреждение выбранного банка следующие документы:
заявление с просьбой об открытии расчетного счета установленного образца;
карточку с образцами подписей распорядителей средств и оттиском печати, заверенную нотариально;
нотариально заверенные копии устава организации, учредительного договора и регистрационного свидетельства юридического лица;
копию свидетельства о постановке на налоговый учет организации в качестве налогоплательщика;
справки из внебюджетных фондов о регистрации в качестве налогоплательщика страховых взносов.
Иностранные фирмы и совместные организации представляют дополнительно свидетельство о внесении их в реестр организаций с иностранными инвестициями.
После проверки документов в оригинале устава делается отметка с указанием номера счета, которая заверяется печатью банка. Экземпляр карточки хранится у контролера. В случае реорганизации, изменения названия организации, других изменений в банк передается новое заявление об открытии счета.
Обособленным подразделениям по ходатайству головной организации могут быть открыты в их регионе расчетные субсчета или текущие счета. На расчетном субсчете подразделения осуществляют операции, разрешаемые головной организацией (в частности, зачисление выручки, перечисление средств в головную организацию). Текущие счета предназначены только для операций, связанных с выдачей наличных денег обособленным подразделениям.
Налогоплательщики обязаны в 10-дневный срок сообщить в налоговый орган об открытии или закрытии расчетного счета в банке. Нарушение установленного срока влечет за собой взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. Расчетные документы на списание (перечисление) денежных средств с вновь открытого счета не принимаются к исполнению кредитными организациями до получения от налогового органа информационного письма.
Порядок совершения и оформления операций по расчетным счетам регулируется действующим законодательством, а также правилами, инструкциями и положениями Центрального банка РФ. Расчеты в безналичном порядке могут производиться по товарным (оплата за продукцию, товары, работы или услуги) и нетоварным (коммунальные платежи, расчеты с бюджетом, фондами) операциям.
На расчетных счетах накапливаются свободные денежные средства, поступления за проданные товары, продукцию, выполненные работы и оказанные услуги, полученные кредиты банков, займы, поступившие средства целевого финансирования и другие поступления. С расчетных счетов производятся практически все платежи, включая платежи поставщикам за поставляемые материальные ресурсы, выполненные работы и оказанные услуги, расчеты с бюджетом и с внебюджетными фондами, погашение задолженности по полученным кредитам и ссудам, другие перечисления.
Взаимоотношения между организацией и банком оформляютcя договором на расчетно-кассовое обслуживание, в котором фиксируется: перечень услуг, тарифы комиссионных вознаграждений за услуги, сроки обработки платежных документов, условия размещения средств, права, обязанности и ответственность сторон. 3а несвоевременное или неправильное списание и зачисление средств владелец счета вправе требовать от банка уплату штрафа в размере 0,5 % суммы за каждый день задержки, если иное не установлено договором. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем рассматриваются сторонами без участия банка.
Платежи с расчетных счетов организаций осуществляются в последовательности, определенной п. 2 ст. 855 ГК РФ:
списание денежных средств по исполнительным документам о возмещении вреда здоровью и о взыскании алиментов;
списание по исполнительным документам о выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору (контракту);
оплата труда работников и отчисления в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования; платежи в бюджет и другие внебюджетные фонды;
списание по исполнительным документам по другим денежным требованиям; списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
Операции по расчетным счетам банки производят с согласия и по поручению владельцев счетов. Без согласия организации в бесспорном порядке списываются денежные средства по инкассо в соответствии с решением Государственного арбитража, народного суда, налоговых или финансовых органов (недоимки, пени по налогам и сборам), списание таможенными органами сумм таможенных платежей и пеней, в иных случаях, предусмотренных договором между банком и клиентом. В безакцептном порядке оплачиваются счета энергоснабжающих, теплоснабжающих и водопроводно-канализационных организаций.
Гражданским кодексом предусмотрено, что клиент может дать распоряжение банку о списании денежных средств со счета по требованию третьих лиц (например, расчеты по инкассо - банк производит операцию на основании инкассового поручения, выставленного поставщиком клиента). Банк принимает эти распоряжения, если указанные в них данные позволяют идентифицировать лицо, имеющее право требовать списания средств со счета. Порядок списания средств по требованию третьих лиц оговаривается в договоре банковского счета.
Не допускается ограничение прав клиента на распоряжение денежными ресурсами, находящимися на счете, за исключением наложения ареста на денежные средства либо приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом.
Наложение ареста представляет собой временное прекращение операций по списанию средств с банковского счета. При этом договор на расчетно-кассовое обслуживание не расторгается. Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» предусмотрено, что решение о наложении ареста принимается судом, арбитражным судом, а также органами предварительного следствия с санкции прокурора.
К основным документам, используемым в безналичных расчетах, относятся:
договор (поставки, купли-продажи и др.);
заявление на открытие счета (форма № 0401025);
карточка с образцами подписей и оттиска печати (форма № 0401026);
платежное поручение (форма № 0401060);
сводное платежное поручение;
платежное требование-поручение (форма №0401064);
платежное требование (форма № 0401061);
заявление на аккредитив (форма № 0401063);
заявление на выдачу чековой книжки;
чековая книжка;
реестр чеков (форма № 0401007);
выписка из расчетного счета.
Документы по безналичным расчетам плательщика, получателя и обслуживающих их банков должны быть тщательно заполнены с указанием обязательных реквизитов:
идентификационные номера организаций;
название и местонахождение;
коды расчетных и корреспондентских счетов.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению для обобщения информации о наличии и движении денежных средств на расчетном счете организации используется балансовый счет 51 «Расчетные счета». Сальдо счета 51 указывает на наличие, свободных денег на расчетных счетах организации на начало и конец месяц; оборот по дебету характеризует суммы, поступившие на расчетные счета, а по кредиту - суммы, перечисленные со счетов. Учет движения денежных средств на счете 51 может быть организован с использованием субсчетов.
После получения выписки банка бухгалтер должен сделать следующее:
сопоставить остаток средств на расчетном счете на конец дня последней выписки с остатком средств на начало дня следующей выписки.
проверить приложенные к выписке оправдательные документы, полноту отражения информации в выписке и арифметические ошибки. Суммы, ошибочно отнесенные в дебет или кредит расчетного счета организации и обнаруженные при проверке выписок банка, отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям». О всех обнаруженных ошибках делается письменное сообщение банку. Приложенные к выписке документы обязательно погашаются специальным штампом банка. проставить суммы в банковской выписке - отметка на полях выписки номера соответствующего корреспондирующего счета. Порядок дальнейшей обработки банковской выписки зависит от частоты операций по расчетному счету в течение месяца. При малом количестве операций суммы записываются непосредственно в учетный регистр. Если выписки поступают ежедневно, то по счету 51 открывается оборотно-сальдовая ведомость. По окончании месяца в ней подводятся итоги и переносятся в учетный регистр счета 51 и одновременно в регистры корреспондирующих счетов.
Гражданским кодексом предусмотрено, что клиент может дать распоряжение банку о списании денежных средств со счета по требованию третьих лиц (например, расчеты по инкассо - банк производит операцию на основании инкассового поручения, выставленного поставщиком клиента). Банк принимает эти распоряжения, если указанные в них данные позволяют идентифицировать лицо, имеющее право требовать списания средств со счета. Порядок списания средств по требованию третьих лиц оговаривается в договоре банковского счета.
Не допускается ограничение прав клиента на распоряжение денежными ресурсами, находящимися на счете, за исключением наложения ареста на денежные средства либо приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом.
Наложение ареста представляет собой временное прекращение операций по списанию средств с банковского счета. При этом договор на расчетно-кассовое обслуживание не расторгается. Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» предусмотрено, что решение о наложении ареста принимается судом, арбитражным судом, а также органами предварительного следствия с санкции прокурора.
|